По экологическому воспитанию
Месяц | Тема | Цели и задачи | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | Кустарники, травянистые растения | Закреплять представления детей о растениях ближайшего окружения: деревья, кустарники и травянистые растения. Познакомить с понятиями «лес», «луг», «сад» | Беседа о лекарственных травах, Рассматривание иллюстраций с растениями, Доктор лечит от простуды: «Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя» Д/и «Что где растет» |
Октябрь | Насекомые, пресмыкающиеся | Дать детям представления о пресмыкающихся и насекомых. Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. . | Рассматривание муляжей насекомых, иллюстраций, Аппликация «Майский жук», Лепка « Носорог» |
Ноябрь | Домашние животные | Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. . Дать знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. | Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых домашних животных. Беседа «зависимость домашних животных от человека» Аппликация «Деревенский дворик» Лепка «Свинья» |
Декабрь | Комнатные растения | Научить детей ухаживать за растениями. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" Наблюдение за ростом комнатных растений Трудовое поручение: рыхление комнатных растений, Беседа: «Для чего нам нужны комнатные растения» |
Январь | Времена года, части суток | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. Формировать представления о частях суток | Беседа о зиме, Рассматривание картины «Зимние забавы»,Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери», Просмотр мультфильма «Зима в лесу», Аппликация «Времена года» |
Февраль | Родной край | Познакомить детей с многообразием родной природы, с растениями и животными различных климатических зон. | Рассматривание растений Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) -Беседа о строении растений Лепка"Кактус" |
Март | Воздух | Научить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. | Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) Надувание шаров Поиск воздуха-Загадочные пузырьки. Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения) Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей |
Апрель | Дикие животные | Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Дать представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | Рисование "Животные в лесу" Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк" Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Заюшкина избушка" Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?" Рассказ Н, Носов "Лисята" Лепка "Заяц-длинные уши" |
Май | Живая и неживая природа | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде. Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу», Беседа «Что ты сделал доброе для природы?» Д/и «Что будет, если», «Кто больше»,П/и «Раз, два, три- к дереву беги» |
Приложение
Перспективный план по обучению детей старшей группы основам безопасности жизнедеятельности.
Цель:усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице, дома, во дворе и на дороге.
Задачи:
· формировать у детей знания о правилах безопасного поведения в игровых ситуациях;
· обращать внимание детей на то, что надо беречь свою жизнь и здоровье.
· развивать умение называть и соблюдать правила пожарной безопасности;
· привить элементарные навыки пожарной безопасности.
· воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Месяц | Тема | Цели и задачи | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | «Собака и кошка – наши соседи». | Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Познакомить детей с правилами поведения при встрече с домашними животными;учить понимать состояние и поведение домашних животных. | 1.Рассматривание альбомов «Домашние и дикие животные» 2.Чтение художественной литературы Г. Новицкая «Дворняжка», А. Дмитриев «Бездомная кошка», Е. Благинина «Котёнок», А. Барто «Пёс». Загадки о домашних животных. 3. Игра- беседа «Контакты с животными» 4. Рассматривание папки- раскладушки «Правила общения с дикими и домашними животными» |
Октябрь | Явления неживой природы «Гроза» | Знакомить с явлениями неживой природы; с правилами поведения при грозе. И запомнить следующие правила: - не прятаться под высокими деревьями; - не подходить к металлическим сооружениям; - найти защищенное место и т.д | 1.Беседа: «Погодные явления» 2.Моделирование ситуации «Надвигается гроза…» 3.Д/и «Цепочка безопасности» 4.Д/и «Внимание: природа!» |
Ноябрь | «Безопасность на льду» | Совершенствовать знания и умения по основам безопасного поведения на льду. | 1.Чтение сказки «По щучьему веленью» 2.Беседа по теме «Тонкий лед». Рассматривание иллюстраций, картинок. 3.Моделирование ситуации «На тонком льду…» 4.Решение проблемной ситуации :Почему Емеля из сказки «По щучьему велению» не боялся ходить к проруби?» |
Декабрь | «В мире опасных предметов» | Закрепить у детей представление об опасных для жизни предметах, с которыми они встречаются в быту; познакомить с правилами использования опасных предметов; воспитывать у детей аккуратность при работе с опасными предметами (ножницами); воспитывать у детей умение подчиняться запретам взрослого. | 1.Чтение Е. Тамбовцева-Широкова «Находчивый Дима». 2.Д/и «Я знаю, что можно, а что нельзя» Д/и «Так – не так» 3.Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного найди». 4.Альбом «Опасные предметы». Отгадывание загадок об изучаемых предметах. Рисование отгадок. |
Январь | «Лекарства и бытовая химия» | Формировать представление о главной ценности жизни – здоровье;сообщить детям элементарные сведения о лекарствах;дать детям представление о том, что лекарства принимают только в присутствии взрослого, нельзя брать лекарства самостоятельно. Познакомить с номером телефона «Скорой помощи» - 03. | 1.Чтение. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 2.Д/и «Что лишнее?» 3.С/р игры: «Больница для животных», «Аптека», «Скорая помощь». |
Февраль | «Безопасность в доме». | Знакомство с правилами поведения электрическими приборами.Закрепить у детей представление об опасных для жизни предметах, с которыми они встречаются в быту. | 1.Беседа: «Правила безопасности для детей» 2.Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного- найди» 3.Д/и «Подбери игрушку» 4.П/и «Кто быстрее?» |
Март | «О пожарной безопасности» | Дать детям представление о пользе и вреде огня; уточнить знания о том, что горит , что не горит; познакомить детей со свойствами огня;дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички; вызвать желание быть всегда осторожным с огнём; познакомить с профессией «пожарный», внешним видом и назначением «пожарной машины».Знакомство со службой «01» и о работе пожарных. | 1.Рассматривание стенда о пожарной безопасности в детском саду. «Спички не тронь – в спичках огонь». 2.Чтение художественной.литературы К. Оленеев «Пожарная машина», С. Маршак «Кошкин дом», И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела». 3.Д/и «Четвёртый лишний», «Разрезные картинки». «Пожарные в учении». 4.Беседа «Пожарный – профессия героическая», Чтение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое» |
Апрель | «Безопасный велосипед» | Познакомить с безопасными правилами катания на велосипеде; уточнить знания детей о защитных средствах велосипедистов. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях. | 1.Беседа : "Катание на велосипеде”. Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях. 2.Д/ и "Опасно - не опасно". 3.Ситуация общения «Мой любимый вид транспорта». 4.Конструирование «Велосипед» Д/и «Так – не так» |
Май | Правила безопасного поведения во время «Купания в водоемах» | Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности. Познакомить с различными спасательными мероприятиями; развивать внимание, мышление, связанную речь; воспитывать чувство осторожности. | 1.Беседа «Поведение на воде» 2. Чтение стихотворения «Рассказ водолаза». 3.Задание: какое правило поведения на воде нарушили герои стихотворения С. Маршака «Три мудреца в одном тазу..» 4. Решение проблемной ситуации : «На помощь утопающему» |
Приложение
Перспективный план по формированию здорового образа жизни в старшей группе
Месяц | Тема | Цели и задачи | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | «Я и моё тело» | Дать представления об устройстве тела человека. Стимулировать положительные эмоции, интерес к изучению своего организма. | Д/игра «Кто что делает», «Умею- не умею» Лепка человеческой фигуры Дыхательное упражнение «Дровосек». Беседа «Я и другие люди» (внешние различия людей по возрасту, полу, росту, цвету волос, глаз и т.д.; « Как движутся части тела», «Как укрепить мышцы и кости». «Как растет человек», «Внутренние органы человека» С/р/и:«Спортивная школа», «Поликлиника» Чтение худ. лит.: В. Драгунский «Без осанки конь-корова» |
Октябрь | «Режим дня» | Сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Закрепить последовательность действий утром, днём и вечером. Воспитывать желание соблюдать режим дня. | Рисование «Осенняя прогулка». Беседы «Режим дня нашей группы», «Зачем нужно соблюдать режим дня?», «Режим дня в выходные дни», «Зачем детям нужно спать днём?» Сюжетно-ролевая игра «Семья» - колыбельная для куклы-дочки.; «Детский сад» - режим дня (смена подвижных игр спокойной деятельностью). Д/и: «Режим дня», «Что перепутал художник?», «Части суток» Чтение худ.лит. В Бианки «Как муравьишка домой спешил», О. Иванченко «Спокойной ночи». |
Ноябрь | «Полезные продукты» | Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья человека. | Беседа: «Продукты» Игра «Какие продукты полезны для зубов» Рисование «Витамины на нашем столе» Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» Д/И «Разложи картинки» Чтение худ.произведения: С Маршак «Робин-Бобин» Аппликация «Фрукты» |
Декабрь | «Личная гигиена» | Развивать у детей понимания значения о необходимости гигиенических процедур. | Чтение худ.произведения: А Барто «Девочка чумазая» Д/И «Правила гигиены» Чтение худ.произведения: К. Чуковский «Мойдодыр». Беседа: «Личная гигиена». С/р/и: «Айболит» |
Январь | «Рождественские каникулы» | Создать условия для отдыха, вызвать желание заниматься спортом Прививать любовь к спорту. Развивать у детей физические качества. | Беседа: Спортивные праздники и развлечения. «Спортландия – спортивные игры и развлечения» «Чем полезен снег для человека – познавательное занятие с экспериментами». «Я – часть природы» Беседа: «Мы дружим с физкультурой», Презентация «Из истории Олимпийских игр» |
Февраль | «На зарядку становись!» | Приобщение детей к ценностям ЗОЖ. Систематизировать представления о здоровом образе жизни, о том, как заботиться о своем здоровье. | Рисование «Мы на зарядке» Физминутка «На зарядку!» Беседа: «Как укрепляет здоровье закаливание», «Спорт- лучшее лекарство», «Физкультура и здоровье», «Прогулка для здоровья» С/р/и: «Детский сад» |
Март | «Овощи» | Познакомить детей с плодами овощных культур, учить описывать овощи по внешним признакам и вкусовым качествам, познакомить с понятием «витамины». | Чтение Ю.Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла» Рассказ воспитателя «Витамины в овощах» Д/и «Вершки - корешки» Рисование «Овощи» Беседа «Вкусно и полезно» Д/игра «Вершки – корешки», «Угадай на вкус», «Угадай по описанию» |
Апрель | «Уход за больным» | Формировать представление о правилах ухода за больным, формировать умение характеризовать свое самочувствие. | Беседа: «Здравствуйте мои друзья». «В гости к медицинской сестре – антропометрия» “Здоровый образ жизни” «Что такое болезнь?» Д/игра: «Письмо заболевшему товарищу» Д/игра «Почему это произошло?» С/ролевая игра «Больница». Чтение худ.литературы: «Цветик-семицветик» Рассматривание альбома «Первая помощь» Д/игры: «Скажи тихо, громко», «Не пропусти свой звук», «Определи по вкусу», |
Май | «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | Формировать представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье. | Д/и: «Подбери пару». С/р/и: «На реке», «В гостях у доктора Знайки». П/и: «Свободное плавание», «Солнышко» Беседы: «Чистую воду пить – долго жить», «Солнце, воздух и вода». Чтение х/л: А.Плещеев «Травка зеленеет», Е.Благинина «Свети, свети солнышко». Просмотр мультфильма «Про львенка и черепаху» |
Приложение
Перспективный план по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Цель:расширение знаний детей о правилах поведения на улице, в пассажирском транспорте и о дорожных знаках.
Задачи:
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о дорожных знаках;
- формирование у детей знания о правилах дорожного движения, предписанных пешеходам, пассажирам различных видов транспорта и водителям транспорта в игровых ситуациях;
- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Месяц | Тема | Цели и задачи | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | История возникновения правил дорожного движения. | Познакомить детей с историей возникновения правил дорожного движения. Объяснить, почему необходимо их выполнять.Закрепить знания детей о ПДД. Воспитывать уважение к соблюдению ПДД. | Беседа об Истории ПДД, познавательная игра «Эволюция транспорта», рисование «Гужевый транспорт» |
Октябрь | Страна правил дорожного движения. Светофор. | Расширить знания детей о правилах поведения на улице, о светофоре, о его сигналах; закрепить знания о наземном и воздушном транспорте; развивать наблюдательность, зрительную память; закрепить умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках. | Беседа о правилах безопасного поведения на дорогах, светоотраж-щие элементы на одежде. С/р/и «Автобус» Стих-е: «Светофор». Аппликация «Светофор для пешеходов и светофор для транспорта» |
Ноябрь | Безопасность дорожного движения | Расширять знания детей как о пассажирах легкового автомобиля. Сформировать понятия «пассажир легкового автотранспорта», «детское автокресло»; совершенствовать о правилах безопасного поведения пассажиров в автомобильном транспорте, развивать внимание, навык поведения в транспорте. | Д/и «Что будет, если…», «Прогулка по улицам города», «Правила поведения на улице», С/р игра «Мы пешеходы», рисование «Я на дороге», режиссёрская игра «Мы едем, едем..» |
Декабрь | Пешеходные переходы | Совершенствовать знания и умения по основам безопасного поведения в дорожных условиях. Познакомить с опасными участками на пешеходной дорожке (переход улиц и дорог), развивать внимание, мышление, формировать навыки поведения на дорогах. | Беседа-игра «Какие бывают переходы? Что такое светофор?» Д/и «Как избежать неприятностей на дороге», стих. «Запрещается – разрешается», рисование «Улица моя». |
Январь | Моя дорожная грамота. | Знакомить с дорожной грамотой. Формировать знания о назначении информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Дети». | Д/и «Собери дорожные знаки», «Подбери к картинке дорожный знак» «Дорожные знаки в стихах» Конструирование «Дорога с несколькими полосами движения» |
Февраль | «Знаки сервиса». | Совершенствовать знания «Дорожной грамоты». Дать представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи» | Беседа на тему: «Внимание: дорожный знак». Д/и «Угадай какой знак?» «Разрезные дорожные знаки». Рисование «Нарисуй дорожный знак» |
Март | «Профессия – водитель». | Дать представление о профессии водителя. Познакомить с особенностями работы водителей различного транспорта. Расширять знания о правилах поведения водителей и пешеходов на дороге. | Д/и «Законы улиц и дорог». С/р/и «Автобус» Ситуация общения «Как машины людям помогают» |
Апрель | Я – велосипедист. Правила езды и средства защиты. | Познакомить с безопасными правилами катания на велосипедах; уточнить знания детей о защитных средствах велосипедистов; закреплять правила безопасного дорожного движения во дворах. | Ситуация общения «Мой любимый вид транспорта», «Как правильно кататься на велосипеде». Конструирование «Велосипед» |
Май | Правила поведения на дороге «Как правильно вести себя на дороге» | Закреплять знания о правилах дорожного движения, предписанных пешеходам, пассажирам различных видов транспорта и водителям транспорта в игровых ситуациях на транспортной площадке | Ситуация общения «Мы на улице» Игровые ситуации «Правила поведения» Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на дороге» |
Приложение
Комплексно-тематическое планирование по изучению НРК в старшей группе.
Месяц | Физическое развитие | Социально-комуникативное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Познавательное развитие |
Набережные Челны, Татарстан |
Сентябрь | Игры. «Колеч-ко», «Так, да и нет..», «Маляр и краски», «Лете-ли, летели», «Мәли-кә» | Беседы. «Самые красивые места, достопримечательности родного города» «Мы не одни живем на земле» «Шурале попал в беду»(противо-пожарная безопас-ность) Обзорная экскурсия по музею в ДОУ Дид.игра «Составь узор» | Тематика занятий по обучению детей татарскому языку по проекту: «Уйный-уйныйүсәбез» Сказки. «Глупый волк», пер.Р. Ахметова; «Как Таз рассказывал падищаху небылицу» Произведения татарских писателей и поэтов. Поэзия. Г. Тукай «Осень» (отрывок), пер.А. Ахметовой; Р. Валеева. «Тюбетейка и калфак», пер.Е.Муравьева; Проза. А. Алиш. «Чем занимаются люди», пер. Г. Каримовой; Литературные сказки. А. Гаффар. «Червяк идет в гости»; Для заучивания наизусть. Г.Тукай. «Наша семья», пер. Е. Тушновой. | Музыка. Песенки. Игровой фольклор. «С добрым утром…», пер.Р. Ягафарова, перес.Л. Кузьмина. Знакомство с музыкальным инструментом: «Кубыз». Слушание «Уммегульсум» тат.народ мелодии в обработки Ф. Фаизовой. Пение: «Петух»,муз. Дж. Файзи; сл. М. Джалиля. Танцы «Парный танец», татарская народная мелодия в обраб. З. Хабибуллина. Хороводная «Кэрия-Зэкэрия» народная песня, пер.С. Малышева. ИЗО деятельность. Лепка. «Лабиринт сказок» (герои сказок А. Алиша) «Друзья для Нечкэбиль» (украшение калфака) Рисование. «Поспешим на помощь краскам» (Украшение платка для эби) “Белем бәйрәме” | Татарстан – многонациональная республика. Казань – крупный промышленный центр, один из древнейших городов России. Казань – столица республики и всех татар мира. В Казани работают президент, правительство Татарстана, мэр города. Рассказать детям истории, легенды, мифы о родном крае. Познакомить с достопримечательностями, событиями прошлого, историческими памятниками, музеями, улицами родного города (села). Познакомить с природоохранительной деятельностью человека. Рассказать о Волжско-Камском государственном заповеднике, национальном парке «Нижняя Кама», их роли в охране природы республики. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства, формировать непотребительское отношение к природе | |
О ктябрь | Игры. «Лисички и курочки», «Жмурки» | Беседы.«Традиции и культура татарского народа» «Старые видыремесла: плетение и ткачество” | Сказки. «Лиса, еж и ежиха», пер. Л. Замалетдинова; «Зухра-йолдыз» Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Э. Шарифуллина. «Хочу быть шофером», пер. Е. Муравьева; Проза. Р. Фахреддин. «Воспитанный ребенок», пер.Р.Ахмета; Литературные сказки. Р. Батулла. «Лесные разбойники», пер. Э. Умерова; Для заучивания наизусть М.Джалиль «Петушок» | Музыка. Песенки. Игровой фольклор. «Даут с петушком», пер. Р. Ягафарова, перес. Л. Кузьмина Слушание музыки «Осень». Пение «Көз, көз, әйтәле». ИЗО деятельность.Лепка. «Я слепил бэлеш» Аппликация. «Орнаментация каймы» (Тюбетейка, калфак). Рисование. «Украсим Айсылу платьице». «Лирический танец»,татарская народ. мелодия в обраб. А. Ключарева. Праздник. «Сюмбеля» | символикой Республики Татарстан (флаг, герб, гимн). Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу. Познакомить детей с географическим положением Республики Татарстан (на карте и глобусе обозначить территорию республики, реки Волгу и Каму, Куйбышевское и Нижнекамское водохранилище, озеро Кабан, озера и реки окрестностей). Познакомить с традициями, обычаями, обрядами народов, живущих в Республике Татарстан. Дать представление о национальных праздниках (Науруз, Курбан-байрам, Сабантуй, Нардуган и др | |
Ноябрь | Игры. «Скок-перескок», «Займи место» «Горшки продаем» | Беседы.«Татарский растительный орнамент», «Плачет хлебушко, когда его ест лентяй», «Как жили наши предки» | Песенки. Игровой фольклор. «Лисонька …», пер. Р. Ягафарова, перес.Л. Кузьмина; Сказки. «Три дочери», обраб.С. Гильмут-диновой Произведения татарских пис-лей и поэтов. Поэзия. Ш. Галеев. «Воспитанный», пер. В. Баширова и Э. Блиновой; Р. Миннуллин. «Люблю гостей»,пер.С.Малышева Проза.Ф. Зариф. «Сладкое лето» пер. Н.Бурсаковой; Литературные сказки. Г. Галеев. «Петух и часы», пер. Л. Файзуллиной. Для заучивания наизусть А.Кари. «Дедушка Мороз»,пер. Е. Муравьева. | Музыка. Слушание: Р. Яхина «Көз». ИЗО деятельность Аппликация. «Украшение полотенца». Рисование. «Роспись блюда». Праздник. Драматизация по произведениям А. Алиша (силами детей) | Познакомить с жизнью и творчеством выдающихся деятелей литературы и искусства: поэты (Г. Тукай, М. Джалиль, Р. Миннуллин и др.), писатели (А. Алиш, Р. Батулла и др.), художники (Х. Якупов, Х. Казаков и др.), скульпторы (Б. Урманче и др.). Вызвать интерес к их жизни и деятельности. | |
Башкортостан | ||||||
Декабрь | Игры. «Липкие пеньки», «Юрта» | Беседы.«Традиции и культура башкирского народа» «Достопримечательности столицы Башкортостан -Уфы». «Как рубашка в поле выросла», «Гостеприимные башкиры» | Сказки. «Медведь и пчелы» «Алп-батыр» «Сказка о курае» «Егет, звавший на помощь нужду» | Музыка. Слушание башкирских народных мелодий. Знакомство с башкирским музыкальным инструментом: «Курай». Пение «Кыш бабай». | ИЗО деятельность Лепка. «Путешествие в сказку» (герой башкирских сказок) Аппликация. «Украшение башкирской национальной одежды». Рисование. «Башкирский ковер» Праздник. «Яңа ел» | |
Россия | ||||||
Январь - апрель | Игры. « Гуси-лебеди», « Мышеловка», « Мы веселые ребята», « Гори, гори ясно!» « Как у дядьки Трифона», « Золотые ворота», « По малину» | Беседы.«Традиции и культура русского народа» «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»; «Русские народные промыслы» Дидактические игры. «Русский наряд для куклы», «Сложи узор», «Дымковское лото», «Русское лото». Словесно-дидактические: «Летает, не летает» «Кто любит?» «Закончи пословиц» | Сказки. «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сивка- Бурка», «Царевна- лягушка», «Хаврошечка». | Музыка. Заучивание колыбельных песен. Пение русских народных песен: « Как у наших у ворот», « А я по лугу», « Ты скажи, скажи, воробышек», « Ворон», «Андрей- воробей». Слушание гимна России. Знакомство с музыкальным инструментом «Трещотка». Игра на них. ИЗО деятельность.Рисование. «Косынка для куклы» (дымковская роспись), « Узор на полосе» (городецкая роспись), «Голубое чудо гжели» Аппликация. «Украшение кокошника для русской красавицы» Лепка. «Сказочная птица» (дымковская игрушка) Праздник. «Деревенская ярмарка». Развлечение. «Встреча со сказкой» (инсц-ка д). | Учить группировать и классифицировать объекты природы по характерным признакам (деревья хвойные и лиственные, кустарники, травянистые растения; растения леса, луга, сада; лесные ягоды, грибы, комнатные растения; дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы, рыбы, насекомые и т. д.). | |
Татарстан | ||||||
Февраль | Игры. «Серый волк»,«Жмур-ки»,«Тимер-бай» «Чума үрдәк, чума каз». | Беседы. «О названиях улиц на которых живут дети », «Двор, о котором мечтаю во сне», «Они защищали наше Отечество». | Сказки. «Саран и Юмарт» «Зилян» Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Дж. Тарджеманов. «Зима», пер. М. Ивансен; Р. Миннуллин. «Стою я на посту», Ф. Карим. «Скоро весна», пер. Т. Стрешневой. Проза. А. Хасанов. «Мама сказала», пер. Ф. Зарифуллина; Литературные сказки. Для заучивания наизусть Р. Валеева. «Поздравляю тебя, мама», пер. Р. Валеева. | Музыка. Песенки. Игровой фольклор. «Навруз, Навруз…»,пер. Р. Ягафарова Знакомство с музыкальным инструментом «Гармун». Пляска с пиалами. Игра с пением: «Малика»; муз. Ф. Шаймардановой, слова народные ИЗО деятельность. Лепка. «Любимые герои стихотворений М. Джалиля» Аппликация. «Тюбетейка для дедушки». Рисование. «Украшение фартука». Праздник. «А у наших у ворот развесёлый хоровод» (хороводные игры и забавы). | Побуждать к наблюдению за поведением животных, живущих на территории республики, к выделению характерных особенностей их внешнего вида (части тела, чем оно покрыто), способов передвижения (ползает, летает, плавает), питания, приспособления к среде обитания некоторых насекомых, земноводных, пресмыкающихся, зверей, птиц (диких и домашних). | |
Чувашия | ||||||
Март | Игры. «Хищник в море», «Тили-рам?», «Рыбки», «Сирелер» («Расходитесь») | Беседы.«Традиции и культура чувашского народа» | Сказки. «Почему сосна и ель вечно зеленая» пер. С. Шуртакова «Вот будет здорово!» «Красавица Плаги» «Приметливый портной» | Музыка. Пение: «Әнилэр бәйрәме», «Яз килә». Знакомство с национальным инструментом «сарпай» - волынка. | ИЗО деятельность. Лепка. Чувашское национальное блюдо-хуплу. Аппликация. «Чудо-чудное, диво-дивное» (украшение салфетки). Рисование. «Разные-разные сурпаны». Праздник. «Щеварни» (Масленица) «Навруз» | |
Татарстан | ||||||
Апрель | Игры. «Спутанные кони», «Кто первый?». | Беседы. «Знаменитые наши земляки» (художники, композиторы) «Татарская вышивка», «Витамины нашего края укрепляют организм» | Сказки. «Кто сильный?», «Старик и лиса» Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Р. Корбан. «Больнее было бы…», пер. С. Махотина; Проза. А. Алиш. «Как я учился считать», пер. Л. Файзуллиной. Литературные сказки. Ф.Шафигуллин «Лейсан», Р.Батулла «Лесные разбойники». Для заучивания наизусть Э. Шарифуллина «Хочу быть шофером» | Музыка. Песенки. Игровой фольклор. «Навруз, Навруз…», пер. Р. Ягафарова Слушание «Вальс», муз. С.Сайдашева. Пение «Пришла весна» муз. Дж. Файзи. Танец «Потанцуем», муз. А. Абдуллина. ИЗО деятельность. Лепка. «Путешествие в сказочной стране» (герои сказок Г.Тукая) Аппликация. «Ичиги для мамы» Рисование. «Кукла в национальном костюме». Праздник. «Тукай безнең белән» | Помогать узнавать животных по издаваемым ими звукам. Развивать умение видеть красоту природы родного края, богатство ее форм, красок, запахов. | |
Республики Поволжья | ||||||
Май | Игры. «Тюбетей-ка» | Беседа. «Край мой - Татарстан» | Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Б.Рахмат «На сабантуе» Для заучивания наизусть Х.Халиков «С добрым утром!» Литературная викторина. «Путешествие по знакомым произведениям» | Лепка. «Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок народов Поволжья) Аппликация-рисование. «Магазин народных промыслов» (Коллективная работа) Праздник. «Венок дружбы» | Расширять знания детей о природе родного края с учетом их интересов. | |
Приложение
Перспективный план сюжетно-ролевых игрдля старшей группы
месяц | Название | Цель |
Сентябрь | «Зоопарк». | Научить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслуживанию животных. |
«Водители». | Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражатьвзаимоотношениямежду играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей. | |
«Почта». | Научить детей пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Продолжать ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, практическое применение знаний о количестве и счете, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполняемых действиях. | |
«Поликлиника». | Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах. | |
Октябрь | Семья | формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. |
Полиция | Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о направленности работы полиции, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей | |
«Исследователи». | Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда. Учить моделировать игровой диалог. | |
Аптека | расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения». | |
Ноябрь | «Парикмахерская» | Познакомить со спецификой работы мужского и женского парикмахера. Формировать представление детей о том, как женщины ухаживают за ногтями Учить выполнять несколько последовательных действий, направленных на выполнение его обязанностей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать культуру общения с «клиентами» |
День рождения | формировать представление о проведении мероприятий, семейных праздниках, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. | |
АЗС | Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотно Наши рекомендации
|