Н. К. Рерих «Святой Сергий Радонежский». 1932 год
Н. К. Рерих «Святой Сергий Радонежский». 1932 год
Холст, темпера. 150 x 108 см.
Государственная Третьяковская галерея, г. Москва
Святой Сергий – строитель русской духовной Культуры.
Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажите ему о трудах Его.
Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твердость. Его Имя хранится в сердцах, как драгоценный ковчег Духа. Хранится как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий.«Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа…»Чувствуя реальную угрозу войны, Н.К. Рерих пишет полотно «Св. Сергий». Для Николая Константиновича образ Сергия олицетворял духовный, трудовой и ратный подвиг русского народа. И полотно, созданное художником, явилось живым откликом на своевременно почувствованную опасность, нависшую над Родиной.
Используя некоторые композиционные принципы иконописи, Рерих
изобразил Сергия Радонежского в полный рост, крупным планом.
Нижнюю часть картины занимает надпись, сделанная славянской
вязью: «Тебе трижды суждено спасти Россию. Первый раз при
Дмитрии Донском, второй раз в Смутное время, третий
раз…»Многоточие красноречиво говорило о том, что имел в виду Рерих.
Н.К. Рерих «Мост славы». 1923 год
Холст, темпера. 81,8 х 163,2 см.
Музей Николая Рериха, США, Нью-Йорк
Великий русский духовный подвижник Сергий Радонежский идет навстречу Будущему, поднимаясь в гору. Над ним сверкает, переливаясь красками, мощное северное сияние, предвещая духовный мост между настоящим и Грядущим, озаренным всеми возможностями эволюции.
Н.К. Рерих «Воин Света (Светлый Витязь)». 1933 год
Холст, темпера. 79 х 46,3 см.
Музей Николая Рериха. США. Нью-Йорк
На полотне «Воин Света» очертания облаков напоминают зрителю о Небесной Шамбале, словно некая невидимая рука запечатлела на лике самой Природы вечную идею нерушимости Добра и непобедимости космического Воинства Света.
В высших сферах есть могучие сторонники и Защитники Истины – и тот, кто способен противостоять злу, может призвать Их на помощь в трудную минуту.
И.И.Шишкин «Дубы». 1887год
Холст, масло. 147 х 108 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Россия.
Более других деревьев И. Шишкин любил сосны и дубы. Сосны за изящество, дубы за могучую силу, заключенную в них. И. Шишкин был несравненным знатоком и любителем русского леса. Своим творчеством утверждал красоту русской природы, показывал, какими содержательными могут быть ее образы. По мнению современников, никто и никогда еще в России не достигал подобной передачи изображения этих могучих представителей русского леса. Более искушенные ценители изобразительного искусства высказывали мысль, что мастерство и полное овладение предметом достигли в творчестве Шишкина пределов возможного.
Побывавший на ХV передвижной выставке, где экспонировались эти полотна, император Александр третий приобрел картину «Дубы» для своего музея (ныне Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге).
И.И.Шишкин «Рожь». 1878 год
Холст, масло. 107 х 187 см.
Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Рожь – сказочной высоты колосья. Посредине – могучие сосны, застывшие на страже, охраняющие покой этой хлебородной земли. Деревья на картине представляются былинными богатырями, охраняющими ржаное поле. Диссонансом выглядит погибшее дерево. Скорее всего, автор, таким образом, постарался обозначить личную трагедию: незадолго до создания этой работы, художник потерял родных и очень близких ему людей (отец, жена и двое детей). Это символическое присутствие автора в работе расширяет драматургические рамки картины, делает ее эмоциональней и ближе зрителю. Работа наполнена летней, знойной атмосферой. Проселок, разрезающий поле на две части, вносит в композицию энергию, присутствие человека в пейзаже – особый ритм. Две крошечные фигурки людей позволяют зрителю оценить всю грандиозность и величие русской природы. Тяжелые, полные живительной влаги облака, едва появившиеся на горизонте, несут с собой обновление и свежесть. Ржаное поле, сосны, трава – все готово впитать летнюю дождевую воду.
Удивительным образом работа заставляет зрителя «слышать» летнюю симфонию русского поля: жужжание шмелей, стрекотание ласточек, шелест ветра… В картине «Рожь» И. Шишкин создал образ изобилия и богатырской мощи русской природы.
Н. К. Рерих «Святой Сергий Радонежский». 1932 год
Холст, темпера. 150 x 108 см.
Государственная Третьяковская галерея, г. Москва
Святой Сергий – строитель русской духовной Культуры.
Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажите ему о трудах Его.
Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твердость. Его Имя хранится в сердцах, как драгоценный ковчег Духа. Хранится как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий.«Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа…»Чувствуя реальную угрозу войны, Н.К. Рерих пишет полотно «Св. Сергий». Для Николая Константиновича образ Сергия олицетворял духовный, трудовой и ратный подвиг русского народа. И полотно, созданное художником, явилось живым откликом на своевременно почувствованную опасность, нависшую над Родиной.
Используя некоторые композиционные принципы иконописи, Рерих
изобразил Сергия Радонежского в полный рост, крупным планом.
Нижнюю часть картины занимает надпись, сделанная славянской
вязью: «Тебе трижды суждено спасти Россию. Первый раз при
Дмитрии Донском, второй раз в Смутное время, третий
раз…»Многоточие красноречиво говорило о том, что имел в виду Рерих.