Ознакомление с предметным окружением

Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Объяснять, 79 что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость.

Побуждать сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, мате- риалу), классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда пришел стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.). Предметы имеют прошлое, настоящее и будущее.

Ознакомление с социальным миром

Обогащать представления детей о профессиях.

Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство). Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.

Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.

Формировать элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.). Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика.

Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства). Прививать чувство благодарности к человеку за его труд.

Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине.

Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Рассказывать детям 82 о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

Перспективный план по ознакомлению с предметным и социальным окружением

Таблица

Дата Тема Цель Методическое обеспечение
Сентябрь «Предметы, облегчающие труд человека в быту» Формировать представление детей о предметах, облегчающих труд человека в быту. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.20.   Тема № 1
Сентябрь «Моя семья» Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.22.   Тема № 2
Октябрь «Что предмет расскажет о себе» Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначении. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.24.   Тема № 3
Октябрь «О дружбе и друзьях» Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежлево. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.25.   Тема № 4
Ноябрь «Коллекционер бумаги» Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.27.   Тема № 5
Ноябрь   «Детский сад» Поговорить с детьми о том, почему детский сал называется именно так. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.28.   Тема № 6
Декабрь «Наряды куклы Тани» Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.31.   Тема № 7
Декабрь «Игры во дворе» Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.32.   Тема № 8
Январь «В мире металла» Познакомить детей со свойствами и качествами металла.   См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.34.   Тема № 9
Январь «В гостях кастелянши» Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.35.   Тема № 10
Февраль «Песня колокольчика» Закреплять знания детей о стекле, металла, дереве, их свойствах. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.37.   Тема № 11
Февраль «Российская армия» Продолжать расширять представления детей о Российской армии. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.38.   Тема № 12
Март «Путешествие в прошлое лампочки» Познакомить детей с историей электрической лампочки. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.41.   Тема № 13
Март «В гостях у художника» Формировать представления об общественной значимости труда художника, его необходимости. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.43.   Тема № 14
Апрель «Путешествие в прошлое пылесоса» Вызвать у детей интерес к прошлому предметов. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.45.   Тема № 15
Апрель «Россия-огромная страна» Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется РФ, в ней много городов и сел. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.46.   Тема № 16
Май «Путешествие в прошлое телефона» Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.49.   Тема № 17
Май «Профессия-артист» Познакомить детей с творческой профессией актера театра. См. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, ав. О.В. Дыбина, с.50.   Тема № 18


Наши рекомендации