Выразительные средства скульптуры

КАК ВИДА ИСКУССТВА

ПОНЯТИЕ СКУЛЬПТУРЫ

Скульптура (от лат. sculptura — ваяние, пластика) — вид искусства, произведения которого отражают окружающую действитель­ность в объемных, физически трехмерных изображениях с помо­щью различных пластических материалов.

Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается. «Скульп­тура» — понятие более широкое. Пластика, с одной стороны, есть техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность.

В отличие от живописи и графики скульптура охватывает мень­ший круг предметов, явлений, которые могли бы стать объектами для изображения. Выразительные средства в скульптуре разраба­тываются с большей тщательностью.

Во многом скульптура перекликается с архитектурой, поскольку оба вида искусства имеют дело с объемом и пространством, под­чиняются законам тектоники.

(Тектоника (от греч. tektonikos — относящийся к строительству) — соот­ношение несущих и несомых частей сооружения, выраженное в пластических формах; художественное выражение закономерностей, присущих конструк­тивной системе здания).

И скульптура, и архитектура мате­риальны по своей природе и часто взаимодополняют друг друга. Однако есть существенное отличие скульптуры, и архитектуры. Архитектура имеет функциональное назначение, она организует определенным образом пространство для жизнедеятельности че­ловека, чего нельзя сказать о скульптуре. Реальная, а не изобра­зительная трехмерность, телесность представляет собой главную особенность этого искусства.

Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Эта способность - необходимый компонент пластического творчества, как чувство цвета у живописца или абсолютный слух у музыканта. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувство­ваться в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрываю­щий определенную идею. Полное «прочтение» скульптуры воз­можно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры. Про­хладность и нежность фарфора не могут в полной мере передать мужественность, стремительность, решимость, отвагу, так же как тепло и простота дерева не подойдут для создания образа величе­ственного, важного, царственного и амбициозного. Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок». (Цит. по: Головин В. П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру — М., 1999. — С. 72.). Именно эта особенность позволяет мате­риалу стать материальным носителем образа и делает скульптуру лаконичным искусством. Лаконизм заключается в умении обобщать форму и концентрировать содержание художественного образа. В этом состоит один из основных парадоксов скульптуры: с одной стороны, она проста для восприятия, поскольку в ней обобщены и конкретизированы формы, с другой — сложна, так как обобщен­ность обусловлена символизмом, и это усложняет ее понимание. Очень часто простые комбинации форм содержат в себе глубочай­шую мысль, и, наоборот, декоративные излишества подчеркивают пустоту и бессодержательность.

Скульптура как вид искусства интересна тем, что в ней как в настоящем искусстве очень много недосказанности, и это спо­собствует развитию образного мышления зрителя, побуждает его к сотворчеству. Но чтобы участвовать в этом процессе, необходимо овладеть хотя бы минимумом знаний, раскрывающих определен­ные законы и правила скульптуры. Знание этих закономерностей и выразительных особенностей скульптуры нужно как детям, так и педагогам — настоящим и будущим.

Скульптура относится к такому виду искусства, который все больше входит в повседневную жизнь человека незаметно для него самого. Выразительные средства и материалы, используемые в ра­боте, позволяют скульптору создать и величественный памятник герою, и маленький рельефный кулон. Между ними располагается множество различных по виду и по жанру скульптурных произведений. Часто мы даже не замечаем, что нас окружают вещи, «являющиеся частью скульптуры, например: брелоки-талисманы, медальоны, монеты, статуэтки на полке, камеи и т.д. Все это го­ворит о видовом многообразии скульптуры и одновременно о ее целостности.

Виды скульптуры выделяются по ряду оснований:

Наши рекомендации