Текст №32. В гостях у медведя
Чичиков еще раз искоса взглянул на Собакевича, на этот раз он ему очень показался похож на средней величины медведя. Для полноты сходства на Собакевиче был медвежьего цвета костюм, рукава были длинны, панталоны были длинны, он ступал своими ступнями и вкривь и вкось и постоянно наступал другим людям на ноги. Цвет лица его был каленый, горячий, как на медном пятаке. Известно, что есть много лиц, над которыми природа не использовала никаких мелких инструментов: буравчиков, напильничков и так далее, а просто рубила с плеча: махнет — нос получился, еще раз махнет — подбородок. После того, не обскобливши, пустила в свет, сказав: «Живет!»
Именно такой вид был у Собакевича. Держался он более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе, отчего никогда не смотрел прямо на собеседника, а на дверь или в угол печи. Чичиков еще раз посмот-рел на него: медведь! Совершенный медведь! У него даже имя: Михаил Семенович! Зная за Собакевичем привычку наступать на ноги, Чичиков очень осторожно передвигал своими, пропускал хозяина вперед. Хозяин, казалось, сам знал за собой этот грех и тут же спросил, не побеспокоил ли он Чичикова. Но Чичиков ответил, что пока еще не произошло никакого беспокойства.
Войдя в гостиную, Собакевич указал на кресло и сказал Чичикову: «Прошу!» Садясь в кресло, гость взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах были все греческие полководцы, гравированные во весь рост. У них были такие толстые ляжки и такие большие усы, что дрожь проходила по телу. Среди греческих юношей, непонятно для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом была опять греческая героиня — Бобелина. Одна нога ее казалась больше, чем все туловище тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные. Хозяин, будучи сам человеком крепким и здоровым, хотел, чтобы его окружали такие же люди. Возле Бобели-ны, у окна, висела клетка с дроздом темного цвета, также очень похожим на Собакевича.
Почти целых пять минут сидели молча, раздавалось только постукивание дрозда по деревянной клетке. Чичиков еще раз окинул взором комнату: все в ней было крепко и неуклюже, как и сам хозяин. В углу стояло пузатое ореховое бюро — совершенный медведь. Стол, стулья, кресла — все было самого тяжелого и беспокойного свойства. Казалось, что каждая вещь говорила: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича».
Текст №33. Путь таланта
Передо мной полотна Сурикова. Интересно, почему в одном просыпается талант, а в другом нет?
Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передается по наследству из колена в колено, как цвет волос или характер. Он пробирается вверх по родословной, как огонек по бикфордову шнуру, чтобы в каком-нибудь поколении вспыхнуть ослепительным взрывом. Талант может не проявляться в каком-то поколении, но его песчинка передается дальше, он копится, дожидаясь своего проявления.
Никто не знает, что такое талант и где его искать в человеке, известно лишь, что у одного он есть, а у другого нет. Например, удивительные связки достались именно Шаляпину, Карузо.
Как по бикфордову шнуру, тянулся талант и к Сурикову. Он начал проявляться еще в предыдущем поколении. Отец Сурикова неплохо пел, дядя художника — Хозяинов — писал маслом. Другие его дядья тоже рисовали: копировали литографии. Мать Сурикова, хотя и была неграмотной женщиной, прекрасно плела кружева, вышивала бисером целые картины. Суриков вспоминал: «Мать моя не рисовала, но когда нужно было объяснить старую казачью шапку, она взяла карандаш и неуверенно нарисовала ее: я сейчас же ее увидел».
Талант был как данность. Он был принят в виде таинственной эстафеты. Теперь дело было за другими, внешними факторами, чтобы талант не ушел в другие поколения или не погиб, едва появившись.
Николай Васильевич Гребнев, человек, которому нигде не стоит памятник, больше всех «повинен», что у России есть Суриков. Скромный провинциальный учитель рисования заметил проклюнувшийся из красноярского быта и как бы нездешний росток. Дальнейшее можно сравнить с внимательным уходом садовода за редким цветком, доставшимся ему случайно.
Суриков вспоминал об учителе: «Он учил меня рисовать. Чуть не плакал надо мной. Рассказывал мне о Брюллове, Айвазовском, как тот море пишет, как формы облаков знает. Гребнев брал меня с собой, где акварельными красками заставлял сверху холма город рисовать. Мне тогда одиннадцать лет было. Приносил гравюры, рисунки Рафаэля и Тициана, чтобы я с оригинала рисовал. Я очень красоту композиции любил. А потом и в природе ее видеть начал». К слову, в расцвете славы Сурикова называли «композитором».
Но это все потом. Надо было еще выбраться из красноярской глуши — пересадить растеньице на столичную почву. На поездке в Академию художеств настаивал все тот же Николай Васильевич Гребнев, который, наверное, почувствовал, что теперь он вправе сказать, что прожил на земле не зря.
Текст №34. Святые места
Из чего вырастает огромная любовь человека к Родине?
Мне было двадцать лет, когда после первой получки я приехал в Москву из Воронежа и сразу же пошел на Красную площадь. Я слушал бой часов. Хотелось потрогать кирпичи в стене и камни, выстилавшие площадь. Мимо проходили люди, разговаривали о мелких вещах и не обращали на эту красоту никакого внимания. Я не понимал, как можно идти разговаривать о погоде, когда рядом такая красота. Тогда в Кремль еще не пускали. Я дождался* пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице — «сколько людей прошло».
Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, всегда с гордостью думал, что нигде больше нет площади такой красивой и своеобразной.
Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? А однажды перед войной, как рассказывал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор нашей страны, его вызвали в высокую инстанцию и сказали, что будут сносить храм, чтобы площадь стала просторнее, а ему поручалось сделать необходимые обмеры. Барановский тогда не мог поверить своим ушам, но, к счастью, чья-то мудрость остановила непоправимое действие, и храм остался на месте.
А ведь могли и снести храм, чтобы машинам было свободнее ездить. Но время показало, кто прав. Сейчас Красная площадь вовсе закрыта для машин по причине святости места и большого числа людей, желающих пройти по площади пешком.
Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного, мы преклоняемся перед мастером, сотворившим его. Древние зодчие и живописцы могли выразить свой талант и умение только в постройке храмов и церквей. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
При всей нашей занятости и заботе о хлебе насущном мы должны сохранять и бережно относиться ко всему: к древним постройкам, ремеслам, живописи в храмах, книгам, документам, могилам героев.
Совершая великие дела, мы должны знать, откуда пошли наши корни. Наши дела в совокупности с прошлым, окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим для всех словом «Отечество». Любить Родину невозможно заставить, ее надо воспитывать.
Текст №35. Герои Бородина
К вечеру бой стал затихать. Обе армии стояли напротив друг друга, обессилевшие, поредевшие, но все равно готовые к бою. Французы отошли с занимаемых ими высот, а русские остались там, где остановились к конце сражения.
Сначала Кутузов был намерен с утра возобновить бой и стоять до конца, но когда ему донесли о потерях (а они составляли 45 тысяч убитыми и ранеными), другого решения, как отступать, он принять не мог. Потери французов были еще больше: около 58, 5 тысячи убитых и раненых солдат и офицеров и 49 генералов, но у них не было выбора — им надо было идти до конца.
«Великая армия» разбилась о несокрушимую русскую армию, поэтому Наполеон сказал про эту битву, что в ней «были проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты».
Кутузов же этот день оценил по-другому. Он сказал, что это сражение будет памятником мужества и храбрости русских воинов, когда каждый был готов умереть на месте и не уступить неприятелю.
«Двунадесяти языкам», собранного со всей Европы, противостояло еще большее число русских «языцей», собранных со всей империи.
На Бородинском поле сражались плечом к плечу русские, белорусы, украинцы, татары, грузины, немцы, объединенные чувством долга и любовью к Родине.
Потому поровну крови пролили и положили на весы мужества офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов.
И все же сколь ни ярки были эти вспышки офицерской доблести, они были похожи скорее на праздничный фейерверк, тогда как всесокрушающая солдатская доблесть была подобна лесному пожару, который крушил и испепелял все на своем пути. История сохранила много имен героев Бородина, кавалеров военного ордена Георгия: Петра Милешко, Ефрема Митюхина и многих других.
Это был простой народ, разноязыкий, разноликий, собранный в едином государстве и объединенный общей судьбой.
Это был подлинный патриотизм. Народ-патриот выступил на Бородинском поле истинным творцом истории, он показал всему миру, что нет на земле большей силы, чем народные массы, сплоченные народными вождями для достижения великой, понятной и близкой их сердцу цели.
Текст №36. Москвич Пушкин
Так уж получилось, что Москва с присущей ей беспечной щедростью уступила Пушкина Петербургу. Там он оказался ко двору. Не к царскому, конечно (там сразу не заладилось), а к большому столичному двору, который включал массу людей разных сословий и чинов, которых объединяло то, что все они читали Пушкина.
А ведь Александр Сергеевич Пушкин был уроженцем Москвы. Он родился на Немецкой улице (ныне Баумана), где прожил несколько месяцев. После этого вся семья направилась в имение его деда О.А. Ганнибала — Михайловское. Вернулись Пушкины в Москву в 1801 году и облюбовали окрестности Чистого пруда. Тогда там еще не было бульвара — по пустырю тек ручей. Пушкины часто меняли квартиры. Для нас наибольший интерес представляет дом во владении князей Юсуповых, где Пушкины жили в деревянном особняке недалеко от юсуповских палат.
Детские воспоминания остаются с человеком на всю жизнь, как бы последующая жизнь ни загружала его память. Красные палаты, огромный сад, статуи — все это навсегда поразило воображение мальчика.
Самое подробное описание Москвы у Пушкина можно найти в «Евгении Онегине». Москва — это и сады, и купола церквей, и деревянные дома в старых переулках. Пушкин, с присущим только ему даром очень точно передал неповторимый аромат московского бытия.
Судьбоносной стала для Пушкина Москва, когда в его жизни появилась Наталья Гончарова. Именно отсюда, из дома на Большой Никитской улице после тяжелых признаний, отказов и полусогласий повел Пушкин свою Мадонну к венцу.
Приезжая в Москву в последний, самый сложный период своей жизни, Пушкин всегда находил тепло и уют в не слишком опрятном гнезде добряка, типичного московского чудака Павла Воиновича Нащокина.
Но все же пришло время, когда Москва вернула себе Пушкина. Она не смогла отобрать его у Петербурга {это было невозможно), но бна разделила с ним честь считаться городом Пушкина.
В 1880 году в Москве состоялось открытие памятника Пушкину. До этого памятники ставили только коронованным особам и полководцам. Памятник строили, как храм, на народные деньги. В честь этого события Ф. М. Достоевский написал речь о Пушкине, которую прочел на заседании Общества любителей словесности. Эта речь раскрыла национальное и общечеловеческое значение Пушкина и стала крупнейшим литературным и общрственным событием.