Надеть в лютую стужу тёплую зимнюю одежду

(Я надел в лютую стужу тёплую зимнюю одежду. Янадену в …

Ты надел… Тынаденешь…

Он, она надели…. Он, онанаденут…

Мы надели в ….. Мынаденем …

Вы надели … Вынаденете….

Они надели… Они наденут…

Одеть малыша на прогулку в тёплую зимнюю одежду.

_____________________________________________________Тема. Зимние забавы. Связная речь._________

Методика занятия по коллективному состав­лению рассказа на примере занятия по картине «Зимние развле­чения» (из серии «Времена года». Автор О. И. Соловьева).

(Э.П.Короткова Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию)

Ход занятия

На подготовительном этапе, когда идет рассматривание карти­ны, педагог ориентирует детей на точное обозначение изображен­ных зимних развлечений, на выделение не только главного, но и деталей. На примере описания какой-то одной сцены воспита­тель может показать, с какой обстоятельностью следует говорить и о других сюжетных моментах. Например, он предлагает вни­мательно рассмотреть детвору, катающуюся с горы на санках. Дети всматриваются в ребят и отмечают, что они разрумянились, смеются, радостно что-то выкрикивают. «А что произошло с теми, кто уже съехал с горки?» — спрашивает педагог. Дети описыва­ют веселое происшествие: с перевернувшихся саней двое упали в снег, они встают, стряхивают с себя снег, хохочут... Затем педа­гог переключает внимание дошкольников на другие части кар­тины: например, на детвору, которая занята лепкой снеговика, или на тех, кто катается на коньках, на лыжах. В ходе беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точ­ные и выразительные слова, словосочетания.

Большую роль играет речь воспитателя, сопровождающая про­цесс рассматривания картины. Из речевого образца дети могут почерпнуть однокоренные слова (ребята, ребятишки, ребячий; дети, детвора), синонимы (ребята, детвора) и активно опериро­вать ими в своих рассказах.

Для активизации детского воображения педагог может за­дать следующий вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселилась детвора, что можно услышать?» В результате в от­ветах детей изображенные события будут связаны с их звуко­выми впечатлениями: слышно, как на морозе снег хрустит; слы­шен скрип санок, шум, смех детей, веселые крики, голоса; слышно, как гудит мотор машины, идущей по дороге, и т. п.

Необходимо также обратить внимание ребят на изображение зимнего дня, снега, деревьев в белом убранстве, чтобы они мог­ли включить эти наблюдения в свои рассказы.

Если в ходе беседы ребенок допускает речевую ошибку, воспи­татель дает образец правильного употребления слова, построения фразы. Например, дети иногда вместо комья снега говорят «комы снега». В этом случае педагог преднамеренно введет в свою речь данное слово в разных грамматических формах; поставит вопрос так, чтобы дети в ответах упражнялись в правильном его упот­реблении: «Сколько комьев снега скатали ребята? Какие комья снега положили они снизу, а какие — сверху?»

Переход от рассматривания картины к составлению расска­зов — важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по карти­не о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вы­шли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспро­изводит последовательность изложения материала.

Затем дошкольники приступают к коллективному составле­нию рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным за­данием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчиков, подсказывает нужное слово, подбадри­вает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию. Про­иллюстрируем это положение еще одним примером.

_______________________________________________Тема. Зимние забавы. Связная речь__________________

Придумывание рассказа на тему «Как Миша варежку потерял»

(Занятия по развитию речи в детском саду. Под ред. О.С.Ушаковой с.235)

Задачи.

Учить детей развивать сюжет, предложенный педагогом. Активизировать в речи детей союзы и союзные слова (в сложноподчинённых предложениях разных типов, упражнять в употреблении слова варежки в разных падежах.

Л.А.Пеньевская.

Как Миша варежку потерял.

Бабушка связала Мише новые, красные варежки.

Миша побежал во двор кататься с горки. Около горы было много ребят, они шумели и смеялись.

Миша взобрался на горку, поставил санки, сел, оттолкнулся. Санки быстро покатились. «С дороги!» - крикнул он маленькой девочке, перебегавшей ледяную дорожку, и махнул рукой. Что-то красное мелькнуло в воздухе и упало в снег, а санки умчали Мишу в дальний угол двора.

Нашёл ли Миша варежку, что было дальше, придумайте сами.

1. Д/упражнение «Закончи предложение.

- Миша пошёл гулять… (Зачем? почему? когда?)

- Он потерял варежку… (где? Когда? Почему?)

- Он нашёл варежку там…

-Он нашёл варежку тогда…

- Миша нашёл варежку потому….

- Мише стало радостно от того….

- Мише стало так радостно ….

2. Д/упражнение. Придумайте предложение ,чтобы хорошо было слышно слово варежек.

У Миши есть варежки, а у Вовы нет таких варежек.

Раньше у Миши не было красивых …варежек.

Больше Миша не терял своих ….. варежек.

3. Придумайте конец рассказа. Можете использовать те предложения, которые вы уже составили.

_______________________________________________Тема. Зимние забавы. Связная речь__________________

Наши рекомендации