Зеркальный способ вырезывания Ленточный способ вырезывания

Зеркальный способ вырезывания Ленточный способ вырезывания - student2.ru Зеркальный способ вырезывания Ленточный способ вырезывания - student2.ru

Рис. 36. Маша (5лет). Бабочка Рис. 37. Дуня (4 г. 8 мес.). Ели

Центрально-лучевой способ Силуэтное вырезывание

Вырезывания

Зеркальный способ вырезывания Ленточный способ вырезывания - student2.ru Зеркальный способ вырезывания Ленточный способ вырезывания - student2.ru

Рис. 38. Лиза (5 лет 9 мес.). Узор Рис. 39. Таня (6 лет 5 мес.). Северные олени

Особенности обучения аппликации

Ранний возраст

Образовательные задачи:

- познакомить детей с материалами аппликации;

- учить различать основные и составные цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый);

- познакомить с различными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, овал). Учить элементар­ному различению геометрических форм;

- с понятием величины (большой, маленький, длинный, короткий);

- учить работать с готовыми формами: раскладывать и приклеивать их;

- составлять отдельные части в единый образ;

- выщипывать маленькие кусочки из целого листа бумаги.

Развивающие задачи:

- формировать чувство цвета (гармонии цветовых отношений), формы (соподчинять формы, соотносить формы со знакомыми предметами), величины (соподчинять величины);

- умение располагать части аппликации на плоскости, сохраняя целост­ность образа;

- работать с кисточкой и клеем, прижимать детали, намазанные клеем к основе;

- развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление.

Воспитательные задачи:

- вызывать интерес детей к аппликации;

- воспитывать аккуратность при работе с клеем;

- воспитывать умение слышать педагога, его словесные инструкции.

Особенности обучения. Несмотря на возраст детей, апплика­ция — доступный вид конструктивного творчества, что объясняется многообразием приемов, имеющих разные степени сложности. По­этому многие из них могут быть использованы в работе с малышами. Раннее обучение необходимо для того, чтобы заложить основу для формирования конструктивных и изобразительных умений, необхо­димых для творческого развития детей на более поздних возрастных этапах. Занятия аппликацией при целенаправленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов способствуют решению ряда задач: образовательных (расширяют познавательную сферу малышей); развивающих (стимулируют эмо­циональное, творческое развитие, активизируют мыслительные про­цессы, психологические механизмы); воспитательных (направлены на формирование личностных качеств, эстетического отношения к аппликации).

В раннем возрасте дети успешно овладевают техническими навы­ками, необходимыми для создания аппликационного образа. Они раскладывают готовые формы, чтобы составить из них целостную работу, учатся размещать элементы в соответствии с характером и композицией аппликации; успешно овладевают сенсорными этало­нами (цветом, формой, величиной); овладевают навыками элемен­тарной поисковой деятельности; приучаются работать совместно с педагогом или другими детьми.

Приобретенный опыт в составлении аппликационного образа, представленного предметной, простейшей сюжетной или декоратив­ной композициями, обусловливает развитие наглядно-образного мышления и зачатков воображения. Ведь в клочке бумаги или ли­сточке от дерева дети учатся видеть образ знакомых предметов, объ­ектов, явлений.

Обучение аппликации детей данной возрастной категории целе­сообразно вести в игровой форме, используя различные сюрпризные моменты, художественное слово. Каждый изучаемый материал, при­ем важно не просто продемонстрировать малышам, а обыграть его, сделать увлекательным, но при этом не забывать о содержательной стороне обучения, которое должно задействовать все анализаторы ребенка. Только тогда он сможет глубже узнать, почувствовать, уви­деть, понять свойства материалов, возможности приемов, наглядно убедиться в чудесах творческого преобразования. Это мощный сти­мул к собственному развитию.

«Посмотри, какой у нас шаловливый листок, он может сворачиваться, сгибаться, а еще он умеет скручиваться и скатываться в комок, который превращается в цветы, животных, предметы. Давай попробуем угадать, в кого сейчас превратится комок бумаги, если мы его слегка расправим. Вот уже появляются ушки, а это хвостик. Вот и получился у нас котенок, а где у него глазки (ребенок сам прикладывает, а потом приклеивает их котенку). Нам осталось сделать лапки. Мы возьмем маленькие листочки бумаги и тоже их слегка помнем (это делает сам малыш). А теперь приложи листочки туда, где будут лапки у котенка». Усики можно сделать из ниток, проволоки, пластилина, спичек, семян клена.

В раннем возрасте для достижения выразительности аппликаци­онного образа допускается использовать смешанные техники, при­емы, характерные для других видов творчества. Это делается еще и для того, чтобы как можно больше привлекать самого ребенка к вы­полнению аппликации.

Чтобы изобразить цветы с помощью салфеток и чтобы они были инте­ресными и похожими на настоящие, можно предложить детям нарисовать круг клеем, а затем приложить кусочек салфетки и путем прищипывания собрать его центральную часть. Для придания цветку выразительности до­статочно взять пластилин и маленькими кусочками украсить сердцевину или намазать ее клеем и посыпать крупинками чая.

Вариантов аппликационных экспериментов множество, но ис­пользовать их следует не как самоцель для получения «красивых» работ, а для формирования важных умений при работе с бумагой, природным, бросовым материалом. Сколько интересных форм уже содержат на первый взгляд привычные вещи (листочки деревьев, пуговицы, остатки ткани). Все это может разнообразить аппликации. Необходимо самих детей приучать выделять образ, скрытый в мате­риале. Конечно, активность принадлежит в большей степени педа­гогу, но ребенок выступает не пассивным исполнителем, а соучаст­ником творческого процесса

Значимо в процессе обучения то, что, несмотря на возраст, дети имеют право на выбор. Не стоит загонять их в строгие рамки един­ственного образца. Всегда нужно предоставлять им возможность выбирать цвет бумаги для фона, способ его выполнения, форму эле­ментов, составляющих общую композицию, и т.д. Чем больше сво­боды в выборе, тем смелее творческие поиски ребенка. А вот при­вычка действовать строго по образцу затормаживает процесс разви­тия творчества. Ранее уже говорилось, что самое главное в процессе обучения — это формирование конструктивно-изобразительных умений, а не научение создавать конкретные образы.

Младший дошкольный возраст

Образовательные задачи:

- продолжать знакомить с материалами, необходимыми для аппликации;

- учить различать основные, составные, ахроматические цвета и оттенки;

- различные геометрические формы;

- величины по признаку длины, ширины, высоты, объема, общего раз­мера;

- продолжать учить работать с готовыми формами: раскладывать и при­клеивать их самостоятельно;

- достигать выразительности аппликационного образа при работе с раз­личными материалами (природным, бросовым, тканями и т.д.);

- целостности аппликационного образа, соподчиняя его части друг с другом и с фоном;

- составлять декоративный узор на разных формах, используя готовые формы;

- приему выщипывания;

- правильно держать ножницы, совершать ими элементарные действия (надрезать, разрезать).

Развивающие задачи:

- продолжать формировать чувство цвета (гармонии цветовых отношений), формы (соподчинять формы, соотносить формы со знакомыми пред­метами), величины (соподчинять величины);

- формировать умение выделять части в целостном изображении и со­ставлять из частей единую композицию;

- продолжать формировать умение работать с кисточкой и клеем;

- развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, вооб­ражение, память;

- расширять словарь специальными понятиями: «основа», «детали», «ком­позиция», «образ», «выщипывание», «мозаика», «фон».

Воспитательные задачи:

- вызвать интерес детей к аппликации;

воспитывать аккуратность при работе с клеем и ножницами

- умение действовать по словесным инструкциям педагога;

- работать совместно с педагогом, детьми, выполняя коллективную ра­боту.

Особенности обучения. У детей в младшем дошкольном возрас­те двигательные функции руки пока еще несовершенны, поэтому целесообразно использовать различные упражнения, направленные на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук. Очень эффективны следующие упражнения:

1) отщипывание кусочков бумаги от целого листа (каждый раз размер кусочков уменьшается);

2)составление аппликации из кружочков, полученных с помощью дырокола;

3) прищипывание кусочков салфетки, нанесенные на предвари­тельно обработанную поверхность клеем.

Конечно, работа с ножницами в группе детей этого возраста не­возможна по многим причинам, но первые ознакомительно-обучающие занятия с одним-тремя детьми, лучше проводить во второй половине дня вне занятия. К сожалению, рассчитывать на домашнее обучение оперированию ножницами не приходится, поскольку мно­гие родители не видят в этом необходимости, считая ножницы опасным орудием, от которого нужно как можно дольше оберегать детей.

Учитывая психофизиологические особенности детей младшего дошкольного возраста, занятия аппликацией не могут быть слишком длительны по времени (более 20 минут), поскольку работа требует большой концентрации внимания, усидчивости. Во время занятий необходимо все время поддерживать интерес малышей к аппликации. С этой целью нужно, во-первых, предоставить детям возможность выбора, во-вторых, работу разделить на несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга. Важно на занятии создать ат­мосферу творчества, взаимной эмпатии и восхищения любыми успе­хами детей.

Для того чтобы дети овладели определенными конструктивно- изобразительными умениями, желательно использовать вариативную повторяемость при работе над аппликационным образом: чередовать индивидуальные формы обучения с фронтальными. При проведении занятий следует учитывать специфику возраста детей и комплексно использовать методы обучения: частично-поисковый, эвристиче­ский, репродуктивный, игровой, метод упражнений, художественное слово.

Для большей эффективности формирования системы знаний, умений, навыков необходимо делить детей на подгруппы в соответ­ствии с уровнем их творческого развития, чтобы у каждого ребенка была обозначена перспектива его личного роста. Следует поощрять любое стремление к творческим поискам.

Процесс обучения стоит проводить по нескольким направле­ниям, которые в основе содержат принцип преемственности между знаниями, умениями, навыками, впечатлениями.

Первое направление — движение ребенка от неосознанных, ин­туитивных действий к осознанным и целенаправленным.

Второе направление — качественное изменение процесса созда­ния аппликационного образа (от элементарных сенсомоторных экс­периментов к наглядно-действенным операциям, а затем и к про­явлению наглядно-образного мышления.

Третье направление — создание индивидуальных и коллективных работ.

Четвертое направление — формирование у детей умения со­ставлять целостную композицию из нескольких предметных изобра­жений.

Пятое направление — обучение детей ориентировке на различных форматах, формах, основах.

Шестое направление — стимулирование личной творческой ак­тивности детей (постепенное ее преобразование из сотворчества в самостоятельное творчество).

Каждое направление охватывает определенную группу задач, методов и приемов.

Поисковый метод побуждает малышей к активным поисковым действиям, они самостоятельно начинают сравнивать различные детали, соединять их, пробуя получить какое-нибудь изображение.

Репродуктивный метод обусловливает развитие прежде всего необходимых конструктивно-изобразительных умений: аккуратно намазывать деталь клеем; убирать лишний клей салфеткой или тря­почкой; прикладывать детали в нужное место, чтобы получить целост­ное изображение, и т.д. Метод очень тесно связан с упражнениями, поскольку направлен на формирование некоего динамического сте­реотипа, позволяющего ребенку не задумываться над простейшими действиями, уделяя все внимание художественно-изобразительной стороне аппликации.

Игровой метод. Преобладают занятия по аппликации, посколь­ку ведущий вид деятельности — игра, соответственно учебный про­цесс имеет обучающе-игровой характер.

Содержание работ детей младшей группы, несмотря на возраст, может быть разнообразным. Все зависит от того, насколько четко определены действия ребенка и педагога. Важно не сводить деятель­ность детей до минимума, выполняя за него всю предварительную работу. Ведь подготовить кусочки цветной бумаги, необходимой для фона, ребенок может самостоятельно. Тогда на занятии внимание будет уделено процессу создания аппликационного образа. Эффек­тивность обучения зависит еще и от адекватности приемов работы с различными материалами. К примеру, не могут дети за время занятия наклеить травку, состоящую из отдельных полосочек. Пусть травка будет из салфеток разных оттенков, которые предварительно мнутся и укладываются на основу, имитирую целую поляну. Или травку мож­но сделать из полоски бумаги, на которой дети делают надрезы.

Таким образом, в процессе развития конструктивного творчества в аппликации необходимо ориентироваться на умения и потребности детей и перспективы их творческого роста, чтобы обеспечить взаи­модействие на каждом этапе.

Средний дошкольный возраст

Образовательные задачи:

- учить работать с различными материалами, техниками и приемами аппликации;

- закреплять умение различать основные, составные, ахроматические цвета и оттенки;

- учить самостоятельно гармонизировать цвета при составлении аппли­кации;

- учить выражать через цвет, форму, композицию характер аппликацион­ного образа;

- различать, называть, группировать и составлять различные геометри­ческие формы;

- продолжать учить различать величины по разным признакам;

- учить работать с готовыми формами;

- учить самостоятельно получать простейшие формы путем обрывания, вырезывания;

- достигать выразительности аппликационного образа при работе с раз­личными материалами (природным, бросовым, тканями и т.д.);

- продолжать учить достигать целостности аппликационного образа, со­подчиняя его части друг с другом и с фоном;

- учить составлять декоративный узор на разных формах, используя разные мотивы;

- продолжать учить технике работы с ножницами.

Развивающие задачи:

- продолжать формировать чувство цвета (гармонии цветовых отношений), формы (соподчинять формы, соотносить формы со знакомыми пред­метами), величины (соподчинять величины);

- умение выделять части в целостном изображении и составлять из частей единую композицию;

- работать с материалами и инструментами, необходимыми для аппли­кации;

- развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, вооб­ражение, память;

- расширять словарь специальными понятиями: «обрывание», «гармония», «колорит», «соподчинение», «фактура».

Воспитательные задачи:

- вызвать интерес детей к аппликации;

- воспитывать аккуратность при работе с материалами и инструмента­ми;

- умение действовать по словесным инструкциям педагога, прислуши­ваться к советам;

- работать над совместной работой, учитывая при этом мнение других

- личностные качества (умение сопереживать неудачам других, радовать­ся чужим достижениям, терпимости и терпеливости, усидчивости, на­стойчивости);

- стимулировать активность детей при анализе работ, эскизов.

Особенности обучения. Дети средней группы уже успешно вы­полняют задания по выкладыванию предметных изображений, не­сложных сюжетов, используя разные форматы и размеры основы. Большинство дошкольников приобрели навыки правильного рас­положения фигурок относительно друг друга. У воспитанников фор­мируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умения работать осознанно и целенаправленно. Занятия аппликаци­ей помогают им легче ориентироваться в цветах, формах, величинах, что немаловажно и на других занятиях.

В этом возрасте дети не только пользуются готовыми формами, но и самостоятельно получают какое-то изображение. Учитывая при­сущую им медлительность, обусловленную незначительным опытом работы с ножницами, не стоит давать сложные объекты для вырезы­вания или сложные композиции: дети, увлекаясь процессом получе­ния детали, могут не успеть хорошо продумать всю композицию, что приведет либо к разрушению ее целостности, либо к неаккуратности. Не стоит торопить ребенка, лучше доделать работу во второй поло­вине дня. И нельзя выполнять вместо ребенка какие-то операции. Это приводит к привыканию детей к тому, что за них всегда и все доделывают.

Для того чтобы расширить содержательную и выразительные сто­роны аппликации, целесообразно использовать множественные пе­дагогические эскизы, детские работы, которые выполнены по одно­му принципу (применяются одни и те же приемы), но раскрывают заданную тему по-разному. Полезны будут карточки-схемы, где от­ражены отдельные этапы выполнения образа, конкретные операции или приемы. Такие карточки предоставляют детям больше само­стоятельности в работе и в устранении затруднений.

Если на занятии дети знакомятся с новым приемом, техникой, то желательно подробно показать процесс выполнения, чтобы они мог­ли увидеть все тонкости изучаемой операции.

В процессе коллективных занятий у детей постепенно формиру­ются навыки совместной работы: дети ждут друг друга, уступают место, контролируют свои действия и действия соседа.

В средней группе дети изучают такой прием, как обрывание по контуру, который подготавливает базу для овладения работой с нож­ницами, поскольку формируются те же умения (умение держать в поле зрения контур и следовать по нему, вовремя разворачивая лист бумаги). Учитывая сложность обрывания, следует сначала давать де­тям неровный, простой контур, который они сами вполне могут на­нести на лист бумаги. И только потом, когда они поймут принцип выполнения обрывания, можно давать в качестве объектов обрыва­ния контуры, имеющие правильную геометрическую форму. В этом случае детям не только нужно аккуратно выполнить работу, не делая лишних надрывов, но и получить определенную фигуру, а это тре­бует внимания, усидчивости, терпения.

Старший дошкольный возраст

Образовательные задачи:

- продолжать учить работать с различными материалами, техниками и приемами аппликации;

- закреплять умение различать основные, составные, ахроматические цвета и оттенки;

- продолжать учить самостоятельно гармонизировать цвета при состав­лении аппликационного образа;

- учить передавать через цвет, форму, композицию характер аппликаци­онного образа, свое настроение, впечатление, отношение;

- продолжать учить различать, называть, группировать и составлять раз­личные геометрические формы;

- различать величины по разным признакам;

- совершенствовать умение работать с готовыми формами;

- продолжать учить самостоятельно получать формы различной сложности, путем обрывания, вырезывания;

-учить достигать выразительности аппликационного образа при рабо­те с различными материалами (природным, бросовым, тканями и т.д.);

- самостоятельно подбирать необходимый материал для реализации своего замысла;

- продолжать формировать умение продумывать композиции аппликации, соподчиняя ее части друг с другом, с фоном, применять для этого раз­личные композиционные закономерности;

- продолжать учить составлять декоративный узор на разных формах, отражая разные мотивы;

- учить создавать реалистичные, стилизованные и абстрактные апплика­ционные образы;

- продолжать учить технике работы с ножницами.

Развивающие задачи:

- продолжать формировать чувство цвета (гармонии цветовых отношений), формы (соподчинять формы, соотносить формы со знакомыми пред­метами), величины (соподчинять величины);

- умение выделять части в целостном изображении и составлять из частей единую композицию;

- работать с материалами и инструментами, необходимыми для аппли­кации;

- продолжать развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мыш­ление, воображение, память;

- закреплять и расширять словарь специальными понятиями: «равнове­сие», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «ритм», «композицион­ный центр».

Воспитательные задачи:

- вызывать интерес детей к аппликации;

- воспитывать аккуратность при работе с материалами и инструментами;

- продолжать воспитывать умение действовать по словесным инструкци­ям педагога, прислушиваться к советам;

- воспитывать умение работать над совместной работой, учитывая при этом мнение других;

-личностные качества (умение сопереживать неудачам других, радовать­ся чужим достижениям, терпимости и терпеливости, усидчивости, на­стойчивости);

- стимулировать активность детей при анализе работ, эскизов, репродук­ций.

Особенности обучения. В старшем дошкольном возрасте в ап­пликации появляется ряд существенных качественных скачков. Во- первых, дети не только приобретают к этому времени разнообразные знания, умения и навыки, но и пытаются их самостоятельно при­менять в процессе создания аппликационного образа. А это уже свидетельствует о наличии сознательного подхода к выбору средств, материалов, композиции для реализации заданной темы. Для детей теперь не составляет сложности вырезать предмет любой формы. Если форма слишком сложная, то дети выделяют сначала более про­стые, а потом из них воссоздают целостный образ. Однако свободное владение материалами и техниками возможно тогда, когда на пред­ыдущих этапах велась целенаправленная работа по формированию умений и навыков, необходимых в аппликации. Систематическое обучение разнообразным способам аппликации из различных мате­риалов создает основу для творческого выражения дошкольника.

В старших группах у детей появляется больше возможности ис­пользовать не только плоскостную, но и полуобъемную (рельефную) аппликацию, выполнение которой требует от них умения использо­вать различные приемы сложения бумаги для получения ленточной, зеркальной, центрально-лучевой композиции заготовки, а также с целью придания заготовке объема. Широкое применение природно­го и бросового материала позволяет не только разнообразить аппли­кацию, внося в нее индивидуальность, но и создать дополнительный эффект фактурности, объема, что выделяет образ.

Аппликация старших дошкольников представляет собой некий синтез различных материалов, техник, видов изобразительной деятельности. Для того чтобы образ был выразительным, в аппликации допускается использование элементов рисования (например, для со­здания фона), лепки (для выполнения мелких, объемных деталей), конструирования (для придания образу основательности и фунда­ментальности можно внести элементы бумагопластики).

Коллаж как одна из техник аппликации наиболее широко исполь­зуется именно в старшем возрасте, поскольку требует от детей не только большой наблюдательности и развитого образного видения, но и технических умений (например, умение соединить разные по фактуре детали аппликации), знаний композиционных закономер­ностей (равновесие, симметрия, перспектива, пропорции, масштаб и т.д.).

При всей динамике в творческом развитии детей старшего до­школьного возраста одними из основных методов обучения остают­ся показ и объяснение. Чтобы они были эффективны, педагогу не­обходимо четко представлять алгоритм рационального действия; обеспечивать совершенствование конструктивно-изобразительных действий; помогать детям осуществить перенос усвоенного действия из одной ситуации в другую, корректируя действие с учетом специфи­ки материала; выбирая конкретные приемы показа и объяснения, учитывать трудности, с которыми встречается ребенок при усвоении действий. В дальнейшем педагог только напоминает о специфике того или иного приема или техники, не проводя детального, подроб­ного показа его выполнения.

Среди новых направлений аппликации, с которыми дети зна­комятся только в старшей группе, можно указать работу с нитками и иголкой

Анализ промежуточных результатов в процессе выполнения аппликации способствует формированию умения планировать свою работу, что заставляет ребенка соблюдать определенную последо­вательность в своих действиях для получения результата.

Изобразительно-выразительные средства, такие как локальность цветового пятна, яркость, декоративность, стилизованность позво­ляют использовать аппликацию в оформлении повседневных и празд­ничных интерьеров, обеспечивают приобщение детей старшего до­школьного возраста к искусству оформления, в котором сосуществу­ют разные материалы при выполнении одного задания. В этом случае взаимодействие рисования, лепки, конструирования с аппликацией помогает усилить художественно-образную сторону детских работ.

Детское конструирование

Другой вид конструктивного творчества — конструирование.

Конструирование (от лат. construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, эле­ментов 1. Детское конструирование — один из видов художественно- изобразительной деятельности, направленной на создание разноо­бразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготов­ление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Детское конструирование в ходе исторического развития общества и его культуры вычленялось из конструктивной деятельности взрослого. Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого науко­емкие, сложные по своему функциональному назначению, а резуль­таты детского конструирования просты и лаконичны как по форме, так и по содержанию. Однако в деятельности взрослого и ребенка есть одна общая характеристика.

1. См.: Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособие. —»М., 1991

И в том и в другом случае конструк­ция имеет практическое назначение: в мире взрослых она обеспечи­вает жизнедеятельность человека, а в мире ребенка организует его игру как один из видов деятельности. Игра часто сопровождает про­цесс конструирования, а выполненные детьми поделки используют­ся в играх.

Виды конструирования.

По материалам:

- из строительных наборов;

- из конструкторов;

- из природного материала;

- из бросового материала;

- из бумаги и картона (бумагопластика):

оригами;

объемное бумажно-картонное моделирование.

По содержанию:

- реалистичное конструирование;

- стилизованное;

- абстрактное.

По характеру деятельности детей:

- индивидуальное (цв. вкл. рис. 40);

- коллективное (цв. вкл. рис. 41).

Конструктивные образы

Зеркальный способ вырезывания Ленточный способ вырезывания - student2.ru Зеркальный способ вырезывания Ленточный способ вырезывания - student2.ru

Рис. 40. Миша (6 лет 5 мес.). Остров Рис. 41. Коллективная работа «Балет»

По назначению:

- имеющее практическое назначение;

- имеющее художественно-эстетическое назначение.

Материалы и оборудование.

Материалы (бумага, природный, бросовый материалы) использу­ются те же, что и для работы над аппликацией. Но есть и специфич­ные материалы — строительные наборы и конструкторы.

Строительный материал представляет собой набор разноо­бразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он де­лится на мелкий (настольный) и крупный. На занятиях используют­ся в основном разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала, за исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется крупный набор.

Конструкторы. Сегодня дошкольник имеет возможность рабо­тать с различными конструкторами.

По характеру использования различают конструкторы:

- предполагающие одноразовое изготовление постройки (склеива­ние деталей, после чего конструктор нельзя повторно использовать);

- ограниченные в содержании построек (состоят из элементов (форм), которые можно использовать только для получения опреде­ленных видов построек);

- универсальные (не ограничены ни в содержании построек, ни в возможности многократного использования).

По материалу: деревянные; пластмассовые; металлические; кера­мические.

Приемы конструирования:

- закрепление частей на основе (обучение с раннего возраста);

- соединение частей друг с другом (обучение с раннего возраста);

- приклеивание (обучение с раннего возраста);

- заклеивание (обучение с младшей группы);

- склеивание (обучение с младшей группы);

- пришивание (обучение со старших групп);

- прокалывание (обучение со старших групп);

- закручивание (обучение со старших групп);

- зажимание (обучение со средней группы);

- сминание (обучение с раннего возраста);

- сгибание (разгибание, выгибание) (обучение с раннего возра­ста);

- сложение (обучение с младшей группы);

- разворачивание (сворачивание);

- скручивание (раскручивание);

- обматывание (обучение со старших групп);

- примазывание (обучение с младшей группы).

В процессе конструирования дошкольники приобретают специ­альные знания, умения и навыки. Создавая конструкции из строи­тельного материала, дети знакомятся с геометрическими объемны­ми формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций).

При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточ­нить знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объемными формами. Дети осваивают приемы работы с бумагой, которые они впоследствии могут использовать и на за­нятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объ­емную форму.

Работа с природным и бросовым материалами способствует проявлению творческого начала у каждого ребенка, поскольку толь­ко способность выделять новую функцию в предмете и объекте по­зволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктив­ный образ.

В конструировании могут использоваться и готовые формы, в зависимости от задач обучения.

Все виды конструирования способствуют разностороннему раз­витию личности дошкольника: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию. Это обусловлено тем, что ребенок прежде чем выполнить постройку, сначала представляет ее (мысленно или на основе схемы, картинки), продумывает форму ее частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию построй­ки. В ходе конструирования ребенок может вносить коррективы, добавлять незапланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы (для соединения деталей) или применять раскраску.

Наши рекомендации