Виды декоративного творчества.

Декоративное рисование— вид декоративного творчества, на­правленный на создание с помощью красок декоративных образов в процессе усвоения детьми элементов и мотивов различных роспи­сей.

Декоративная аппликация — вид декоративного творчества, в основе которого лежит составление плоскостных и рельефных изо­бражений из различных материалов, отражающих традиции декора­тивно-прикладного искусства.

Декоративная лепка — вид декоративного творчества, заклю­чающийся в создании пластических образов по мотивам различных видов декоративно-прикладного искусства.

Как уже указывалось ранее, народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств художественного воспитания дошколь­ников. В народном искусстве обобщаются представления о прекрас­ном, об эстетических канонах, которые передаются из поколения в поколение. Знакомые образы декоративно-прикладного искусства входят в нашу жизнь с детства. Благодаря исследованиям по детско­му творчеству (3. А. Богатеевой, Е. И. Васильевой, Т. Г. Казаковой, Р.Г.Казаковой, Е.Г.Ковальской, Т.С.Комаровой, Б.М.Маршак,

Ю.В.Максимова, Е. С. Рогалевой, Н. П. Сакулиной, А.П.Усовой, А. А. Флёриной, Ц. Н. Шейтановой и др.), изучению народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании де­тей оно включено в программу воспитания и обучения в детском саду, найдя свое отражение в процессе обучения.

Для развития детского декоративного творчества необходимы следующие условия:

- ознакомление с видами, жанрами, мотивами народного декора­тивно-прикладного искусства детей в разных возрастных группах;

- использование предметов народного декоративно-прикладного искусства в оформлении детского сада, группы, студии;

- использование дидактических игр и пособий с целью закрепле­ния изученного материала;

- изучение особенностей построения различных росписей, что способствует овладению детьми знаково-символической функцией цвета и символикой растительного, животного мира, неживой при­роды, композиционными закономерностями.

Работа по развитию детского декоративного творчества строится в трех направлениях.

Первое направление:

- знакомство детей с определенным видом народного декоратив­но-прикладного искусства, с его промыслами, содержанием, назна­чением, материалами, характерными признаками, выразительными средствами;

- знакомство детей с различными видами орнаментов: геометри­ческим, растительным, зооморфным, антропоморфным, комбини­рованным;

- изучение законов построения различных композиций орна­ментов.

Целью такой работы является формирование эстетических пред­ставлений у детей дошкольного возраста об особенностях народного декоративно-прикладного искусства, его видах и специфике.

Задачи:

- различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промыслах, характерных признаках; вос­питывать гордость за талант своего народа, уважение к народным мастерам и желание самим творить;

- различать и называть народные игрушки, росписи, их характер­ные особенности;

- знать разнообразия и свойства материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.);

- видеть красоту узоров, определять характер стилизации знакомых форм: трава, ягода, цветок, лист, образы птиц, животных, человека;

выделять средства выразительности: элементы узора, их цвета, типичные сочетания, колорит, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции

Видеть связь узора с назначением предмета, его формой, материалом изделия.

Второе направление — обучение декоративному рисова­нию, лепке, аппликации на основе народного декоративно-приклад­ного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных ма­стеров.

Задач и:

- составлять узоры на определенных формах (полосе, квадрате, круге, сложной форме);

- выполнять отдельные элементы того или иного орнамента;

- передавать в декоративном рисовании колорит росписи, харак­тер ее композиции;

- передавать форму некоторых произведений декоративно-при­кладного искусства в лепке, аппликации.

Третье направление — развитие детского декоративного творчества.

Задачи:

- создавать декоративный образ, используя элементы и мотивы определенной росписи;

- фантазировать по мотивам промыслов и видов народного декоративно-прикладного искусства.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно выбирать вид росписи, ее элементы, колорит, композицию. Творче­ское применение полученных знаний, умений и навыков по декора­тивному рисованию, аппликации и лепке при создании предметных, сюжетных композиций, показывает, насколько дети понимают прин­ципы, закономерности в декоративном искусстве. В процессе раз­вития декоративного творчества дошкольников используются разные методы и приемы:

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время анали­за детских работ («одевание» дымковских игрушек, «мастерские» народных мастеров, «магазины», «выставки» народного искусства и пр.), что повышает интерес детей к занятиям;

- целенаправленное обследование предметов декоративно-при­кладного искусства с последующим составлением узоров;

- сравнение двух элементов узора, их колорита, формы, техники выполнения с целью овладения приемами изучаемой росписи;

- использование очерчивающего жеста (рисование в воздухе) для выделения элементов узора на предмете с целью перенесения харак­тера его расположения на лист бумаги при последовательном вы­полнении элементов;

- упражнения с целью отработки отдельных приемов на разных стадиях обучения;

- показ изображения новых элементов;

использование фланелеграфа для обучения детей различным видам композиции; называние элемента узора, действия при его вос­произведении в процессе рисования, лепке, аппликации («завиток ведем вверх, теперь вниз»);

- взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в решении задач декоративного творчества.

Для полноценного эстетического развития в процессе декоратив­ного творчества необходимы определенные условия:

- приоритетное внимание накоплению первоначальных представ­лений детей о природе (деревьях, цветах, траве и др.);

- самостоятельное сенсорное освоение детьми свойств и качеств предметов или живых объектов, являющихся источником их творче­ства;

- создание художественной творческой среды. Наполнение по­мещения предметами, изготовленными народными умельцами, ма­стерами росписи по дереву из различных областей России и других стран;

- создание атмосферы, при которой у детей воспитывается береж­ное отношение к предметам декоративно-прикладного искусства, через патриотические чувства;

- включение в педагогический процесс разнообразных игр, игро­вых приемов и ситуаций. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого мотивации обучения;

- исключение из занятий формализма, шаблонов, излишнего ди­дактизма, навязывания своего представления о решении образа, сюжета. Педагог должен демонстрировать доверие к ребенку, исклю­чая излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей;

- знакомство с историей народного искусства, учитывая местные традиции, культуру родного края.

Игры и упражнения

1. «Назови элементы».

Цель: Выявить знания детей о видах, мотивах и элементах декоративно-прикладного искусства.

Установка: «Посмотри внимательно. Перед тобой находятся кар­тинки, их много. Дай название каждой и разложи их по коробкам так, как ты считаешь нужным».

2. «Найди лишний элемент».

Цель: Определить уровень развития умения детей дифференци­ровать различные виды декоративно-прикладного искусства.

Установка: «Перед тобой находятся картинки разных промыслов. Но здесь есть лишняя, найди ее и отложи в сторону».

3.«Определим порядок этапов изображения».

Цель: Выявить уровень сформированности представления детей об этапах выполнения той или иной росписи.

Установка: «Перед тобой картинки. Их случайно перепутали, по­моги разложить их в такой последовательности, чтобы было понятно как выполнить роспись».

4. «Подбери цвета».

Цель: Определить умение дошкольников вычленять колорит, свойственный определенному промыслу, росписи.

Установка: «Перед тобой находятся карточки различных цветов. Посмотри внимательно и возьми только те, которые чаще всего встречаются в этом виде росписи».

5.«Подбери композицию».

Цель: Определить уровень сформированности у детей компози­ционных представлений и умений.

Установка: «На столе есть рисунок с росписью и вырезанные эле­менты (круги, листочки). Посмотри внимательно на картинку и со­ставь из элементов такой же рисунок (свой рисунок).

6.«Подбери схему к рисунку».

Цель: Определить уровень владения законами композиции.

Установка: «Посмотри внимательно. Перед тобой картинка и разные схемы. Найди такую схему, которая была бы похожа на картинку».

7. «Обведи точки».

Цель: Определить у детей уровень развития мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

Установка: «Перед тобой листок с точками, их много. Обведи точки так, чтобы получился рисунок».

8.«Раскрась элементы».

Цель: Выявить представления детей о цветовой гамме той или иной росписи и структурирование элемента.

Установка: «Перед тобой рисунок, его забыли раскрасить, и он грустит. Помоги ему».

9.«Создай аппликационный (пластический) образ».

Цель: Выявить характерные особенности создания детьми ап­пликационного, декоративного образа на основе отдельного вида декоративно-прикладного искусства.

Установка: «Перед тобой цветная бумага, ножницы, клей (пласти­лин). Сделай аппликацию (выполни лепную фигурку) по мотивам любого вида декоративно-прикладного искусства.

10. «Распиши основу».

Цель: Определить особенности построения детьми декоратив­ного образа на заданной форме. Установка: «Перед тобой лист бу­маги необычной формы. Распиши ее».

11. «Придумай новый декоративный образ».

Цель: Выявить уровень развития декоративного творчества детей в процессе создания собственных декоративных образов по мотивам декоративно-прикладного искусства.

Установка: «Придумай и нарисуй что хочешь, но так, чтобы твой рисунок напоминал бы какой-нибудь промысел».

Контрольные вопросы

1. Дайте определение детскому декоративному творчеству.

2. В чем состоит суть декоративного творчества?

3. Выделите виды детского декоративного творчества.

4. Обозначьте круг задач, которые решаются в процессе развития дет­ского декоративного творчества.

5. Какие методы и приемы целесообразно использовать в процессе развития декоративного творчества?

6. Какое значение могут иметь экскурсии в процессе развития детского декоративного творчества?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: изобразительное искусство, литература, музыка, театр. Влияние искусства на становление личности человека, его раз­витие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, с детских лет стремящихся понимать и ценить искусство, без акти­визации у детей творческого начала невозможно становление цель­ной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Знакомство детей с искусством должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного детства. Не случайно эстетическое воспитание рассматривается как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и ис­кусстве. Только через искусство, по мнению Б. М. Неменского, чело­век способен не только понять, но и пережить опыт предшествующих поколений.

Живопись, скульптура, графика, архитектура наполняют, окру­жают, обогащают и украшают нашу жизнь. Чтобы искусство достиг­ло своей цели, радовало нас, волновало, расширяло наши познания, надо уметь его видеть. Поэтому одна из задач в работе с детьми определяется как «формирование умения находить произведения ис­кусства в окружающем», а также «выражать свои мысли и чувства языком искусства» (Т.С.Комарова). Этому должна быть посвящена работа педагогов уже в дошкольном учреждении.

ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Именно на основе произведений искусства развивается собствен­ное творчество детей в различных его видах. Каждый возрастной период имеет свои отличительные особенности, которые необходимо знать как будущим, так и состоявшимся педагогам. Не назидание и навязывание своей позиции, а сотрудничество и ориентация на воз­можности, потребности ребенка в педагогическом процессе, успех осуществления которого во многом зависит от желания самого педа­гога творить. Можно найти массу причин, оправдывающих низкий творческий уровень детских работ, но они отступают перед целе­устремленностью, творческой активностью, эмоциональной отзыв­чивостью педагога, который увлечен работой с детьми, кто может создать своим присутствие атмосферу творчества.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации