Надеть в лютую стужу тёплую зимнюю одежду
(Я надел в лютую стужу тёплую зимнюю одежду. Янадену в …
Ты надел… Тынаденешь…
Он, она надели…. Он, онанаденут…
Мы надели в ….. Мынаденем …
Вы надели … Вынаденете….
Они надели… Они наденут…
Одеть малыша на прогулку в тёплую зимнюю одежду.
_____________________________________________________Тема. Зимние забавы. Связная речь._________
Методика занятия по коллективному составлению рассказа на примере занятия по картине «Зимние развлечения» (из серии «Времена года». Автор О. И. Соловьева).
(Э.П.Короткова Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию)
Ход занятия
На подготовительном этапе, когда идет рассматривание картины, педагог ориентирует детей на точное обозначение изображенных зимних развлечений, на выделение не только главного, но и деталей. На примере описания какой-то одной сцены воспитатель может показать, с какой обстоятельностью следует говорить и о других сюжетных моментах. Например, он предлагает внимательно рассмотреть детвору, катающуюся с горы на санках. Дети всматриваются в ребят и отмечают, что они разрумянились, смеются, радостно что-то выкрикивают. «А что произошло с теми, кто уже съехал с горки?» — спрашивает педагог. Дети описывают веселое происшествие: с перевернувшихся саней двое упали в снег, они встают, стряхивают с себя снег, хохочут... Затем педагог переключает внимание дошкольников на другие части картины: например, на детвору, которая занята лепкой снеговика, или на тех, кто катается на коньках, на лыжах. В ходе беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания.
Большую роль играет речь воспитателя, сопровождающая процесс рассматривания картины. Из речевого образца дети могут почерпнуть однокоренные слова (ребята, ребятишки, ребячий; дети, детвора), синонимы (ребята, детвора) и активно оперировать ими в своих рассказах.
Для активизации детского воображения педагог может задать следующий вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселилась детвора, что можно услышать?» В результате в ответах детей изображенные события будут связаны с их звуковыми впечатлениями: слышно, как на морозе снег хрустит; слышен скрип санок, шум, смех детей, веселые крики, голоса; слышно, как гудит мотор машины, идущей по дороге, и т. п.
Необходимо также обратить внимание ребят на изображение зимнего дня, снега, деревьев в белом убранстве, чтобы они могли включить эти наблюдения в свои рассказы.
Если в ходе беседы ребенок допускает речевую ошибку, воспитатель дает образец правильного употребления слова, построения фразы. Например, дети иногда вместо комья снега говорят «комы снега». В этом случае педагог преднамеренно введет в свою речь данное слово в разных грамматических формах; поставит вопрос так, чтобы дети в ответах упражнялись в правильном его употреблении: «Сколько комьев снега скатали ребята? Какие комья снега положили они снизу, а какие — сверху?»
Переход от рассматривания картины к составлению рассказов — важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала.
Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчиков, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию. Проиллюстрируем это положение еще одним примером.
_______________________________________________Тема. Зимние забавы. Связная речь__________________
Придумывание рассказа на тему «Как Миша варежку потерял»
(Занятия по развитию речи в детском саду. Под ред. О.С.Ушаковой с.235)
Задачи.
Учить детей развивать сюжет, предложенный педагогом. Активизировать в речи детей союзы и союзные слова (в сложноподчинённых предложениях разных типов, упражнять в употреблении слова варежки в разных падежах.
Л.А.Пеньевская.
Как Миша варежку потерял.
Бабушка связала Мише новые, красные варежки.
Миша побежал во двор кататься с горки. Около горы было много ребят, они шумели и смеялись.
Миша взобрался на горку, поставил санки, сел, оттолкнулся. Санки быстро покатились. «С дороги!» - крикнул он маленькой девочке, перебегавшей ледяную дорожку, и махнул рукой. Что-то красное мелькнуло в воздухе и упало в снег, а санки умчали Мишу в дальний угол двора.
Нашёл ли Миша варежку, что было дальше, придумайте сами.
1. Д/упражнение «Закончи предложение.
- Миша пошёл гулять… (Зачем? почему? когда?)
- Он потерял варежку… (где? Когда? Почему?)
- Он нашёл варежку там…
-Он нашёл варежку тогда…
- Миша нашёл варежку потому….
- Мише стало радостно от того….
- Мише стало так радостно ….
2. Д/упражнение. Придумайте предложение ,чтобы хорошо было слышно слово варежек.
У Миши есть варежки, а у Вовы нет таких варежек.
Раньше у Миши не было красивых …варежек.
Больше Миша не терял своих ….. варежек.
3. Придумайте конец рассказа. Можете использовать те предложения, которые вы уже составили.
_______________________________________________Тема. Зимние забавы. Связная речь__________________