V. Живопись, архитектура, скульптура
Русская живопись конца XIX — начала XXвв. была представлена различными творческими объединениями. Продолжали работать передвижники; в начале XX в. — братья А.М. и В.М. Васнецовы, В.А. Серов, И.И. Левитан.
Глубокой поэтичностью отличаются картины на исторические и сказочные сюжеты братьев В.М. и А.М. Васнецовых. Для живописи В.М. Васнецова была характерна фольклорно-эпическая тематика и исторические сюжеты. Широкую известность ему принесли полотна — «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Царь Иван Васильевич», картины на темы русских сказок — «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Три богатыря». Панно В. М. Васнецова в Историческом музее «Каменный век» по его монументальности сравнивали с картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи». В. Васнецов создал мозаичные изображения в храме Спаса на крови, писал он и иконы для собора Александра Невского в Софии. В 1902г. им был выполнен фасад Третьяковской галереи. Его младший брат А.М. Васнецов сначала писал картины о природе Северного края России. Впоследствии им была создана серия исторических картин о старой Москве («Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот», «На крестце в Китай-городе»). Выполнял он и декорации к операм Большого театра на исторические темы («Садко», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже»).
Выдающийся русский живописец В.А Серов прославился уже своими первыми картинами («Девушка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). Он также был знаменитым портретистом (образы певца Ф. Таманьо, художников К.А. Коровина и И.И. Левитана, писателя Н.С. Лескова, композитора H.A. Римского-Корсакова, артистов М.Н. Ермоловой, Ф.И. Шаляпина, В.И. Качалова, исключительные по реалистичности и психологической выразительности портреты графини О.К. Орловой, князя Ф.Ф. Юсупова, великого князя Павла Александровича, Александра III и Николая II). Он был известен как выдающийся график и иллюстратор книг. В последние годы творчества В. А. Серова значительное место занимала историческая живопись (серия картин о «царских охотах» и увеселительных прогулках Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II). Серов проявлял большой интерес и к сюжетам античной мифологии («Похищение Европы», «Одиссей и Навсикая»).
Лирическое направление в русской пейзажнойживописи высокого развития достигло в творчестве И.И. Левитана. В своих ранних работах Левитан выступал как мастер камерного лирического этюда. В конце 80-х и в 90-е годы И. Левитан создал свои лучшие произведения: «Березовая роща», «Летний вечер», «Озеро. Русь», «Сумерки. Стога», «Над вечным покоем», «Вечерний звон», «У омута», остро социальную картину «Владимирка». Высшей точкой пейзажного творчества Левитана явились знаменитые картины «Золотая осень» и «Март».
В 1898г. в Петербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым было создано творческое объединение художников «Мир искусства». В него вошли видные художники: Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере. «Мирискусники» выступали за высокую живописную культуру, за поиски новых форм и средств выражения. Произведения художников этого направления отличались яркой декоративностью, тонким чувством стиля.
В начале XX в. возникают новые, модернистские, направления в русской живописи. Идеи символизма характерны для художественного объединения «Голубая роза» (возникло в 1907г. в Москве). Наиболее видными его представителями являются Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, П.В. Кузнецов. Основоположником русского абстракционизма считается В.В. Кандинский. Им было создано объединение «Синий всадник». В 1911г. состоялась и первая выставка его картин.
Русская живопись начала XXв. особенно богата талантливыми художниками, произведения которых отличались своеобразием стиля и сюжетной тематики, например, М.А.Врубель.
М.А. Врубель начал свой творческий путь в искусстве живописи как автор монументальных росписей Владимирского собора и Кирилловской церкви в Киеве, создатель ряда икон, в которых оригинально соединены византийская декоративность и экспрессия с романтическими и символическими чертами, окрашенными в трагические тона. Его кисти принадлежат полотна на темы русских сказок и опер («Морская царевна», «Царевна-лебедь», «Пан»). Центральное место в творчестве М.В. Врубеля занимают изображения Демона («Демон сидящий», «Демон поверженный», «Демон летящий») — образ трагической, мятущейся, отвергнутой личности. Врубелю принадлежат великолепные иллюстрации к изданию поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».
Выдающимся мастером был также Н.К. Рерих, живописец и театральный художник, автор более 7 тыс. картин. В живописи Н. Рериха проявлялся особый интерес к языческой славянской и скандинавской старине («Начало Руси. Славяне», «Заморские гости», «Половецкий стан», «Урочище»).
Новые стилистические направления находили свое выражение в русской архитектуре. Ведущим в то время становится так называемый стиль модерн, для которого характерны свободное развитие объемов, асимметрия, своеобразная вычурность линий, но вместе с тем монолитность сооружений, их монументальность. Модерн выразился и в характере оформления зданий — в применении мозаики, витражей, керамики, скульптуры. В то время усовершенствовалась строительная техника. Стекло, сталь, железобетон, облицовка гранитом стали широко применяться в сооружении зданий различного функционального назначения: доходных домов и особняков, банков и заводских корпусов, правительственных зданий и вокзалов.
В этом стиле построены по проекту Ф.О. Шехтеля в Москве особняк фабриканта С.П. Рябушинского, А.В. Щусева — здание издательства газеты «Утро России». Особое направление в архитектуре начала XX в. образует так называемый неорусский стиль, использующий элементы древнерусского зодчества и стиля модерн. По проекту А. Щусева в неорусском стиле был сооружен Казанский вокзал в Москве, по проекту Ф. Шехтеля — Ярославский вокзал. Вместе с тем в моду входил и неоклассицизм. В этом стиле в Москве воздвигнуты Р.И. Клейном Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), И.И. Рербергом — Киевский вокзал, в Петербурге по проекту И.А. Фомина построен особняк А.А. Половцева на Каменном острове, по проекту Ф.И. Лидваля — здание Азово-Донского банка.