Педагогические условия художественно-эстетического развития младших школьников.

Одним из основных условий развития творческой личности младшего школьника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе и к искусству, в данном случае к изобразительному искусству) и во всех видах деятельности, Безус­ловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Младший школьный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребен­ком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребе­нок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, ре­шать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идет о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Безусловно, должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество. Но в данном случае имеется в виду повседневная жизнь детей.

Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятель­ности детей творческим, ставить детей в ситуации не только худо­жественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на раз­витие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художест­венно-эстетическом развитии младших школьников - организация интересной содержательной жизни ребенка в образовательном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ре­бенка (наблюдения, занятия, игры, посещения театра, экскурсии, общения и т.п.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисун­ков и т.д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, слу­жат и источником для тематического рисования на уроках изобразитель­ного искусства.

Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, воз­можно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие школьника.

Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.

Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-вырази­тельные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного при­своения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характери­зующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование спо­собности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потреб­ности выражать свое мировосприятие в художественной форме, по­требность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. Обучение детей изобразительному искусству должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая поста­новка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественно-эстетической деятельно­сти людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью (об этом неоднократно писали Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Л. А. Раева. Б. М. Неменский, В. А. Мелик-Пашаев и др.) Знания, уме­ния должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимо­стью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобра­зительно-выразительные средства.

В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными. Т. е. применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте (к 7 годам) у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенст­во своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способно­стей младшего школьника в целом.

В контексте развивающего обучения важна формулировка твор­ческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на творческое решение позволяет наиболее полно актуализировать творческие возможности детей. Уровень креативности выше, если дано задание найти творческое решение (О. М. Дьяченко).

Акцент на возможность и необходимость вариативного реше­ния задания должен быть постоянным. Это крайне важно для формирования творческой позиции человека (ребенка) в жизни.

Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие за­дания была восприняты ребенком. Мотивация задания и не про­сто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию зада­чи, поставленной взрослым, важное условие творческой активно­сти ребенка на занятии.

О важности и трудности обеспечения эффективной мотивации говорил Б. М. Теплов. Применительно к деятельности, организо­ванной педагогом, он писал: «Возникает большая педагогическая проблема - нахождение таких стимулов к творчеству, которые ро­ждали бы у ребенка подлинное, действенное желание «сочинять» (Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР.-Вып 11. - М.: Л., 1947.-С. 106.).

Непременным условием организованной взрослыми творче­ской деятельности должна быть атмосфера творчества. Мы имеем в виду стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Б. М. Теплов особое внимание обращал на ис­кренность как главное условие, которое надо обеспечить в дет­ском творчестве. «Без нее все другие достоинства теряют значе­ние...» (Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - Вып 11. - М.: Л., 1947. - С. 106.).

При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощенно, смело, комфортно. Это возможно, если на заня­тии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопережи­вания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах.

Создание атмосферы творчества во многом зависит от общей культуры педагога, понимания существа дела. Воспитателю надо обеспечить бережное отношение к процессу и результату детской деятельности: доброе, чуткое и заинтересованное. Совсем необя­зательно выражать восторг, тем более, если для этого может не быть объективных оснований. Однако доброжелательное и, что не менее важно, систематическое внимание и интерес к деятельно­сти детей крайне важны в развитии творческих потенций ребенка.

Еще одно условие развития творческих возможностей детей - это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее место среди которых имеют предварительные наблюде­ния, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсут­ствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поис­ковую деятельность. Безусловно, атмосфера творчества создается и другими видами искусства, которые не отвлекают ребенка от главного - изобразительной деятельности, а создают эмоцио­нальный фон этой деятельности: вовремя сказанное четверости­шие, пословица, поговорка, спетая песенка, включенная музыка создают настроение, «оживляют» образ.

Очень важно, чтобы использование таких дополнительных средств было именно дополнительным, усиливающим, а не пере­крывающим воздействие на ребенка собственно изобразительной деятельности. Бездумная эклектика средств не углубляет, не уси­ливает доминирующее чувство, а создает эклектику и в чувствах, что мешает творчеству. Б. М. Теплов отмечал, что единственного приема стимуляции детского творчества не может быть, тем более что творчество индивидуально. В связи с этим он говорил о необ­ходимости индивидуального подхода к детям.

^ Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

Существует мнение о возможности прямого формирования творческих способностей. Эта задача учеными решается по-разному. Широкое распространение получила в последние годы методика, прямо направленная на формирование способов творческого мышления путем поиска и разрешения противоре­чий, освоение своеобразных способов решения новых задач (так называемая ТРИЗ - теория решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера, элементы которой применил М. Н. Шустерман). Существует мнение, что творческие способности путем прямого обучения нельзя формировать. Не вникая в существо разногласий, скажем, что, как и любые человеческие способно­сти, творческие способности формируются прижизненно, в ус­ловиях общения людей. Поэтому воспроизводство их в новом поколении без прямого воздействия на детей взрослыми, а зна­чит, без обучения невозможно. Нельзя при этом обучение пони­мать как прямой диктат, тренаж. К тому же интеллектуальное творчество (креативность) не исчерпывает понятие «творчество». Поэтому конкретные пути целенаправленного формирова­ния творческих способностей различны. Один из путей предло­жил еще Л. Н. Толстой, занимаясь со своими учениками в Ясно­полянской школе. Восхищаясь талантами детей, он предложил путь развития их творческих способностей: сначала демонстра­ция образца творческой деятельности (процесс творения на гла­зах у детей); совместное творчество взрослого и ребят; творчест­во детей с минимальной помощью взрослого; самостоятельное творчество детей.

Е. А. Флерина в свое время дала очень точную формулировку соотношения обучения и творчества. Она говорила, что в каждом занятии обучающего характера (деление условно, по доминирующему типу задач) должна быть отдушина для твор­чества, а в каждом творческом занятии - элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка ко все большей самостоятельности и творчеству. Поэтому не следует сводить понимание обучения к способу решения узкого круга задач (формированию знаний и умений), сведению его к про­цессу механического «тренажа», «натаскивания» детей в рамках предельно формализованного обучения - занятия. Занятие проис­ходит от слов «занимать», «занять», «занимательность», об этом тоже следует помнить. К сожалению, распространившееся в прак­тике методических рекомендаций узкое понимание слов «обуче­ние», «занятие» мешает правильному усвоению педагогами некото­рых теоретических положений. Возникает своего рода боязнь этих терминов, и даже стремление изобрести новые (типа «урока радо­сти»), что «засоряет» педагогику и мешает взаимопониманию.

Создание изложенных выше условий развития творчества у де­тей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреж­дению. Необходимо только помнить о весьма существенном заме­чании Б.М. Теплова: художественное восприятие и художествен­ное творчество остаются действительно эстетическими только при том условии, если они доставляют эстетическое наслаждение.

^ 2.Составление календарно–тематического и поурочного планирования.
Кроме конспектов уроков учитель должен уметь составлять годовой
календарный план уроков (можно иллюстрированный).
Выполнять его можно как в виде отдельных карточек с указанием класса, темы, цели, задач и оборудования урока. Здесь возможны рисунки, поясняющие содержание работы, а так же на ватмановском листе.
При планировании важно учитывать следующие принципы:
1.должны быть представлены все разделы программы;
2. необходимо обеспечить последовательность усложнения знаний, умений и навыков, а так же;
3.преемственность между классами;
4.следует учитывать праздники, календарные изменения в природе;
5.необходимо разнообразие видов деятельности, последовательное освоение художественных материалов и техник;
6.следует учитывать межпредметные связи, возможность проведения интегрированных уроков;
7.материал лучше планировать тематическими блоками.
Последние рекомендации по Министерству образования Российской Федерации таковы, что если вы занимаетесь по государственной программе (Кузина или Неменского) или их совмещаете, то в журналах так и записываете не меняя местами ни одного занятия.
Если же у вас индивидуальная программа, то вы пишите объяснительную, краткую характеристику каждого занятия и утверждаете на заседание метод объединения или кафедры. Директор школы ставит печать и подписывает вашу программу.

^ 3.Учет успеваемости.

Один из важнейших моментов урока учет знаний, умений и навыков и выставление оценок.
На данный момент в первом классе оценки не выставляются официально ни по одному предмету (хотя у каждого педагога есть свой журнал с результатами работ учащихся).
По изобразительному искусству в первой четверти или триместре, пока дети не ознакомились с материалами, которыми им предстоит работать, оценок ставить не надо, но обязательно нужно показывать лучшие работы, анализировать их, указывать достоинства и недостатки.
По вопросам оценки знания К.Д, Ушинский говорил, что воспитатель не должен хвалить учащегося в сравнении с другими, а только с его собственными прежними ошибками или еще лучше в равнении с нормой совершенства, которое может быть достигнуто. Не следует так же пренебрегать похвалой, как об этом предупреждает Ушинский, т.е. убивает стремление к совершенству, «кто бранит, тот должен уметь и хвалить».
Наблюдая работу учащихся во время урока при обходе класса во время самостоятельной работы учащегося, не оставлять без внимания ни одного ученика, учитель изучает и оценивает труд каждого. Успеваемость школьников следует учитывать систематически и обязательно указывать в классном журнале и дневниках учащихся. Обычно применяют четыре вида учета успеваемости: предварительный, текущий, периодический и итоговый.
Предварительный - проводится в тех случаях, когда учитель получает новый класс и он должен выяснить уровень знаний, графических и живописных умений и навыков, которыми владеют школьники. Такой учет проводится как в форме практических заданий на разных видах занятий (рисование с натуры, ДПИ, тематическое рисование), так и в форме беседы, т.е. проверка теоретических знаний.
Текущий учет проводится регулярно в процессе всей учебной работы.
Возможны два вида текущего учета:
а) выставление оценок за рисунки после их выполнения;
б) и за устные ответы на уроке.
Оценивать работы учащихся можно сразу
а) в конце урока: ученик поднимает работу, учитель называет оценку и
ставит ее в журнал;
б) учитель проходит по рядам и ставит оценку в альбом, а потом
спрашивает ученика и заносит оценку в журнал.
в) для начинающего учителя оценивать работы учащихся таким образом очень сложно, поэтому выбирается следующий способ: учитель собирает работы и оценивает их, раскладывая на три стопки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). «Неудовлетворительно» я советовала бы совсем не ставить - это пустой лист. Для детей «3» по рисованию уже плохая оценка.
Периодический или четвертной, учет успеваемости за данную четверть, триместр.
Общая оценка выводится на основании всего комплекса работ ученика, все задания должны быть выполнены и оценены.
Итоговый контроль – это оценка работы школьника за год. Ставить оценку за такой предмет как изобразительное искусство очень сложно. Годовая отметка это не только оценки за прилежание, но и характеристика всех успехов ученика.

^ 4.Особенности в рисунках младших школьников.

Характерные черты рисунков детей 6-9-летнего возраста указывают на конкретный, образный, эмоциональный характер детского мышления и особенности их восприятия.
Рисовать любят почти все дети. Делают они это смело, не заботясь о качестве изображения. Детские рисунки отличаются некоторыми свойствами, связанными именно с особенностями их восприятия и отсутствием у них навыков рисования. Вот основные из них:
1.Младшие школьники в своем рисунке часто неправильно передают пропорции изображаемых предметов и пропорциональные соотношения их между собой.

2. Рисуют они, как правило, жирной контурной линией, сильно нажимая на карандаш.
3. Предметы чаще всего изображают мелко, без передачи объема, иногда в выразительном силуэтном повороте.
4.Предметы, чаще всего, располагаются по одной или нескольким горизонтальным линиям (фризовое расположение).
5 Для некоторых рисунков детей характерна множественность точек зрения.
6.Не умеют младшие школьники передавать перспективные сокращения предметов и использовать при рисовании метод загораживания одних предметов другими.
7.Для них свойственна передача второстепенных мелких деталей в рисуемых предметах, в то же время они могут упустить главное, например, характерную форму самого предмета.
8. При работе красками, дети закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде двух отдельных полос (сверху и снизу).
Несмотря на все эти особенности, рисунки младших школьников почти всегда отражают события, связанные с их повседневной жизнью или сюжеты из прочитанных книг, детских спектаклей или мультипликационных фильмов. Посмотрев на рисунки ребенка можно узнать, чем он интересуется, судить об общем его развитии.

^ 5.Критерии оценок работ учащихся
Чтобы объективно оценить работу учащегося, необходимо установитькритерии оценки, определяющие степень усвоения знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства.
^ Общие критерии всех видов рисования.
1Насколько успешно решена в рисунке, поставленная задача (самостоятельность).
2.Каков уровень решения задач, с которыми учащиеся знакомились ранее (способ выполнения).
3.Какова образная выразительность рисунка, гармоничность цветового решения.
4.Насколько аккуратно и чисто выполнена работа (эмоционально, эстетическое отношение к процессу рисования).
При рисовании с натуры учитывается.
1.Композиция.
2.Пропорции.
3.Конструктивное строение объекта (-ов).
4.Передача перспективного сокращения.
5.Передача цвета.
6.Передача объема при помощи светотеневого моделирования предмета и воздушной перспективы.
При рисовании по теме и при иллюстрировании.
1.Композиционное решение темы.
2.Изображение пространства (законы перспективы).
3.Конструктивное строение объекта (-ов).
4.Пропорции.
5.Цвет
6.Передача объема.

Декоративное рисование
1.Композиционное решение орнамента (узора).
2.Умение стилизовать растительные и животные формы.
3.Умение стилизовать реальный цвет объектов.
4.Умение использовать симметрию и ритм.

Наши рекомендации