Методика обучения детей декоративному рисованию

Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1. Общевоспитательная работа по материалам народного де­коративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Оба направления (блока) теснейшим образом взаимосвяза­ны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач оз­накомления с народным творчеством. Внутри каждого направ­ления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует все большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений. Знания и умения детей постепенно становятся все более полными, точными, разнообразными.

Системообразующим началом работы с детьми (первое на­правление) является формирование у дошкольников эмоциональ­но-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной дея­тельности и осмысленного ее освоения.

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоцио­нальной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувства, которые необходимо вызвать у детей. Поэтому крайне важно, чтобы педагог сам знал и чувствовал это искусство, мог выразить внешне свои чувства. «Сердце к сердцу не привлечет, коль не от сердца речь течет». Какое содержание, формы и методы работы можно использо­вать в работе с детьми? Идеальный вариант, когда можно органи­зовать экскурсию на соответствующее производство (в художест­венный цех, мастерскую и т.п.). За неимением поблизости таково­го можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении. Хорошо, если для этого будет предос­тавлено просторное светлое помещение, где можно красиво и удобно разместить экспозицию. Подбор предметов, изделий не ограничен. Такая выставка может быть рассчитана на посещение ее детьми других дошкольных учреждений. Смысл такой экскур­сии заключается в активизации детских чувств (восхищение кра­сотой и т.д.). А на этом фоне сообщение детям знаний об ассор­тименте изделий и их функциональном назначении; особенностях, своеобразии узоров (элементы, колорит, композиции); технологи­ческом процессе изготовления. Например, дети, знакомясь с ис­кусством Хохломы, наблюдали весь технологический процесс: заготовка баклуш, вытачивание на токарном станке изделий, об­работка их специальной грунтовкой, маслом, порошком алюми­ния до росписи и закалка в специальных печах, после чего изделия становятся «золотыми». Волшебство превращения простой дере­вянной чурки-заготовки в изящную, тонкостенную, легкую, слов­но танцующую и поющую на станке в кружеве стружек, вазу ни­кого не оставляет равнодушным. Наблюдение за тем, как расцве­тают «волшебные» цветы, «прилетают» райские птицы все глубже уводит детей в мир сказки.

Хорошо, если у входа в сказку их встретит добрая волшебница Марья-искусница, может быть, в лице воспитателя группы, кото­рая не только покажет им это чудо, но и в последующем поведет детей в мир декоративного творчества.

Подобное посещение мастерских, выставок должно быть неод­нократным (с определенным объемом информации, но предпола­гающим всякий раз углубление и уточнение знаний).

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскры­вающий в доступной и интересной форме небольшой объем ин­формации об истории художественного промысла, его особенно­стях будет полезен самым старшим детям. (Так, Марья-искусница рассказывала Ивану-царевичу про то, как она цветы дивные, городецкие, придумала. Поведала она ему и тайну городецкого цветка (колорит в одном цветке или теплый, или холодный). Да просила сохранить секрет, а то прослышат эту тайну другие мас­тера (Хохломы, Жостова), перепутают мастерицы, будут рисовать так же все цветы, не найдешь тогда своего, городецкого.)

После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера.

Например, на одной из таких бесед дети старшей группы вместе с Марьей-искусницей придумывали сказку про чудных городецких коней, петухов и рисо­вали волшебные цветы, расцветающие на разделочных досках, хлебницах, а то прямо на столе. Придумали, написали, красиво оформили в книжку, украшен­ную «купавками», да «ромашками», а потом рассказывали эту сказку то мамам, то бабушкам, то кухонным работникам и няне, то другим детям. Кто хотел слушать, тому и рассказывали. Научившись к тому времени у Марьи-искусницы рисовать, они эту сказку и рисовали. Кто сказку сказывал, кто рисовал, да свои изделия продавал, кто пел и хороводы водил. А Петрушка загадки (описание цветков) загадывал. В турнирах-викторинах об искусстве городецких мастеров участвовали все дети. Так и прошла в детском саду «Веселая ярмарка». Был на той ярмарке и «город мастеров-художников». Один рисунок в этом городе кра­ше другого - глаза «разбегаются». И Иван-царевич там был, чай с Городецкими пряниками пил: и по усам текло, и в рот попало.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узо­ров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необ­ходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление). Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложен­ной выше, сосуществует и взаимодействует с ней, так как именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий также выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств), характера познавательной деятельности, а значит, степени само­стоятельности и творчества детей. Поэтому использование мето­дов и приемов обучения также должно быть системным. Опыт, складывающийся у дошкольников в системе общевоспитательной работы, обусловливает осмысленное и положительное эмоцио­нальное отношение детей к содержанию и процессу обучения. В то же время опыт освоения декоративной деятельности на занятии нередко стимулирует затем самостоятельную художественную деятельность детей.

Одна из проблем методики обучения декоративному рисова­нию - отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи. В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно четко определены элементы, которые дети могут ос­воить. Это точки, мазки, колечки... по существу, это элементы дымковской росписи. В старшей группе - городецкая роспись, в под­готовительной - городецкая, хохломская, жостовская и др. Однако ни в одной из программ не дается точный набор элементов. Зада­ча педагога - определить их самостоятельно. Если учесть, что характер выбираемой росписи определяется с учетом местных условий, то диапазон выбора довольно широк и его трудно, да и бесполезно регламентировать.

Кроме элементов педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров. Типичные компози­ции связаны с расположением элементов узора на бумаге разно­го формата.

Цвет - одно из выразительных средств в декоративном рисова­нии. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны. В городецкой росписи - сочетание холодных (синий, голубой, белый, черная или белая «оживка») или теплых тонов (бордо, красный, розовый, белый) и зеленые листья.

Итак, в основу усложнения программного содержания занятий от группы к группе должна быть положена последовательность освоения детьми основных изобразительно-выразительных средств (элементов, колорита, композиций).

Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности: мотивов, целеполагания, комплекса действия, от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Одновременно с этим усложнение про­граммного содержания идет по линии определения степени само­стоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем зна­ний и умений детей в восприятии и замысливания образа, приме­нении изобразительных способов его воплощения.

В системе работы используется сочетание разных типов заня­тий, и процесс обучения соответственно предусматривает началь­ное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.

Системе задач соответствует и система методов, приемов обу­чения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два) целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью ее является формирование у детей «живых» представлений, наглядных образов.

Таким образом, в основу системы занятий положена последо­вательность формирования обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Это находит отражение и в методике проведе­ния занятий.

Рассмотрим примерное усложнение задач и методов работы с детьми в разных возрастных группах.

Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям это­го возраста доступно выполнение узоров из таких простых элемен­тов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на ее приме­ре можно учить детей декоративному рисованию. Однако роспись объемной игрушки пока недоступна детям.

В этом возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дым­ковской росписи.

Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дым­ковской росписи (сочетание красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов), а может быть и более современным. В дымков­скую роспись в последние годы вошли и пастельные тона. Изуми­тельные композиции созданы одной из талантливейших народных мастериц - Фалалеевой. Однако в средней группе следует выпол­нять узоры в колорите классической «дымки», тем более, что иг­рушки, расписанные таким образом, шире представлены в прода­же, а значит, более доступны для использования в непосредствен­ной работе с детьми.

Поскольку данный вид рисования в отличие от предметного, сюжетного не несет конкретного образного содержания, не имеет прямых аналогов в окружающем мире, то очень важно, чтобы дети сразу поняли смысл такой деятельности. То, что кажется нам вполне понятным и естественным (смысл, суть декоративной изо-деятельности), для детей в силу отсутствия опыта мало понятно. Поэтому в повседневной жизни надо обращать внимание ребят на вещи, украшенные узором, и отмечать их красоту. Это могут быть и красивые вязаные варежки, шапочки, узор на платье, скатерти, салфетке и т.п. Обращая внимание на узор, применяя соответст­вующий термин, воспитатель таким образом ненавязчиво объяс­няет детям смысл, суть такого явления. Поэтому, когда им будет предложено украсить салфетку (силуэтная форма из бумаги), шарфик, поднос и т.п., дети легко поймут и примут задачу, по­ставленную педагогом.

Дымковская игрушка в силу доступности содержания и узора, украшающего ее, должна быть использована в системе общевос­питательной работы как яркое декоративное явление, радующее глаз своей необычностью, красочностью. Чтобы возникла смы­словая связь между игрушкой и тем листочком бумаги, который будут украшать дети, полезно взять для выделения первых эле­ментов «Барыню», «Водоноску» и т.п., рассмотрев юбочку, украшенную полосками (мазками и т.п.), фартучек, украшенный яркой каймой из кружков и точек, и др. Дымковская игрушка рассматривается так же, как любое другое произведение искусства. Сна­чала это целостное эмоциональное восприятие, связанное с узна­ванием содержания (петух, козлик) или назначения (разделочная доска). Внесение игрушки может быть с элементами сюрпризности, игры, сопровождаться песенкой, загадкой, образными комментариями: «Хвост у птицы колесом да с узорами». Затем обра­щается внимание на выяснение причин, обусловливающих красо­ту изделия (узор). После этого рассматриваются элементы узора, их цвет и расположение. Завершается рассматривание целостным восприятием, любованием. Полезно вместе с детьми разместить изделие на видном месте. При подготовке к занятию педагог воз­вращается к рассматриванию того же или других, а может быть нескольких предметов. В зависимости от ведущих задач занятия внимание детей фиксируется на элементе, который предстоит ус­воить, на колорите или композиции.

В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления до­школьников с каким-то видом искусства. В этом возрастном пе­риоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства. В данном случае с самой игрушкой: яркой, праздничной, радующей глаз. Барыни и кони, козлики, свистуль­ки и т.п. вносятся не все сразу. Для детей важно пережить радость от общения с каждой из них. По мере знакомства игрушки можно объединить в смысловые группы и обыграть, как в режиссерских играх. Наряду с игрушками детям показывают вышитые салфет­ки, полотенца и т.п. То есть те изделия, которые близки к плоско­стным силуэтным формам бумаги.

При предварительном обследовании до занятия на них можно показать композиции узоров, близкие к тем, что будут осваивать дети. На полосе (дорожке) обращается внимание на ритмичное повторение одного элемента, на чередование при этом цветовых пятен, на квадрате - ритмичное расположение элементов: на всей плоскости; по углам и в центре; по углам, в центре и по сторонам. Тот же подход при освоении композиции на круге. Подносы, та­релки, салфетки, ковры круглой формы помогают ребятам почувствовать красоту узора, соответствие узора форме.

Со среднего возраста в декоративном рисовании важно фор­мировать чувство формы. Для этого надо обращать внимание дошкольников на характерные особенности каждой из форм и соответственное расположение элементов. Педагог должен отме­тить зависимость выразительности узора (всего изделия) от соот­ветствия композиции форме. Красоту создает не только ритмич­ное расположение однородных элементов (по углам - круги и точки, а в центре - кольцо и кружок), но и ритмичное расположе­ние цветовых пятен (во всех четырех углах элементы одного цвета, иначе некрасиво).

Только на основе такой общевоспитательной и специальной предварительной работы возможно применение стилизованных образцов, выполненных воспитателем. В этом случае дети вос­принимают их осмысленно и эмоционально.

Поскольку в средней группе дети впервые осваивают все эле­менты узора и простейшие композиции, то образец, предлагае­мый для прямого следования, применяется всякий раз при освое­нии новой композиции, или нового элемента. После анализа об­разца на его основе дается показ способа изображения нового элемента. Этот показ может быть неоднократным и общим для всех в начале и в середине занятия (при типичной ошибке детей). В процессе исполнительской части деятельности на первых заня­тиях широко применяется индивидуальный показ, по необходи­мости - совместное изобразительное действие, тогда дети лучше чувствуют его характер, ритм. В средней группе очень эффектив­ны самодельные настольные игры, игры по типу фланелеграфа, в которых дети выкладывают красивые узоры. Причем для освое­ния композиции совсем не важно, какие элементы узора исполь­зуются. Они необязательно должны быть столь же просты, как те, что будут изображаться на рисунке. Это могут быть и цветы городецких узоров. В данном случае важно посмотреть, есть ли ритм, симметрия в выборе и расположении однородных элемен­тов, цветовых пятен.

При анализе выполненных детских работ в этой группе обя­зательно нужно использовать игровые приемы обучения. В этом случае детям более понятен смысл декоративной художе­ственной деятельности - украшение предметов. Поэтому дымковские козлики и кони как будто пьют водичку из круглых расписных чашек, барыни примеряют фартуки, некоторые вы­бирают подносы, украшенные так же, как их платья (элементы, цвет). Расписанными детьми коврами, салфетками, полотенца­ми можно украсить интерьеры кукольных уголков. Там, где в группе есть место для демонстрации красивых вещей, произве­дений искусства, можно объединить настоящую дымковскую игрушку с детскими рисунками - получится яркое живописное пятно, радующее глаз.

После такого занятия и анализа работ непременно нужно по­ложить тот же материал (бумагу, гуашь) в зону самостоятельной изобразительной деятельности. Если дети были увлечены инте­ресным занятием, они непременно присядут к столу, подойдут к мольберту с незаконченной работой.

Цикл занятий включает: занятия по ознакомлению с новыми элементами, композициями узоров; занятия, на которых дети уп­ражняются в освоении элементов, композиций, применении и со­четании разных цветов в узоре, в умении выполнять узор в соот­ветствии с формой листа; занятия, на которых дети выполняют узор самостоятельно, творчески применяя усвоенные элементы, способы создания композиции узора в соответствии с формой.

Постепенно дети становятся все более самостоятельными в восприятии и анализе простейших узоров на изделиях и на стили­зованных образцах воспитателя; в замысливании декоративного узора: как украсить изделие (силуэтное) - что нарисовать, где, каким цветом, в какой последовательности, когда промывать кисть, какие элементы рисовать всей кистью, какие - концом. Полной самостоятельности на занятии может и не быть, вопросы, воспитателя организуют процесс замысливания детей. Однако движение, становление деятельности в таком направлении и комплексном развитии всех действий должно продолжаться и в последующих возрастных группах.

В средней группе следует особенно следить за тем, чтобы на одном занятии не было сразу двух новых задач - освоения нового элемента и новой композиции. Новые элементы осваиваются при создании узора на полосе. Это более доступно детям и позволяет усложнять композицию рисунка, повторяя элемент, чередуя элементы и цветовые пятна.

При начальном освоении композиции на квадрате следует использовать знакомые элементы. На повторном занятии можно вводить новый элемент, сочетая с известными, и вписывать в но­вую композицию.

Дозировка степени сложности работы определяется педагогом с учетом особенностей детей, характера общевоспитательной, предварительной работы. Например, если дети на занятии (на фланелеграфе или в аппликации) предварительно опробовали новую композицию, то композиционная задача в рисовании мо­жет быть усложнена. Поэтому опора на зону актуального разви­тия детей, предвидение зоны ближайшего развития и опробование ее вне занятий подскажут педагогу, какие задачи поставить на занятии и какими методами их решать, чтобы дети испытывали некоторое затруднение в их решении.

Возможно, одному ребенку в процессе занятия достаточно бу­дет поиграть еще раз с настольной игрой, аппликативно выполняя узор (наложением), а потом перенести его на рисунок. Такому ребенку не следует упрощать задание, спешить к нему на помощь, применяя показ и объяснение. В собственной поисковой деятель­ности он найдет решение. Другому же ребенку понадобится образец, а третьему - и образец, и показ, и постоянная эмоциональная поддержка.

При подгрупповом ведении занятия индивидуальный подход к ребенку необходим и возможен. Главная задача - определить воз­можную самостоятельность детей и адекватный характер помощи.

В следующих возрастных группах (старшей, подготовитель­ной) идет дальнейшая работа по освоению детьми декоративной художественной деятельности. Происходит более глубокое озна­комление с народным декоративным искусством, у детей формируется уважение к этому труду. Среди задач по освоению соответ­ствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды). Ребята осваивают характерные цветовые сочета­ния (колорит), элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображениях предметов (кувшин, ва­режки, платье и т.д.). Опыт, полученный детьми в предшествую­щей группе, позволяет ставить задачи, предполагающие овладе­ние дошкольниками обобщенными знаниями и умениями, разви­тие у них большей самостоятельности, творчества. Взяв за основу какой-то один, наиболее близкий вид народного искусства (например, городецкую роспись), следует решать широкий ком­плекс задач:

1. Формировать у детей интерес к городецкой росписи, удив­ление, восхищение красотой и необычностью узора изделий, удобством в применении, эстетичностью оформления; желание узнать как можно больше об этом виде народного искусства.

2. Познакомить детей с истоками искусства городецких масте­ров, краткой историей.

3. Вызвать желание научиться рисовать городецкие узоры. По­знакомить с характерными элементами («купавка», «ромашка», «бутон», «розан», «бычий глаз», характерными листьями). Позна­комить с колоритом, типичным для городецких узоров, компози­циями узоров.

4. Побуждать детей всматриваться в узоры, учить последова­тельности анализа: самые крупные элементы и их месторасполо­жение в общей композиции; особенности того или иного элемен­та; выделение других элементов, их расположение, особенности; цвет; выразительные приемы «оживки» на изделии, где компози­ционный центр - самый главный цветок в узоре; как он выделен (относительной сложностью, величиной, цветом).

5. Учить детей предварительному замысливанию декоративного узора (анализ исходной формы, на которой будет располагать­ся узор; определение общей композиции: где лучше разместить элементы - украшение; выбор элементов; определение цвета; определение последовательности общего изображения; последова­тельности изображения одного элемента, например купавки).

6. Формировать обобщенные знания и умения в декоративном рисовании по данному виду росписи (городецкие узоры).

7. Формировать способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирова­ния элементов, колорита, в своеобразной композиции.

Развивать чувство формы, композиции и способности выпол­нять узор на любом силуэте.

8. Формировать желание поделиться радостью, удачной рабо­той с другими людьми, желание сделать подарок родным, близ­ким людям, используя свои умения в декоративной деятельности по мотивам городецкой росписи.

Соответственно задачам педагог разрабатывает содержание общевоспитательной работы с детьми и систему занятий.

Лепка

Искусство скульптуры

Скульптура- один из видов изобразительного искусства. Она существует более 5 тысяч лет. Лучшими образцами дошедших до нас скульптур тех далеких времен являются портреты египетского фараона Эхнатона и его жены Нефертити. Это произведения большого реалистического искусства, созданные неизвестным гением, в них чувствуется дыхание жизни. Изумительно тонко передано скульптором обаяние женственности Нефертити, ее об­раз стал олицетворением женской красоты.

Высочайшего уровня искусство скульптуры достигло в Древ­ней Греции. Античные ваятели умели показать внутреннюю сво­боду и непринужденность своих героев, воплотить в камне гармо­нию образа, как бы оживить камень.

У каждого искусства - свой язык, с помощью которого худож­ник передает свои ощущения от окружающего его мира. Это могут быть поиски идеала женской красоты, выражение бушующих стра­стей или проникновение во внутренний мир человека. Все это - содержание искусства, а средства выражения его могут быть раз­личны. Скульптор передает то, что задумал, в объемном изобра­жении. Он лепит свои произведения из глины или гипса, как это делала замечательный мастер А.С.Голубкина, в произведениях которой, по выражению известного искусствоведа М.Алпатова, была «правда, согретая всем жаром чувств и страстей большого человека...». Но чаще для скульптуры используется более проч­ный материал - камень, это может быть песчаник, гранит, мрамор. Иногда скульптура отливается из бронзы. Перепробовав разные материалы, скульптор обычно останавливается на одном, наиболее выразительно, с его точки зрения, передающем замысел. Скульптор С.Эрьзя встретил в горах Аргентины две породы дере­ва, которые были тверже металла и имели благородные оттенки коричневого цвета - альгарробо и квебрахо. Это был уникальный материал для скульптуры, и все свои произведения величайший русский художник создал из этих деревьев. Огромный нарост альгорробо, в котором он обрабатывал лишь часть поверхности, рез­цом удаляя все лишнее и бережно оставляя естественные извивы древесины, превращался в портрет Льва Толстого. Из дерева соз­даны скульптуры Бетховена, Моисея, Сократа. Гений художника преображает материал, открывая нам характеры богатырские, изумляющие глубиной художнической мысли. Потому С.Эрьзя и был известен миру как русский Микеланджело.

Мир человека - не единственное, что является содержанием скульптуры. Художники Древнего Египта, Индии, Китая изобра­жали и животных. Символические животные, химеры, украшают собор Парижской Богоматери. Достопримечательностью Петер­бурга являются великолепные изображения коней на Аничковом мосту работы скульптора П.К.Клодта. Очень интересны, психо­логически выразительны деревянные скульптуры животных ху­дожника-анималиста В. А.Ватагина. Выразительные возможности скульптуры настолько велики, что художник П.Иванов попытал­ся изобразить из фарфора букет цветов, лежащий на столе. Ше­девр находится в Русском музее. Эффект натуральности настолько велик, что кажется, цветы просто потеряли окраску, сохранив свою нежную красоту.

В XX в. появилось новое направление в скульптуре - авангар­дистское,где изображение символическое, условное. «Художник должен говорить на языке своего времени», - писал московский скульптор-авангардист В.А.Сидур. Его скульптуры украшают многие города мира. В Москве, например, стоит его Памятник оставшимся без погребения - жертвам афганской войны. Сим­волическое изображение трех скорбно склонившихся женских фигур. Лаконичный пластический язык работ В.А.Сидура очень выразителен, они заставляют задуматься над последствиями того, что несут страшные, разрушительные эксперименты над людьми и природой.

По своему назначению скульптура делится на монументальную и станковую. Скульптурное произведение, отличающееся огром­ными пропорциями, величием и значительностью, называется мо­нументом.Монументальная скульптура увеличивает изображаемый объект более чем в три раза, и обращена к широким массам зрителей. Поэтому художник-монументалист не придает значения мел­ким деталям. В монументальной скульптуре обычно изображают крупных исторических деятелей, героев, великие события в жизни народа. Так, к монументам относится знаменитый памятник Пет­ру I в Петербурге, созданный скульптором Э.Фальконе. Мону­ментальная скульптура может быть символической, например изо­бражение Родины-матери на Мамаевом кургане под Волгоградом. В свою скульптуру Е.В.Вучетич вложил великую патриотическую идею - скорбь Родины-матери по своим погибшим сыновьям. Расположенная на высоком кургане, она видна издали и оказыва­ет огромное воздействие на людей.

Станковая скульптурапо своим масштабам почти совпадает с размерами натуры, ей свойственна психологическая характери­стика образа.

Скульптура малых форм- статуэтки из камня, фарфора, металла, народная игрушка - является разновидностью станковой скульптуры. Особой известностью пользуется глиняная дымков­ская игрушка - нарядная, праздничная по цветовому и лепному украшению, выполненная с большим юмором. Няньки с детьми, расписные барыни, индюки со сказочными хвостами, петушки, кони, барашки, потешные сценки. И всюду яркие, сочные краски. Это жизнерадостное искусство уникально.

Скульптуру, которую можно рассмотреть со всех сторон, на­зывают круглой. Если же объемное изображение лишь частично выступает над плоским фоном, то оно называется рельефом.Рель­еф может иметь самостоятельное значение, например маленькие рельефные изображения на простых и драгоценных камнях. Они называются камеями. Одна из самых знаменитых - камея Гонзага - хранится в Эрмитаже. Но чаще всего рельеф используется для украшений величественных зданий и памятников. Греческий Парфенон украшен фризом - полосой рельефных изображений героев и их деяний. Рельефами украшают постаменты памятни­ков. Если фигуры выступают над плоскостью меньше чем наполо­вину своей толщины, такое изображение называется барельефом. Барельефными изображениями героев произведений украшен памятник Н.В.Гоголю скульптора Н.Андреева. Тут и толстый городничий, и Хлестаков, и понурая фигура художника со своим «портретом», чиновники. Все они изображены вполовину своего объема. Когда же рельефное изображение возвышается над плос­костью более чем наполовину своего объема и фигура как бы только касается фона, тогда оно называется горельефом. Скульп­тор М.Микешин создал в Новгороде памятник «Тысячелетие Рос­сии» в виде огромного колокола, украшенного двумя полосами рельефов. Внизу барельефное изображение всех русских писателей, художников, общественных деятелей, сыгравших значитель­ную роль в жизни русского народа, а вверху - горельеф с изобра­жением крупнейших князей и царей, кому Россия обязана своим существованием, - Рюрика, Святослава, Дмитрия Донского и др.

Скульптура как вид искусства интересна не только взрослым, но и детям. В каждом городе есть монументальная скульптура, есть музеи изобразительного искусства, где хранятся произведе­ния станковой скульптуры, народной игрушки. И у родителей, и у педагогов садов есть возможность познакомить детей с искусст­вом скульптуры. Не стоит показывать им примитивные изобра­жения на стадионах и в парках. Как правило, они не имеют ничего общего со скульптурой и могут только испортить вкус детей. Зна­комя детей с подлинной скульптурой, взрослый должен расска­зать, как ее рассматривать, каково ее содержание, художествен­ные достоинства, помня слова Марины Цветаевой: «...то, что зна­ем с детства - знаем всю жизнь».

Вопросы для закрепления

1. Дайте определение скульптуры и основного ее содержания.

2. Что является основным выразительным средством в скульптуре?

3. Какими терминами мы оперируем, характеризуя скульптуру? Что они обозначают?

4. «Художники - это глаза человечества». Что имел в виду ав­тор этих слов? Применимы ли они к искусству скульптуры?

5. Как нужно знакомить детей с искусством скульптуры?

Наши рекомендации