Скорость и пластика (упражнения)1.
Студенты сидят на своих местах. им предлагается четыре скорости: мгновенно, 3 секунды, 6 секунд и 1 О секунд. Задача заключается в том, чтобы встать со стула и сесть в пределах этих скоростей. IIреподаватель называет скорость и потом дает сигнал к началу (хлопает в ладоши).
Первый вариант:
Студенты сидят на своих местах, педагог говорит: «Встать за 1 О секунд». В течение 2 - 3 секунд студенты готовятся к заданию, происходит пристроика, они стараются развалиться на стуле, сесть широко, свободно, с тем, чтобы подниматься медленно, непрерывно, плавно, равномерно и естественно в течение 10 секунд. Увидев, что студенты готовы к выполнению задания, преподаватель хлопает в ладоши. Студенты начинают движение, самостоятельно отсчитывая про себя секунды. После окончания упражнения преподаватель делает замечания.
Второй вариант:
Предлагается встать мгновенно (по хлопку). Опять происходит пристройка. Студенты садятся на кончик стула, наклоняют корпус вперед, находя удобное положение ног, точку опоры и располагают центр тяжести так, чтобы суметь по хлопку подняться. Педагог, по своему усмотрению, может поставить задачу по оправданию той или иной скорости {«медленно встает, потому, что болен» и т. д.).
1 Упражнения даны по: Немировский А. Пластическая выразительность актёра.М.: Искусство, 1988.
Следующей формой тренинга могут стать упражнения, в которых через
движение, изменение скоростей и темпов движения проявляется отношение к выполняемым действиям. Через эти упражнения организуется второй этап урока.
УПРАЖНЕНИЯ НА ОТНОШЕНИЕ К ВЫПОЛНЯЕМЫМДЕЙСТВИЯМ
«Водоросль»
Стоя на двух lюгах, уронить корпус, руки и голову как можно ниже (не сгибая колен) как бы погрузив в воду, двигаясь из стороны в сторону, ощутить мягкость и теплоту воды
а) подброс волной;
б) придавили тяжелым предметом (корягой),'
«Заяц»
В полуприседе (колени вместе), руки касаются щиколоток, делать прыжки вперед таким образом, чтобы ноги «приземлились» как можно дальше от первоначального места. «Приземление» - мягкое на носочки
пальцев.
а) «замирание» на месте - нет ли опасного противника,' б) «убегаю», перебежка через снежное поле,'
в) «путаю следы» - перескок из-за куста в кусты (любая вынужденная остановка должна быть оправдана, скорость меняется.
.ri
«Робот»
Стоя на прямых, расставленных ногах (на ширине плеч), руки подняты вперед и максимально вытянуты. Мышцы нижнеи части корпуса подтянуты, собраны. Начать передвижение вперед, или из стороны в
I
~
:торону, назад. Руки улавливают направление движения. При ':овороте контролируется напряжение мышц.
а) взять, притянуть, перенести, поставить на другое место; б) опасность внутри (поломка);
в) опасность снаружи (дождь, тяжелый груз, стена; «Ракушка»
Сидя на полу, ноги прямые, широко расставлены в стороны.
Наклониться вперед так, чтобы руки достали пальцы ног, а корпус почти .7ежал на полу. «Ракушка» находится в «закрытом» виде и «хранит» ,жемчужину. Затем ракушка начинает открываться, вдыхая свежий .норскоЙ воздух. Корпус прямо, руки в стороны. Окружающий мир интересен, взгляд останавливается на различных предметах.
а) опасность - похищение жемчужины; б) ракушка - хищница (ловит моллюсков);
в) старая ракушка - трудно открываться и закрываться;
«Скошенный луг»
Ходьба по воображаемому скошенному лугу, острые сухие травинки больно впиваются в подошвы ног, поэтому передвижения достаточно медленные, осторожные. Внимание сосредоточено на поверхности, по которой нужно пройти. Возникают ощущения пахнущей травы, чистого воздуха. Упражнение может закончиться удачно (переходом через луг и купанием в реке) или неудачно (сел, расплакался от боли).
«Жучок»
Стоя на широко расставленных ногах, наклонить корпус вперед, ухватить руками щиколотки. В таком положении начать перемещаться, вытягивая руками застревающие в разных «почвах» ноги: в глине, песке, цементе, болоте. Падение - оправдано.
а) соревнование «жучкою>,'
,.
«Бутон»
Сидя на коленях, голова и руки опущены, и спрятаны в коленях. Все тело - объем живого комочка, ровно дышащего. Од действием теплых лучеи солнца « бут ою> начинает медленно распускаться, расправляя (<лепестки» и вытягиваясь вверх, постепенно отклоняясь назад (руки касаются пола). Внезапный дождь - бутон свернулся.
а) утро, ранняя весна, позднее лето, ветрено.
..
«Тоннель»
Лежа на животе, представить лежащую впереди металлическую, узкую трубу, по которой нужно проползти на противоположную сторону. Внутри трубы темно, сверху капает. Выполняя упражнение необходимо контролировать объем трубы, чтобы ни одна часть тела не вышла за пределы трубы, а также сохранить все возникающие ощущения: холод, влажность, духота.
а) извилистый лабиринт,' б) грот изо льда;
в) таежная тропа,'
••
«Складной ножик»
Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, лежат вместе и ровно. «Ножик» открыт. Резким движением вперед положить тело и руки на ноги так, чтобы между ними практически не оставалось зазора. «Ножик» сложен. Закрытие и закрытие ножа можно сопровождать дополнительными обстоятельствами: ржавый, нож, застрявшии в песке, нож, отрезающии часть ткани .
1 .•
•• ••
1 ------
«Осенний лист»
Стоя на широко расставленных ногах, руками ухватиться за воображаемую ветку дерева и качаясь, созерцать инерцию движения. Но вот на осенний ветер приподнимает ветку и стряхивает лист вниз. Он
.',tягко ложиться на землю, но ветер не унимается, сворачивает лист в трубочку и катит по земле, Возможны другие обстоятельства падения, но
важно на всех его этапах сохранять плавность
движений,
последовательность расслабления отдельных частеи, отношения к
-
оостоятельствам.
«Художник»
Сидя на полу, приподнять ноги вверх, согнув их в коленях. Сохраняя .('стоЙчивость, подпереть корпус руками (на опор локтевых суставов), Правая нога (пальцы ног) - кисть. Левая - тюбик с краской. Пред .\)'дожником стоит чистый холст. Необходимо нарисовать любую картину с большим количеством деталей. Завершить рисунок подписью. Важно
отношение к рисуемому.
Необычайно велика на первом этапе работы, роль такого упражнения
как «звери», так как это упражнение не только дает возможность продолжить работу над пластической выразительностью, но и является подходом к созданию характеров. Оно сразу включает студентов в игру. Показ «зверей» освобождает студента от скованности, он увлекателен, ярок пластичен. Студенты не просто копируют пластику и повадки животных,
они стараются проникнуть в их «характер» и увидеть связь его с человеком. Возникает образ «зверя - человека». И уже в самой этой комбинации кроется юмор, ирония. Студент в этих упражнениях ощущает, что это не он сам на сцене. Очень благотворно действует на зажатых физически и психологически студентов, давая им ни с чем не сравнимую свободу.
«3акрывшись» образом того или иного зверя, студент может свободно вести себя, у него появляется органичность и смелость. При
создании
этих
упражнений
можно
использовать
музыкальные
характеристики «зверей».
Еще одним упражнением, эффективно используемым на первом этапе обучения, является упражнение «Цирю). Цирковой номер-упражнение способствует развитию воображения творческой фантазии, чувства правды и веры, наивности. «Цирковые программы» студентов нередко отличаются выдумкой, юмором, неповторимостью. В работе над цирком при всех его .Jостоинствах подстерегает опасность пренебречь чувством меры, хорошим вкусом как в подборе материала для циркового номера, так и в исполнении, опасность дурной эстрады.
Цирковые номера придумываются и для индивидуального исполнения (напр. иллюзионист, жонглер и т.д.) и для коллективного (группа акробатов, группа дрессированных животных и т.д.). Конечно же, это упражнение выполняется под музыку. Номузыка здесь носит иллюстративный
характер, используется как фон, создает атмосферу.
Третья часть - импровизационная. Она посвящена заданиям на создание апюсферы. Каждый студент должен приносить на занятия жизненные наблюдения на атмосферу. Рассказывающий не долен навязывать, называть атмосферу, а только, как можно подробнее, перечислять составляющие ее э:тементы, подробности, а остальные, каждый по-своему ее ощутить.
Постепенно к этим заданиям прибавляются задания на атмосферу на .""IИтературноЙ основе, по эскизу живописи, по музыкальному фрагменту. Кроме этого даются просто темы для импровизации: «Дождливой ночью», «Тайна», «Первый снег» и Т.д. Поощряются озвучивание импровизации:
шумами, звуками, музыкальными инструментами.
Как пример, рассмотрим практический урок по актерскому мастерству
со студентами-хореографами на 1 этапе обучения.