Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. €

Реферат

по истории искусств

На тему: Памятники ГМИИ им. А.С.Пушкина – Древний мир.

Студентки 1 курса, 101 гр.

Направление: ИЗО+Д.О.

Барабошкиной Анастасии Юрьевны

Название памятника: «Статуя вельможи Уджа-джера с супругой»

Период: Древнее царство, 5 династия, ок. 2500–2300 до н. э.

Материал: известняк

Происхождение: Саккара

Размеры: высота 64 см, ширина 16 см

В ГМИИ с 1911 г.

Вид искусства: скульптура

Из коллекции В.С.Голенищева

Отдел Древнего Востока

Главное здание ГМИИ им. А.С.Пушкина – Зал №1

Перевод надписи на статуе:
Сверху: Начальник дома шнау (т.е. хозяйственного помещения для производства и хранения жертвенных продуктов) храма «Приязнь (букв. «Место сердца») солнца» (т.е. солнечного храма царя 5 династии Нефериркара) Уджа-джер.

Цель данного исследования: раскрыть роль и значение скульптурного портрета, на примере статуи вельможи Уджа-Джера с супругой (из собрания ГМИИ) как примера искусства Древнего Мира. Исходя из поставленной цели, задачами работы является формально стилистический анализ экспоната, постановка его в историко-культурном контексте изучаемого периода.

Период Древнего Царства – это время образования примитивного рабовладельческого общества с классами потомственной знати и кровно связанного с ней жречества, свободных общинников – земледельцев, ремесленников и рабов. В начале Древнего Царства высшие посты все еще занимали царские родичи, но затем, при постепенном увеличении бюрократического аппарата, ряд должностей переходил к более отдаленным потомкам царей и представителям знатных родов. Одновременно, это эпоха окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. Именно в период 4-5 династий была достигнута высшая точка расцвета Древнего царства.

Усиление централизации страны привело к установлению полной и неограниченной власти фараона – деспота, достигшей к этому периоду своего апогея. Централизация повлекла за собой развитие бюрократического аппарата. Важнейшие государственные должности распределялись среди вельмож, во многих случаях – родственников фараона. Сословие вельмож было очень значимым. Именно фараоны и вельможи древнего Египта строили и богато оснащали свои пирамиды и гробницы. Сам же фараон сочетал высшие полномочия с саном верховного жреца, сделавшись, таким образом, и главой духовной власти.

Вельможи занимали важные государственные должности в различных отраслях: строительство, сельское хозяйство, медицина, юриспруденция. За что получали значительное денежное вознаграждение от фараона. Из семей вельмож часто выбирали нового правителя и создавали царские династии. Вельможи в древнем Египте возглавляли отдельные области страны - номы, то есть были наместниками фараона на местах. Поэтому там их социальная значимость была гораздо выше, чем у центральной власти.

Главная особенность искусства Древнего Египта заключалась в том, что оно было частью религии. Все, что создавал художник, имело культовое значение. Пирамиды, храмы, сфинксы, обелиски были материализованным воплощением религиозных убеждений. Частью религии была и письменность.

Заупокойный культ в период Древнего царства получил дальнейшее развитие, особенно в связи с обожествлением фараона. Представление о божественности фараона содействовало укреплению его единовластии. Наделение царя божественной сущностью и приписываемая ему роль покровителя страны способствовали созданию сложных религиозных ритуалов, характерных мистических празднеств, и оказали воздействие на все возрастающее значение заупокойного культа. Фараон и после смерти покровительствует в своей стране, от него зависит ее благополучие. Неограниченный владыка при жизни, после смерти он принимает образ Осириса. Отсюда возникает забота о сохранении тела фараона и представление о двойнике «Ка», который является отражением, тенью человека и после смерти принимает его душу «Ба», изображаемую в виде птицы. Поэтому тело фараона мумифицировалось и хранилось в саркофаге, декоративное убранство которого несло знаки царской власти. Так как мумификация не всегда достигала цели, в эпоху Древнего царства стали заменять «Ка» статуей из вечного камня, она должна была стать своего рода ≪заменителем≫, ≪дубликатом≫ тела человека[1]. Одновременно в этот период формируется убеждение древних египтян, что каждый человек должен сам позаботиться о своей счастливой загробной жизни. В случае исчезновения физического тела статуя-копия должна была заменить умершего человека, т.е. жизнь натуры продолжалась в изображении.

Эти верования и обычаи привели к расцвету портретной скульптуры в период Древнего царства. Рожденный требованиями заупокойного культа, этот жанр стал характерной особенностью искусства Древнего Египта и справедливо расценивается как одно из высших достижений его культуры. Заупокойные, портретные статуи, установленные в гробницах, с удивительной точностью зафиксировали облик мужчин и женщин, живших тысячи лет назад, — их лица, их одежды, прически, украшения.

Следовательно, религиозно-мифологические верования обусловили развитие скульптурного реалистического портрета.

В это время окончательно сложились правила изображения человеческой фигуры. Статуи создавались не для созерцания, а для выполнения священного предназначения, и, исходя из этого, были выработаны строгие каноны образа:

статичность,

фронтальность,

симметричность.

Создавался не просто портрет, а «двойник», «тень» умершего и воскресшего человека, изображенного всегда в расцвете физических сил и здоровья[2]. Человек изображался в цветущем возрасте, стоящим с выдвинутой вперед ногой или сидящим на каменном блоке, с атлетическим телом, без признаков какого-либо определенно эмоционального состояния, с направленным строго вперед взглядом. Сидящие статуи, обычно изображавшиеся с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками, построены по принципам симметрии и равновесия. Важно отметить, что портрет имеет абстрактный характер, его реализм относителен — в нем нет органической жизненности, индивидуальной мимики, его взгляд блуждает в ином мире, лицо не выражает ни гнева, ни удивления, ни улыбки.

Согласно канону женщины всегда стройны, а мужчины прекрасно сложены. Пластически образ решался обобщенно, с помощью геометрических объемов и широких плоскостей. Стабильность, неизменность, устойчивое равновесие египтяне прямо связывали с благополучным существованием в вечности.

Основная особенность скульптуры в этот период – монументальность. Осматривать статуи можно было только спереди и сбоку, так как спиной они были обращены к стенам построек. У них отсутствовали какие-либо индивидуальные черты умершего человека или здравствующего правителя. Опознать, кто изображён, можно было по соответствующим атрибутам, а также по надписям у основания скульптуры.

Особый жанр скульптуры, расцветший в эпоху Древнего царства, - это семейный портрет. Древние египтяне не представляли полноценного загробного существования вне семейного круга, поэтому такое широкое распространение парных статуй супругов, нередко вместе с детьми. Жен изображали не только в скульптуре, но и на гробничных рельефах и росписях. Жены могли сопровождать владельцев гробниц во всех важных сценах: в сценах трапезы, в сценах смотрения за приношением жертвенных даров и за различными работами, в сценах ловли рыбы и птицы и т.д. Но везде жены играли второстепенную роль спутницы, так как центральное место в изобразительной программе гробницы занимал ее владелец, т.е. сам умерший. Жены обычно изображались позади мужей или же с менее значимой правой стороны. Как правило, они чуть ниже ростом по сравнению с мужем.

В данной работе представлена для изучения скульптурная группа, которая изображает вельможу Уджа-джера с супругой. Вельможа сидит на каменном блоке с лежащими на коленях руками и взглядом, устремленным вперед в пространство, его лицо спокойно и не выражает никаких эмоций. Тело симметрично и уравновешенно, отсутствует намек на какое-либо движение в позе. Очевидно, скульптура была прислонена спиной к плоскости стены и не предназначалась для рассматривания с разных сторон. Чувствуется величавость и торжественность в самой фигуре вельможи. Рядом с вельможей находится совсем маленькая, еле заметная справа фигурка его жены. Жена расположена в соответствии с правилами этой эпохи: справа и значительно меньше супруга по размеру. К сожалению, не представляется возможным хорошо рассмотреть ее фигуру, часть ее не сохранилась до наших дней. Несмотря на это, можно отметить вышеупомянутые каноны и при создании ее фигуры (стройность, симметричность и равновесие).

Исходя из выше изложенного, можно с очевидность признать, что рассматриваемая скульптурная группа относится к одному из самых распространенных типов статуй, не только периода Древнего царства, но и древнеегипетского искусства в целом.

1. Алпатов М. В. – Всеобщая история искусств. Искусство древнего мира и средних веков. Том 1. Сайт https://www.litmir.me/br/?b=593937&p=1 [Электронный источник] (дата обращения 23.11.1017).

Реферат

по истории искусств

На тему: Памятники ГМИИ им. А.С.Пушкина – Древний мир.

Студентки 1 курса, 101 гр.

Направление: ИЗО+Д.О.

Барабошкиной Анастасии Юрьевны

Название памятника: «Статуя вельможи Уджа-джера с супругой»

Период: Древнее царство, 5 династия, ок. 2500–2300 до н. э.

Материал: известняк

Происхождение: Саккара

Размеры: высота 64 см, ширина 16 см

В ГМИИ с 1911 г.

Вид искусства: скульптура

Из коллекции В.С.Голенищева

Отдел Древнего Востока

Главное здание ГМИИ им. А.С.Пушкина – Зал №1

Перевод надписи на статуе:
Сверху: Начальник дома шнау (т.е. хозяйственного помещения для производства и хранения жертвенных продуктов) храма «Приязнь (букв. «Место сердца») солнца» (т.е. солнечного храма царя 5 династии Нефериркара) Уджа-джер.

Цель данного исследования: раскрыть роль и значение скульптурного портрета, на примере статуи вельможи Уджа-Джера с супругой (из собрания ГМИИ) как примера искусства Древнего Мира. Исходя из поставленной цели, задачами работы является формально стилистический анализ экспоната, постановка его в историко-культурном контексте изучаемого периода.

Период Древнего Царства – это время образования примитивного рабовладельческого общества с классами потомственной знати и кровно связанного с ней жречества, свободных общинников – земледельцев, ремесленников и рабов. В начале Древнего Царства высшие посты все еще занимали царские родичи, но затем, при постепенном увеличении бюрократического аппарата, ряд должностей переходил к более отдаленным потомкам царей и представителям знатных родов. Одновременно, это эпоха окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. Именно в период 4-5 династий была достигнута высшая точка расцвета Древнего царства.

Усиление централизации страны привело к установлению полной и неограниченной власти фараона – деспота, достигшей к этому периоду своего апогея. Централизация повлекла за собой развитие бюрократического аппарата. Важнейшие государственные должности распределялись среди вельмож, во многих случаях – родственников фараона. Сословие вельмож было очень значимым. Именно фараоны и вельможи древнего Египта строили и богато оснащали свои пирамиды и гробницы. Сам же фараон сочетал высшие полномочия с саном верховного жреца, сделавшись, таким образом, и главой духовной власти.

Вельможи занимали важные государственные должности в различных отраслях: строительство, сельское хозяйство, медицина, юриспруденция. За что получали значительное денежное вознаграждение от фараона. Из семей вельмож часто выбирали нового правителя и создавали царские династии. Вельможи в древнем Египте возглавляли отдельные области страны - номы, то есть были наместниками фараона на местах. Поэтому там их социальная значимость была гораздо выше, чем у центральной власти.

Главная особенность искусства Древнего Египта заключалась в том, что оно было частью религии. Все, что создавал художник, имело культовое значение. Пирамиды, храмы, сфинксы, обелиски были материализованным воплощением религиозных убеждений. Частью религии была и письменность.

Заупокойный культ в период Древнего царства получил дальнейшее развитие, особенно в связи с обожествлением фараона. Представление о божественности фараона содействовало укреплению его единовластии. Наделение царя божественной сущностью и приписываемая ему роль покровителя страны способствовали созданию сложных религиозных ритуалов, характерных мистических празднеств, и оказали воздействие на все возрастающее значение заупокойного культа. Фараон и после смерти покровительствует в своей стране, от него зависит ее благополучие. Неограниченный владыка при жизни, после смерти он принимает образ Осириса. Отсюда возникает забота о сохранении тела фараона и представление о двойнике «Ка», который является отражением, тенью человека и после смерти принимает его душу «Ба», изображаемую в виде птицы. Поэтому тело фараона мумифицировалось и хранилось в саркофаге, декоративное убранство которого несло знаки царской власти. Так как мумификация не всегда достигала цели, в эпоху Древнего царства стали заменять «Ка» статуей из вечного камня, она должна была стать своего рода ≪заменителем≫, ≪дубликатом≫ тела человека[1]. Одновременно в этот период формируется убеждение древних египтян, что каждый человек должен сам позаботиться о своей счастливой загробной жизни. В случае исчезновения физического тела статуя-копия должна была заменить умершего человека, т.е. жизнь натуры продолжалась в изображении.

Эти верования и обычаи привели к расцвету портретной скульптуры в период Древнего царства. Рожденный требованиями заупокойного культа, этот жанр стал характерной особенностью искусства Древнего Египта и справедливо расценивается как одно из высших достижений его культуры. Заупокойные, портретные статуи, установленные в гробницах, с удивительной точностью зафиксировали облик мужчин и женщин, живших тысячи лет назад, — их лица, их одежды, прически, украшения.

Следовательно, религиозно-мифологические верования обусловили развитие скульптурного реалистического портрета.

В это время окончательно сложились правила изображения человеческой фигуры. Статуи создавались не для созерцания, а для выполнения священного предназначения, и, исходя из этого, были выработаны строгие каноны образа:

статичность,

фронтальность,

симметричность.

Создавался не просто портрет, а «двойник», «тень» умершего и воскресшего человека, изображенного всегда в расцвете физических сил и здоровья[2]. Человек изображался в цветущем возрасте, стоящим с выдвинутой вперед ногой или сидящим на каменном блоке, с атлетическим телом, без признаков какого-либо определенно эмоционального состояния, с направленным строго вперед взглядом. Сидящие статуи, обычно изображавшиеся с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками, построены по принципам симметрии и равновесия. Важно отметить, что портрет имеет абстрактный характер, его реализм относителен — в нем нет органической жизненности, индивидуальной мимики, его взгляд блуждает в ином мире, лицо не выражает ни гнева, ни удивления, ни улыбки.

Согласно канону женщины всегда стройны, а мужчины прекрасно сложены. Пластически образ решался обобщенно, с помощью геометрических объемов и широких плоскостей. Стабильность, неизменность, устойчивое равновесие египтяне прямо связывали с благополучным существованием в вечности.

Основная особенность скульптуры в этот период – монументальность. Осматривать статуи можно было только спереди и сбоку, так как спиной они были обращены к стенам построек. У них отсутствовали какие-либо индивидуальные черты умершего человека или здравствующего правителя. Опознать, кто изображён, можно было по соответствующим атрибутам, а также по надписям у основания скульптуры.

Особый жанр скульптуры, расцветший в эпоху Древнего царства, - это семейный портрет. Древние египтяне не представляли полноценного загробного существования вне семейного круга, поэтому такое широкое распространение парных статуй супругов, нередко вместе с детьми. Жен изображали не только в скульптуре, но и на гробничных рельефах и росписях. Жены могли сопровождать владельцев гробниц во всех важных сценах: в сценах трапезы, в сценах смотрения за приношением жертвенных даров и за различными работами, в сценах ловли рыбы и птицы и т.д. Но везде жены играли второстепенную роль спутницы, так как центральное место в изобразительной программе гробницы занимал ее владелец, т.е. сам умерший. Жены обычно изображались позади мужей или же с менее значимой правой стороны. Как правило, они чуть ниже ростом по сравнению с мужем.

В данной работе представлена для изучения скульптурная группа, которая изображает вельможу Уджа-джера с супругой. Вельможа сидит на каменном блоке с лежащими на коленях руками и взглядом, устремленным вперед в пространство, его лицо спокойно и не выражает никаких эмоций. Тело симметрично и уравновешенно, отсутствует намек на какое-либо движение в позе. Очевидно, скульптура была прислонена спиной к плоскости стены и не предназначалась для рассматривания с разных сторон. Чувствуется величавость и торжественность в самой фигуре вельможи. Рядом с вельможей находится совсем маленькая, еле заметная справа фигурка его жены. Жена расположена в соответствии с правилами этой эпохи: справа и значительно меньше супруга по размеру. К сожалению, не представляется возможным хорошо рассмотреть ее фигуру, часть ее не сохранилась до наших дней. Несмотря на это, можно отметить вышеупомянутые каноны и при создании ее фигуры (стройность, симметричность и равновесие).

Исходя из выше изложенного, можно с очевидность признать, что рассматриваемая скульптурная группа относится к одному из самых распространенных типов статуй, не только периода Древнего царства, но и древнеегипетского искусства в целом.

1. Алпатов М. В. – Всеобщая история искусств. Искусство древнего мира и средних веков. Том 1. Сайт https://www.litmir.me/br/?b=593937&p=1 [Электронный источник] (дата обращения 23.11.1017).

Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. – М., Издательство Эксмо, 2002. – 848 с., илл.

3. Кухта М. С. История искусств: учебник Томский политехнический университет. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2010. – 269 с.

Наши рекомендации