Пальчиковые игры Е.С. Железновой.
Пальчиковые игры Е.С. Железновой.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
· Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, при этом сразу отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
· Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
· При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
· Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
· Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
· Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
· Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Предлагаемые пальчиковые игры создавались для своих маленьких учеников, но, надеемся, пригодятся родителям и другим педагогам.
ЗАЙЦЫ
Десять серых зайцев Дремали под кустом, И двое вдруг сказали: «Вон человек с ружьём» Двое закричали: «Давайте убежим!», Двое прошептали «Давайте помолчим!», Двое предложили: «Мы спрячемся в кустах!» А двое вдруг спросили: | Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. |
"Вдруг выстрелит он - «Бах»?" «Бах» - выстрелил охотник, Нажав ружья курок, | Хлопаем в ладоши. |
И десять серых зайцев Пустились наутёк. | Бежим пальчиками по столу или коленям. |
ЖУЧОК
Этот маленький жучок по земле* гуляет, Листик сладенький найдёт | Перебирать пальцами по ступням |
И его кусает. | Щипать ступни |
Чтоб ещё листочек съесть, Хочет он повыше влезть. | Перебирают пальчиками по ногам (со ступней до коленей) |
Этот маленький жучок по траве* гуляет... | Перебирать пальцами по коленям |
Этот маленький жучок по кустам* гуляет... | Перебирать пальцами по животу |
Этот маленький жучок Выше залезает, | Перебирают пальцами по груди |
Вот он ямочку нашёл, | "Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи |
Лёг и отдыхает. | Пальчики сжимаются в кулаки |
Он не будет вас кусать, Хочет он чуть-чуть поспать. | Опускаем голову вниз, глаза закрываем |
ШАРИК
В процессе игры поочерёдно используются обе руки. Сначала "шарик" правая рука, затем - левая. |
Вот шарик маленький смешной, Он хочет поиграть с тобой. | Кончики пальцев соединить (шарик). "Показывают" шарик (вращательные движения кистью). |
Он вверх летел, он вниз летел И на твою макушку сел.* | Движения в соответствии с текстом |
...И на твой носик шарик сел... На твой животик шарик сел Он надоел, и вот смотри: | |
Игла явилась раз, два, три. | Вытянуть указательный палец другой руки |
И вот один короткий взмах, | Кольнуть «шарик» |
Игла кольнула, шарик - бах! | Хлопнуть в ладоши |
ДВОЕ ТОЛСТЫХ ПОРОСЯТ
Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять. |
Двое толстых поросят За воротами стоят. Поросята эти ждут, Что им кушать принесут. | Сгибать и разгибать пальцы в ритме текста. |
Двое толстых поросят Снизу в щёлочки глядят, | Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными. |
Бегают туда - сюда: "Где же вкусная еда?" | Поднять большие пальцы, качать ими. |
Двое толстых поросят В дверь копытцами стучат, | Стучать большими пальцами по ладошкам. |
Вдруг открылась эта дверь: | Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола. |
"Можно выбежать теперь!" | Большие пальцы стучат по столу. |
Двое толстых поросят Громко, радостно визжат: | Вращать большими пальцами |
"Вот корыто, да, да, да, А в нём вкусная еда!" | Сложить ладошки как корытце, большие пальцы внутри"корыта", гладить ладони. |
ЧЕРВЯЧКИ
Ладони лежат на коленях лежат или на столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы). | Раз, два, три ,четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять. |
Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони) | Вдруг ворона подбегает |
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз | Каркает:"Ну, вот обед !" |
разводим руками | Глядь |
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди. | а червячков уж нет! |
ДОМ
Я хочу построить дом,
Руки над головой "домиком"
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко"
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены
Пёс ворота охранял.
Одна рука "пёс" мизинец отсоеденить от других пальцев
Чтоб на травке жил жучок,
«Бегаем» пальчиками по ладони второй руки
Бегал быстрый паучок.
Поменяв руки, «бегаем» по второй руке до локтя вверх - вниз
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены
дождик шёл,
"Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх
Чтоб флажок на доме был,(показываем « флюгер» одной рукой) А за домом ежик жил.(руки - в « замок, пальцы –вверх)
ЗАГАДКА.
Как дерево высокий,
Встать на носочки, поднять руки вверх
Как бегемот широкий,
Опустившись на всю ступню, руки развести в стороны
Маленький как мышка,
Присесть, сжавшись в комочек
Тоненький как книжка.
Встаём на ноги, ладони прижимаем друг к другу
РАДУГА
Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты
Домами,
Руки сложены над головой крышей
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы
КРОЛИК
Маленький кролик с большими ушами,
Кисти прижать к голове, как ушки
Розовым носом,
Указательными пальцем дотронуться до носа
Смешными усами
Указательные пальцы прижаты к губам
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Роем норку (колени)
Чистит он шёрстку себе
"Чистим шёрстку"
Или спит.
Руки складываем, кладём под щёку
Кролик ушами всегда шевелит.
Шевелим "ушами"
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки
ГВОЗДИ.
Бом, бом, бом,
Будем гвозди вырывать.
И все гвозди разогнул.
МЫШКА.
Маленькая мышка
И заглядываем в него.
В ГНЕЗДЕ.
Сжимает правый кулачок.
МОИ ВЕЩИ
Вот это - мой зонтик ,
Я в дождь хожу с ним
Поднимаем правую руку над головой,
сгибаем её (зонтик)
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
"Барабаним" пальцами левой руки по
правой (зонтику)
А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты
Могу почитать,
Раскрываем ладони "книжечкой"
Могу вам картиночки
В ней показать.
Руки вытягиваем, ладони открыты.
Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки
Его я бросаю
Над головой.
"Мячик прыгает" над головой, ударяясь
о ладонь другой руки/ладонь партнёра по игре
А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
Поочерёдно гладим одну руку другой.
Пальчиковые игры Е.С. Железновой.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
· Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, при этом сразу отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
· Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
· При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
· Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
· Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
· Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
· Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Предлагаемые пальчиковые игры создавались для своих маленьких учеников, но, надеемся, пригодятся родителям и другим педагогам.
ЗАЙЦЫ
Десять серых зайцев Дремали под кустом, И двое вдруг сказали: «Вон человек с ружьём» Двое закричали: «Давайте убежим!», Двое прошептали «Давайте помолчим!», Двое предложили: «Мы спрячемся в кустах!» А двое вдруг спросили: | Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. |
"Вдруг выстрелит он - «Бах»?" «Бах» - выстрелил охотник, Нажав ружья курок, | Хлопаем в ладоши. |
И десять серых зайцев Пустились наутёк. | Бежим пальчиками по столу или коленям. |
ЖУЧОК
Этот маленький жучок по земле* гуляет, Листик сладенький найдёт | Перебирать пальцами по ступням |
И его кусает. | Щипать ступни |
Чтоб ещё листочек съесть, Хочет он повыше влезть. | Перебирают пальчиками по ногам (со ступней до коленей) |
Этот маленький жучок по траве* гуляет... | Перебирать пальцами по коленям |
Этот маленький жучок по кустам* гуляет... | Перебирать пальцами по животу |
Этот маленький жучок Выше залезает, | Перебирают пальцами по груди |
Вот он ямочку нашёл, | "Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи |
Лёг и отдыхает. | Пальчики сжимаются в кулаки |
Он не будет вас кусать, Хочет он чуть-чуть поспать. | Опускаем голову вниз, глаза закрываем |
ШАРИК
В процессе игры поочерёдно используются обе руки. Сначала "шарик" правая рука, затем - левая. |
Вот шарик маленький смешной, Он хочет поиграть с тобой. | Кончики пальцев соединить (шарик). "Показывают" шарик (вращательные движения кистью). |
Он вверх летел, он вниз летел И на твою макушку сел.* | Движения в соответствии с текстом |
...И на твой носик шарик сел... На твой животик шарик сел Он надоел, и вот смотри: | |
Игла явилась раз, два, три. | Вытянуть указательный палец другой руки |
И вот один короткий взмах, | Кольнуть «шарик» |
Игла кольнула, шарик - бах! | Хлопнуть в ладоши |
ДВОЕ ТОЛСТЫХ ПОРОСЯТ
Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять. |
Двое толстых поросят За воротами стоят. Поросята эти ждут, Что им кушать принесут. | Сгибать и разгибать пальцы в ритме текста. |
Двое толстых поросят Снизу в щёлочки глядят, | Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными. |
Бегают туда - сюда: "Где же вкусная еда?" | Поднять большие пальцы, качать ими. |
Двое толстых поросят В дверь копытцами стучат, | Стучать большими пальцами по ладошкам. |
Вдруг открылась эта дверь: | Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола. |
"Можно выбежать теперь!" | Большие пальцы стучат по столу. |
Двое толстых поросят Громко, радостно визжат: | Вращать большими пальцами |
"Вот корыто, да, да, да, А в нём вкусная еда!" | Сложить ладошки как корытце, большие пальцы внутри"корыта", гладить ладони. |
ЧЕРВЯЧКИ
Ладони лежат на коленях лежат или на столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы). | Раз, два, три ,четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять. |
Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони) | Вдруг ворона подбегает |
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз | Каркает:"Ну, вот обед !" |
разводим руками | Глядь |
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди. | а червячков уж нет! |
ДОМ
Я хочу построить дом,
Руки над головой "домиком"
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко"
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены
Пёс ворота охранял.
Одна рука "пёс" мизинец отсоеденить от других пальцев
Чтоб на травке жил жучок,
«Бегаем» пальчиками по ладони второй руки
Бегал быстрый паучок.
Поменяв руки, «бегаем» по второй руке до локтя вверх - вниз
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены
дождик шёл,
"Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх
Чтоб флажок на доме был,(показываем « флюгер» одной рукой) А за домом ежик жил.(руки - в « замок, пальцы –вверх)
ЗАГАДКА.
Как дерево высокий,
Встать на носочки, поднять руки вверх
Как бегемот широкий,
Опустившись на всю ступню, руки развести в стороны
Маленький как мышка,
Присесть, сжавшись в комочек
Тоненький как книжка.
Встаём на ноги, ладони прижимаем друг к другу
РАДУГА
Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты
Домами,
Руки сложены над головой крышей
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы
КРОЛИК
Маленький кролик с большими ушами,
Кисти прижать к голове, как ушки
Розовым носом,
Указательными пальцем дотронуться до носа
Смешными усами
Указательные пальцы прижаты к губам
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Роем норку (колени)
Чистит он шёрстку себе
"Чистим шёрстку"
Или спит.
Руки складываем, кладём под щёку
Кролик ушами всегда шевелит.
Шевелим "ушами"
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки
ГВОЗДИ.
Бом, бом, бом,