Эстетические принципы и достижения искусства эллинизма.

К концу 4 в. до н. э. на развалинах громадной державы Александра Македонского возникли государства нового типа - деспотические мо­нархии, которые вступили в новый период исторического и культурного развития, получив­ший условное название эллинизма. Этот этап в развитии античного общества характеризуется сочетанием восточной и греческой форм общественного устройства, контрастом между колоссальным богатством рабовладельче­ской верхушки и нищетой народных масс, без­раздельной властью монарха и, по существу, полным бесправием граждан. Греция утратила былое экономическое и политическое значение. На первое место выдвинулись большие эллини­стические государства: Египет, царство Селевкидов в Сирии, Пергам в Малой Азии, Родос и др. Для культуры эллинизма характерно ши­рокое распространение традиций греческого ис­кусства на грандиозную по размерам террито­рию эллинистического мира: от Сицилии на за­паде до Средней Азии и Индии на востоке, от Северного Причерноморья до Нубии в Эквато­риальной Африке. Важным моментом было и органическое объединение элементов греческой культуры с восточными традициями, с древни­ми элементами местной культуры. Причем в различных областях соотношения между местной куль­турой и античной были разными.

В искусстве эллинистической Греции сильнее всего сохранилась связь с классическими традициями. Преимущественно на основах греческой культуры развивалось искусство государства Селевкидов, Пергамского царства и Родоса. В эллинистическом Египте заметнее черты сли­яния форм греческого искусства с местными. На территории Ирана и ранее освободившейся от греко-македонского подчинения Армении ан­тичные традиции были переработаны в духе са­мобытной местной культуры.

Основные достижения эллинистического искусства связаны с дальнейшим развитием образа человека в монументальном искусстве. Обобщенный образ идеального героя - гражданина греческого полиса был вытеснен образами более индивидуализированными, в которых подчеркивалось преувеличенное героическое нача­ло, утрата душев-ного равновесия и самообладания. Возник интерес к социальным мотивам, лирически-интимным и будничным сторонам жизни.

Эпоха эллинизма была отмечена крупными научными открытиями, развитием точных и естественных наук, материалистической филосо­фии, глубоким интересом к моральным и эстетическим проблемам. Бурные подъемы и кри­зисы, грандиозные военные битвы, восстания рабов и угнетенных народов способствовали за­рождению в искусстве новых тем и образов. Эллинистическое искусство значительно шире, чем искусство клас­сики, отражало различные стороны жизни. Рас­ширилась тематика, разрабатывались разнооб­разные художественные жанры. Архитектура и монументальная пластика тяготели к колос-саль­ным масштабам, многофигурным группам, ог­ромным рельефным композициям. Получила широкое развитие мелкая пластика бытового со­держания, а также садово-парковая скульптура. Наряду с мифологи-ческими темами распростра­нялись аллегорические, исторические, жанро­вые, портрет и пейзаж. Сильнее проявился интерес к повсед-невной жизни, к натуралистиче­ским деталям и подробностям.

В это время сложились новые принципы градостроительства. Если в классическую эпоху главным городским сооружением был храм, то теперь выделился ад­министративный и торговый центр города. Две пересекающие его улицы служили основными парадными магистралями. Наряду с храмами возводилось большое число гражданских, общественных и инженерных сооружений. В архи­тектурные ансамбли включались произведения монументальной скульптуры.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ

Среди произведений монументальной скульп­туры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных па­мятников эпохи - «Ника Самофракийская» (ок. 190 г. до н. э.). Статуя была воздвигнута на острове Самофракия в честь морской победы над флотом сирийского царя. Пора­жает огромная жизненная сила. Весь ее облик, стройная мощная фигура, уверенно устремлен­ная навстречу порывистому ветру, могучим вол­нам, каждая складка трепещущей одежды пол­ны ликующего чувства победы.

Мраморный нос корабля, на который как бы «летела Ника, служил ей постаментом. В древ­ности статуя стояла на вершине скалы. Не­разрывно связанная с окружающим пейзажем, статуя требовала обхода ее со всех сторон. Глубоко патетический, жизнеутверждающий образ.

Наиболее близкая к традициям искусства вы­сокой классики статуя Венеры Мелосской (ок. 120 г. до н. э.) приписывает­ся Александру (или Агесандру).Возвышенная красота Венеры Мелосской, поразительное мастерство обработки мрамора - прогрессивные тради­ции классики. Но богатство пластического решения, контраст обнаженного тела и драпи­ровок ее одежды, усиливающих впечатление мо­нументальности, и, главное, сама постановка фигуры в винтообразном движении с легким на­клоном торса порождены новым временем.

Важный шаг по сравнению с классикой де­лает искусство эллинизма в области портрета. Сохраняя свойственные классическому периоду принципы типизации, в некоторых случаях отличаются подлинным психологизмом. (портреты гр. Философов).

АЛЕКСАНДРИЯ

Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Город славился бе­ломраморными храмами, высокими зданиями в несколько этажей, замечательной библиотекой. Здесь находился грандиозный Фаросский маяк, который называли среди семи чудес света. Его огонь мореплаватели видели на расстоянии бо­лее ста миль. Прославленные парки Александ­рии были украшены декоративной скульптурой.

Традиции классического искусства нашли про­должение в статуе Афродиты Киренской (конец 4—3 вв. до н. э.).

Александрийские мастера работали в жанре портрета. Они достигли совершенства в обработ­ке камня, в мелкой пластике, в рельефе. К числу самых известных относится «Резной камень с портретами Птолемея Филадельфа и Арсинои» (т. н. «Камея Гонзага», 3 в. до н. э.). Скульпторы обращались к бы­товому жанру, к образам людей разных возра­стов - «Мальчик с гусем», разных народностей - «Мальчик-нуби-ец», появились изображения, посвященные трудовой деятель­ности - «Старый рыбак». В них резко подчеркивалось все ха­рактерное и индивидуальное.

ПЕРГАМ

Среди других центров эллинизма выделялось Пергамское царство (в Малой Азии). В его сто­лице Пергаме, на Акрополе, был возведен «Ал­тарь Зевса» (180-160 гг. до н. э.), представ­ляющий собой грандиозное сооружение, словно символизирующее могущество Пергама. Цоколь алтаря был опоясан гигантской лентой скульп­турного фриза, где с беспримерной силой запе­чатлена грандиозная эпопея легендарной битвы между богами и гигантами. Он создавался после победонос­ной борьбы пергамцев с варварскими племенами галатов. Это событие вызвало особый ин­терес к патриотической и героической теме.

На всем протяжении фриза (длина 120 м, высота 2,3 м) развертываются эпизоды сказания об усмирении богами-олимпийцами восставших против них гигантов: на восточ­ной стороне алтаря изображены в бою главные боги: Зевс, Афина, Аполлон. Сцены боя - звенья неразрывной цепи, в которой вплетены различные эпизоды. Здесь - гнев и страдание, предельное напряже­ние сил, ярость и отчаяние, душевные движе­ния, выраженные с пластическим совершен­ством. Все очень драматично. Динамичная композиция. В пергамском фризе с наибольшей полнотой проявиласьприсущая эллинистическому искус­ству грандиозность образов, их сверхчеловече­ская мощь, бурная динамика, драматизм. Если композиции классической эпохи вызывали в че­ловеке спокойную уверенность в своей силе, то грандиозные образы Пергамского алтаря призва­ны потрясти человека, заставить его почувство­вать свою слабость перед высшими силами.

РОДОС

Образцы поздней эллинистической пластики (2-1 вв. до н. э.) дает искусство Родоса, самого восточного из островов Архипелага в Эгейском море. Для родосской скульптуры чрезвычайно характерны многофигурные группы, остродра­матические по сюжетам.Но родосские мастера не стремились к раскрытию внутренней патети­ки героического образа. Они воплощали слож­ные драматические коллизии во внешне манере. Таково самое прославленное произве­дение родосской школы - группа «Лаокоон», выполненная Агесандром, Полидором и Афинодором около 40 г. до н. э. Страшная гибель троянского жреца и его двух сыновей, задушенных змеями, показана с преувеличенной патетикой. Несмотря на тяжесть ситуации – Лаокоон сохраняет благородство и величие. Анатомия человека передана с невиданной ранее тщательностью, доходя до натурализма, правда фигуры детей не очень убедительны (дети – уменьшенные взрослые).

На протяжении последующих веков многое из ценнейшего художественного наследия Др. Гр. и эллинизма было утрачено. Но все равно художники всегда обращались к памятникам греческого искусства, так как в них дух гражданственности, утверждение ценности человека. Искусство Древней Греции многие века было образцом для подражания.

Наши рекомендации