Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе.

Теории происхождения игры

Название теории игры Авторы теории Сущность теории
1. Теория избытка нервных сил Г. Спенсер, Г. Шурц Игра – это явление, замещающее или компенсирующее активность. Игра – результат чрезмерной активности, которая не может быть реализована в других видах деятельности. Когда у человека нет необходимости мобилизовать все свои силы, появляется их избыток. У ребенка может не быть избытка сил, но сесть силы, которые могут быть реализованы только в игре, так как другие виды деятельности еще не доступны.
2. Теория инстинктивности и функции упражнения в игре К. Гросс Игра – изначальная школа поведения и подготовки к будущей с трудовой деятельности. Игра как средство естественного воспитания и самовоспитания. В игровой деятельности могут упражняться основные все инстинкты, происходит предупреждение и приспособление. Эта теория основана на принципе конвергенции, т.е. сближения внутренних данных и внешних условий.
3. Теория рекапитуляции и антиципации. С. Холл Рекапитуляция – сокращенное повторение основных этапов развития человечества в детских играх. В процессе развития ребенка, в его играх оживают разные виды деятельности, которые появляются на протяжении развития истории человечества. В рамках антиципации, в играх детей предвосхищается их деятельность в будущем.
4. Теория функционального удовольствия З. Фрейд, А. Адлер Игра рассматривается как средство реализации скрытых бессознательных желаний, которые могут иметь эротическую окраску и проявляются в ролевых играх. Игра является источником самоутверждения ребенка. Появление игры и ее своеобразие объясняется реализацией желаний, которые ребенок в реальной действительности реализовать не может. Кроме того, игры возникли для оздоровления психики, снятия психотравмирующих ситуаций. Игра – средство выражения эмоций и чувств и источник наслаждений.
5. Теория отдыха в игре А. Валлон Сравнивая игру взрослого и детей, выделяется главное назначение игры - отдых. Ни один другой вид деятельности не дает возможность одновременно отдохнуть физически, эмоционально и интеллектуально, кроме того во время этого отдыха происходит восстановление физических, эмоциональных и интеллектуальных сил.
6. Теория духовного развития ребенка в игре К.Д. Ушинский Отрицается стихийность игры, признается ее содержательность, которая может использоваться как средство воспитания и самое главное -подготовку к трудовой деятельности. Именно в игре ребенок как бы упражняется в нравственных поступках, учиться взаимодействовать с окружающими и применяет правила поведения.
7. Теория воздействия на мир через игру С.Л. Рубинштейн В игре формируется и проявляется потребность воздействовать на мир, т.к. игра для ребенка – осмысленная деятельность, в которой ребенок реализует различные мотивы человеческой деятельности. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
8. Теория связи игры с искусством и эстетической культурой Платон, Л.С. Выготский, Г.Рид Игра рассматривается как нечто прекрасное и ценное само по себе, т.к. соединяет в себе разные виды искусств. Игра - подготовительный этап для художественно – эстетического воспитания ребенка. игра как собственное художественное творчество детей. Игра -универсальный метод воспитания через искусство.
9. Труд как источник появления игры. Связь игры и труда. Г.В. Плеханов Первоначально дети трудились наравне со взрослым, но с научно –техническим прогрессом трудовые операции стали недоступны детям, появляются уменьшенные орудия труда, т.е. игрушки. Труд первичнее игры.
10. Теория абсолютизации культурного значения игры Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга, Г. Гессе Игра – как средство демонстрации в человеческом обществе ценностей культуры.

Классификация игр



Автор классификации Основание классификации Виды игр
1. Ф.Фребель Влияние на ребенка Умственные игры Сенсорные игры Моторные игры
2. К. Гросс Педагогическое значение игры 1).Подвижные игры Умственные игры Сенсорные игры Игры, развивающие волю 2). Семейные игры Игры в охоту Ухаживание
3. П.Ф. Лесгафт Единство физического и психического развития ребенка Имитационные игры Игры с правилами
4. Н.К. Крупская Участие детей в создании игр Свободные, самостоятельные, творческие игры Игры организованные, с готовыми правилами
5. А.П. Усова Характер правил в игре Игры с фиксированными открытыми правилами Игры со скрытыми правилами
6. Д.В. Менджерицкая Направленность активности детей Творческие игры: А).по содержанию: - отражение быта; -отражение труда взрослых; -отражение общественной жизни. Б).по организации, количеству участников: -индивидуальные -групповые -коллективные В). по виду - игры, сюжет которых придумывают сами дети -игры –драматизации -строительные. Игры с правилами: А).по характеру игровой задачи: -подвижные -дидактические    
7. Т.Н. Доронова Значение игры для развития ребенка Сюжетно – ролевые игры Подвижные игры с правилами Игры – драматизации Результативные игры Дидактические игры
8. Е.О. Смирнова Вид игры Сюжетно –ролевые игры Режиссерские игры Игры –драматизации Игры с правилами: А).подвижные Б).настольные
9. С.Л. Новоселова Инициативность адресата Дети: -театрализованные -режиссерские -сюжетно-ролевые -строительно-конструктивные Взрослые: -дидактические -обучающие Досуговые: -забавы -развлечения -развивающие -подвижные Народные: -традиционно-обрядовые -архаические
10. Р.И. Жуковская Содержание игры -бытовые игры -игры с игрушками –животными -культурно-общественные игры -социально-производственные игры -интернациональные игры -игры на темы литературных произведений -игры –драматизации

Функции игры



Автор Функция игры Сущность
  Шмаков С.А. Социокультурное назначение игры  
Функция межнациональной коммуникации  
Функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики  
Коммуникативная    
Диагностическая  
Игротерапевтическая  
Коррекционная  
развлекательная  
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова   Развитие познавательных процессов - развитие способности к воображению - развитие образного мышления
Эмоциогенная функция - развитие эмоциональной сферы ребенка
Развитие творческих проявлений - развитие активности в реализации собственных намерении, творчества
Л.И. Божович.     Д.Б. Эльконин .   Л.С. Выгот­ский Развитие мотивационно –потребностой сферы - формирование у ребенка стремления к социально значимой де­ятельности - изменение психологической формы мо­тивов от досознательных, аффективно окрашенных, непосредственных желаний к мотивам, имеющим «форму обобщенного намерения, стоя­щим на грани сознательных» -формируется первичное соподчинение мотивов
Д.Б. Эльконин. Преодоление познавательного «эгоцентризма» -принятие ролей в игре и замещение делают необходимой координацию различных позиций ее участников и различных точек зрения партнеров на предмет и роль. В процессе игры дети должны учитывать позиции друг друга в соответствии с ролевыми отношениями, с практикой действий с предметами в зависимости от игрового и реального значения и, наконец, координировать свою позицию с позицией парт­нера по игре
Л.С. Выготский. Формирование идеального плана - значение в коренном преобразовании сознания, заключающемся в отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т.е. в формировании идеального плана сознания. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-об­разного мышления, высших форм перцептивной деятельности, вооб­ражения.  
А.В. Запорожец З.М. Истомина З.В. Мануйленко.   Развитие произвольности действий -Произволь­ное поведение, осуществляемое и контролируемое ребенком в соот­ветствии с образцом и правилом, становится доступным ему благода­ря принятию роли и взаимному контролю со стороны участников иг­ры. Качество произвольности, таким образом, приобретают сенсомоторные функции (А.В. Запорожец), память (З.М. Истомина), поведе­ние (З.В. Мануйленко).  
Е.О. Смирнова. Коммуникативная функция - развитие общения ребенка со сверстниками
Е.О. Смирнова Стимулирующая функция - в игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение, например, рисование
А.К. Бондаренко, С.Л. Новоселова. Функция нравственного развития - патриотическое и интернациональное воспитание -воспитание целеустремленности и организаторских функций -воспитание гуманных чувств и интереса у к труду
С.Л. Новоселова Е.Е. Кравцова Функция подготовки ребенка к школе - развитие произвольности -развитие познавательных функций -соподчинение мотивов -умение действовать по правилу .

VI. Условия для игры.

· Наличие игрового материала

Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Макаренко А.С. Готовый

Полуготовый

Сырье(образно-неоф. материал) – формирует у детей творческие способности

Флерина Е.А. в зависимости от видов игровой деятельности

Сюж Рол Игра – сюжет отобразит материал

Дид.игра – дидактический материал

НО нет игрушек – заместителей сырье.

Зворыгина Е.В. Новоселова С.Л.делят игрушки на 4 группы

1. Реалистические (образец того, что есть в реальном мире – кумиры! – проблема НАЛ - ДЕВ)

2. Условные (народные)

3. Заместители

4. Образно-неоформленный материал

Проблема использования различных видов предметов-заместителей и сырья к различным видам игры и по возрасту.

Уровень

Тематика становится более разнообразной, способность к замыслу проявляется более уверенно, замыслы устойчивые, но способы их реализации все еще заранее не продумываются. Дети стараются использовать знания из разных источников для передачи замысла. Активно участвуют в распределении ролей, стараются действовать в соответствии с ролью. Не всегда осмысливают и выполняют внутренние правила игры. Не всегда согласовывают свои действия с партнерами по игре. Очень эмоциональны, стремятся расширять игровой коллектив. Игры становятся более продолжительными, насыщенными и разнообразными.

Уровень

Тематика и замыслы игр разнообразные, устойчивые, дети умеют выбирать способы реализации замысла, но делают это не всегда обдуманно, наскоро. Комбинируют знания из разных источников, проявляют творчество, стараются входит в образ действуют в соответ-ствии с взятой ролью. Умеют подбирать игровой материал до игры, но чаще делают это по ходу игры. Стараются согласовывать с партнерами по игре замыслы, предметно-игровую среду, сюжет, хотя это у детей не всегда получается. Дети действуют в соответствии с ролью, ролевая речь разнообразная и эмоциональная. Дети осознают и выполняют внутренние правила игры. Под воздействием более активных детей или более интересного замысла могут отойти от своего замысла. Легко вступают в игровое взаимодействие, согласовывают свои игровые действия, роль и речь с партнерами по игре. Игры продолжительные, дети проявляют интерес и творчество.

Уровень

Тематика и замыслы игр разнообразные, устойчивые, дети умеют выбирать способы реализации замысла, и делают это всегда обдуманно. Комбинируют знания из разных источников, проявляют творчество, легко входят в образ действуют в соответствии со взятой ролью. Умеют подбирать игровой материал до игры. Согласовывают с партнерами по игре замыслы, предметно-игровую среду, сюжет. Дети действуют в соответствии с ролью, ролевая речь разнообразная и эмоциональная. Дети осознают и выполняют внутренние правила игры. Легко вступают в игровое взаимодействие, согласовывают свои игровые действия, роль и речь с партнерами по игре. Игры продолжительные, дети проявляют интерес и творчество. Дети умеют распределять роли по справедливости. Умеют выполнять 2-3 роли попеременно. Придумывают и контролируют внутренние правила игры. Игры продолжительны и содержательны.

Задачи

младший (3-4)

1. учить брать на себя роль и развертывать специфическое ролевое взаимодействие.

2 научить выполнять определенные игровые действия вязанные между собой и объединенные одним названием (укладываем спать, кормим. возим)

3. научить выполнять взятую роль в игре с двумя-тремя действующими лицами (взаимодополняющие и независимые роли)

4. Развивать ролевую речь детей

5. обучать использовать предметы заместители

средний 4-5

1. обучать играть с несколькими действующими лицами (2-3 и более)

2. учить называть себя в роли (для развития ролевого взаимодействия)

3. учить самостоятельно развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (дом-магазин; дом- больница)

4. формировать умение при небольшой помощи взрослого выбирать удобное для игры место и организовывать игровую обстановку.

5. учить менять свою роль в зависимости от разных ролей партнера

6. учить менять свою роль в зависимости от меняющегося сюжета

старший 5-7

1. учить самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет, применяя знания из разных источников

2. побуждать предварительно согласовывать: сюжет, распределение ролей, подготовку атрибутов

3 учить попеременно выполнять 2-3 роли

4. учить по ходу игры совершенствовать игровое пространство (изготавливать или подбирать атрибуты, если это необходимо)

5. формировать взаимоотношения детей в игре (дружеские, коллективные. ролевые)

6. развивать творчество через сюжетосложение.

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту:

1. ребенок отражает в игре отношения между детьми, правила и нормы, регулирующие это поведение, а также комбинирует разнообразные события;

2. игровые действия переходят во внутренний воображаемый план ребенка;

3. замысел игры обсуждается до игры, он устойчив и динамичен;

4. ролевое взаимодействие становится содержательным, используются разнообразные средства выразительности для передачи образа;

5. развивается ролевая речь, она становится средством раскрытия сущности роли;

6. появляются устойчивые элементы творчества: (творчество проявляется в выборе темы или замысла, творчество в создании предметно-игровой среды, в эмоциональной окрашенности и богатстве ролевой речи, ролевых диалогах).

Где в лицах разыгрываются литературные произведения (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки) с помощью выразительных средств (мимики, жестов, походки, позы, интонации). Текст произведения для детей - только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Особо следует отметить роль театральных игр в приобщении детей к искусству: литературному, театральному, драматическому. Дошкольники знакомятся с различными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируется представление о работе артистов, режиссера, театрального художника.

До сих пор не существует единой классификации, и разные педагоги рассматривают с разных точек зрения, что нужно класть в основу классификации.

Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Театрализованные игры

Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Предметные Непредметные

Драматизации

Настольный театрТеатр на ширме

Театрализованные игры

 
  Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru

Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Режиссерские Игры –драматизации

Пальчиковый Перчаточный Импровизация

НастольныеСтендовые

Картинок 3. Теневой

Л.В. Артемова

Театрализованные игры

  1. Игры-драматизации
  2. Игры с настольным театром (объемные и плоскостные фигуры)
  3. Игры с марионетками
  4. Фланелеграф
  5. Теневой театр
  6. Театр Петрушки, бибабо

С.Л. Новоселова

Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе. - student2.ru Театрализованные игры

Театр петрушки

Настольный театр

Театр масок

Театр теней

Театр марионеток

Тростевой театр

Пальчиковый театр

Н.А.Реуцкая, Е.И. Касаткина

Общий подход

Виды кукольного театра
Театр верховой куклы 1.Перчаточный 2.Тростевой 3. Куклы на гапите 4. Пальчиковый Театр масок Театр низовой куклы 1. Марионетки 2. Планшетные (фланелеграф) Теневой театр Настольный театр 1. Театр игрушки 2. Театр картинок

Разработка проблемы.

1 Флёрина - разработала значение и особенности игры, строительный мате­риал, дала указания по руководству и выделила методы конструирования (по образцу, по памяти, по рисункам).

2 Лиштван - разработала систему занятий по обучению конструирования, методы конструирования (по образцу с анализом частей постройки, показ от­ дельных приёмов конструирования, незаконченный образец, по рисунку, по теме - то есть усложнение конструирования).

3 Поддъяков - методы обследования и обучения детей строительству по ус­ловиям (форма, цвет, размер).

4 Давидчук выделила особенности детского конструктивного творчества и разработала методику воспитания у детей детского конструктивного творче­ства.

5 Воронова - методы формирования у детей дружелюбных отношений в ходе с.-к. и.

Адачи.

1 группа направлена на расширение тематики построек от группы к группе и
увеличение количества используемого материала (представления о труде и
строительной технике).

2 направлена на совершенствование конструктивных умений (обучение способам строительства):

• умение выполнять постройки сначала в вертикальном, затем горизонтальном плане,

• умение перенести знакомый способ с занятия в игровую деятельность,

• умение анализировать постройку и планировать этапы игровой дея­ятельности.

3 направлена на развитие взаимоотношений детей в игре:

• со средней группы - договариваться о теме, распределении работы и
материала,

• со старшей группы - научить планировать коллективные постройки.
Условия.

1 Достаточное количество материала (играть одновременно все дети или
половина детей, включая Настольный, напольный материалы, + консктруктор
в старшей группе).

2 Внешний вид (отделиные детали - окрашены в один цвет, желательно в
светлый, чтобы подчеркнуть форму постройки).

3 Детали для оформления (мелкие детали, чтобы построить забор, трубу).

4 Размещение и хранение:

• отдельные ящики для всех деталей,

• место для мелких игрушек для обыгрывания,

• иллюстрационный материал (рисунки, фотографии),

• место для полудеталей и сырья (бумага, катушки, клей).

5 Знания у детей (о процессе строительства - наблюдения, экскурсии, чтение,
рисунки); умение анализировать постройки (понимать связь между размером,
формой, назначением: построить дом, чтобы влезла игрушка, что нужно в доме, чтобы дождь не замочил, ветер не продул).

Понятие и структура.

Дидактическая игра - игра, направленная на расширение, углубление и систематизацию знаний об окружающем, на воспитание познавательного интереса и познавательных способностей.

Структура.

1 Дидактическая задача - определяется целью игры, которую ставит воспи­татель, а для детей она преобразуется в игровую задачу и формулируется по-другому

2 Правила - обеспечивают реализацию игрового содержания, направляют по­ведение и познавательную деятельности детей {обучающие); определяют ус­ловия выполнения игровых действий, очерёдность {организующие); контро­лирующие поведение ребёнка {дисциплинирующие)

3 Игровые действия - способ выполнения поставленной задачи (чтобы узнать, какой предмет лежит в волшебном мешочке, опустить туда реку и по­с­тупать: внешние (практические - зеленую машинку в зелёный гараж); внут­ренние (умственные - сложить в уме и сказать).

4 Результат - выполнение игровой задачи через игровое действие; удовольствие: "Лото".

Требования.

1 наличие увлекательной задачи, которая требует от ребёнка усилий и пре­
одоления некоторых трудностей,

2 сочетание дидактизма с занимательностью,
3 решать воспитательные задачи,

4 соответствовать возрасту.

Значение.

1 умственное.

2 сенсорное (различные анализаторы),

3 нравственное,

4 эстетическое.

Виды.

1 В зависимости от наглядного материала (Бондаренко А.К.):

• с предметами (игрушки, материал: "Что пропало"),

• настольно-печатные ("Лото"),

• словесные ("Кто кричит")

2 Сорокина Л.Т.:

• игры-путешествия (настольные или по групповой комнате),

• игры-поручения (собери в корзину овощи),

• предположения (если бы я попал на необитаемый остров),

• загадки (на березе было 5 веток, на каждой по яблоку),

• беседы (с персонажем: что собрать Незнайке в школу).

Руководство.

'Виды игр Дид. задача Игр.правила Игр.действия Результат, анализ
Младший возраст
С предметами и с их изо- бражениями, в конце года настольно- печатные 1 определение предмета на ощупь (заранее знакомит с предметом), 2 отгадывание движений животных, 3 на описание с наличием предметов (сочетать умственную задачу с движением). 1 регулируют действия всей группы, 2 объясняются в процессе игры, 3 поочерёдно смотреть на детей, называя имя, 4 первому делать пробный ход, 5 и. по под- группам, выделить ребёнка, вокруг которого кон- центрируются действия. Внешне- практические, воспитатель контролирует 1 анализ даётся по ходу выполнения действий, 2 оценка положительная (на то, что требовала дидактическая задача), 3 после игры дать поиграть самостоятельно.
Средний возраст
1 настольно- печатные, 2 словесные, 3 усложнение вариантов с предметами. 1 загадывание загадок (опишу, а ты найди - пред- мета нет), 2 выделение существенных признака (посуда, мебель) 1 2-3 обучающих правила, друг за другом с показом, 2 до начала игры, и тут же закрепляются Воспитатель - участник в новых играх, Появляются умственные действия. 1 оценка результата, 2 нравственные качества, которые понадобились в игре, 3 оценивается что не получилось и почему, дать возможность сразу переделать
Старший возраст
Все виды игр, преимущест- венно словес- ные, приобре- тают форму соревнования. 1 классифика-ция в умственном плане, 2 быстрое припоминание и точное определение словом ("Ле- тает-не летает"). 1 правило,но более сложное, 2 правило может регулировать действия детей, 3 только напоминается. 1 умственные действия, 2 воспитатель участником не является, он - контролёр. Оценка диф- ференциро- ванная (каче- ства, понадо- бившиеся для достижения результата).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

1.Определение П/И, значение в развитии ребенка д/в

2.Структурная характеристика П/и

3.Подходы к классификации П/И

4.Руководство П/И в разных возрастных группах

По характеру организации

БЕЗ РАЗДЕЛЕНИЯ НА ГРУППЫ- С РАЗДЕЛЕНИЕМ НА ГРУППЫ (КОМАНДЫ)

По типу основного движения

ИГРЫ С БЕГОМ. ХОДЬБОЙ, ПРЫЖКАМИ И Т.Д.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Выбор игры

Учитывать:

- возраст

- состав детской группы

-состояние здоровья

- уровень развития движений

- время года

- интересы детей

- индивидуальные особенности

2.Донесение правила (эмоционально+доступно)

ОДНОВРЕМЕННО С УСТНЫМ ПРЕПОДНЕСЕНИЕМ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ПРАВИЛО, МОЖНО ПО ЧАСТЯМ С ОБЪЯСНЕНИЕМ.

Когда правило объясняется спокойно, подробно, но вне игры – без соединения с деятельностью – хуже воспринимают

ЕСЛИ НЕ ВЫПОЛНЯЮТ ПРАВИЛА

1 РЕБЕНОК – СКАЗАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО

НЕСКОЛЬКО И НЕ МЕШАЕТ ХОДУ ИГРЫ – ОБЪЯСНТЬ ПОСЛЕ ИГРЫ

НЕСКОЛЬКО И МЕШАЕТ ХОДУ ИГРЫ – ОСТАНОВИТЬ.

3.В самостоятельность – напомнить правила

4.Чередовать игры по интенсивности

Особенности организации в разных возрастных группах

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ - первая ступень развития двигательных качеств

Дети ходят неровным шагом, шаркая ногами. Переваливаясь, плохо ориентируются в пространстве – В вязи с этим задача – развитие двигательных умений и навыков

Не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств.

Но при этом ребенок научается: внимательно слушать сигнал, преодолевать препятствия (обегать предметы), ориентироваться в пространстве ( найди свое место на игровой площадке) Главное положительное отношение ребенка к игровой ситуации. Правилу. Коллективному взаимодействию и физической нагрузке.

Процессуальность игры. Главное активность – а не результат

Дети знакомятся с основными движениями. Учатся их выполнять, закрепление происходи в игре. Наиболее успешно – бег и прыжки (лазание, метание и бросание в П/И представлены незначительно)

Ведущая роль всегда у педагога

Начинать игру с небольшой подгруппой 2-3человека, при ходьбе давать ориентир (между двумя линиями лодочка по речке), ходьба по доске.

Теории происхождения игры

Название теории игры Авторы теории Сущность теории
1. Теория избытка нервных сил Г. Спенсер, Г. Шурц Игра – это явление, замещающее или компенсирующее активность. Игра – результат чрезмерной активности, которая не может быть реализована в других видах деятельности. Когда у человека нет необходимости мобилизовать все свои силы, появляется их избыток. У ребенка может не быть избытка сил, но сесть силы, которые могут быть реализованы только в игре, так как другие виды деятельности еще не доступны.
2. Теория инстинктивности и функции упражнения в игре К. Гросс Игра – изначальная школа поведения и подготовки к будущей с трудовой деятельности. Игра как средство естественного воспитания и самовоспитания. В игровой деятельности могут упражняться основные все инстинкты, происходит предупреждение и приспособление. Эта теория основана на принципе конвергенции, т.е. сближения внутренних данных и внешних условий.
3. Теория рекапитуляции и антиципации. С. Холл Рекапитуляция – сокращенное повторение основных этапов развития человечества в детских играх. В процессе развития ребенка, в его играх оживают разные виды деятельности, которые появляются на протяжении развития истории человечества. В рамках антиципации, в играх детей предвосхищается их деятельность в будущем.
4. Теория функционального удовольствия З. Фрейд, А. Адлер Игра рассматривается как средство реализации скрытых бессознательных желаний, которые могут иметь эротическую окраску и проявляются в ролевых играх. Игра является источником самоутверждения ребенка. Появление игры и ее своеобразие объясняется реализацией желаний, которые ребенок в реальной действительности реализовать не может. Кроме того, игры возникли для оздоровления психики, снятия психотравмирующих ситуаций. Игра – средство выражения эмоций и чувств и источник наслаждений.
5. Теория отдыха в игре А. Валлон Сравнивая игру взрослого и детей, выделяется главное назначение игры - отдых. Ни один другой вид деятельности не дает возможность одновременно отдохнуть физически, эмоционально и интеллектуально, кроме того во время этого отдыха происходит восстановление физических, эмоциональных и интеллектуальных сил.
6. Теория духовного развития ребенка в игре К.Д. Ушинский Отрицается стихийность игры, признается ее содержательность, которая может использоваться как средство воспитания и самое главное -подготовку к трудовой деятельности. Именно в игре ребенок как бы упражняется в нравственных поступках, учиться взаимодействовать с окружающими и применяет правила поведения.
7. Теория воздействия на мир через игру С.Л. Рубинштейн В игре формируется и проявляется потребность воздействовать на мир, т.к. игра для ребенка – осмысленная деятельность, в которой ребенок реализует различные мотивы человеческой деятельности. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
8. Теория связи игры с искусством и эстетической культурой Платон, Л.С. Выготский, Г.Рид Игра рассматривается как нечто прекрасное и ценное само по себе, т.к. соединяет в себе разные виды искусств. Игра - подготовительный этап для художественно – эстетического воспитания ребенка. игра как собственное художественное творчество детей. Игра -универсальный метод воспитания через искусство.
9. Труд как источник появления игры. Связь игры и труда. Г.В. Плеханов Первоначально дети трудились наравне со взрослым, но с научно –техническим прогрессом трудовые операции стали недоступны детям, появляются уменьшенные орудия труда, т.е. игрушки. Труд первичнее игры.
10. Теория абсолютизации культурного значения игры Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга, Г. Гессе Игра – как средство демонстрации в человеческом обществе ценностей культуры.

Классификация игр

Автор классификации Основание классификации Виды игр
1. Ф.Фребель Влияние на ребенка Умственные игры Сенсорные игры Моторные игры
2. К. Гросс Педагогическое значение игры 1).Подвижные игры Умственные игры Сенсорные игры Игры, развивающие волю 2). Семейные игры Игры в охоту Ухаживание
3. П.Ф. Лесгафт Единство физического и психического развития ребенка Имитационные игры Игры с правилами
4. Н.К. Крупская Участие детей в создании игр Свободные, самостоятельные, творческие игры Игры организованные, с готовыми правилами
5. А.П. Усова Характер правил в игре Игры с фиксированными открытыми правилами Игры со скрытыми правилами
6. Д.В. Менджерицкая Направленность активности детей Творческие игры: А).по содержанию: - отражение быта; -отражение труда взрослых; -отражение общественной жизни. Б).по организации, количеству участников: -индивидуальные -групповые -коллективные В). по виду - игры, сюжет которых придумывают сами дети -игры –драматизации -строительные. Игры с правилами: А).по характеру игровой задачи: -подвижные -дидактические    
7. Т.Н. Доронова Значение игры для развития ребенка Сюжетно – ролевые игры Подвижные игры с правилами Игры – драматизации Результативные игры Дидактические игры
8. Е.О. Смирнова Вид игры Сюжетно –ролевые игры Режиссерские игры Игры –драматизации Игры с правилами: А).подвижные Б).настольные
9. С.Л. Новоселова Инициативность адресата Дети: -театрализованные -режиссерские -сюжетно-ролевые -строительно-конструктивные Взрослые: -дидактические -обучающие Досуговые: -забавы -развлечения -развивающие -подвижные Народные: -традиционно-обрядовые -архаические
10. Р.И. Жуковская Содержание игры -бытовые игры -игры с игрушками –животными -культурно-общественные игры -социально-производственные игры -интернациональные игры -игры на темы литературных произведений -игры –драматизации

Функции игры

Автор Функция игры Сущность
  Шмаков С.А. Социокультурное назначение игры  
Функция межнациональной коммуникации  
Функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики  
Коммуникативная    
Диагностическая  
Игротерапевтическая  
Коррекционная  
развлекательная  
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова   Развитие познавательных процессов - развитие способности к воображению - развитие образного мышления
Эмоциогенная функция - развитие эмоциональной сферы ребенка
Развитие творческих проявлений - развитие активности в реализации собственных намерении, творчества
Л.И. Божович.     Д.Б. Эльконин .   Л.С. Выгот­ский Развитие мотивационно –потребностой сферы - формирование у ребенка стремления к социально значимой де­ятельности - изменение психологической формы мо­тивов от досознательных, аффективно окрашенных, непосредственных желаний к мотивам, имеющим «форму обобщенного намерения, стоя­щим на грани сознательных» -формируется первичное соподчинение мотивов
Д.Б. Эльконин. Преодоление познавательного «эгоцентризма» -принятие ролей в игре и замещение делают необходимой координацию различных позиций ее участников и различных точек зрения партнеров на предмет и роль. В процессе игры дети должны учитывать позиции друг друга в соответствии с ролевыми отношениями, с практикой действий с предметами в зависимости от игрового и реального значения и, наконец, координировать свою позицию с позицией парт­нера по игре
Л.С. Выготский. Формирование идеального плана - значение в коренном преобразовании сознания, заключающемся в отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т.е. в формировании идеального плана сознания. Действия в уме, сос

Наши рекомендации