Тест: ваша коммуникативная установка

Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ним. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем, по ходу дальнейших наших пояснений, обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни:

1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.

2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).

3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.

4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.

5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.

6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.

7. Большинство людей лишено чувства сострадания к другим.

8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит.

9. Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.

10. В моей жизни встречались часто циничные люди.

11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.

12. Добро должно быть с кулаками.

13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.

14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.

15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.

16. Я очень доверчивый человек.

17. Правы те, кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей.

18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.

19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.

20. Воспитанность в моем окружении на работе – редкое качество.

21. Практически я всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.

22. Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов.

23. Люди, как правило, безынициативны в работе.

24. Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.

25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.

Интерпретация:

Итак, вы ознакомились с вопросами и зафиксировали свои ответы. Теперь переходим к обработке данных и интерпретации результатов.

1. Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них.

О завуалированной жестокости по отношению к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемый за соответствующий вариант): 1 – да (3), 6 – да (3), 11 – да (7), 16 – нет (3), 21 – нет (4). Максимально можно набрать 20 баллов. Чем больше заработанных очков, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.

2. Открытая жестокость в отношении к людям.

Об открытой жестокости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2 – да (9), 7 – да (8), 12 – да (10), 17 – да (10), 22 – да (8). Максимально можно набрать 45 баллов.

3.Обоснованный негативизм в суждениях о людях.

Обоснованный негативизм в суждениях о людях обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3 – да (1), 8 – да (1), 13 – нет (1), 18 – да (1), 23 – да (1). Максимальное число баллов – 5, набрать их не считается зазорным.

4.Брюзжание.

О наличии такого компонента свидетельствуют следующие вопросы: 4 – да (2), 9 – да (2), 14 – да (2), 19 – да (2), 24 – да (2). Максимальное число баллов – 10.

5.Негативный личный опыт общения с окружающими.

О негативном личном опыте общения с окружающими свидетельствуют вопросы: 5 – да (5), 10 – да (5), 15 – да (5), 20 – да (4), 25 – да (1). Максимально можно набрать 20 баллов.

Для подведения итогов необходимо заполнить следующую таблицу:

Показатели Максимум баллов Вами полученные баллы Процент от максимума баллов
Завуалированная Жестокость Открытая жестокость Обоснованный Негативизм Брюзжание Негативный опыт Общения        
Всего:    

Если вы получили балл выше среднего – 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии ваших партнеров по общению.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ СОБСТВЕННОЙ ВНЕШНОСТИ

Практическое задание:

Предположим, что уровень развития любого человеческого качества можно условно изобразить в виде вертикальной линии. Нижняя точка этой линии будет символизировать самый низкий уровень развития этого качества, а верхняя - максимально высокий. На рисунке 1 нарисовано семь таких линий для обозначения ряда психологических особенностей человека (Рис. 1А) и семь линий для характеристики Вашей внешности (Рис. 1Б).

Ваша задача: на каждой линии отметить знаком (-) уровень развития у себя данного качества, знаком (+) - уровень, которого Вы хотели бы достичь.

Психологические качестваХарактеристики внешности

1) Ум 1) красота внешности

2) способности 2) полнота

3) характер 3) пропорциональность телосложения

4) авторитет у людей 4) симметричность тела

5) привлекательность 5)умение одеваться

6) уверенность в себе 6) гармоничность цветового сочетания

7) деловитость 7) соответствие фигуры стандартной

А Б

               
    тест: ваша коммуникативная установка - student2.ru   тест: ваша коммуникативная установка - student2.ru
 
  тест: ваша коммуникативная установка - student2.ru   тест: ваша коммуникативная установка - student2.ru

Рис.1

А теперь посмотрим, что у нас получилось. Выразим каждый ответ в баллах. Для этого измерим с помощью линейки расстояние в миллиметрах от нижней точки каждой линии, условно принимая его за 0, до отметки «+» и получим количество баллов по желательному уровню развития качества (или уровню притязания). Измерив расстояние от нижней точки линии до отметки «-» мы получаем балл самооценки качества. Каждая линия у нас как бы шкала для оценки от 0 до 100 баллов, где 1мм равен 1 баллу. Результаты внесем в таблицу:

Данные самооценки психологических качеств

и характеристик внешности

  Уровень развития качеств Оцениваемая группа параметров
1. Психологические качества 2. Характеристики внешности
Желательный уровень «+»                            
Реальный уровень «-»                            
Расхождение                            
между желаемым и реальным                            

Заполнив первую и вторую строки таблицы, посчитаем показатель расхождения между желаемым уровнем (уровнем притязания) и самооценкой. Для этого вычтем из показателя первой строки показатели второй в каждом столбце таблицы.

Если уровень притязания больше уровня самооценки, число будет положительным, если наоборот - отрицательным (не забудьте его записать со знаком «-»).

Теперь определим среднюю арифметическую величину расхождения между уровнем притязания и самооценкой реального уровня отдельно для группы психологических качеств и для группы качеств внешности. Для этого суммируем все семь показателей психологических качеств (не забывая об алгебраических знаках, т.к. прибавить отрицательное число - это значит вычесть его абсолютное значение) и разделим полученный показатель на 7. Аналогичную процедуру выполним для показателей второй группы (качеств внешности).

Теперь обсудим результаты. Вначале прокомментируем значение частных показателей.

Уровень притязаний по отдельным шкалам и средний показатель по уровню притязания может быть у молодых женщин:

- низким - ниже 55 баллов, средним - 55 -74 балла, высоким - 75- 89 баллов, очень высоким - от 90 до 100 баллов.

С возрастом показатели несколько уменьшаются. Оптимальным для человекасчитается показательот 75 до 89 баллов, более высокое значение говорит о нереалистичном и некритичном отношении к себе, а показатель ниже 55 свидетельствует о заниженном уровне притязания, что в жизни не совсем хорошо. Если мы мало на что претендуем, то не многого и достигаем!

Показатели самооценки колеблются: низкий показатель - ниже 45 баллов, средний - от 45 до 59 баллов, высокий - от 60 до 74 баллов, очень высокий - 75 - 100 баллов.

Реалистичный человек имеет показатели в диапазоне от 45 до 74 баллов. Показатели ниже 45 баллов говорят об очень низкой самооценке, что обычно связано с излишней критичностью, наличием психологических проблем.

Сопоставив аналогичные средние показатели психологических качеств и характеристик внешности, Вы получите наглядную картину связи Вашей общей самооценки и самооценки вашей внешности в настоящее время и на перспективу (сравнивая уровни притязания). Чаще всего эти показатели одной высоты, либо попадают в соседние интервалы. Очень высокую самооценку личности часто имеют люди с высокой самооценкой внешности, а низкая самооценка сочетается с критичным отношением к своей внешности. Бывают, конечно, люди, имеющие низкую самооценку внешности и высоко оценивающие свою личность в целом. Но низкая общая самооценка очень тесно связана с неудовлетворенностью своим внешним видом. А его улучшение поднимает общую самооценку человека.

Нам осталось понять, о чем говорят показатели расхождения между уровнем притязания и уровнем самооценки.

Если частные и средние показатели положительные, то это свидетельствует о наличии перспектив развития того или иного качества в сторону его увеличения.

Нулевой показатель может быть понят либо как полная удовлетворенность положением вещей, либо как абсолютная непритязательность и безразличие к возможностям перемен.

Полученный отрицательный показатель говорит о необходимости изменений в сторону уменьшения либо общей самооценки личности, либо самооценки внешности.

Человек без особых психологических проблем имеет обычно положительный показатель расхождения между уровнем желаемого, который не превышает 15-20 баллов. Большее расхождение указывает на определенные внутренние проблемы, либо на глубокую неудовлетворенность своей внешностью.

Наши рекомендации