А3 В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (пол)утра, (правда)истина
2) (проектно)конструкторский, (черно)волосый
3) (длинно)шеий, (снежно)белый
4) (светло)зелёный, ((время)препровождение
А4 Укажи предложения, в которых нужно поставить одну запятую:
1) Душа обязана трудиться и день (?) и ночь (?) и день (?) и ночь (Я. Заболоцкий).
2) Я даю ему работу (?) и очень интересную (А. Н. Островский).
3) Старый (?) черный (?) шелковый платок окутывал огромную шею Дикого Барина (И.С. Тургенев}.
4) Матросы ни словом (?) ни жестом не выдали своей тревоги (К. Паустовский).
А5 Укажи однородные определения:
1) Царственный дубовый лес.
2) Красивые стройные деревья.
3) Широкая липовая аллея.
4) Узкая багровая полоса.
А6 Найди соответствия:
а) Настало утро, серенькое, тёплое.
б) Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.
в) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
г) Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.
д) Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зрителей.
1. приложение, стоящее после определяемого слова;
2. определение имеет добавочное обстоятельственное значение;
3. распространённое определение, стоящее после определяемого слова;
4. два нераспространённых определения, стоящих после определяемого слова;
5. приложение, относящееся к личному местоимению;
А7 Найди предложения, в которых необходимо обособить обстоятельства. Укажи причину обособления:
а - деепричастный оборот;
б - одиночное деепричастие;
в - обстоятельство, имеющее уступительное значение;
г - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом:
1) Выполняли они сою работу спустя рукава.
2) Пробравшись к двери он постоял несколько минут молча.
3) Вследствие ожидаемого разлива поход был отложен.
4) Из кустов выбегает заяц-беляк прыгает на камень сидя прислушивается к гону лисицы.
5) несмотря на усталость путешественники отправились в дальнейший путь.
6) Он работал не покладая рук.
7) Лейтенант обнаружив отсутствие револьвера вызвал денщика.
А8 Укажи предложение с уточняющим членом:
1) И, в конце концов, перестань напоминать мне о случившемся.
2) Все предметы, в особенности ветки деревьев, рельефно выделялись на темнеющем небе.
3) Привлеченные ярким огнём, бабочки весь вечер кружили над столом.
4) Мы, помимо подготовки к экзаменам, успевали посещать все выставки и концерты.
А9 Найди соответствия:
а) Гуров, глядя на неё теперь, думал: «Каких только не бывает в жизни встреч!»
б) «Они на обрыв полезли, - быстро и тихо сказал мальчик. – Терентий их повёл на катакомбы».
в) «Возле города,- вспоминает один из моих товарищей, -тогда была берёзовая роща».
г) «А в самом деле, где теперь мои друзья?» - думал лейтенант.
д) « Нам необходимо встретиться», - сказал он.
1. «П?» -а.
2. «П, - а, - п».
3. А: «П!»
4. «П», - а.
5. «П, - а. – П».
А10 Найди и отметь предложение, в котором знаки препинания расставлены верно:
1) В.Г.Белинский писал - «Создаёт человека природа, но развивает и образует общество».
2) «Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо!» - провозгласил М.Горький в одном из своих произведений.
3) Иван Киреевский, размышляя о творчестве А.С.Пушкина, писал, что ещё одно важное качество в характере его поэзии – соответствие со временем.
4) С удивительным мастерством И.Бунин в одном из стихотворений передаёт красоту зимнего утра:
«За окнами – снега, степная гладь и ширь,
На переплётах рам – следы ночной пурги…
Как тих и скучен дом! Как съёжился снегирь
От стужи за окном…»
А11 Укажи неверное утверждение:
1)Задача статьи – привлечь внимание к какому-нибудь вопросу, проблеме.
2) По композиции статья не отличается от репортажа и очерка.
3) Герой портретного очерка – человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свои силы, знания, опыт.
4) По типу речи проблемная статья – описание.
Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую
(1)Вопрос, о чём разговаривать, тесно связан с вопросом о такте. (2) Такт – латинское слово и значит «прикосновение». (3) «Прикосновение» должно быть безболезненным, деликатным: в этом вся задача такта.
4) …Такт в разговоре, главным образом, заключается в том, что человек умеет ставить себя на место собеседника, умеет забывать о том, что тот старается скрыть, и, наоборот, помнить и говорить лишь о том, что тот желает знать. (5) Тактичный человек никогда не скажет чего-нибудь такого, что его собеседник может принять на свой счёт, он никогда не поставит вопроса, ответить на который собеседнику неприятно. (6) Тактичный человек не станет фамильярничать с собеседником, когда это может быть неприятно последнему.
(7) Вообще, тактичный – это синоним благовоспитанного, вежливого, внимательного, обходительного человека.
(Н. Абрамов)
В1 К какому стилю речи относится текст?
В2 Определи тип речи текста.
В3 Определи тип подчинительной связи в словосочетании УМЕЕТ ЗАБЫВАТЬ (предложение 4)
В4 Выпиши из предложения 2 словосочетание, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.
В5 Укажи номер предложения, в котором есть вводное слово.
В6 Укажите способ и средство связи 1 и 2 предложений.
В7 Из предложений 3 – 4 выпиши слово, написание приставки в котором зависит от её значения.
В8 Сколько грамматических основ в предложении № 6?