Новый избирательный закон от 3 июня 1907г.
По новому закону усилилось неравенство избирательного права: вся власть оказывалась в руках помещиков и крупной буржуазии. Новый порядок выборов вдвое сокращал представительство от крестьян и рабочих, в несколько раз — от других национальностей.
Ставка была сделана на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии, рассматриваемых как надежная социальная опора самодержавия. Помещики и крупная буржуазия, составлявшие в общей сложности менее 1% населения страны, отныне получали более 2/3 мест в Государственной Думе.
Состав III Думы. Характер ее деятельности.
В III Думе заседали 147 правых депутатов, 154 октябристов, 28 прогрессистов, 54 кадета, 26 представителей национальных групп, 14 трудовиков и 19 социал-демократов.
В Думе фактически оказалось два большинства. В зависимости от позиции октябристов по тому или иному вопросу могло воз никнуть правооктябристское или октябристско-кадетское большинство. Так, например, при обсуждении аграрной реформы октябристы группировались с кадетами и прогрессистами, получая нужно количество голосов, а при решении вопроса об усилении террора против оппозиции октябристы вступали в союз с монархистами.
Председателями III Государственной Думы были представитель правых Н.А. Хомяков, октябристы А.И. Гучков и М.В. Родзянко.
Эта Дума просуществовала весь отведенный ей по закону пятилетний срок. Подавляющее большинство принятых ей законов представляли собой второстепенного характера законы (тарифные сборы, сметы ведомств и пр.), которые современниками были окрещены «законодательной вермишелью». Вместе с тем III Дума занималась и рядом важных вопросов, поставленных в ходе революции 1905-1907гг.: и прежде всего аграрным.
Третьеиюньская политическая система.
В результате государственного переворота 3 июня 1907г. В России установилась так называемая «третьеиюньская»политическая система, или «третьеиюньская монархия».Ее характерной чертой был союз самодержавия с крупной монополистической буржуазией.
Третьеиюньский режим был вместе с тем и сдвигом в сторону бонапартизма, политики лавирования между дворянством и буржуазией. Свое название она получила по имени французского императора Наполеона III, впервые использовавшего такой подход.
Такая политика сделалась неизбежной для самодержавия после 1905 г., в условиях острого противоречия между растущим капитализмом и крепостническим землевладением, решительного размежевания социальных групп и роста революционной активности общества.
II. Деятельность П.А. Столыпина.
Взгляды П.А. Столыпина.
Важнейшей страницей этого времени была деятельность П.А. Столыпина, министра внутренних дел и Председателя Совета министров в 1906-1911 гг. Государственный строй России после революции 1905-1907гг. Столыпин характеризовал как парламентский, дарованный самодержавием сверху. Поэтому, доказывал он, все представительные учреждения (Государственная дума и Государственный совет), как дарованные монархом, должны быть подчинены воле монарха. Для его взглядов была характерна идея превращения России в «государство правовое», но под руководством самодержавия, которое и призвано создать такую обновленную Россию.
Столыпин считал, что сначала необходимо применяя жесткие меры навести в стране порядок, а затем можно уже проводить реформы..
2. Столыпинская аграрная реформа:
а) задачи реформы
С именем Столыпина связано проведение реформы крестьянского землевладения, получившей название «столыпинской аграрной реформы». Избранный им путь решения заключался в ликвидации сельской поземельной общины и насаждения частного крестьянского землепользования.
Тем самым решалась и чисто экономическая задача — рост сельскохозяйственного производства, обогащение крестьянства, что должно было привести к расширению потребительского рынка и тем самым стимулированию всей экономики.
Но реформа, по замыслам автора, должна была решить прежде всего социально-политическую задачу: крестьянин-собственник должен был стать надежной опорой власти. А путем предоставления земли за Уралом убрать из центральных губерний малоземельное, наиболее радикально настроенное крестьянство.
б) основные положения
Основное содержание реформы было изложено в указе от 9 ноября 1906г. 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911г.
v Каждый крестьянин мог объявить частной собственностью надел земли, находящийся в его пользовании.
v Каждый крестьянин мог свободно выйти из общины, свободно избирать место жительства и род занятий.
v Любой крестьянин, закрепивший в частную собственность, мог потребовать соединить все его разбросанные полосы в один участок (отруб). Если на участок переносили усадьбу, то возникал хутор.
v Крестьяне, пожелавшие в связи с малоземельем переселиться за Урал, получали 15 га на главу семьи и до 45 га на всех остальных, 200 рублей и освобождение от налогов на 5 лет.
Определенного срока завершения реформы не предусматривалось, но Столыпин полагал, что для этого потребуется примерно 20 лет. За это время он намеревался провести ряд преобразований — в области местного управления, суда, народного просвещения и т.д.
в) ход реформы
Однако завершить реформу Столыпину не удалось. Если в 1908-1909гг. из общины ежегодно выходило в среднем свыше 500 тыс. домохозяев, то потом число их резко упало. Всего из общинного пользования было изъято около 22% земель.
Выходили из общины в основном «крайние» по своему имущественному положению слои крестьян — бедняки (их было большинство) и зажиточные. Если первые старались продать свои наделы и уйти в город, либо переселиться на свободные земли, то вторые выходили из нее с целью дальнейшего расширения своего надела.
г) итоги и значение
Как видим, реформы не была удачной и успешной. Переход от общины к хуторскому хозяйству означал по сути дела переход от многовековых испытанных способов жизни к формам, присущих скорее Центральной и Западной Европе. Психология крестьянской массы оставалась традиционной, уважительное отношение к частной собственности еще не сформировалось. Нередко соседи избивали крестьян, которые выходили из общины, поджигали их имущество и дома. Крестьяне, судя по всему, не спешили выходить из общины.
Даже те крестьяне, которые поддерживали ликвидацию общины и переход к частной собственности на землю и индивидуальному землепользованию, требовали предварительно дать крестьянству еще земель за счет помещиков. В это и состояло принципиальное расхождение между правительством и крестьянством.
В целом реформа способствовала ускорению развития экономики и буржуазной перестройке сельского хозяйства, дальнейшему расслоению крестьянства. Но по настоящему разрешить аграрный вопрос она сне смогла.
Сам Столыпин оказался в одиночестве: его реформу подвергли критике как либералы из кадетской партии, так и консерваторы, считавшие, что премьер покровительствует зажиточному крестьянству в ущерб дворянству. Реформа оказалась не в состоянии предупредить новый революционный взрыв, тем более в условиях мировой войны.
3. Рабочий и другие вопросы.
Помимо аграрного вопроса внимание Столыпина было приковано к решению рабочего вопроса. Были приняты законы об организации больничных касс для страхования рабочих, смешанных комиссий для решения трудовых конфликтов, о сокращении рабочего дня.
В национальном вопросе правительство Столыпина пошло по пути дальнейшего наступления на права окраин. В частности, была резко ограничена компетенция финского парламента.
Столыпиным также планировалось расширение земств на территории западных губерний, создание волостных земств, введение в России всеобщего начального образования. Однако сделать практически ничего не удалось, кроме первого, а именно: были введены земства на территории западных губерний (Западные Украина и Белоруссия, а также Литва).