Целевые ориентиры освоения программы
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ
Основной целью коррекционной работы для детей с ОВЗ является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом следующих принципов:
1. Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка;
2. Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство);
3. Ежедневность (регулярность);
4. Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений);
5. Комфортный для ребёнка темп выполнения;
6. Взаимодействие со всеми специалистами.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:
– развитие игровой деятельности;
– развитие речевого общения с окружающими;
– расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
– развитие сенсорных функций;
– формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
– развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образной и элементов абстрактно-логического);
– формирование математических представлений;
– развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
– воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Организация работы
1. Длительность.
2. Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка.
3. Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
4. Многократное повторение.
5. Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».
6. Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.
7. Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки, загадки, скороговорки, чистоговорки).
8 Занятия должны быть только совместными (взрослый и ребёнок).
9. Обязательно поощряйте детей.
Коррекционная работа осуществляется поэтапно:
На первом этапе создаются условия для установления эмоционального контакта с ребенком и формирование мотивации к взаимодействию с взрослым. С этой целью используются игровые ситуации, сюрпризные моменты с учетом интересов ребенка, проблемные ситуации для вызывания потребностей у ребенка к общению. Этап важен, так как у ребенка не сформировано подражание и ограничены возможности самостоятельного выполнения движения (вследствие интеллектуального или двигательного нарушения).
На следующем этапе подключаются имитационные действия: взрослый показывает весь алгоритм действия, при этом ребенок наблюдает, далее отрабатывается поэлементное выполнение действия одновременно ребенком и взрослым, который выполняет движения рядом с ребенком на таком же материале.
На этапе проб и ошибок взрослый показывает алгоритм действий и предлагает повторить его ребенку. Ребенок выполняет и в случае ошибки, взрослый указывает, что действие совершается неверно и стимулирует к поиску правильного способа выполнения. Если ребенок самостоятельно не способен исправить ошибку, взрослый вновь возвращается на этап имитационных или совместных действий. После того, как ребенок научится выполнять данное действие по образцу без ошибок, можно переходить к этапу словесной инструкции. Вначале ребенок действует, опираясь на поэлементную инструкцию, а затем ориентируется на целостную многоступенчатую, отражающую весь алгоритм действий. Подобную поэтапную работу необходимо проводить при ознакомлении и отработки до автоматизации каждого нового действия.
Таким образом, коррекционная работа с детьми с ОВЗ в ДОУ носит личностно-ориентированную направленность, проводится систематически, с поэтапным усложнением содержания материала и постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка обеспечивает гибкую адаптацию индивидуальной программы.
Содержание психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ
Таблица
Месяц | Содержание | Методическое обеспечение |
Октябрь | 1.Разжимание и сжимание кулачков.«Пальцы делают зарядку»; 2. Игры с бумагой «Складывание различных фигур»; 3. Релаксационное упражнение “Шишки”; 4. Игры с песком «Отпечатки наших рук»; 5. Физкультминутка «Расскажем и покажем»; 6. Игры с пуговицами «Катание пуговицы»; 7. Игры с крупой - массаж ладоней при помощи горошины или фасоли; 8. Игры-потешки «Тук-тук», «Кулачок»; 9. Рисование карандашом, мелками, восковыми мелками; 10. Игры со счётными палочками - перекладывание с одного места на другое; 11. Игры с резинками - растягивать резиночку разными пальцами рук; 12. Игры с прищепками - перекладывать с одной руки в другую. | Бумага, песок, набор пуговиц, крупы (фасоль, рис, гречка, горох), карандаши, мелки, восковые мелки, счетные палочки, набор резинок, прищепки. |
Ноябрь | 1. Разжимание и сжимание кулачков«Две весёлые лягушки»; 2.Физкультминутка «Расскажем и покажем»; 3. Игры с пуговицами – заполнять просторную коробку пуговицами; 4. Игра с бумагой «Разрывание бумаги на мелкие части»; 5. Релаксационное упражнение “Холодно – жарко”; 6. Игра-потешка «Бараны», «Дятел»; 7. Рисование ватой, палочкой, пальчиком, губкой; 8. Игры с крупой - Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;
| Бумага, песок, набор пуговиц, крупы (фасоль, рис, гречка, горох), вата, ватные палочки, губки, счетные палочки, набор резинок, прищепки. |
Декабрь |
| Бумага, песок, набор пуговиц, крупы (фасоль, рис, гречка, горох), кисточки, гуашь, счетные палочки, набор резинок, прищепки, баночки, миски, стаканчики, коробочки, разнообразные схемы. |
Январь |
| Бумага, песок, набор пуговиц, крупы (фасоль, рис, гречка, горох), трафареты счетные палочки, набор резинок, прищепки. |
Февраль |
| Бумага, песок, набор пуговиц, крупы (фасоль, рис, гречка, горох), счетные палочки, ленточки, прищепки. Набор карточек с опорными точками. |
Март |
| Бумага, песок, набор пуговиц, крупы (фасоль, рис, гречка, горох), счетные палочки, прищепки. |
Апрель |
| Бумага, песок, набор пуговиц, крупы (фасоль, рис, гречка, горох), счетные палочки, прищепки, ленточки. |
Май | 1. Пальчиковая игра «Дружба»;
| Бумага, песок, набор пуговиц, крупы (фасоль, рис, гречка, горох), раскраски, счетные палочки, ленточки, прищепки. |