Глава 4. декоративно-прикладное искусство эпохи средневековья

В главе 4 рассматривается продолжительный промежуток времени в истории культуры Западной Европы нашей эры. Это эпоха Средневековья. Период начинает свой отсчет со времен Карла Великого, с VIII в. н. э., и заканчивается северо­европейской культурой в XV столетии. На протяжении семи столетий в истории искусства Средневековья различают два этапа. Первый — с X века по первую четверть XIII в. — назы­вается «романским», это период, когда еще сильно влияние культуры Древнего Рима во главе с Равенной. Второй — с се­редины XIII по XV в. — «готический» или «пламенеющая го­тика». Поиски характеристик готики затруднены с самого на­чала размытой и неточной сутью термина. Впервые по отно­шению к искусству он был применен в XVI и XVII вв. в уничижительном смысле: так определяли искусство, в широ­ком смысле доренессансное и неитальянское. Название связа­но с одним из древних германских племен, готов. В силу вос­приятия их «варварства» последующими поколениями готиче­ское искусство будет считаться «диким», нецивилизованным. Во времена возрождения готики в XVIII в. термин потерял ос­корбительный оттенок и стал применяться в отношении всего средневекового искусства вплоть до эпохи итальянского Ре­нессанса. Позже, в начале XIX в., довольно большую часть этого искусства назвали романским. Так, готическим стали на­зывать искусство, созданное между романским и ренессансным периодами. Эпоха Средневековья не знала разделения ис­кусства на «чистое» и прикладное. Для обозначения и того, и другого использовалось одно латинское слово «ars». Возвели­чивание искусства и его творца было на протяжении почти че­тырех веков эпохи Возрождения и остается до сих пор харак­терной чертой западноевропейской культуры. Такое отноше­ние к искусству было совершенно чуждо Средневековью.

Влияние схоластики ощутимо в двух вещах. Во-первых, суще­ствовало предубеждение против любого занятия, включающего ручной труд, против так называемых механических искусств. Ремесленники не стоили серьезного внимания, как и их про­изведения, какими бы внутренними свойствами они ни обла­дали. Отсюда вытекает второй важный аспект схоластического мышления, исключавшего творческие раздумья об искусстве. Материальные объекты считались ценными ровно настолько, насколько они помогали познанию Вечного и сущности Бога. Христианские философы пришли к тому, что видимый мир заслуживает внимания только как отражение Божественного. Автоматически это создавало пропасть между предметом и его скрытым содержанием.

Но тем не менее декоративно-прикладное искусство этого периода достаточно разнообразно. Оно отражает как духов­ные устремления народов, заселяющих Западную Европу, так и политическую ситуацию, социальное устройство. В истории этот период характеризуется как феодальный строй, время становления государств, развития городов. Усложнение госу­дарственной власти, как и духовной, требовало роскошного обрамления. В связи с чем ремесла, появившиеся еще в Древ­ней Греции, активно развиваются. Но средневековый Запад в техническом отношении был бедно оснащенным миром. Лишь с XI в. начинают появляться и распространяться важ­ные технологические достижения. Причина подобной техни­ческой отсталости коренилась в социальной структуре и мен­тальных установках средневекового общества. Одно лишь господствующее меньшинство светских и церковных сеньо­ров испытывало и могло удовлетворять потребность в пред­метах роскоши, которые прежде всего импортировались из Византии и мусульманского мира. В это время совершенству­ется сельскохозяйственная техника, распространяются водя­ные и ветряные мельницы. Эволюция вооружения и военного искусства, имевших огромное значение для военной аристо­кратии, способствовала прогрессу металлургии и баллистики, церковь, заинтересованная в строительстве храмов, подхле­стывала технический прогресс не только в строительном деле, но и в изготовлении инструментов, средств транспорта, в прикладных искусствах, таких как искусство витража. В эпо­ху Раннего Средневековья предметы домашнего обихода, ин­вентарь и мебель изготавливались в рамках натурального хо­зяйства. Стремление к роскоши в этот период было невелико, и в соответствии с этим мебельное ремесло весьма примитив­но. Развитие религиозных орденов привело к распростране­нию церковной утвари, не уступавшей по своей красоте и силе воздействия византийским образцам.

Металл. Типичными чертами раннесредневекового евро­пейского ювелирного искусства являлось применение техники холодной эмали, использование крупных кабошонов, которые контрастно соединялись с золотом, а также преобладание в ор­наменте мотивов «звериного» стиля. Причудливые по форме подвески, фибулы, поясные пряжки времен Меровингов (V—VIII вв.) украшены альмандинами и гранатами и сохраняют отпечаток присущей варварским народам любви к многоцветности. В произведениях романского и готического ювелирного искусства величественная пышность цветовых созвучий всегда сочеталась со строгой архитектонической композицией, кото­рая иногда повторяла формы церковного зодчества. Часто при­менялись редкие породы дерева и горный хрусталь. Самоцветы из месторождений Саксонии, Богемии и Моравии служили ма­териалом для развивающихся художественных промыслов в Идар-Оберштайне (Германия) и Среднечешских горах.

Орнамент. Особым можно назвать и средневековый орна­мент. В романском стиле орнаментальное и изобразительное начала согласованы. Сущность найденного синтеза — в соче­тании образной выразительности и узорной геометричности. В эту пору во Франции был создан ряд прекрасных произве­дений как в миниатюре, так и во многих видах прикладного искусства. Самой известной можно назвать лиможскую вы­емчатую эмаль. Готический период характерен усложнением формы и заполняющих её орнаментальных мотивов. По сути, готика — это не продолжение романского стиля, а нача­ло ренессанса.

В XIII в. новый орнамент был еще только архитектурным элементом. В конце столетия он появляется в церковной се­ребряной утвари и начинает постепенно проникать в другие отрасли прикладного искусства. Симптомом перехода от ро­манского стиля к сменившему его готическому является про­никновение в орнаментику более позднего романского пе­риода светских мотивов. Это было характерно прежде всего для искусства Франции, являвшейся эпицентром формирова­ния будущего готического стиля. Изображения юных рыца­рей, прекрасных дам, доспехов, щитов, мечей, французских лилий, элементов активно развивавшейся в этот период гер­бовой семантики придали орнаментике своеобразный роман­тический и в то же время более светский вид. Вместе с этим заметно меняется сама стилистика декора. Из него уходят ка­менная неподвижность, грубоватость, языческая «дикость», плотность и пестрота, сменяясь лаконичной графической отточенностью, четкостью ритмов, связанными с развитием гербового искусства.

В XV в. готическая архитектура сказала свое последнее слово. Ее элементы в зодчестве стали применяться в декора­тивных целях, а готический орнамент главенствовал уже не только в серебре, но и в изделиях из слоновой кости, дерева. При этом использовался не только декор, но и сами архитек­турные формы превращались в орнаментальные мотивы. Большие возможности открывались перед мастерами, изго­товлявшими серебряную утварь в технике отливки, чеканки и гравировки. Здесь больше места уделяется орнаменту из ли­стьев и растительных завитков, т. е. элементов, созданных на основе наблюдения реальной действительности. Вместе с тем серебряная церковная утварь отличается исключительной пышностью. В XV столетии в соборах начинают ставить дере­вянные резные алтари и дарохранительницы. Готический ор­намент в этих изделиях приобретает фантастический харак­тер. Все, что было в зодчестве конструкцией, в дереве стано­вится сложнейшим отвлеченным геометрическим ажурным орнаментом, исполненным с помощью циркуля и лекала. Ха­рактер готического орнамента определяется сложным взаи­модействием романо-византийской и арабо-мусульманской традиций. Арабо-мусульманская художественная культура с ее рационально-математической рассудочностью, абстрагированностью от конкретных образов, графическим изяществом импонировала мировоззрению схоластического Средневеко­вья; именно эти качества были взяты на вооружение готикой для того, чтобы преобразовать вязко-инертную массу роман­ского наследия.

Помимо того, что развиваются уже существующие ремесла, формируются новые. Мощный подъем переживает ткацкое производство, мебельное искусство. Активно развивается сте­кольное дело, в частности, витражное искусство. Производст­во стекла вновь возродилось в XIII в., главным образом, в Ве­неции, но промышленную форму приобрело в Италии в XVI в.

Кость. Уже с конца XIII в. резьба по кости стала почти монополией Франции, в частности, Парижа. Костяные изде­лия парижских мастерских высоко ценились во всей средне­вековой Европе. Типичные средневековые предметы из кос­ти: гребень, коробочки для зеркалец. Из этого материала из­готовлялись не только бытовые предметы, но и вещи религиозного культа, различные скульптурные образы. Про­цесс изготовления такой скульптуры был долгим, она дела­лась не одним мастером, лицо всегда дополнительно подтонировалось, а изделие украшалось золоченым орнаментом. С XV в. пластины слоновой кости переносились со старых изделий на новые.

Развитие ремесел начинается с расцветом средневековых городов, которые были местом обмена, торговым узлом, рын­ком и центром производства. Для раннего готического ин­терьера характерны дощатые или кафельные полы, которые позднее застилались коврами. Стены облицовывались дере­вом или украшались стенной росписью ярких цветов и на­стенными коврами. В XV в. особой роскошью отличались фламандские и бургундские тканые ковры и шпалеры. В это время уже начинают стеклить окна: сначала появляются круг­лые оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла.

Варианты готического стиля могут быть разделены на две основные группы: северную и южную. Северная представлена готическим искусством таких стран, как Франция, Нидерлан­ды, северо-западная Германия и Англия. На юге этот стиль распространяется прежде всего в южной Германии, Швейца­рии и Австрии. В период готики возросло число находивших­ся в употреблении типов мебели, что свидетельствовало о развивающейся культуре быта. Совершенствовалось и столяр­ное ремесло, что позволяло решать трудные задачи в области художественного оформления мебели. Интересное явление представляет собой также орнаментация мебели. «Масверк» воспроизводился в дереве типичной для этого времени углуб­ленной резьбой. Это сложнейшее переплетение кривых ли­ний, проложенных циркулем, являющихся как бы условным отображением конструктивных приемов готического зодчест­ва. Порой в мебели воспроизводился из дерева скульптурный каменный фриз в виде туго сплетенных, скрученных ветвей и листьев.

Любовная тема занимала все большее место в сочинениях и художественном творчестве позднего Средневековья. Пере­плетение мистической экзальтации и экзальтации любовной, культа девы Марии и культа «Прекрасной дамы», рыцарские романы и воспевание любви не только как идеальной, одухо­творяющей страсти, но и как тонкой куртуазной игры, слу­жили изящным украшением тогдашней жизни. Куртуазный стиль позволял художнику одновременно проявлять индиви­дуальность, которая, начиная с этой поры, улавливается все чаще, равно как и живую наблюдательность в сочетании с утонченной декоративностью.

В городском, цеховом ремесле проектирование еще не яв­ляется особой деятельностью: оно сливается с производст­вом, хотя появляются и новые важные моменты в отношени­ях проектирования и потребления. Ремесленник производит вещь не для собственного потребления, а на заказ для другого человека и реализует эту вещь через продажу. В проектиро­вании-производстве учитывается потребность потенциально­го покупателя.

Средневековая эпоха, разделенная на романский и готи­ческий периоды, была, таким образом, концом древнерим­ской культуры и началом новой эры, эпохи Ренессанса.



Наши рекомендации