Художественное проектирование трикотажа
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРИКОТАЖА
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов направления подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» (профиль «Художественное проектирование текстильных изделий»)
Составитель
Н.И. Пригодина
Е. М. Ермолаева
Санкт-Петербург
Утверждено
на заседании кафедры
30.08.2017 г., протокол № 1
Рецензент А. К. Курбатова
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Художественное проектирование трикотажа» разработаны по материалам кафедры технологии и художественного проектирования трикотажа в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования. Они включают общую характеристику дисциплины, цели, задачи и содержание курсового проекта, требования к оформлению и представлению работы, список рекомендуемой литературы.
Предназначены для студентов направления подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» (профиль «Художественное проектирование текстильных изделий»)
Учебное электронное издание сетевого распространения
Издано в авторской редакции
Системные требования:
электронное устройство с программным обеспечением для воспроизведения файлов формата PDF
Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_get_file.php?id=2017____, по паролю. – Загл. с экрана.
Дата подписания к использованию __.__.2017 г. Рег. № ______
ФГБОУВО «СПбГУПТД»
Юридический и почтовый адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18.
http://sutd.ru
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина "Художественное проектирование трикотажа" входит в блок профессиональных дисциплин при подготовке бакалавров по направлению 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» профиль «Художественное проектирование текстильных изделий». Дисциплина строится на базе дисциплин: "Технология трикотажа", "Композиция текстильного рисунка», способствует формированию профессиональных компетенций будущего бакалавра, которые необходимы для успешного выполнения выпускной квалификационной работы и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Цель дисциплины «Художественное проектирование триркотажа»: закрепление теоретических знаний и формирование у будущего специалиста профессиональных качеств, позволяющих разрабатывать художественные проекты полотен и изделий различного назначения, отвечающие прогрессивной технологии современного производства и ориентированные на перспективные культурные и технические тенденции.
Дисциплина направлена на выявление индивидуальных творческих способностей студентов, развитие у них образного мышления и фантазии, повышение их эстетического вкуса и художественной культуры.
Задачами дисциплины являются активизация творческой деятельности студентов в создании яркого эмоционально-значимого художественного образа трикотажных изделий, развитие чувства стиля и гармонии; формирование практических навыков разработки художественных решений авторских проектов из трикотажа, обеспечивающих высокий уровень их потребительских свойств и эстетических качеств; поиск новых стилевых решений в области применения трикотажа (в оформлении интерьера, рекламе или разработке ансамбля одежды).
После успешного изучения дисциплины студент на основе полученных знаний должен:
– ориентироваться в ассортименте трикотажных полотен и изделий;
– учитывать современные тенденции стиля, мировой и отечественной моды, техническую эстетику при выполнении художественных проектов;
– выявлять актуальные формы, структуры и переплетения на проектируемый сезон.
После успешного изучения дисциплины студент на основе приобретенных умений и навыков должен:
– создавать орнаментальные цвето-фактурные композиции трикотажных полотен;
– разрабатывать художественные решения и эскизную проработку коллекции из трикотажа.
Содержание курсового проекта
Результаты представляются в виде пояснительной записки объемом 15–20 с и графической части. Пояснительная записка должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ 7.32 – 2001 и содержит следующие обязательные элементы:
Введение (объем 1 – 3 с.). Во введении даются цель и задачи курсового проекта, обоснование разработки проекта в зависимости от назначения: соответствие современным тенденциям стиля, мировой и отечественной моды, условиям эксплуатации проектируемых изделий, предметов; основные требования к разрабатываемому изделию.
1. Выбор источника вдохновения (объем 1 – 3 с).Начальная стадия включает в себя выбор творческого источника для разработки проекта, анализ его стилевых и композиционных решений.
2. Анализ модных тенденций в трикотаже(объем 6 – 8 с). В этом разделе необходимо выявить или подтвердить актуальность темы для разработки, основываясь на анализе модных показов, изучении публикаций модных обзоров и статей, анализе социальных сетей, анализе ассортимента трикотажных изделий розничных и интернет магазинов для планируемого региона представления проекта.
Актуальная тема с творческим источником должны быть художественно оформлены в виде мудборда на листе (формат А-3). Так же приводится описание концепции художественного проекта. Приложение А.
Мудборд (англ. Moodboard – «доска настроения») – визуальное представление дизайн-проекта, состоящее из изображений, раскрывающих основную тему проекта, фотографий прототипов, изображений цветовых ассоциаций, визуального образа потенциального потребителя, образцов трикотажных полотен. Служит для отражения общего настроения и тематики будущей коллекции (модели). Способствует эффекти вной коммуникации между членами креативной команды. Выполняется в виде коллажа и пояснительного текста.
Изображения на мудборде, а также текст в описании концепции проекта должны отвечать на следующие вопросы:
· Для кого предназначен проект (лицо покупателя);
· Для чего нужны эти изделия (для повседневной носки, для торжеств,
для оформления интерьера, в качестве сувенирной продукции и т.д.);
· На какой сезон проектируются модели (осень-зима, весна-лето, круизная коллекция);
· Что послужило творческим источником вдохновения;
· Какие современные тенденции подтверждают актуальность выбранной темы;
· Какие основные силуэты, формы, цветовая гамма и изображения будут фундаментом коллекции.
Примеры оформления мудборда и описание концепции художественного проекта представлены в Приложении А.
3. Обоснование художественного решения авторской коллекции (объем 3 – 5 с).
Автор должен разработать коллекцию из трикотажа. В качестве темы для разработки могут быть выбраны следующие направления:
· художественная разработка коллекции полотен из трикотажа (не менее 5 вариантов);
· художественная разработка коллекции одежды из трикотажа (не менее 3-х законченных образов);
· художественная разработка коллекции аксессуаров из трикотажа: шарфы, шапки, перчаточные изделия, носки, гетры, сумки и пр. (не менее 5 вариантов);
· художественная разработка коллекции изделий из трикотажа для интерьера: пледы, подушки, абажуры, декоративные панно, скатерти, шторы, ширмы и пр. (не менее 3 вариантов)
· .художественная разработка коллекции изделий из трикотажа сувенирного назначения: чехлы для гаджетов, обложки, шарфы, сумки и т.д. (не менее 7 вариантов);
· художественная разработка коллекции игрушек из трикотажа различного назначения: сувенирные, рекламные, детские, тематические, театральные и пр. ( не менее 3 вариантов).
Коллекция (от лат. collectio — собирание, сбор) — систематизированное собрание предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству. В модной индустрии под этим словом понимают серию моделей одежды, обуви и аксессуаров, которая имеет общую идею (цветовая палитра, тип ткани, форма, тип кроя и шитья) и выпущена одним человеком.
В данном разделе необходимо представить художественное описание авторского проекта, выбор цветовой гаммы, рекомендации по возрастной группе, шкале размеров.
Данный раздел содержит эскизную проработку проекта. Художественные эскизы могут быть выполнены как посредством рисования от руки, так и с помощью графических редакторов. В эскизах должна быть отражена структура и особенности трикотажного полотна. Целесообразно выполнить не менее 3-х фор-эскизов к одному художественному. Художественные эскизы оформляются в виде единой композиции на одном листе (формат А-3).
Фор-эскиз (нем. vor — перед, вперед) – предварительный эскиз, набросок, рисунок, предваряющий подробную эскизную и проектную разработки композиции. В фор-эскизе отображается общая концепция, идея автора. Они выполняются быстро, без привязки к конкретному материалу, с приблизительным изображением основных элементов.
4. Разработка технических эскизов и художественно техническое описание модели (объем не менее 1 с).
Художественный эскиз – изображение объекта проектирования, выполненное на бумаге большого формата с достаточно детальной прорисовкой не только общей формы, но и отдельных ее элементов. Художественный эскиз раскрывает пластические свойства материалов, конструкцию формы, силуэт, функциональное назначение, общее цветовое решение. Художественный эскиз моделей одежды всегда выполняется на стилизованной фигуре в движении.
Также выполняются технические эскизы и дается художественное описание моделей. К каждому проектируемому изделию рисуется технический эскиз (формат А-4). Все технические эскизы одежды помещаются на масштабную линейку, во всех остальных случаях они компонуются на одном листе, с учетом соразмерности. Пример масштабной линейки в Приложении А.
В художественном описании модели автор должен указать применение данного изделия в условиях общественной жизни (одежда: повседневная, для отдыха, домашняя, нарядная, спортивная, форменная и т. д., аксессуары, изделия для интерьера и пр.). Применительно к одежде должны быть описаны композиционные решения: силуэт, пропорции, модельные особенности, дополнительные материалы, внешний вид фактуры, цветовая гамма, перечень фурнитуры.
Рис. 1. Технический рисунок модели:
а) художественный эскиз; б) технический эскиз на фигуре; в) расположение деталей на полотне.
В результате работы над композицией дизайнер выполняет эскизную разработку (фор эскиз и эскиз) изделия, его художественное и техническое описание.
Художественное описание модели – описание внешнего вида.
Описание внешнего вида модели составляется по следующей примерной схеме:
Плечевые изделия
1. Наименование изделия. Например, жакет, свитер, джемпер, жилет, кардиган, платье, сарафан.
2. Назначение изделия: общее целевое, сезонное, пол, возраст и др. Например, женский жакет для повседневной носки в помещении и на улице в весеннее – осенний период и зимой.
3. Используемый материал. Характеристика материалов для изготовления модели даётся с указанием волокнистого состава, колористического оформления, наименования переплетения. Например, джемпер выполняется из смесовой полушерстяной пряжи с жаккардовым орнаментом по линии груди и по низу рукавов. Основное переплетение – двухцветный, неполный жаккард.
4. Общая характеристика формы. В общей характеристике приводится обобщённая характеристика очертания (силуэт), объёма. Например. Жакет небольшого объёма, полуприлегающий по линии талии, с втачными рукавами.
5. Детальная или подробная характеристика формы. Детальная характеристика заключается в подробном описании уровня положения и прилегания по каждому конструктивному поясу или точкам, а именно:
· линия плеч по ширине и высоте (Например: плечевой пояс наклонный, естественной ширины с плавным переходом к линии рукава; со спущенной линией плеча; с завышенной линией плеча);
· линия груди по уровню положения, степени прилегания, пластике формы в области груди и др. (в области груди сделан объем по очертаниям груди, прилегание плотное; свободный объем в области груди; уплощенный объем в области груди и т.д.);
· уровень и ширина проймы (например, пройма по глубине и ширине умеренна с естественным оформлением линии проймы; линия проймы по глубине увеличена; линия проймы по ширине квадратная и т.д.);
· линия талии по уровню положения, наличию членений, степени прилегания, пластики поверхности (например, слегка завышенная линия талии; заниженная линия талии; фигурная линия талии и .д.);
· линия бёдер по уровню положения, степени прилегания и наличия членений (например, плотное прилегание изделия по линии бедер; свободный объем изделия по линии бедер; неравномерное распределение объема по линии бедер: со стороны спинки, бока или переда);
· линия низа по уровню положения (например, линия низа изделия находится в горизонтальной плоскости; ассиметричная линия низа и т.д.);
· рельеф и пластика поверхности по наличию в детали складок, сборок, драпировок и т. д.
6. Способы формообразования. Например, конструктивно форма жакета решена посредством приталивания по боковому шву и припосадке вытачки по линии груди; технологически форма жакета решена способом частичного вязания, либо по участкам с переходом с переплетения на переплетение различных свойств.
7. характеристика конструкции рукавов. Рукав характеризуют:
- покрой рукава (втачной: втачной узкий, втачной прямой, реглан: нулевой, классический и т.д.; рубашечный и цельновыкроенный (кимоно и т.д.).
- длина рукава (длинный, короткий, ¾, 7/8, укороченный, удлиненный);
- оформление низа рукава (с манжетом, без манжета, подгибом, кантом, рюшью, воланом);
- линия оката по ширине, высоте и её пластике (естественная, спущенная, с драпировкой в какой-то ее части);
- ширина рукава по линии локтя и низу, рельеф и пластика его поверхности (узкий, свободный, комбинированный);
Например, рукава втачные одношовные без локтевой вытачки, зауженные, длиной 7/8. Низ рукава оформлен контрастной цветной линией высотой 1 см.
8. Характеристика конструкции горловины, воротника. Например, вырез горловины «V – образный», круглый, каре, лодочка, комбинированный; кроенный, двойной, одинарный, связанный по контуру, отложной плосколежащий и со стойкой: стойка, хомут, апаш, шалька, гольф.
9. Характеристика застёжки (петля пуговица, молния, крючки, пояс, внахлест, встык, без застежки; распашная и нераспашная). Например, застежка - центральная распашная на 6 петель и пуговиц; петли обметанные, вертикально расположенные; пуговицы диаметром 10 мм, гладкие пластмассовые, на ножке.
10. Характеристика подкладки и прокладочных деталей (подборт, нижний воротник, мешковина кармана, листочка кармана, лацкан, нижняя юбка, подкладка брюк, нижнее платье).
11. Наличие отделочных деталей: подкройных бортов и подбортов, лацканов, низа изделия, воротников, карманов, беек, кантов, планок, шнуров, бахромы и т. д. (например, накладной карман, выполнен из трикотажа другой фактуры или цвета).
12. Декоративные элементы: пряжки, ремни, вышивка, аппликация, нашивки, пайетки, бусы и пр.
13. Рекомендуемые размеры, роста, полнотные группы.
Поясные изделия
Поясные изделия (брюки, юбки) следует описывать по силуэту, 'количеству продольных и поперечных швов и вытачек, виду застежки, пояса, карманов, наличию складок и манжет и т.д.
При анализе брюк обращают внимание на их длину и ширину по линии бёдер, колена и низа.
Например: брюки свободного прямого силуэта длиной до щиколотки на отрезном поясе высотой 5 см, расположенном на линии талии с застежкой молния в боковом шве; юбка в складку плессе с глубиной складок 3 см длиной до линии колена с пришивным поясом высотой 4 см со вставленной эластичной тесьмой.
Для чего и из чего
Жакет для повседневной носки в весенне – осенний период. Изделие выполняется из полушерстяной пряжи мягких приглушённых цветов.
Основные переплетения
Жакет изготовлен из комбинированного полотна. Основное переплетение – двуластичное, в которое вставлен ленточный орнамент связанный из трехцветным жаккардовым переплетением. Орнамент расположен по линии груди переда и спинки жакета и по низу рукавов.
Форма, силуэт
Форма жакета небольшого объёма, полуприлегающая по линии талии, с втачными рукавами. Участок приталивания в боковом шве находится на естественном уровне. Длина жакета укороченная, выше линии бёдер на 5 см. Линия плеча естественной ширины с плавным переходом к линии рукава.
Конструкция переда и спинки
Конструктивно форма жакета решена посредством приталивания переда и спинки по боковому шву на 4 см и припосадке вытачки из бокового шва по линии груди.
Пройма
Пройма по ширине и глубине умеренная, оформлена с наклоном в верней части, что способствует зрительному расширению плеч и подчёркивает контраст между шириной модели по линии плеч и по линии талии.
Рукав
Рукав длинный, втачной в закрытую пройму, среднего объёма, трубообразный по форме. Окат рукава наполненный 1,5 см.
Застежка
Застёжка встык с одной пуговицей в форме бочонка и с навесной петлей из шнура, расположенной по линии груди.
Для кого
Жакет предназначен для женщин от 25 до 45 лет с ростом 164 – 176, Ог III 88 - 92, 1 и 2 полнотных подгрупп.
Пример описания модели:
Жакет женский для повседневной носки в весенне – осенний период. Изделие выполняется из полушерстяной пряжи мягких приглушённых цветов.
Жакет изготовлен из комбинированного полотна. Основное переплетение – двуластичное, в которое вставлен ленточный орнамент связанный из трехцветным жаккардовым переплетением. Орнамент расположен по линии груди переда и спинки жакета и по низу рукавов.
Форма жакета небольшого объёма, полуприлегающая по линии талии, с втачными рукавами. Участок приталивания в боковом шве находится на естественном уровне. Длина жакета укороченная, выше линии бёдер на 5 см. Линия плеча естественной ширины с плавным переходом к линии рукава.
Конструктивно форма жакета решена посредством приталивания переда и спинки по боковому шву на 4 см и припосадке вытачки из бокового шва по линии груди.
Пройма по ширине и глубине умеренная, оформлена с наклоном в верней части, что способствует зрительному расширению плеч и подчёркивает контраст между шириной модели по линии плеч и по линии талии.
Рукав длинный, втачной в закрытую пройму, среднего объёма, трубообразный по форме. Окат рукава наполненный - 1,5 см.
Вырез горловины V – образный, обработанный сдвоенной бейкой Л 2х2.
Застёжка встык с одной пуговицей в форме бочонка и с навесной петлей из шнура, расположенной по линии груди.
Жакет предназначен для женщин от 25 до 45 лет с ростом 164 – 176, Ог III 88 - 92, 1 и 2 полнотных подгрупп.
Пример технического описания модели приведен в приложении Б.
Художественный эскиз выполняется рисунком от руки или с помощью графических редакторов на фигуре с соблюдением реальных пропорций человека. Формат А-4.
Технический (рабочий) эскиз представляет собой изображение модели на условно-типовой фигуре, рисунок-схему, точно передающие силуэт, пропорции, составные детали модели, ее конструктивную основу, содержит все данные для выполнения композиции в материале в условиях реального производства. Изделие может быть показано в различных ракурсах (если это необходимо): вид спереди, сзади, иногда сбоку. Если модель имеет какие-нибудь сложные и оригинальные детали, они изображаются в виде укрупненных фрагментов. Как правило, технический эскиз дополняется образцами полотен. Пример технического эскиза приведен в приложении Б.
Введение (объем 1 – 3 с.). Во введении даются цель и задачи курсового проекта, обоснование разработки проекта в зависимости от назначения: соответствие современным тенденциям стиля, мировой и отечественной моды, условиям эксплуатации проектируемых изделий, предметов; основные требования к разрабатываемому изделию.
Заключение(объем 1 – 3 с.)
В заключении обобщаются результаты выполненного художественного проекта.
Приводятся выводы по выбранному источнику вдохновения, характеризуется тема разработки, основываясь на соответствии данным выявленным в анализе изученного вопроса, перечисляются художественно графические работы, рекомендации по выбранным материалам и технологиям изготовления.
Графическая часть проекта
Графическая часть содержит следующие элементы:
1. Лист презентации коллекции (отражение темы, целевой потребитель, цветовая гамма, цвето-фактурное решение, стилистическое направление). Выполняется в технике коллаж. Формат А3.
2. Лист 2. Эскизы коллекции. Формат А3.
3. Лист3. Орнаментально-графическое и фактурное решение трикотажа, образцы трикотажных полотен для проектируемой коллекции.
Лист 3 оформляется в виде жесткого планшета (не менее 40х60 см). Основа планшета может быть разнообразной: деревянный каркас, вспененный полиуретан, фанера и т.п. Все элементы планшета должны быть художественно скомпонованными, с учетом знаний основ композиции и представляют окончательный художественный образ коллекции. В композицию входят образцы трикотажа, дополненные аксессуарами, образцами сопутствующих материалов и фурнитурой, максимально раскрывающими тему проекта (кожаные вставки, мех, текстиль, кружево, пуговицы, кнопки, цепи, молнии, рюши, тесьма, бейки, бусы, часы и т.д). Если в проекте предполагается использование дополнительных эффектов, не связанных с изготовлением трикотажа, таких как вышивка, печать, аппликация и пр., то это так же изображается на планшете любыми доступными способами:
· ручная вышивка как имитация машинной;
· роспись акриловыми красками как имитация печати;
· прикрепление напечатанных или нарисованных на бумаге эскизов как имитация текстильных аппликаций;
· наклеивание стекляруса, бисера, пайеток и пр. по проектируемой форме и т.д.
3. Требования к оформлению и представлению результатов курсового проекта
Пояснительная записка должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ 7.32 – 2001 и полностью соответствовать заданию. Текст пояснительной записки должен быть выполнен в компьютерном наборе на одной стороне бумаги формата А4 через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman, высота шрифта не менее 12, рекомендуемая – 14 кегль. Расстояние от границы листа до текста слева – 30 мм (20 мм – поле и 10 мм под переплет), справа – 10 мм, от верхней и нижней строк текста до границы листа – 20 мм. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 12 – 15 мм.
Пояснительная записка должна содержать: титульный лист; содержание; введение; основную часть; заключение; список использованных источников; приложения. Слова «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» записывают симметрично тексту прописными буквами. Данные заголовки не нумеруют.
Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки разделов и подразделов следует записывать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.
На все таблицы должны быть ссылки в пояснительной записке. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Иллюстрации следует располагать в пояснительной записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в пояснительной записке. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки. После наименования рисунка точка не ставится.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине слова «Приложение», после которого следует заглавная буква русского алфавита, обозначающая его последовательность. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично тексту с прописной буквы отдельной строкой.
Список использованных источников указывается в конце пояснительной записки, перед приложениями. Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте пояснительной записки и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.
Библиографическое описание источников информации для оформления списка использованных источников ведется в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003.
Курсовой проект представляется в виде доклада-презентации продолжительностью не более 10 мин.
Пример 1. Мудборд для модели одежды и его описание
На рисунке А1 пример мудборда
На мудборде представлена концепция коллекции из трикотажа для молодых женщин, интересующихся модой, но предпочитающих комфорт и удобство в повседневной одежде. Коллекция рассчитана на широкую аудиторию и широкую географическую локацию. Предполагается, что изделия из коллекции будут внедрены в массовое производство и займут уверенное место в сегменте масс-маркет. В основу коллекции взят стиль casual. Коллекция рассчитана на сезон осень-зима и будет состоять из таких изделий как джемпера, жакеты, платья, вязаные аксессуары и пр. Главным вдохновляющим элементом стало стилизованное изображение змеиной кожи. В текущем сезоне многие ведущие дизайнеры используют этот принт в своих коллекциях и создают капсулы, основанные на этом изображении. Интересно, что берется не только природное сочетание цветов у первоисточника, но и создаются новые необычные цветовые комбинации. Этот принцип и взят в основу проектируемой коллекции. Основными цветовыми комбинациями будут сочетание бежевого с коричневым, синего с иссиня черным и оливкового с темно зеленым. Все эти цвета отвечают цветовым тенденциям, выявленным в ходе анализа показов и других источников. Формы изделий будут простыми, в основном прямыми, чтобы сосредоточить акцент на зооморфном принте. В трикотаже эти изображения будут выглядеть актуально и гармонично, поскольку сама форма пятен рептилий состоит как будто из пикселей, что легко воспроизвести с помощью жаккардового переплетения.
Рис. А1 – Мудборд для модели одежды |
Пример 2. Мудборд для моделей одежды и его описание
На рисунке А1 пример мудборда
Этника - непреходящая тенденциея. Это неиссякаемый источник вдохновения для многих дизайнеров. В качестве примера можно привести модный дом Etro, специализирующийся на этнических мотивах.
На мудборде представлена концепция коллекции из трикотажа для девушек, ведущих активный образ жизни, интересующихся модными направлениями, но имеющих широкий кругозор и собственное представление о моде и собственной идентификацией в современном мире. При разработке коллекции был выбран стиль sport – casual на сезон осень зима. Объем изделий предполагается достаточно свободным, а формы лаконичными и прямыми, создавая своего рода полотно для желаемого изображения. Однако основные линии силуэта будут основываться на модных тенденциях и течениях в этом сезоне. Цветовая гамма классическая, черно-белая, на контрасте с буйными красками искусства мезоамериканских племён. Это придаёт коллекции графичность. Такая гамма преобладает в весенних коллекциях Comme des Garçons, Miharayasuhiro, Moohong. На некоторых показах этой весны были представлены крупнораппортные рисунки на джемперах, как и в разрабатываемой мной коллекции. Так как в жаккардовом полотне белый в качестве фона в сочетании с черным рисующим приобретает грязно-серый оттенок, то предпочтительней сделать фон черным, а рисунок белым.
Первым переработано изображение Кукулькана, давая ему лицо скульптуры воина майя, тем самым соединив в одном рисунке земное и божественное. Вторым объектом стал барельеф, посвященный царю Пакалю. Изображения могут использоваться как отдельные объекты, в качестве монораппортов. Однако я поставила себе цель совместить их в одном рисунке, чтобы отразить идею, лежащую в основе этой работы.
Рис. А.2. Мудборд для моделей одежды |
Пример 3. Мудборд для изделий для интерьера и его описание
На рисунке А3 пример мудборда
На мудборде представлена концепция декорирования трикотажными изделиями современного интерьера в этническом стиле. Источником вдохновения послужили петроглифы Карелии. Петроглиф - слово греческого происхождения: «petra» - камень, «glyphe» - резьба. Данные изображения представляют собой неглубокие силуэтные или контурные выбивки на скальной поверхности, в отличие от наскальных рисунков, выполненных охрой, которые называются «писаницы». Не только петроглифы, но и природа Карелии вдохновляет своими многочисленными озёрами, нетронутыми лесами, и потрясающими закатами.
Этот интерьер предназначен для мужчины средних лет, ведущего свободный образ жизни, путешествующего, занимающегося творческой деятельностью. Он не обременен семьей и домашними хлопотами, но ему хочется создать уютное место, в которое он с удовольствием будет возвращаться после работы, командировок и пр. А так же его дом должен быть удобным и презентабельным для приема гостей.
Опираясь на анализ модных тенденций в дизайне интерьера, выделено несколько стилей: скандинавский, хай-тек, кантри и лофт, которые они гармонируют с выбраной темой. Разрабатывая дизайн трикотажных изделий, учитывалась совместимость с перечисленными направлениями. Так как природные мотивы и материалы будут актуальны в грядущем году, вдохновляясь природой Карелии, была подобрана цветовая гамма. В ней присутствуют темно коричневый, чёрный, светло зелёный, белый и приглушенный оранжевый. В коллекцию сувенирных изделий из трикотажа для оформления интерьера будут входить подушки, плед, панно, чехлы для чашек.
Рис. А.3. Мудборд для изделий для интерьера
Приложение Б
ПРИМЕРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ЭСКИЗОВ И ИХ ОПИСАНИЕ
Пример 1. Художественное описание модели одежды
Платье свободного силуэта с линией проймы, стремящейся к кимоно, имеет вырез горловины в форме лодочки, рукава зауженные. Перед и спинка изделия выполнены из жаккардового полотна с раппортным анималистическим рисунком, имитирующим змеиную шкуру. Рукава однотонные из тонкого полотна. Длина платья чуть выше линии колена. Цветовое решение модели бежевое в основе и с коричневым рисунком.
Модель лаконична, соответствует тенденциям моды, выполнена в стиле минимализма, не содержит дополнительных деталей в виде карманов, пуговиц и пр. Подходит для прогулок, отдыха, встречи с друзьями. Предлагаемое платье подходит для женщин старше 25 лет, обладающих стройной фигурой.
Художественный эскиз модели представлен на рис. Б.1.
Рис. Б.1. Художественный эскиз модели
Рис. Б.2. Технический эскиз модели |
Пример 2. Художественное описание модели для интерьера
Трикотажное изделие – декоративный плед, предназначен на все периоды времени. Предполагается, что покрывало, выполненное в таком стиле подойдет для интерьеров в скандинавском стиле, хай-тек, кантри и лофт.
Рисунок на пледе состоит из горизонтальных орнаментальных полос. С верху полоса с ихтиоморфными изображениями, ниже с солярными знаками, в центральной часть изображение лыжника с лосем и солярный знак, ниже следы, за ними антропоморфные изображения, на последней полосе изображена сцена погони медведя за лосем.
Цвета темно коричневый, светло зелёный, белый и приглушенный оранжевый. Выполнен жаккардовым переплетением. Пряжа полушерсть. Плед состоит из двух частей и сшивается по середине вертикально.
Художественный эскиз модели представлен на рис. Б.3 и Б.4.
Рис. Б. 3. Эскиз применения коллекции трикотажных изделий в интерьере
Рис. Б. 4. Художественный эскиз пледа
Рис. Б 4. Технический эскиз пледа
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРИКОТАЖА
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов направления подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» (профиль «Художественное проектирование текстильных изделий»)
Составитель
Н.И. Пригодина
Е. М. Ермолаева
Санкт-Петербург
Утверждено
на заседании кафедры
30.08.2017 г., протокол № 1
Рецензент А. К. Курбатова
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Художественное проектирование трикотажа» разработаны по материалам кафедры технологии и художественного проектирования трикотажа в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования. Они включают общую характеристику дисциплины, цели, задачи и содержание курсового проекта, требования к оформлению и представлению работы, список рекомендуемой литературы.
Предназначены для студентов направления подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» (профиль «Художественное проектирование текстильных изделий»)
Учебное электронное издание сетевого распространения
Издано в авторской редакции
Системные требования:
электронное устройство с программным обеспечением для воспроизведения файлов формата PDF
Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_get_file.php?id=2017____, по паролю. – Загл. с экрана.
Дата подписания к использованию __.__.2017 г. Рег. № ______
ФГБОУВО «СПбГУПТД»
Юридический и почтовый адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18.
http://sutd.ru
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина "Художественное проектирование трикотажа" входит в блок профессиональных дисциплин при подготовке бакалавров по направлению 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» профиль «Художественное проектирование текстильных изделий». Дисциплина строится на базе дисциплин: "Технология трикотажа", "Композиция текстильного рисунка», способствует формированию профессиональных компетенций будущего бакалавра, которые необходимы для успешного выполнения выпускной квалификационной работы и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Цель дисциплины «Художественное проектирование триркотажа»: закрепление теоретических знаний и формирование у будущего специалиста профессиональных качеств, позволяющих разрабатывать художественные проекты полотен и изделий различного назначения, отвечающие прогрессивной технологии современного производства и ориентированные на перспективные культурные и технические тенденции.
Дисциплина направлена на выявление индивидуальных творческих способностей студентов, развитие у них образного мышления и фантазии