Архитектурные формы. виды архитектурных форм
Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Архитекторы создают для человеческой жизнедеятельности художественно организованное пространство, которое является возможной средой для синтеза искусств. При этом очень важное значение имеют архитектурные формы — носители стиля.
Крыша. Практически любое архитектурное сооружение нуждается в некоем завершении. Именно крыша, с одной стороны, выполняет функцию защиты от погодных явлений, с другой — придает законченность архитектурной конструкции, делает ее более выразительной.
Параллельно с техническими характеристиками возведения крыш расширялось их видовое многообразие. На сегодняшний день существует несколько десятков разновидностей крыш (рис. 1,2).
Рис. 1. Типы кровли:
1 — соломенные маты; 2 — простая черепица; 3 — пазовая черепица; 4 — испанская черепица; 5 — шифер; 6 — гудронная кровля; 7 — гофр; 8 — черепица внахлест; 9 — рубероид
Рис. 2. Виды крыш:
1 — плоская; 2 — односкатная; 3 — двускатная; 4 — вальмовая; 5 — полувальмовая; 6 — вальмовая с козырьком; 7 — мансардная; 8 — мансардно-вальмовая; 9 — мансардная со скатом; 10 — бочкообразная; 11 — шедовая; 12 — пирамидальная; 13 — коническая; 14 — луковичная; 15 — купольная; 16 — ромбовидная; 17 — скатная с луковицей; 18 — сомкнутая; 19 — крестовая; 20 — складчатая; 21 — круглая односкатная; 22 — с фонарем; 23 — вилообразная; 24 — м-образная; 25 — пентхаус; 26 — дугообразная; 27 — стрельчатая; 28 — цилиндрическая; 29 — гиперболическая
Купол. Куполом (рис. 3) принято называть свод в виде полусферы, образованный внешним вращением кривой (дуги, окружности и пр.) вокруг своей оси. (См.: Грубе Г.-Ф., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. — М., 2001. — С. 68.)
Рис. 3. Виды куполов:
I — простой; 2 — парусный; 3 — на барабане; 4 — вспарушенный; 5 — восьмигранный, или шлемовидный; 6 — зонтичный; 7 — луковичный; 8 — шатровый; 9 — конусообразный
Ордер (колонна). Это конструктивный элемент в архитектуре, имеющий форму стержня, выполняющий функцию опоры и сочетающий в себе горизонтальные и вертикальные элементы. Такие опоры не только уменьшают нагрузку на фундамент, но и создают промежуточные пространства, которые оптически расширяют стены.
Изначально колонны использовались только при постройке особо значимых архитектурных сооружений. Колонна (рис. 4) всегда состояла из стволовой части, капители (верхней части, венчающей колонну) и базы (плиты, на которой устанавливалась колонна). Тем самым она очень напоминала скульптуру, это придавало большую выразительность постройке.
Рис. 4. Общее строение колоны:
1 — капитель; 2 — абак; 3 — ствол; 4 — база; 5 — валик; 6 — шейка; 7 — рельефный фриз; 8 — вомоты; 9 — модильон; 10 — зубчик; 11 — листья аканта; 12 — торус; 13 — скопия; 14 — плинт; 15 — цоколь; 16 — база; 17 — пьедестал
Иногда колонну возводили изолированно от основного здания, чтобы подчеркнуть ее изящество и красоту (например, колоннады). Во многих случаях колонна выступала в качестве памятника. Колонны бывают различных типов (рис. 5).
Рис. 5. Типы колонн:
1 — каннелированная; 2 — со спиральными каннелюрами; 3 — рустованная; 4 ломонова; 5 — атлант; 6 — кариатида
Основная эстетическая нагрузка в колонне ложилась на капитель. Однако только соразмерность форм и декоративных элементов, составляющих ордер, позволяет достичь выразительности всего сооружения.
Существует несколько видов ордеров (рис. 6):
Рис. 6. Виды ордеров:
1 — дорический; 2 — ионический; 3 — коринфский; 4 — тосканский; 5 — римский дорический; 6 — композитный
ü дорический. Характерные особенности: наличие мутул; фриз делится на тринглифы и метопы; основания тринглиф заканчиваются каплями (гуттами); шейка капители гладкая, без рисунка; астрагал объемно выделен; в ордере отсутствует пьедестал;
ü ионический. Плоский фриз; капитель представлена валютами (завитки); в ордере наличествует пьедестал, состоящий из ряда элементов: торуса, скоции, плинта, цоколя, базы;
ü коринфский. Наличие модильона, зубчиков (дентекулов); капитель состоит из листьев аканта; ствол колонны очень утонченный;
ü тосканский. Самый простой по своей форме ордер, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Каменный антаблемент является упрощенным вариантом дорического антаблемента;
ü римский дорический. В отличие от греческого дорический имеет более стройные пропорции колонн и меньшую высоту антаблемента. Отличия состоят еще и в том, что в отдельных формах колонны чаще всего не имели каннелюр, но опирались на базы; карниз имел более развитую поддерживающую часть, в которой часто отсутствовали мутулы;
ü композитный. Напоминает коринфский, но основное отличие заключается в изображении капители, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.
Фасад. Фасадом называют наружную сторону здания. Также фасадом принято называть ограничительную поверхность архитектурного объекта, чаще всего вертикальную. На восприятие фасада влияют величина, форма, строительный материал наружных поверхностей, расположение, размер и контур пролетов, рельефы. Для облицовки фасадов в отечественной архитектуре редко использовался дорогостоящий материал. Оформление фасада было частичным, только швы или венцы срубов могли покрываться облицовкой, штукатуркой и декоративной смесью, все остальное составлял природный материал (например, дерево).
Порталы и арки. Портал — центральный вход. Арка — криволинейная архитектурная конструкция для перекрытия проемов, состоящих из уложенных дугой блоков с опорами лишь по бокам. Все порталы объединены общей конструктивной основой. Портал состоит из рамы и подвижной, запирающейся на замок или щеколду дверной створки, очень часто выступает как символ престижа, статуса и вкуса хозяина. По оформлению портала можно многое рассказать о владельце. Иногда архитектурные сооружения выполняют только функцию портала (например, въездные ворота, триумфальные арки, вестибюли, которые строятся отдельно от основного здания).
У каждого сооружения центральный вход оформлен самыми различными декоративными элементами. Иногда они имеют вид арок (рис. 7).
Рис. 7. Виды арок:
А — круглые: 1 — полуциркульная; 2 — полукруглая возвышенная; 3 — лучковая (сегментная); 4 — подковообразная (круглая); 5 — подковообразная (классическая); 6 — трехцентровая; 7 — трехцентровая пониженная; 8 — эллиптическая; 9 — параболическая; 10 — трехлопастная (круглая в виде трилистника); 11 — круглая в виде трилистника; 12 — псевдотрехцентровая; 13 — с заплечиками; 14 — венецианская; 15 — флорентийская; 16 — возвышенная;
Б — стрельчатые: 17 — треугольная; 18 — ступенчатая; 19 — стрельчатая подковообразная; 20 — стрельчатая сарацинская; 21 — ленцеобразная; 22 — равносторонняя; 23 — стрельчатая сжатая; 24 — стрельчатая сегментная; 25 — четырехцентровая; 26 — ползучая; 27 — псевдочетырехцентровая; 28 — стрельчатая в виде трилистника; 29 — стрельчатая, украшенная трилистником; 30 — пятилистная; 31 — килевидная; В — плоская
Эркеры, балконы, лоджии. Эркер — закрытая одно- или многоэтажная выступающая из плоскости фасада часть здания прямоугольной, круглой или многогранной формы.
Балкон — открытый выступ здания, огражденный парапетом. Историческими предшественниками балкона считаются внешние кафедры в культовых сооружениях, которые использовались для священных наставлений, ритуального показа реликвий. Позднее балконы широко использовались при строительстве жилых сооружений и выполняли несколько функций: во-первых, украшали фасад здания; во-вторых, обеспечивали доступ к свежему воздуху внутри. Это очень удобно для людей, лишенных возможности прогуливаться.
Лоджия — открытая галерея, обычно с колоннами, распространенная в архитектуре итальянского Возрождения; ниша, образованная внешними стенами, включенными в периметр фасада, выполняющая функцию балкона. В отличие от балкона лоджия практически не выступает над линией фасада. Изначально она служила местом проведения официальных представлений, позднее стала выполнять ту же функцию, что и балкон, а именно обеспечивать возможность пребывания на свежем воздухе. Однако лоджия может быть и самостоятельным, открытым, с большими аркадами зданием, являющимся павильоном или галереей.
Окно. Это проем в стене или крыше, через который поступает свет и свежий воздух в помещение. Будучи в определенном смысле отверстием, укрепляется в верхней части горизонтальной балкой-перемычкой или сводом с замком. Сложность установления такого крепления обусловливала форму окон (рис. 8).
Рис. 8. Виды окон по типу конструкций:
1 — глухое; 2 — трехстворчатое; 3 — подъемное; 4 — раздвижное; 5 — двухстворчатое; 6 — французское; 7 — поворотное (вертикальное); 8 — поворотное (горизонтальное); 9 — окно-аккордеон; 10 — складное; 11 — окно с нижней подвесной фрамугой; 12 — жалюзийное; 13 — комбинированное; 14 — выступающее; 15 — освинцованное; 16 — верхнеподвесное; 17 — зарешеченное
Все окна в прошлом были вытянутыми по вертикали. Затем сложились многочисленные виды окон по форме: квадратное, прямоугольное, круглое, полукруглое, арочное, стрельчатое, веерное, ромбовидное, сложной геометрической формы, сложной растительной формы (в виде
лилии, лотоса и т.д.). Что же касается оформления окон, то оно во все времена было различным — от самого скромного до излишне парадного.
Дверь. Дверь — подвешенная на петлях, скользящая или подъемная панель, закрывающая вход в здание или помещение (рис. 9).
Рис. 9. Виды дверей:
1 — гладкая; 2 — филенчатая; 3 — стеклянная; 4 — плотничная; 5 — голландская; 6 — дверь-ширма; 7 — жалюзийная; 8 — французская; 9 — подвесная; 10 — вращающаяся; 11 — одностворчатая; 12 — двухстворчатая; 13 — скользящая («купе»); 14 — раздвижная; 15 — дверь-гармошка; 16 — складная; 17 — подъемная; 18 — турникет
Лестница. Это архитектурная форма, имеющая вид ступенчатого марша. Создание лестниц обусловлено конструктивной необходимостью, поскольку выбранная площадка для строительства иногда имеет неровную поверхность, которая может препятствовать застройке. Лестницы служат средством, искусственно выравнивающим такие поверхности.
Многочисленны виды лестниц:
■ спиральная (полукруглая);
■ четвертьоборотная;
■ четвертьоборотная витая;
■ винтовая;
■ одиночная (прямой лестничный марш);
■ двухмаршевая: двойная параллельная, двойная трапециевидная, двойная полукруглая;
■ геометрическая;
■ двойная возвратная.
Башня. Башня — очень высокое, чаще всего квадратное или круглое сооружение, которое используется для наблюдения и защиты. Многие башенные сооружения принадлежат к шедеврам архитектуры. К сожалению, до нас не дошли высотные сооружения древности, такие как Вавилонская башня, возведенная богу Мардуку 4 тыс. лет назад; Александрийский маяк — одно из чудес света. Выделяют следующие виды башен:
Ø минареты — располагались вблизи мечетей, использовались для призыва верующих в мечеть на молитву;
Ø крепостные и оборонительные башни — располагались в крепостной стене и служили для защиты от нападения;
Ø колоколенные башни — располагались при храмовых архитектурных сооружениях и выполняли функцию звонниц;
Ø маяки — башни, которые служили сигналом и ориентиром для кораблей в море;
Ø башни-памятники — выполнялись в знак памяти о каком-либо событии или герое;
Ø смотровые башни — использовались для обзора местности. Разновидностью смотровых башен является каланча (пожарная башня, позволяющая вовремя заметить пожар);
Ø буровые вышки — используются для добычи нефти, газа и других природных богатств;
Ø башенные подъемники — применяются для осуществления различных работ на большой высоте;
Ø водонапорные башни — регулируют потоки воды по каналам и обеспечивают передачу воды по трубам на разные расстояния;
Ø обсерватории — башенные сооружения, применяемые для изучения небесных, космических тел и явлений космоса;
Ø башни командно-диспетчерских пунктов на аэродроме — выполняют функцию регулятора движений самолетов, а также используются для наблюдения за ними;
Ø трансляционные башни или телерадиолокационные башни — позволяют передавать радио- и телесигналы на большие расстояния;
Ø башни-дома, или небоскребы — светская высотная архитектура, имеющая огромное количество этажей.
Мост. Это сооружение, являющееся дорогой через естественное или искусственное препятствие. Важнейшие элементы моста — опоры (быки и устои) и пролетные строения. Первые мосты служили для установления путей сообщения человека, которые прокладывались через водоемы. Самые примитивные сооружались из стволов деревьев, а легкие мостики подвешивались на лианах или пеньковых канатах.
Видовое разнообразие мостов обусловлено уровнем развития науки и техники, условиями, в которых они строятся, материалами. Выделяют следующие виды мостов:
ü висячий: цепной, канатный;
ü мост-улица (в городах с ограниченным пространством);
ü крытый деревянный (на деревянных опорах);
ü крепостной (подъемный мост, позволявший проникнуть на территорию крепости);
ü с решетчатыми фермами (мост, по которому проходит железнодорожное полотно или крупная автомобильная трасса);
ü арочный: с полуциркульными арками, круговыми арками, со стрельчатыми арками;
ü с балками коробчатого сечения на наклонных канатах (возводятся в гористых и холмистых местах);
ü понтонные (основное полотно моста располагается на понтонах, лежащих на поверхности воды);
ü разводящиеся.
Фонтан. Это видоизмененный колодец, выполняющий декоративную функцию при обустройстве городских улиц.
Изначально колодец был местом, которое служило для человека источником воды, необходимой для жизни. Со временем менялся механизм поднятия воды на поверхность, но суть колодцев оставалась прежней. Колодец становился еще и местом общественным, где люди собирались и обменивались новостями, общались. Таким образом, общественные колодцы, находясь в центре города, нуждались в художественно-эстетическом оформлении. Постепенно, когда появился водопровод и прямое назначение колодцы утратили, потребность в них с точки зрения социальной и художественно-эстетической функции осталась. Им на смену пришли фонтаны.
Виды фонтанов:
ü фонтан-памятник — строился в ознаменование определенного культурно-исторического события или в честь какого-либо исторического деятеля;
ü дворцовые фонтаны — возводились для украшения территории дворцового парка или внутреннего двора;
ü фонтаны для питья — строились для обеспечения населения города питьевой водой в местах, где отсутствовал водопровод;
ü каскадные фонтаны — ансамбль фонтанов, в которых вода постепенно спускается по разным уровням;
ü фонтаны-шутихи — служили для украшения города и имели оригинальную сложную систему подачи воды.
Знание архитектурных форм, необходимых конструктивных элементов при возведении любого архитектурного сооружения поможет ребенку-дошкольнику сделать свою конструкцию оригинальной и конструктивно правильной и активно использовать постройку в игровой, театральной и трудовой деятельности.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1. Составьте таблицу архитектурных форм.
2. Разработайте презентацию по архитектуре.
3. Выполните из бумаги макет любого архитектурного сооружения.