Вопрос Промышленная графика и её особенности.
Прикладная графика - промышленная графика (товарные ярлыки, фирменные знаки, издательские марки, упаковка, различные рекламные издания), почтовые марки, экслибрисы, денежные знаки, информационные материалы (буклеты, программы, проспекты).
К прикладной графике относятся графические произведения, рассчитанные на практическое применение в быту. В задачу прикладной графики входит художественное оформление предметов быта. Иногда этот вид графики называют графикой малых форм, художественно-производственной графикой или (не совсем точно) промышленной графикой. Почти все формы прикладной графики рассчитаны на полиграфическое воспроизведение и тесно связаны с текстом. Произведения прикладной графики столь многочисленны, что трудно составить даже их простой перечень.
Видное место занимают художественное оформление упаковки и создание этикеток для различных товаров. Сюда относятся этикетки для парфюмерии, вин и напитков, оформление коробок для кондитерских изделий, табака и папирос, для обуви и головных уборов, создание оберток для конфет, конвертов для граммофонных пластинок и многое другое. Непременными требованиями к этому виду прикладной графики являются простота и изящество, соответствие украшения форме упаковки и назначению товаров, применение современных материалов. Не последнее значение имеют простота и дешевизна изготовления. Из художественного оформления товаров необходимо решительно изгонять унаследованные от прошлого нелепую пышность, обильную позолоту, применение цветных фотографий и картинок вместо простого и благородного графического изображения.
Отдельную группу прикладной графики составляет оформление различных проспектов, театральных и концертных программ, пригласительных билетов, адресов, почетных грамот, буклетов для туристов, ресторанных меню и т. д. Необходимо, чтобы эти распространенные в быту вещи были оформлены красиво, современно, а внешний вид их соответствовал назначению, чтобы все элементы оформления гармонировали с текстом. Надо всячески избегать старомодных приемов тиснения и позолоты, безвкусных вензелей, виньеток и росчерков. Тем же требованиям должно отвечать оформление поздравительных и юбилейных художественных открыток, конвертов, бланков, телеграмм и т. д.
Искусство почтовой марки, в связи с ее особой ролью, разнообразием тематики, принципами композиционного и декоративного решения справедливо называют микроплакатом. Сходно с ним по своему характеру и искусство этикетки для спичек. Можно лишь сожалеть, что очень красивая гравированная марка почти исчезает и что появляется множество марок-фотомонтажей, марок - уменьшенных станковых произведений, ничего общего не имеющих с искусством графики.
Очень своеобразным жанром прикладной графики, имеющим большую историю и традиции, является искусство книжного знака. Книжный знак - графическое произведение малого размера, отпечатанное в виде ярлычка. Книжный знак наклеивается на внутреннюю сторону переплета книги и обозначает, в какую библиотеку входит, кому принадлежит данная книга. Книжный знак часто печатается с авторской печатной формы и отлично вяжется с обликом книги. Рисунок на книжном знаке отражает профессию, склонности и вкусы владельца книги или указывает характер, направленность библиотеки. Эти черты выражаются в форме символа или иносказания. На книжном знаке имеется надпись "Ex libris" (в переводе с латинского - "из книг"), фамилия или инициалы владельца и иногда краткие афористические изречения. В нашей стране, где собирание библиотек стало повсеместным явлением, книжный знак, как искусство высокой культуры, должен получить широкое распространение. Уже известны примеры создания книжного знака для коллективных, общественных библиотек. Замечательно красивые книжные знаки создают художники Советской Эстонии - X. Мугасто, А. Лайго, О. Кангиласки, Г. Рейндорф, Е. Лепп, П. Лухтейн. Современный прогрессивный американский художник Р. Кент создал множество превосходных книжных знаков.
Художники-графики работают также над созданием фабричных, издательских и торговых марок, эмблем различных обществ и организаций, создают оригиналы денежных знаков, облигаций, лотерейных билетов и других государственных документов. Таков далеко не полный перечень произведений прикладной графики.
Советская графика развивалась, утверждая передовые, прогрессивные идеи коммунистической партии, мужала и крепла в борьбе с чуждыми нам течениями .в искусстве. На всех этапах истории нашей Родины советские графики своим творчеством активно и страстно участвовали и участвуют в жизни страны, отдавая свои силы, свой талант великим целям победы коммунизма.
16 вопрос. Оформление книги
Обложка – первое, что мы видим. Она бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твердой, из картона, - тогда ее называют переплетом. В старину переплеты делались из кожи, которая украшалась тисненым рисунком с золотом. Для особо ценных книг на переплете укреплялись ценные застежки. Некоторые по краям обрамлялись уголками, вырезанными из металла. Обложка «одевает», «прикрывает» книгу. Это «покрышка» книжного блока. На ней печатается фамилия автора, название книги, иногда название издательства и год издания. Обложка защищает страницы текста от повреждений, оберегает их.
Переплет, как и обложка, - «визитная карточка» книги, и лицо. Переплет, в отличие от обложки, делается из плотного картона, покрытого кожей или ее заменителем, тканью, бумагой.
Суперобложка. У современных книг иногда поверх твердого переплета надевается еще одна бумажная обложка – на ней помещен какой-нибудь рисунок и написаны имя автора и название книги.
Суперобложка должна заинтересовать читателя. Книга в суперобложке как подарок к дню рождения. Она должна открыть книгу для читателя и сделать это живо и непосредственно, рассказать, о чем книга (роман, популярный очерк или научный труд), на кого рассчитана (дети, взрослые). Суперобложка способна передать и стиль повествования, его эмоциональную окраску и во многом позицию автора. Разумеется, ни одна Суперобложка не ставит перед собой задачи охарактеризовать книгу со всех сторон. Но отдельные черты, чаще всего наиболее существенные для данного издания, она отражает успешно.
Откроем книгу. Слева – изнанка переплета, справа – первая страница книги. Эти два листа образуют, разворот, который называется форзац. Такой форзац есть и в конце книги. Это лист бумаги, соединяющий основную часть книги с крышкой переплета. Часто это просто белая бумага, и тогда назначение форзаца только техническое. Но иногда оформитель использует форзац для того, чтобы сразу, с первой минуты, еще до текста, даже до титульного листа, создать у читателя определенное, соответствующее именно этой книге настроение. Тогда на форзаце печатают важнейшие справочные сведения, таблицу, карту, декоративный рисунок. Форзац – в переводе с немецкого – перед текстом. Перевернем страницу.
Слева – фронтиспис – иллюстрация перед титульным листом. Говорит о самом главном, что есть в книге. На нем может быть портрет писателя или иллюстрация, отражающая основную мысль книги.
А справа – титул (титульный лист) – первая страница книги, на которой напечатана фамилия автора и заглавие, подзаголовок, название издательства, место и год издания книги, т.е. выходные данные.
Титульный лист – как бы лицо книги, дверь в нее. Особенное свойство. Когда мы рассматриваем его, мы как бы мысленно готовы идти в глубь книги, в лежащую перед нами стопку листов.
Иллюстрация - (с лат. освещение, наглядное изображение) – область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературного и научного произведения. Иллюстрация объясняет, дополняет, помогает понять текст.
«Буквица», или «инициал» - укрупненная заглавная буква, с которой начинается книга, глава, иногда абзац. Облик этой буквы сразу создает настроение читателя, открывшего книгу.
Оглавление. Есть почти в каждой книге. Знакомство с книгой, особенно научной или научно-популярной, опытный читатель начинает именно с оглавления. Оглавление помогает найти в книге тот раздел, который вам нужен, если вы не собираетесь читать книгу целиком, а хотите познакомиться только с частью книги.
Разворот (полигр.) — две смежные страницы (левая — четная, правая — нечетная) издания, расположенные на одном печатном листе. На развороте обычно размещаются элементы издания, требующие большой площади: двойной титул, распашные таблицы, крупноформатные иллюстрации и т. п.
Вопрос
Функциональные обязанности графического дизайнера может варьироваться в зависимости от типа компании (рекламное, полиграфическое агентство, издательство и т.д.), однако можно выделить основные задачи и этапы деятельности дизайнера.
Прежде всего, дизайнер разрабатывает концепцию создаваемой рекламной или полиграфической продукции. В этом ему может помочь служба маркетинга и бренд-менеджер, которые разрабатывают фирменный стиль компании и хорошо знают 'облик' конкурентов - их логотипы и внешнее оформление. Дизайнер, работающий в издательствах печатной продукции должен первоначально ознакомиться с тематическим содержанием книги, нового номера журнала или газет, чтобы создать соответствующий графический образ в рамках принятого стиля. Дизайнер по упаковке также должен работать в тесном контакте с маркетологом, поскольку упаковка - один из важных инструментов маркетинговой коммуникации. Покупатель 'встречает' товар по упаковке, поэтому значительную роль играет то, какая информация размещена на ней и в какой форме она представлена.
После определения концепции и стиля дизайнер выполняет технологические задачи допечатной подготовки. Допечатная подготовка предполагает создание макета графической продукции.
На этом этапе дизайнер не только разрабатывает графический образ, но и определяет технологические средства, режимы и способы создания макета, поскольку от выбора многих параметров зависит качество печати. Дизайнер должен предусмотреть все возможные сложности, которые могут возникнуть при печати. Также необходимо решить вопросы технологической совместимости программных средств разработчика и типографии, а также использовать те цветовые настройки, размеры макета, которые соответствуют формату, использующемуся в издании. Необходимо, чтобы версия и платформа программного обеспечения соответствовали тем, которые установлены в репроцентре.
Создавая макет, дизайнер должен выбрать те инструменты и настройка программных продуктов, которые позволят добиться идентичной печати макет в различных условиях производства. Вопрос заключается не только в технологической совместимости различных программных продуктов, но и в физике формирования изображения для монитора и печатного устройства, а также в цветовом преобразовании графической информации при печати.
Каждый цвет, который может отобразить монитор компьютера получается в результате аддитивного RGB-синтеза - процесса оптического смешения трех основных цветов (красного, зеленого и синего).
При печати изображения используют совершенно другие приемы работы с красками. Существует стандартный набор базовых красок, при помощи смешения которых наносится изображение на бумагу. Обычно, это голубая (Cyan), пурпурная (Magenta), желтая (Yellow) и черная краски (blacK). По названиям использованных красок была соответствующим образом названа цветовая модель - CMYK.
Процесс преобразования графической информации из RGB-модели в CMYK-модель называется цветоделением. В принципе этот процесс происходит автоматически, но грамотный дизайнер должен уметь управлять цветоделением, чтобы изображение при печати получалось более качественным.
Для выполнения своих функций дизайнеру требуются профессиональные и личностные качества, описанные ниже.
В большинстве случаев дизайнер - это специалист с художественным образованием.
Для выполнения работ дизайнеру по графике необходимо знать:
- технологии допечатной подготовки (общие принципы подготовки макета)
- программы векторной графики (CorelDraw, Free HAND, Illustrator), требования к векторным изображениям , рекомендуемые форматы сохранения векторных данных (PS/EPS, а также PDF)
- основы и программы растровой графики (Adobe Photoshop, Corel PhotoPaint, Painter), требования к растровым изображениям и форматы сохранения данных (рекомендуется хранить растровые файлы в форматах TIFF, EPS, PSD)
- программы верстки (Adobe PageMaker)
- требования, предъявляемые издательствами к принимаемым макетам, сверстанным в одной из распространенных программ макетирования страниц.
- этапы полиграфического процесса , особенности цветоделения и растирования
- направления и стили современных цветовых композиционных приемов
Кроме технологических приемов дизайнер должен владеть основами брендинга, маркетинга, концептуального проектирования. Полезным представляется знание психологических приемов цветового воздействия.
Личностные качества
Дизайнер должен обладать не только теоретическими знаниями, но и талантом их претворения в жизнь. Творческое, креативное мышление необходимо при разработке концепции и формировании образа.
Дизайнеры графики работают с программными продуктами и оборудованием, которое имеет высокую скорость модификации, поэтому для дизайнера важна склонность и желание к постоянному обучению.
Вопрос
Стилизация — это один из приемов визуальной организации
образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали.
В нашей системе стилизация рассматривается в рамках темы о
знакообразовании, а не в теме о выразительности, где она смотрелась бы логичнее, по следующей причине. Стилизация является средством выразительности, это бесспорный и не требующий доказательств факт. В то же время, стилизация является показательным примером создания иконических знаков в дизайне. Стилизованные объекты всегда сохраняют элемент изобразительности, сходства с референтом, но одновременно доводятся до состояния условного изображения, которое должно быть прочитано определенным образом, то есть стилизованный объект – это всегда иконический знак.
Стилизация в изобразительном искусстве существовала всегда, так как в разные периоды человек обращал большее внимание на различные свойства объектов, и соответственно, акцентировал внимание именно на них.
Всегда при изображении одни свойства объектов выделялись, другие игнорировались. Так древнегреческие вазописцы игнорируют объем, создавая точные пропорциональные двухмерные изображения людей, а монахи, рисовавшие миниатюры в Средние века, трансформируют пропорции тела, чтобы выразить некие духовные истины.
Со стилизацией связано понятие стиль – совокупность средств и
методов, единство направления в творчестве. Стиль произведения содержит черты стиля эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека. Общие черты и умонастроения каждой эпохи всегда выражаются через господствующий в данную эпоху стиль.
Например, практически любой художник и дизайнер 60-х годов XX века выражал свои мысли посредством плоских, ярких, скругленных форм,
ритмичных, экстравертированных композиций, что соответствовало настроениям времени – культу молодости, рок-н-ролла, уходу от буржуазной реальности.
Виды стилизации:
а). По собственному существующему признаку. Например, изящество
движений тела, волос и растений сознательно утрировалось в модерне, доводилось до крайности.
б). По привнесенному свойству. Например, стилизация поп-арта
подразумевала разукрашивание тела и лица изображаемого человека в
неестественные яркие цвета.
в). Стилизация под определенный стиль или манеру. Например,
стилизация рисунка под Обри Бердслея, стилизация композиции под барокко. Данный вид стилизации подразумевает не точное воспроизведение данного стиля или манеры, а условное создание образа, в котором используются лишь определенные характерные черты или некоторые детали.
Сознательное искажение формы животных и растений должно подчеркнуть различное эмоциональное состояние или выразить определенный характер.
Эффект стилизованности формы создается в этом случае за счет чисто формальных элементов – характерные линии, добавление тех или иных фигур, орнаментов, вытягивание и утрирование отдельных элементов.
Иконические знаки обозначают материальный объект в любой степени его достоверности или стилизации, то есть иконическим знаком можно считать знак, похожий на обозначаемый объект.
Знаки-индексы всегда имеют строго фиксированное однозначное прочтение. Например, символ «@» — коммерческое at, или, проще говоря, собака, прочитывается нами однозначно и не имеет сходства со своим объектом. В качестве примера также можно привести графическое обозначение направления движения в виде указательной стрелки или знак, принятый в качестве обозначения валюты, например евро, на деньгу не похож, но однозначно ее обозначает.
Знаки-символы устанавливают со своим объектом сложную связь, трудно прочитываемы вне контекста. Примером могут служить символы письменности различных древних культур, имеющие конкретное значение, доступное только пониманию профессионалов. В отличие от индексов, символы более органичны и имеют схожесть с художественным образом.
Вопрос
Образ — визуальный образ, зрительный образ, изображение.
Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.
Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).
Художественный образ создается на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстрата искусства. Например, смысл, внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки — акустическими качествами музыкального звука. В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства.
В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.
Художественный образ, так же как и искусство в целом, является сложнейшим и многогранным продуктом творческой деятельности человека. Сущность и черты художественного образа изучают и философы, и эстетики, и теоретики искусства, и художники. Изучают образ с точки зрения его идеологического, познавательного значения, и в этом состоит новое (научное) знание о жизни; изучают и с точки зрения чувственного познания во всем его многообразии, которое отражено в категориях эстетики и психологии художественного творчества.
Для того чтобы правильно понимать и глубже усваивать теоретические основы композиции, нужно знать сущность, основные черты, свойства, качества художественного образа.
Начать нужно прежде всего с сущности искусства вообще. Искусство — это специфическая область человеческой деятельности, через которую познается объективная реальность. Познание это осуществляется в специфической для искусства форме, в форме художественных образов.
Художественный образ — это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей.
«Образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» — так определяет Л. И. Тимофеев образ в литературном творчестве. Но такое определение вполне подходит и для других искусств, в том числе и для изобразительного искусства. Если проанализировать это определение, то можно увидеть, что художественный образ характеризуется несколькими важными чертами или свойствами. Ими являются: 1) наличие индивидуального, характерного, 2) наличие общего, типического, 3) наличие эстетического отношения художника (писателя) к отображаемому, 4) наличие вымысла (работа творческого воображения) и художественного понимания, включающего в себя как наглядно-образное, так и абстрактно-теоретическое мышление, т. е. работу разума (рациональное в художественном образе). Очевидно, к этим важнейшим, основным чертам художественного образа следует добавить еще такие, обязательно присущие каждому настоящему художественному образу черты, как новизна, объективность и субъективность.
Вопрос
Композиция (сочинение, составление, расположение л а т.) объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание. Композиция строится на соподчинении с главным сюжетно тематическим центром всех менее значительных элементов построения. Предметно смысловым элементам композиции неизменно содействуют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный акцент и различные контрасты. Существует бесконечное число потенциально удовлетворительных комбинаций. Но ни одна из них не является единственно правильной, хотя некоторые могут показаться лучше других.
Гармония - это совместимость элементов, составляющих композицию. Каждый элемент дизайна должен дополнять другой, например цветом, формой, размерами или структурой. Если в дизайне присутствует гармония, то его тему очень просто увидеть, она может быть утонченной, броской, смешной и т.д. Проще всего гармонию заметить в цвете. Если в дизайне используются приятные, совместимые цвета, то он гармоничен.
Тон — одна из трёх основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и светлотой. Тон определяется характером распределения излучения в спектре видимого света, причём, главным образом, положением пика излучения, а не его интенсивностью и характером распределения излучения в других областях спектра. Именно тон определяет название цвета, например «красный», «синий», «зелёный».
Цвет - единственный элемент, присущий всем дизайнам, который может сильно повлиять на результат композиции. Только один этот элемент может достигнуть любой из принципов, необходимых для хорошего дизайна; понимая его до конца. дизайнер сделает композицию сильной. Зрительно цвета воспринимаются как " приближающиеся " или " удаляющиеся ". Теплые цвета, такие как красный и желтый, кажутся более близкими, в то время как холодные ( напр. голубой, зеленый ) - более дальними.
Цветовой круг дает наглядное представление об основных понятиях цвета и традиционно состоит из 12-ти " чистых " цветов. Существует три основных или первостепенных цвета, из которых исходят все остальные цвета. Это красный, желтый и синий цвета. Три второстепенных цвета создаются комбинацией двух основных. Это оранжевый ( красный и желтый ), зеленый ( желтый и синий ) и фиолетовый ( синий и красный ) цвета. И, в заключении, шесть промежуточных цветов, которые образуются смешиванием основных и второстепенных цветов -это желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый, красно-оранжевый и желто-оранжевый цвета.
Чтобы получить различные оттенки чистых цветов, в них добавляют белый, черный или серый цвет. При добавлении белого, получается светлый оттенок (например, розовый цвет является светлым оттенком чистого красного цвета). При добавлении черного, получается темный оттенок (например, бордовый цвет является темным оттенком чистого красного цвета). При добавлении серого, получается тусклый оттенок или " тон " (например розовый цвет является тоном чистого красного цвета).
Термин "форма" относится к пространственным композициям (из трех измерений), что выражается в высоте, ширине и глубине. Наиболее типичные формы -это круг, треугольник и линия. Так же как и баланс, форму следует определять до начала дизайна, так как она определяет расположение первых элементов. Форма присуща в той или иной степени любой композиции. Форма типа или стиля зависит от расположения элементов, также как и от цели дизайна.
Масштабом называют отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта.
Масштаб достигается грамотным применением систем пропорционирования. Расчленяя форму на отдельные детали, можно тем самым добиться нужного масштаба. Форма будет восприниматься более интимной, менее значимой. И наоборот, укрупняя ее, сопоставляя с мелкими, специально введенными и уменьшенными элементами (то есть применяя контраст), можно создать более монументально воспринимаемую форму, придать ей большую значимость.
Небольшое по размеру произведение может иметь крупный масштаб, выражать монументальные образы. И наоборот, значительное по величине произведение воспринимается порой как камерное.
Владея таким инструментом, как масштаб, художник способен создавать различные волнующие его художественные образы независимо от размера произведения.
Масштабность сооружения определяется тремя моментами: отношением всего сооружения к человеческому росту, отношением к пространству, окружающему сооружение или находящемуся перед ним, и, наконец, отношением абсолютных размеров всего сооружения к привычным и оптимальным размерам его элементов. Поэтому впечатления масштабности нельзя достигнуть пропорциональным увеличением или уменьшением в большом или малом здании тех элементов, которые мы в нашем представлении привыкли связывать с определенным размером.
Вопрос
Восприятие человеком окружающего мира, формы освоения, познание этого мира, зависят от психо-физического устройства организма человека, от устройства органов восприятия, высшей нервной деятельности, мозга. Про водником, посредством которого осуществляется связь человека с миром, являются эмоции. "Эмоция - результат оценки самим организмом своего отношения со средой", - писал Л. Выготский, Эмоции способствуют ориентации человека в мире, предостерегают от опасности, поощряют и т. д. Положительные и отрицательные эмоции, начиная с реакций на простейшие ощущения и заканчивая сложнейшими психическими переживаниями, способствуют нормальной жизнедеятельности человека во всех сферах его существования как на низшем биологическом уровне, так и на уровне высшей духовной деятельности.
Эмоции тесно связаны с понятием гармонии, ибо гармоническое начало в природе и в социальной жизни (в том числе и в искусстве), благотворно для человека и "поощряется" его эмоциями. М.Каган пишет: "Искусство доставляет нам наслаждение постольку, поскольку форма художественного произведения обладает высокой упорядочностью, совершенной организованностью в соответствии с особенностями выраженного этой формой содержания". В художественном произведении способность его формы к эмоциональному воздействию является первостепенным условием для того, чтобы произведение могло быть воспринято и понято. "От эмоции формы - к чему-то, следуюшему за ней, - писал Л. Выготский, -...начальный и отправной момент, без которого понимание искусства не осушествляется вовсе, есть эмоция формы...".
Художественно-образное мышление
В качестве непосредственного материала для формирования художественного образа выступают обобщения на различных уровнях, сопоставления, типизации как явлений действительности, так и самих изобразительных действий и материала.
Основой создания художественного образа является формирование образного замысла-представления.
Характерной его чертой является синтез эмоциональных и рациональных начал.
Технико-аналитическая грамота включает в себя следующие узловые моменты:
1) знание пространственных особенностей натуры (перспектива, теория теней);
2) знание изобразительных возможностей рисунка (линия, тон, их взаимодействие);
3) значение способов проверки правильности изображения (анатомия, различные сверки, классические каноны);
4) знание изобразительных материалов и способов работы с ними (качество бумаги, графические средства).
Художественно-образное мышление, кроме того, предполагает:
эстетическое восприятие и оценочное суждение об изображаемом;
наличие выразительных образных сопоставлений с достаточной степенью утонченности;
ясное представление об изображаемом объекте и хорошем законченном рисунке;
способность к синтезу представлений, в результате которого формируется художественный образ.
При оценке результатов рисования, кроме прямого показателя успеха или неуспеха в решении основных изобразительных задач определенной трудности, должны приниматься во внимание следующие особенности изобразительных действий:
степень соотнесенности изобразительных действий с поставленной установкой, первоначальным замыслом;
степень развития способности к произвольному представлению;
степень осознанности изобразительных действий (их возможный объем);
степень совмещения нескольких представлений о модели;
представление о законченности графических изображений.
Кроме того, исходя из психологических закономерностей становления художественного образа, можно определить ряд опорных точек в учебном рисунке, которые дают возможность сопоставить полученные законченные изображения с требуемым уровнем образно-аналитического освоения модели:
представление о воспринимаемом предмете и законченном рисунке (оно основывается на знаниях о пространственных особенностях модели, об изобразительных материалах и способах работы с ними);
наличие запаса образных сопоставлений, умение варьировать ими (это определяется как степенью соответствия изображаемого объекту рисования — пропорции, пространственное положение, конструкции и т. д., так и выразительностью формы);
эстетическая ценность рисунка (определяется знанием изобразительных и выразительных возможностей рисунка, культурой использования изобразительных средств);
способность к синтезу представлений в рисунке (определяется образностью композиции, умением воплотить замысел в рисунке).