По Ю. Бондареву. Что такое категория красоты в литературе?
(1)Что же такое категория красоты в литературе? (2)И тут возникает миллион вопросов, миллион сомнений.
(3)Красота в отдельных разительных словах? (4)Сравнениях? (5)Метафорах? (6)В ритме?
(7)Или единственная красота — это правда действительности, а литература — лишь повторное, бледный слепок окружающего мира?
(8)И все-таки литература — это вторая жизнь, сконцентрированная во времени правда. (9)Эта увиденная художником глубина истины реального мира, человеческих действий и человеческого бытия, правда окружающих его вещей и есть эстетическая красота в искусстве. (10)Та красота, которая заставляет нас испытывать и чувство восторга, и чувство ненависти. (11)Правда и красота — это познанная сущность характера, явлений, вещей, в которую проник художник сквозь внешнюю их форму.
(12)Каковы же средства познания объективного мира? (13)Главное орудие художника — зрение и слух, реализованные в слово, в мысль. (14)Мысль посредством слова. (15)И слово как выражение мысли. (16)Это нерасторжимо.
(17)Но само по себе слово не может нести всю красоту или некрасоту, не может быть прекрасным или дурным, затертым или незатертым только потому, что оно выражает то или иное понятие.
(18)Настоящий художник использует слова, сочетания слов как необходимость, как инструмент, без которого невозможно совершить чудо познания. (19)И дело не в так называемых гладких словах, не в гладкописании фраз. (20)Серьезная проза не может ставить себе цель быть образцово-показательной, то есть такой ватерпасом выверенной, рационально построенной, что глазу не на чем зацепиться. (21)Это ложноклассическое совершенство (во имя ложно понятой красоты) вызывает у нас серую скуку, глаза равнодушно скользят по фразам, ни на чем не задерживаясь, — мы не испытываем толчков волнения.
(22)Слово обретает силу только в том случае, если оно знак «ясновидения плоти». (23)Слово имеет цвет, звук, запах, которые, в свою очередь, обладают энергией, выраженной эмоциональностью. (24)Эта же энергия возникает при точной расстановке слов, при точном эпитете, точном глаголе, точно найденном ритме, ярком сюжете самой фразы, ибо каждая фраза аккумулирует сюжет, мысли, чувства, заряд добра и зла, черного и белого, отрицания и утверждения, стыдливой иронии или же парадоксальности.
(25)Слово — это собственное «я» художника, реализация его сущности, его восприятия. (26)Но словами как первоэлементом человеческого общения оперируют все люди, независимо от того, насколько наделены они чувством гармонии, глубины и красоты. (27)Художник же одарен от природы особой способностью изображать на бумаге словами не плоскостной слепок человека, окружающего мира, отдельного предмета, а глубину его, ощутимую, направленную форму, высекающую чувства и мысль, открывающие в человеке все замочки души.
По Ю. Бондареву*
*Бондарев Юрий Васильевич (родился в 1924 г.) – прозаик, публицист, участник Великой Отечественной войны, автор книг, посвящённых военному времени.
Сочинение
Красота. Это явление сложное, многоплановое, это эстетическая категория, обозначающая совершенство. Прекрасное – это гармония, вызывающая у человека наслаждение. А что такое категория красоты в литературе? Эту проблему пытается решить Ю. В. Бондарев.
Писатель и публицист отмечает её сложность: она рождает «миллион вопросов, миллион сомнений». Свою позицию он формулирует так: литература – это сконцентрированная во времени правда, увиденная художником глубина истины реального мира, это та красота, которая заставляет нас испытывать и чувство восторга, и чувство ненависти. «Правда и красота — это познанная сущность характера, явлений, вещей, в которую проник художник сквозь внешнюю их форму».
Бондарев пытается показать , как художник познает мир и реализует это познание в литературе. Главное орудие писателя – слово как выражение мысли. Только художник, одаренный талантом, может передать в слове окружающий мир, «высечь мысли и чувства». Да, всё эти размышления сложны, но я думаю, что они верны. Некоторые книги читаешь, скользя глазами по строчкам, а другие рождают в тебе множество мыслей и чувств, ты тоскуешь вместе с героями, радуешься и огорчаешься, порой просто наслаждаешься великолепным слогом писателя.
Так бывает со мной, когда я читаю любимые книги. Не могу без душевного трепета читать роман Ф. М. Достоевского «Идиот». Я сопереживаю трудной судьбе Настасьи Филипповны, мне больно видеть страдания князя Мышкина, я испытываю ужас бессонной ночи ночь над трупом убитой женщины. Это, по-видимому, другая категория эстетики – категория безобразного, но, как писал Ю. Бондарев, «есть красота, которая заставляет нас испытывать и чувство восторга, и чувство ненависти».
«Мир спасёт красота», - писал Ф. М. Достоевский. Его спасёт в том числе и красота слова, литература, которая открывает в человеке «все замочки души». Великий Шекспир в одном из сонетов писал:
Прекрасное прекрасней во сто крат,
Увенчанное правдой драгоценной.
Он говорит о том, что красота сохранится в вечности, если «вся прелесть правды перельется в стих».
Далеко не простой вопрос поднял Ю. Бондарев в отрывке из статьи об искусстве слова, но она по-новому заставила меня взглянуть на проблему назначения литературы. Литература призвана будить в нас мысли и чувства, уметь видеть прекрасное и безобразное, пытаться сделать так, чтобы прекрасного в жизни стало больше.
По Ю. Бондареву. Убыстренный темп современного мира, материальные богатства…