Методы ознакомления дошкольников с архитектурой
Наблюдение — один из основных методов.
По характеру:
Целостное.Позволяет составить общее представление об архитектуре и исследовать ее как целостную конструкцию, включающую ряд взаимосвязанных компонентов.
Детальное. Способствует изучению отдельных архитектурных форм, элементов конструкции. Может применяться как при натурном изучении архитектуры, так и с помощью макетов, фотографий, слайдов. Его специфика заключается в том, что предполагается решение узконаправленных задач, концентрирующих внимание детей на отдельных структурных единицах конструкции.
Комбинированное. Предполагается изучение архитектурного сооружения по принципу от целого к частному, от частного к целому. Применяется в основном тогда, когда объем изучаемой информации невелик, и в этом случае можно составить целостную характеристику и вычленить отдельные детали.
Образное. В ходе восприятия того или иного архитектурного сооружения дети учатся выделять образ, который заключен в самой конструкции. Такое наблюдение формирует способность проводить аналогии между произведениями архитектуры и объектами, явлениями окружающего мира.
Сравнительное. Способствует развитию аналитических умений в сопоставлении различных архитектурных сооружений друг с другом с целью выделения их общих и отличительных черт. Сравнение помогает установить закономерности в построении архитектурной конструкции, которые впоследствии могут использоваться самими детьми в процессе конструктивного творчества.
Синтезированное. Предполагает установление дошкольниками связи между характером и стилем архитектурного сооружения и степенью его взаимодействия с другими видами искусства (дизайном, живописью, скульптурой и т.д.). Необходимо для того, чтобы наглядно продемонстрировать детям, как на образную и конструктивную стороны архитектуры могут влиять другие виды искусства и как тесно бывают связаны их выразительные средства.
По активности детей:
Самостоятельное индивидуальное. Дает возможность ребенку самому рассматривать и изучать архитектурную конструкцию, делать выводы, подмечать особенности, выделять главное.
Самостоятельное индивидуальное наблюдение можно использовать во время прогулок: дать задание малышу рассмотреть какой-то архитектурный объект, когда он пойдет домой или будет прогуливаться с родителями. А потом, придя в детский сад, он расскажет, что интересного смог увидеть.
Самостоятельное групповое. Имеет ту же цель: стимулировать умение детей самостоятельно обследовать объекты архитектуры, чтобы выяснить на визуально-аналитическом уровне, из каких элементов состоит рассматриваемое архитектурное сооружение, какой материал использовался для его постройки.
Самостоятельное групповое наблюдение целесообразно использовать в ходе экскурсий или прогулок, проводимых на первом этапе ознакомления, когда дошкольники самостоятельно суммируют свои впечатления, после чего они делятся ими друг с другом и с педагогом.
Индивидуальное целенаправленное. При активной позиции взрослого. Используется в синтезе со словесными методами (беседой, пояснением, рассказом и др.). Несмотря на его кажущуюся сложность, может применяться в разных ситуациях.
Вечером, когда в группе остается один ребенок, которого пока еще не забрали родители, малышу можно предложить совместно рассмотреть альбом с фотографиями архитектурных памятников или макеты архитектурных сооружений (если таковые имеются). В этом случае расширяются знания ребенка, обогащается его художественно-эстетический опыт.
Групповое целенаправленное. Цель — с помощью словесных методов дать детям достаточно глубокое представление (в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями) о своеобразии рассматриваемого архитектурного сооружения. Групповое наблюдение применимо как на экскурсиях при непосредственном, так и при опосредованном (через различные виды ТСО) ознакомлении дошкольников.
Беседа.Опорное средство, позволяющее детям помимо визуального опыта получить еще и опыт информационный. Однако формы приобретения знаний в области архитектуры могут быть различными.
Беседа-повествование.В ходе такой беседы педагог в повествовательной форме рассказывает об архитектурном сооружении, его конструктивных особенностях, материалах, возможно, даже об исторических событиях, связанных с этим памятником архитектуры. Содержание повествовательной беседы должно учитывать возраст и эстетическую подготовленность дошкольников.
Беседа-сказка.Позволяет в увлекательной, интересной и привычной для дошкольников, особенно младшего возраста, форме рассказать о достаточно сложных понятиях архитектуры.
Беседа-игра.Используя игровую форму, можно более детально познакомить детей с элементами архитектуры, включая в процесс игры и словесные пояснения педагога. Беседа должна быть непродолжительной и лаконичной по содержанию. Целесообразна на этапе закрепления материала.
Беседа с привлечением сказочного героя.либо ведущаяся от третьего лица. Сказочный герой, благодаря которому дошкольники отправляются в мир архитектуры, выступает в качестве дополнительного активизирующего условия. Сказочный герой или рассказ от его лица — сюрпризный момент для детей. Это дает возможность детям в непринужденной форме рассмотреть сложные понятия, явления архитектуры как вида искусства.
Игра может выступать в качестве самостоятельного метода ознакомления дошкольников с архитектурой.
Сюжетно-ролевые игры.Позволяют детям почувствовать себя архитекторами и ощутить процесс создания архитектурной конструкции. В таких играх дошкольники приобретают знания и умения опытным путем, что служит прочной основой для ознакомления с произведениями архитектуры.
«Экскурсовод и посетители». Экскурсоводом сначала может быть взрослый, а затем кто-нибудь из детей. «Экскурсовод» рассказывает о том или ином архитектурном сооружении, «посетители» активно участвуют в процессе изучения архитектурной конструкции, задают вопросы, высказывают свои мнения.
«Путешественники». Дети (путешественники) отправляются в путешествие по разным странам, эпохам с целью изучения специфики различных архитектурных построек.
«Мастерская архитектора». Игра позволяет получить не только знания об особенностях архитектуры, но и приобрести умение выполнять поэтапно все действия, необходимые для создания архитектурной конструкции.
«Русские зодчие». Игра — аналог предыдущей, но направлена на изучение детьми своеобразия работы зодчего. Возможно сравнение архитектуры прошлого и современности.
Вариантов и правил игры можно придумать огромное множество, главное понимать, какова цель этой игры, чему мы хотим научить детей.
Дидактические игры.. игры-вкладыши; разрезные картинки; игры-конструкторы (,игры-самоделки); игры-лото; игры с игровым полем; игры на классификацию; игры-схемы (по схеме необходимо определить характер и тип архитектурного сооружения); игры- головоломки (в архитектурном сооружении вычленить формы или из форм составить целостное изображение); игры-пазлы; игры на сопоставление; игры-шутки (в предлагаемых изображениях архитектурных сооружений найти ошибки построения); игры-превращалки (детям предлагаются изображения архитектурных сооружений в непривычной форме, в виде образов животных или человека, и им необходимо подобрать к этим картинкам другие, на которых изображено реальное сооружение).
Подвижные и малоподвижные игры.С помощью имитационных движений дети пытаются передать образ того или иного архитектурного сооружения или отдельной архитектурной формы.
«Зодчие и разбойники». «Зодчие» рисуют отдельные архитектурные формы, а «разбойники» пытаются определить и найти сооружения, к которым относятся эти элементы.
«Море волнуется раз». Дети фантазируют и телодвижениями передают особенности какого-либо сооружения или архитектурной формы.
«Я родился архитектором». Из перечисляемых объектов нужно вычленить понятия, которые относятся к архитектуре.
Методические рекомендации
Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать некоторые архитектурные формы, тем более что со многими они постоянно сталкиваются. Поэтому позиция, что в силу своего возраста они их не усвоят, не поймут, ошибочна. Стараясь оградить детей от якобы сложной и ненужной информации, мы тем самым обедняем их конструктивные образы. Без посторонней помощи ребенку сложно разобраться в мире, который его окружает, ему необходимы пояснения, поддержка взрослого. Трудно себе представить, что без взрослого ребенок сможет понять, что существуют четыре времени года, что год состоит из 12 месяцев, а месяц — из нескольких недель, что каждая неделя включает 7 дней и т. д. И хотя эти явления малыш наблюдает, обобщить самостоятельно ему сложно. Родители и педагоги считают своим долгом объяснить ребенку, научить его ориентироваться в явлениях природы и социума. Но возникает вопрос: почему же архитектура, одна из составляющих окружающего мира, исключается из поля деятельности дошкольника? Игнорируя данную проблему, получаем в итоге иную: в изображениях каких- либо архитектурных сооружений дети, не знакомые с данным видом искусства, рисуют примитивный, упрощенный во всех отношениях домик непонятного вида и стиля. Дети, не знающие, что материалы, из которых можно построить дом, могут быть различными, а окошки не только прямоугольные и квадратные и что двери, лестницы, крыши имеют множество конфигураций, создают стереотипные архитектурные конструкции. Для того чтобы расширить художественно- конструктивный и изобразительный опыт детей, необходимо создать условия для ознакомления дошкольников с архитектурой как видом искусства.
Организация экскурсий к памятникам архитектуры или к архитектурным объектам, интересным для ознакомления дошкольников. Предполагаются не только специально организованные поездки далеко за пределы района, в котором располагается дошкольное учреждение, но и совместные прогулки по улицам своего района, города, в ходе которых дети могут узнать что-то новое об архитектуре. Любой дом, мост, фонтан может стать объектом изучения, раскрывающим знания о свойствах мира архитектуры, которыми впоследствии могут воспользоваться дети в процессе создания своих конструктивных образов.
Консультирование родителей с целью обеспечения закрепления изученного материала. Консультирование в своей традиционной форме беседы, имеющей характер наставления и рекомендаций, для современных родителей — малоэффективное средство взаимодействия. Поэтому ему необходимо придать форму не назидания, а разнопланового и разноуровневого сотрудничества. Поскольку все родители разные, условно среди них можно выделить несколько групп
Первая группа — родители, которые не стремятся обременять себя вопросами воспитания и образования своих детей, перекладывая все на плечи образовательного учреждения. Такие родители стремятся к материальному достатку, желая быть значимой фигурой в обществе, поэтому в ходе их консультирования основное внимание следует уделять мотивам, показывающим перспективы дальнейшего развития способностей ребенка в этой области, что скажется на его социальном статусе. Здесь важны два момента: что сказать и как сказать. Если педагог не заинтересован и не чувствует уверенности в своих словах, то ни один родитель не станет сотрудничать с ним. Нельзя извиняющимся тоном разговаривать с родителями, тогда они теряют уважение к педагогу, и дальнейшее взаимодействие становится неэффективным и формальным.
Вторая группа — активные родители, и потому сотрудничество с ними не имеет особых сложностей. Они всегда легко откликаются на просьбы педагогов, принимают во внимание все рекомендации. Но здесь существует другая опасность: перерастание официально-делового общения в панибратские отношения. Во всем нужна мера, нельзя, чтобы родители в присутствии или в отсутствие детей вели себя с воспитателем как с «подружкой». В этом случае очень сложно проявлять жесткость педагогических требований.
Третья группа — родители, придерживающиеся своих собственных взглядов на проблему воспитания и образования детей. И очень часто эти взгляды не соответствуют направлениям педагогической работы дошкольного учреждения. Дети оказываются в сложной ситуации, на них оказывается разнонаправленное педагогическое воздействие, негативно влияющее на их психологическое состояние. Проводя консультирование с такими родителями, важно уметь использовать их информацию и опыт во благо ребенку. То есть постепенно, порционно вводить новую для них информацию, поскольку все новое может восприниматься ими негативно, так как, по их мнению, они все уже знают о своих детях и перспективах их развития.
Разработка пособий и игр, необходимых для ознакомления дошкольников с архитектурой. При всем изобилии различных дидактических игр и пособий вопрос приобщения дошкольников к архитектуре остается недостаточно разработанным.
Сегодня огромное множество пособий можно изготовить, лишь взяв из почтового ящика бесплатные журналы и проспекты, в которых имеются фотографии различных по форме и конструкции домов, дверей, окон, лестниц, арок, крыш, фонтанов, мостов и т.д. Вырезав эти фотографии, наклеив на картон, заламинировав или покрыв термоклеевой пленкой, можно получить отличную дидактическую игру, направленную на решение не одной задачи.
Разложив перед ребенком карточки с изображением крыш, мы обращаемся к нему: «Покажи, пожалуйста, крыши односкатные». Тем самым ставим задачу на выделение одного признака из множества других. Или давая задание разложить по коробочкам окошки арочные, стрельчатые и прямоугольные, мы формируем умение классифицировать объекты.
В качестве демонстрационного материала можно использовать перекидной настенный календарь с фотографиями различных памятников архитектуры. От педагога требуется совсем немного усилий, чтобы заинтересовать детей. Даже в младшем дошкольном возрасте можно знакомить с визуальными знаками, обозначающими элементы архитектуры, включая их в повседневную деятельность. Например, развесить карточки с изображением нескольких крыш, различных по форме, так, чтобы они располагались в разных игровых зонах. При направлении детей в эти зоны ориентировать их на эти знаки: «Маша, положи, пожалуйста, кубик в коробку, где у нас нарисована треугольная (двускатная) крыша». Чем чаще мы будем называть детям точные понятия, тем быстрее они начнут ими пользоваться.
Очень часто в качестве стимулов детям дают наклейки, и не всегда эти наклейки отвечают эстетическим и развивающим задачам. Среди них можно встретить и личико куклы Барби, и черепашек Ниндзя, и Шрека, и прочих героев мультипликации. С целью дополнительной мотивации к выполнению каких-либо действий можно использовать карточки с архитектурными формами, изготовленными из проспектов. При этом сделать оговорку, что карточки нужны не только для того, чтобы каждый ребенок мог похвастаться их количеством, а для того, чтобы построить город для сказочных жителей или город будущего. Вариантов коллективного участия может быть много.
Важно только понимать, что решение проблемы ознакомления с архитектурой посредством игр зависит от отношения к этому процессу самого педагога. Без личной заинтересованности невозможно вызвать интерес у детей и активизировать их творчество.
Совместное с детьми и родителями изготовление макетов различных архитектурных сооружений предполагает в большей степени практическую деятельность, чем теоретическую.
В ходе выполнения макетов или их составляющих дети также знакомятся, но уже детально, со многими архитектурными элементами. Благодаря практическим совместным действиям дети получают возможность глубже понять отдельные правила, техники архитектуры, законы взаимодействия конструктивных форм. Макетирование не только способствует формированию конструктивных умений, но и развивает внимательность при выполнении детали, логическое мышление, воспитывает аккуратность, раскрывает образность в архитектуре.
Выделенные направления работы не являются единственными, в содержательном и методическом плане их можно дальше расширять, придумывая другие формы, в зависимости от специфики дошкольного учреждения, от возраста детей, педагогических и материальных условий.
Вопросы, задаваемые детям младшего возраста, должны быть просты по словесной конструкции, лаконичны по форме и доступны по содержанию. Здесь важен эмоциональный компонент, т. е. вопросы должны строиться таким образом, чтобы они затрагивали эмоционально-познавательный опыт детей.
Для старших дошкольников конструкция вопроса может быть уже более сложной, содержать понятия, относящиеся к предмету изучения. Вопросы также должны быть ориентированы на личностный опыт детей и стимулировать их активность в формулировании своей точки зрения по рассматриваемому вопросу. Схема анализа архитектурного сооружения такова:
Младший дошкольный возраст
1. Что вы чувствуете, когда смотрите на этот дом (здание)?
2. Как вы думаете, а какое настроение у этого домика? Почему вы так решили?
3. А этот домик добрый или злой, строгий или мягкий? Как вы догадались?
4. А как вы думаете, кто живет в этом домике, для кого он построен? Почему вы так решили?
5. Как вы думаете, этот дом прочный или его легко сломать?
6. А из чего же он построен? Какие материалы нужно было взять архитектору, чтобы построить такой дом?
7. В этом доме спрятались самые разные формы (треугольники, квадраты, круги, конусы, пирамиды и т.д.), как же их найти, где они спрятаны в домике?
8. Из каких частей состоит наш дом? А для чего они нужны?
9. А если мы уберем крышу, то что тогда будет? А если окошки? И т.д.
10. Скажите, пожалуйста, есть ли в доме одинаковые детали? Какие?
11. Понравился ли вам этот дом? Чем?
12. А будем с вами строить свой дом?
Старший дошкольный возраст
1. Какие чувства у вас вызывает это (здание) архитектурное сооружение?
2. Как вы думаете, а какой характер у самой архитектуры?
3. С помощью чего архитектор передал его?
4. Есть ли у вас ощущение полета, когда вы смотрите на это здание или нет?
5. Для чего создано это сооружение? Почему вы так решили?
6. К какому виду архитектуры можно отнести это сооружение?
7. Прочно ли это сооружение или нет? Почему вы так решили?
8. Какие материалы использованы для создания этого сооружения?
9. Какие выразительные средства использованы архитектором для создания архитектурного образа? Какое влияние они оказывают на всю архитектуру?
10. В какую геометрическую форму можно заключить это архитектурное сооружение?
11. Какие геометрические формы можно увидеть в этом сооружении?
12. Какие архитектурные формы использованы? Как они сочетаются друг с другом? Какое они имеют значение для всей архитектуры?
13. Если добавить (убрать) какой-либо элемент в здании, что это изменит?
14. Можно ли разделить сооружение пополам? Одинаковы ли будут при этом его части?
15. Повторяются ли какие-либо элементы в архитектуре?
16. Использован ли в архитектуре декоративный элемент? Какой? Где?
17. Какие другие виды изобразительного искусства используются в архитектуре? Для чего их использовал архитектор?
18. Сочетается ли архитектурное сооружение с окружающей природой, другими зданиями?
19. Как вы думаете, как можно назвать это сооружение?
20. Понравилось ли вам архитектурное сооружение? Чем?
21. Хотели бы вы сами построить такое сооружение?
Начинать изучение любого архитектурного сооружения целесообразно с активизации интереса дошкольников, через переключение их внимания на собственные эмоциональные ощущения. Когда дети дали характеристику своего состояния, необходимо определить настроение обследуемого объекта. Такой переход приучает детей замечать не только свое состояние, но и самочувствие других. И начинать это нужно именно с младшего возраста, когда дети более отзывчивы и открыты всему, что их окружает.
После общей характеристики настроения важно вводить более детальный анализ индивидуальных черт объекта, через сравнение их с качествами, присущими людям. Для того чтобы дети впоследствии умели создавать выразительный образ, им необходим определенный опыт его формирования, а это возможно только при условии распредмечивания изображаемого объекта.
Определив характер, состояние объекта, можно перейти непосредственно к изучению его функционального назначения. Практическая сторона архитектурного сооружения обусловливает выбор материалов, конструктивных элементов, составляющих архитектурный объект. Поэтому, объяснив, для чего построено сооружение и для кого, необходимо обратить внимание детей на взаимодействие таких правил в архитектуре, как прочность, польза, красота.
В этом сотрудничестве различных сторон архитектуры важно уделить внимание и отдельным вопросам, благодаря которым можно говорить о целостности архитектурного сооружения. К одному из таких вопросов относится правило членения сложной формы архитектуры на более простые, которое значимо не только при анализе архитектурного сооружения, но в собственном творчестве детей при создании конструктивного образа.
Важно, чтобы дети научились выделять простые, знакомые формы в целостной конструкции, чтобы потом иметь возможность самим пользоваться этим приемом в процессе конструирования, лепки, рисования и аппликации. Данное умение формируется в процессе визуального анализа архитектуры на предмет наличия скрытых геометрических форм и в ходе поисков возможных вариантов путем мысленного добавления или убирания каких-либо конструктивных элементов.
Вычленяемые геометрические формы помогают более четко определить структуру архитектурных форм, из которых состоит сооружение. Дети младшего дошкольного возраста обращают внимание на основные, яркие, выделяющиеся архитектурные формы, те, которые в этом возрасте они способны воспринять и дать им элементарную характеристику.
В процессе ознакомления с архитектурным сооружением необходимо также уделить внимание его декоративной стороне: рассмотреть, проанализировать декоративные элементы и понять их назначение, выяснить, оказывают ли они воздействие на функциональную и конструктивную стороны архитектуры.
Этот вопрос следует разбирать с детьми старшего дошкольного возраста, так как младшие дошкольники в силу своих возрастных возможностей могут с ним не справиться. Для них очень сложно установление связей между декором и конструкцией. Однако малыши могут вычленять ритмический рисунок, поскольку очень чувствительны к ритму.
Это необходимо для того, чтобы у детей формировалось умение подчинять свой архитектурный образ определенным закономерностям, без которых невозможно его существование. В завершение анализа важно вернуться к эмоциональному аспекту ознакомления: выяснить, насколько увлекательным и познавательным было такое знакомство с архитектурой, понравилось ли им играть в экспертов, что нового они узнали для себя и готовы ли самостоятельно создавать постройки.
Контрольные вопросы
1. Какие формы ознакомления дошкольников с архитектурой вы бы выделили?
2. Каким образом следует вовлекать родителей в педагогический процесс, направленный на ознакомление дошкольников с произведениями архитектуры?
3. Какие сложности возникают у детей при изучении архитектурных сооружений в рамках экскурсий?
4. Каковы принципы отбора произведений архитектуры для ознакомления с ними детей дошкольного возраста?
5. Стоит ли знакомить дошкольников с архитектурными формами?