Петухи давно пропели и играют на рожке.
Петухи давно пропели и играют на рожке.
Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:
получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.
-Какое перед нами предложение?
Отвечают:
-простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.
- Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?
Отвечают:
-не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и, который будет соединять два простых предложения в составе сложного.
-Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.
Петухи давно пропели, и играют на рожке.
-А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?
- Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Формулируют тему урока:
Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения между частями ССП.
Определим цели урока по опорным словам:
Повторить
Усвоить
Научиться
· Повторить сведения о сложносочинённом предложении; о сочинительных союзах;
· Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;
· научиться различать виды сложносочинённых предложений.
-Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП
Запишите тему сегодняшнего урока в тетради
Слово учителя. Углубление понятия о сложносочиненном предложении.
Сложносочиненное предложение – это предложение, части которого связаны сочинительными союзами и интонацией. Рассмотрим это на примере предложения.
Наступила полночь, а Иннокентий всё еще читал.
Менэбупредложениены бала тактагачыгыпязсын, анлатсынмы с моей помощью????
В этом предложении две основы, то есть, две предикативные части. Части связаны между собой сочинительным союзом а. Значит, предложение сложносочинённое (ССП).
Части в сложносочинённом предложении обычно равноправны,то есть, они не зависят друг от друга.
Союз не входит ни в одну из частей сложносочиненного предложения.
Составим схему.
Теоретически, в некоторых сложносочиненных предложениях может быть сколько угодно частей.
Другой бала чыксынмы?????
Солнце светит, и птицы поют, и цветы благоухают, и стрекозы летают, и люди радуются.
Схема будет включать пять предикативных частей, причем все они связаны союзом и.
Что же можно сказать о смысловых отношениях между частями сложносочиненного предложения? Эти отношения выражаются в основном при помощи союзов.
Возьмем предложение, лишенное союзов.
Бала чыксынмы????
Ворона каркает, кошка мяукает.
Если мы подставим между частями союз и – то получается, что два действия происходят одновременно. То есть, между частями возникают отношения одновременности.
Если мы подставим союз а, то получится, что голоса вороны и кошки сопоставляются и противопоставляются. Между частями возникают отношения противопоставления.
Подставим теперь в предложение союз или. Теперь между частями возникают отношения взаимоисключения.
Значит, чтобы разобраться со смысловыми отношениями в сложносочинённых предложениях, нам нужно вспомнить то, что мы знаем о сочинительных союзах.
Балаларгабиримметаблицаны, чтобы они по таблице смогли сделать вывод???
Беседа по тексту. Задания к тексту
- Как можно озаглавить данный текст?
1.Найдите в тексте ССП . Укажите их номера.(2,3,8, 13,14,17)
2..Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Объясните пунктуацию.(9, 12)
3. Определите вид 14 предложения.(ССП с общим второстепенным членом)
4. Почему в нем не стоит запятая перед союзом И?
5. Из предложений 7-13 найдите ССП, состоящее из двух частей, одна из которых является односоставным предложением . Напишите его номер.(8)
6. Подберите синоним к слову новобранцы (новички)
7. Выпишите из 1 абзаца слово, написание которого соответствует правилу: «В кратких именах прилагательных пишется столько же Н-, сколько и в полных». Бу предложение мондакирэкмеикэн????Бутемагатугел узе, но ОГЭда бар
Петухи давно пропели и играют на рожке.
Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:
получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.
-Какое перед нами предложение?
Отвечают:
-простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.
- Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?
Отвечают:
-не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и, который будет соединять два простых предложения в составе сложного.
-Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.
Петухи давно пропели, и играют на рожке.
-А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?
- Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Формулируют тему урока:
Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения между частями ССП.
Определим цели урока по опорным словам:
Повторить
Усвоить
Научиться
· Повторить сведения о сложносочинённом предложении; о сочинительных союзах;
· Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;
· научиться различать виды сложносочинённых предложений.
-Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП