Процесс набора в энкаустической мозаике
Работа облегчается тем, что каждому кусочку придана требуемая форма. Отпадает проблема обкалывания смальты, при которой нужной формы практически добиться невозможно.
Набор делается по участкам площадью примерно 70X70 см. На более крупные фрагменты разделять панно не следует, так как из-за тяжести арматуры их будет трудно монтировать. После того как основа затвердеет, работу можно поправлять, заменяя отдельные кусочки смальты.
Поверхность мозаики получается матовой, но при желании ее можно отполировать. При помощи циклей энкаустическая смальта срезается до уровня основы, в которую кусочки краски вставлены. Интересный эффект получается от сочетания выступающих матовых участков изображения с полированными углубленными зонами.
Энкаустическая мозаика имеет ряд преимуществ по сравнению с обычной. Она намного дешевле и легче в работе. Фрагментам энкаустической мозаики можно придать любую форму и размеры. Палитра может содержать неограниченное количество оттенков, сочетание цветов может быть и контрастным и нюансным, ярким и пастельным. Энкаустическая мозаика хорошо моется водой с мылом, не бьется, не боится температурных колебаний и других внешних воздействий. Ею вполне можно украшать архитектуру снаружи. Покрытая ганозисом энкаустическая мозаика не поддается воздействию кислот и окислов (по крайней мере тех концентраций их, которые могут содержаться в атмосфере), выхлопных газов автомобилей и других активных веществ, в наш век являющихся главным бичом монументальной живописи.
Техника рельефа
Широко распространенным строительным материалом в наши дни является бетон. Его прочность, дешевизна, пластичность позволяют использовать бетон для создания скульптур и декоративных рельефов. Бетонный рельеф может быть любого размера, любой формы. Однако есть у этого материала и существенный недостаток: его серый тусклый цвет заметно препятствует широкому применению в монументально-декоративном искусстве, несмотря на все его положительные качества.
Возможность подкрашивания бетонов ограничена, так как он обычно «съедает» красители. Существующие же в настоящее время цветные бетоны имеют довольно грубые оттенки и, кроме того, выпускаются промышленностью в незначительных количествах.
Попытки делать росписи по бетону успеха не имели из-за того, что он «сбрасывает» с себя красочный слой и роспись очень скоро приходит в негодность. И только восковые краски, которые «дышат» вместе с основой, удерживаются на его поверхности.
В этой книге уже не раз описывались достоинства самой фактуры восковой живописи: ее «цветопостоянство», светосила, прозрачность и одновременная весомость, глубина и блеск. В сочетании с пластичностью и другими возможностями бетона энкаустика способна создать впечатляющее и значительное зрелище.
Вспомним, сколь разнообразна восковая живопись (см. рецептуру). И почти все ее виды, включая инкрустацию, применимы в сочетании с рельефом, как бетонным, так и керамическим. Может рельеф сочетаться и с мозаикой. Именно с энкаустической мозаикой, где кусочки восковой смальты могут быть одинаковыми и потому уже не создают дополнительной чрезмерной фактурной игры, которую создавала бы обычная мозаика с кусочками неправильной, отчасти случайной формы.
Рельеф может быть сплошь покрыт выпуклой неполированной энкаустической мозаикой, а фон — тоже из энкаустической мозаики, но гладкий, полированный. Провощенный рельеф можно золотить, серебрить или фрагментарно покрывать медной фольгой, что без воска совершенно исключено. Необычный эффект дает покрытый бесцветным восковым лаком рельеф с полированным цветным фоном под ним. Фигуры могут быть покрыты одной краской, а покрытый лаком фон инкрустирован или же под цветными блестящими фигурами выполнен мозаикой. Все возможности смешанной скульптурно-живописной энкаустической техники перечислить и предсказать невозможно. Ясно одно — техника эта чрезвычайно эффектна, выразительна и, что немаловажно, экономична и хорошо приспособлена для самых различных суровых климатических условий.