Методика обучения детей декоративному рисованию
Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:
1. Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.
2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.
Оба направления (блока) теснейшим образом взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством. Внутри каждого направления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует все большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений. Знания и умения детей постепенно становятся все более полными, точными, разнообразными.
Системообразующим началом работы с детьми (первое направление) является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного ее освоения.
Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувства, которые необходимо вызвать у детей. Поэтому крайне важно, чтобы педагог сам знал и чувствовал это искусство, мог выразить внешне свои чувства. «Сердце к сердцу не привлечет, коль не от сердца речь течет». Какое содержание, формы и методы работы можно использовать в работе с детьми? Идеальный вариант, когда можно организовать экскурсию на соответствующее производство (в художественный цех, мастерскую и т.п.). За неимением поблизости такового можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении. Хорошо, если для этого будет предоставлено просторное светлое помещение, где можно красиво и удобно разместить экспозицию. Подбор предметов, изделий не ограничен. Такая выставка может быть рассчитана на посещение ее детьми других дошкольных учреждений. Смысл такой экскурсии заключается в активизации детских чувств (восхищение красотой и т.д.). А на этом фоне сообщение детям знаний об ассортименте изделий и их функциональном назначении; особенностях, своеобразии узоров (элементы, колорит, композиции); технологическом процессе изготовления. Например, дети, знакомясь с искусством Хохломы, наблюдали весь технологический процесс: заготовка баклуш, вытачивание на токарном станке изделий, обработка их специальной грунтовкой, маслом, порошком алюминия до росписи и закалка в специальных печах, после чего изделия становятся «золотыми». Волшебство превращения простой деревянной чурки-заготовки в изящную, тонкостенную, легкую, словно танцующую и поющую на станке в кружеве стружек, вазу никого не оставляет равнодушным. Наблюдение за тем, как расцветают «волшебные» цветы, «прилетают» райские птицы все глубже уводит детей в мир сказки.
Хорошо, если у входа в сказку их встретит добрая волшебница Марья-искусница, может быть, в лице воспитателя группы, которая не только покажет им это чудо, но и в последующем поведет детей в мир декоративного творчества.
Подобное посещение мастерских, выставок должно быть неоднократным (с определенным объемом информации, но предполагающим всякий раз углубление и уточнение знаний).
Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях будет полезен самым старшим детям. (Так, Марья-искусница рассказывала Ивану-царевичу про то, как она цветы дивные, городецкие, придумала. Поведала она ему и тайну городецкого цветка (колорит в одном цветке или теплый, или холодный). Да просила сохранить секрет, а то прослышат эту тайну другие мастера (Хохломы, Жостова), перепутают мастерицы, будут рисовать так же все цветы, не найдешь тогда своего, городецкого.)
После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера.
Например, на одной из таких бесед дети старшей группы вместе с Марьей-искусницей придумывали сказку про чудных городецких коней, петухов и рисовали волшебные цветы, расцветающие на разделочных досках, хлебницах, а то прямо на столе. Придумали, написали, красиво оформили в книжку, украшенную «купавками», да «ромашками», а потом рассказывали эту сказку то мамам, то бабушкам, то кухонным работникам и няне, то другим детям. Кто хотел слушать, тому и рассказывали. Научившись к тому времени у Марьи-искусницы рисовать, они эту сказку и рисовали. Кто сказку сказывал, кто рисовал, да свои изделия продавал, кто пел и хороводы водил. А Петрушка загадки (описание цветков) загадывал. В турнирах-викторинах об искусстве городецких мастеров участвовали все дети. Так и прошла в детском саду «Веселая ярмарка». Был на той ярмарке и «город мастеров-художников». Один рисунок в этом городе краше другого - глаза «разбегаются». И Иван-царевич там был, чай с Городецкими пряниками пил: и по усам текло, и в рот попало.
Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление). Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложенной выше, сосуществует и взаимодействует с ней, так как именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий также выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств), характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей. Поэтому использование методов и приемов обучения также должно быть системным. Опыт, складывающийся у дошкольников в системе общевоспитательной работы, обусловливает осмысленное и положительное эмоциональное отношение детей к содержанию и процессу обучения. В то же время опыт освоения декоративной деятельности на занятии нередко стимулирует затем самостоятельную художественную деятельность детей.
Одна из проблем методики обучения декоративному рисованию - отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи. В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно четко определены элементы, которые дети могут освоить. Это точки, мазки, колечки... по существу, это элементы дымковской росписи. В старшей группе - городецкая роспись, в подготовительной - городецкая, хохломская, жостовская и др. Однако ни в одной из программ не дается точный набор элементов. Задача педагога - определить их самостоятельно. Если учесть, что характер выбираемой росписи определяется с учетом местных условий, то диапазон выбора довольно широк и его трудно, да и бесполезно регламентировать.
Кроме элементов педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров. Типичные композиции связаны с расположением элементов узора на бумаге разного формата.
Цвет - одно из выразительных средств в декоративном рисовании. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны. В городецкой росписи - сочетание холодных (синий, голубой, белый, черная или белая «оживка») или теплых тонов (бордо, красный, розовый, белый) и зеленые листья.
Итак, в основу усложнения программного содержания занятий от группы к группе должна быть положена последовательность освоения детьми основных изобразительно-выразительных средств (элементов, колорита, композиций).
Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности: мотивов, целеполагания, комплекса действия, от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Одновременно с этим усложнение программного содержания идет по линии определения степени самостоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем знаний и умений детей в восприятии и замысливания образа, применении изобразительных способов его воплощения.
В системе работы используется сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.
Системе задач соответствует и система методов, приемов обучения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два) целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью ее является формирование у детей «живых» представлений, наглядных образов.
Таким образом, в основу системы занятий положена последовательность формирования обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Это находит отражение и в методике проведения занятий.
Рассмотрим примерное усложнение задач и методов работы с детьми в разных возрастных группах.
Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям этого возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на ее примере можно учить детей декоративному рисованию. Однако роспись объемной игрушки пока недоступна детям.
В этом возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дымковской росписи.
Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дымковской росписи (сочетание красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов), а может быть и более современным. В дымковскую роспись в последние годы вошли и пастельные тона. Изумительные композиции созданы одной из талантливейших народных мастериц - Фалалеевой. Однако в средней группе следует выполнять узоры в колорите классической «дымки», тем более, что игрушки, расписанные таким образом, шире представлены в продаже, а значит, более доступны для использования в непосредственной работе с детьми.
Поскольку данный вид рисования в отличие от предметного, сюжетного не несет конкретного образного содержания, не имеет прямых аналогов в окружающем мире, то очень важно, чтобы дети сразу поняли смысл такой деятельности. То, что кажется нам вполне понятным и естественным (смысл, суть декоративной изо-деятельности), для детей в силу отсутствия опыта мало понятно. Поэтому в повседневной жизни надо обращать внимание ребят на вещи, украшенные узором, и отмечать их красоту. Это могут быть и красивые вязаные варежки, шапочки, узор на платье, скатерти, салфетке и т.п. Обращая внимание на узор, применяя соответствующий термин, воспитатель таким образом ненавязчиво объясняет детям смысл, суть такого явления. Поэтому, когда им будет предложено украсить салфетку (силуэтная форма из бумаги), шарфик, поднос и т.п., дети легко поймут и примут задачу, поставленную педагогом.
Дымковская игрушка в силу доступности содержания и узора, украшающего ее, должна быть использована в системе общевоспитательной работы как яркое декоративное явление, радующее глаз своей необычностью, красочностью. Чтобы возникла смысловая связь между игрушкой и тем листочком бумаги, который будут украшать дети, полезно взять для выделения первых элементов «Барыню», «Водоноску» и т.п., рассмотрев юбочку, украшенную полосками (мазками и т.п.), фартучек, украшенный яркой каймой из кружков и точек, и др. Дымковская игрушка рассматривается так же, как любое другое произведение искусства. Сначала это целостное эмоциональное восприятие, связанное с узнаванием содержания (петух, козлик) или назначения (разделочная доска). Внесение игрушки может быть с элементами сюрпризности, игры, сопровождаться песенкой, загадкой, образными комментариями: «Хвост у птицы колесом да с узорами». Затем обращается внимание на выяснение причин, обусловливающих красоту изделия (узор). После этого рассматриваются элементы узора, их цвет и расположение. Завершается рассматривание целостным восприятием, любованием. Полезно вместе с детьми разместить изделие на видном месте. При подготовке к занятию педагог возвращается к рассматриванию того же или других, а может быть нескольких предметов. В зависимости от ведущих задач занятия внимание детей фиксируется на элементе, который предстоит усвоить, на колорите или композиции.
В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления дошкольников с каким-то видом искусства. В этом возрастном периоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства. В данном случае с самой игрушкой: яркой, праздничной, радующей глаз. Барыни и кони, козлики, свистульки и т.п. вносятся не все сразу. Для детей важно пережить радость от общения с каждой из них. По мере знакомства игрушки можно объединить в смысловые группы и обыграть, как в режиссерских играх. Наряду с игрушками детям показывают вышитые салфетки, полотенца и т.п. То есть те изделия, которые близки к плоскостным силуэтным формам бумаги.
При предварительном обследовании до занятия на них можно показать композиции узоров, близкие к тем, что будут осваивать дети. На полосе (дорожке) обращается внимание на ритмичное повторение одного элемента, на чередование при этом цветовых пятен, на квадрате - ритмичное расположение элементов: на всей плоскости; по углам и в центре; по углам, в центре и по сторонам. Тот же подход при освоении композиции на круге. Подносы, тарелки, салфетки, ковры круглой формы помогают ребятам почувствовать красоту узора, соответствие узора форме.
Со среднего возраста в декоративном рисовании важно формировать чувство формы. Для этого надо обращать внимание дошкольников на характерные особенности каждой из форм и соответственное расположение элементов. Педагог должен отметить зависимость выразительности узора (всего изделия) от соответствия композиции форме. Красоту создает не только ритмичное расположение однородных элементов (по углам - круги и точки, а в центре - кольцо и кружок), но и ритмичное расположение цветовых пятен (во всех четырех углах элементы одного цвета, иначе некрасиво).
Только на основе такой общевоспитательной и специальной предварительной работы возможно применение стилизованных образцов, выполненных воспитателем. В этом случае дети воспринимают их осмысленно и эмоционально.
Поскольку в средней группе дети впервые осваивают все элементы узора и простейшие композиции, то образец, предлагаемый для прямого следования, применяется всякий раз при освоении новой композиции, или нового элемента. После анализа образца на его основе дается показ способа изображения нового элемента. Этот показ может быть неоднократным и общим для всех в начале и в середине занятия (при типичной ошибке детей). В процессе исполнительской части деятельности на первых занятиях широко применяется индивидуальный показ, по необходимости - совместное изобразительное действие, тогда дети лучше чувствуют его характер, ритм. В средней группе очень эффективны самодельные настольные игры, игры по типу фланелеграфа, в которых дети выкладывают красивые узоры. Причем для освоения композиции совсем не важно, какие элементы узора используются. Они необязательно должны быть столь же просты, как те, что будут изображаться на рисунке. Это могут быть и цветы городецких узоров. В данном случае важно посмотреть, есть ли ритм, симметрия в выборе и расположении однородных элементов, цветовых пятен.
При анализе выполненных детских работ в этой группе обязательно нужно использовать игровые приемы обучения. В этом случае детям более понятен смысл декоративной художественной деятельности - украшение предметов. Поэтому дымковские козлики и кони как будто пьют водичку из круглых расписных чашек, барыни примеряют фартуки, некоторые выбирают подносы, украшенные так же, как их платья (элементы, цвет). Расписанными детьми коврами, салфетками, полотенцами можно украсить интерьеры кукольных уголков. Там, где в группе есть место для демонстрации красивых вещей, произведений искусства, можно объединить настоящую дымковскую игрушку с детскими рисунками - получится яркое живописное пятно, радующее глаз.
После такого занятия и анализа работ непременно нужно положить тот же материал (бумагу, гуашь) в зону самостоятельной изобразительной деятельности. Если дети были увлечены интересным занятием, они непременно присядут к столу, подойдут к мольберту с незаконченной работой.
Цикл занятий включает: занятия по ознакомлению с новыми элементами, композициями узоров; занятия, на которых дети упражняются в освоении элементов, композиций, применении и сочетании разных цветов в узоре, в умении выполнять узор в соответствии с формой листа; занятия, на которых дети выполняют узор самостоятельно, творчески применяя усвоенные элементы, способы создания композиции узора в соответствии с формой.
Постепенно дети становятся все более самостоятельными в восприятии и анализе простейших узоров на изделиях и на стилизованных образцах воспитателя; в замысливании декоративного узора: как украсить изделие (силуэтное) - что нарисовать, где, каким цветом, в какой последовательности, когда промывать кисть, какие элементы рисовать всей кистью, какие - концом. Полной самостоятельности на занятии может и не быть, вопросы, воспитателя организуют процесс замысливания детей. Однако движение, становление деятельности в таком направлении и комплексном развитии всех действий должно продолжаться и в последующих возрастных группах.
В средней группе следует особенно следить за тем, чтобы на одном занятии не было сразу двух новых задач - освоения нового элемента и новой композиции. Новые элементы осваиваются при создании узора на полосе. Это более доступно детям и позволяет усложнять композицию рисунка, повторяя элемент, чередуя элементы и цветовые пятна.
При начальном освоении композиции на квадрате следует использовать знакомые элементы. На повторном занятии можно вводить новый элемент, сочетая с известными, и вписывать в новую композицию.
Дозировка степени сложности работы определяется педагогом с учетом особенностей детей, характера общевоспитательной, предварительной работы. Например, если дети на занятии (на фланелеграфе или в аппликации) предварительно опробовали новую композицию, то композиционная задача в рисовании может быть усложнена. Поэтому опора на зону актуального развития детей, предвидение зоны ближайшего развития и опробование ее вне занятий подскажут педагогу, какие задачи поставить на занятии и какими методами их решать, чтобы дети испытывали некоторое затруднение в их решении.
Возможно, одному ребенку в процессе занятия достаточно будет поиграть еще раз с настольной игрой, аппликативно выполняя узор (наложением), а потом перенести его на рисунок. Такому ребенку не следует упрощать задание, спешить к нему на помощь, применяя показ и объяснение. В собственной поисковой деятельности он найдет решение. Другому же ребенку понадобится образец, а третьему - и образец, и показ, и постоянная эмоциональная поддержка.
При подгрупповом ведении занятия индивидуальный подход к ребенку необходим и возможен. Главная задача - определить возможную самостоятельность детей и адекватный характер помощи.
В следующих возрастных группах (старшей, подготовительной) идет дальнейшая работа по освоению детьми декоративной художественной деятельности. Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством, у детей формируется уважение к этому труду. Среди задач по освоению соответствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды). Ребята осваивают характерные цветовые сочетания (колорит), элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображениях предметов (кувшин, варежки, платье и т.д.). Опыт, полученный детьми в предшествующей группе, позволяет ставить задачи, предполагающие овладение дошкольниками обобщенными знаниями и умениями, развитие у них большей самостоятельности, творчества. Взяв за основу какой-то один, наиболее близкий вид народного искусства (например, городецкую роспись), следует решать широкий комплекс задач:
1. Формировать у детей интерес к городецкой росписи, удивление, восхищение красотой и необычностью узора изделий, удобством в применении, эстетичностью оформления; желание узнать как можно больше об этом виде народного искусства.
2. Познакомить детей с истоками искусства городецких мастеров, краткой историей.
3. Вызвать желание научиться рисовать городецкие узоры. Познакомить с характерными элементами («купавка», «ромашка», «бутон», «розан», «бычий глаз», характерными листьями). Познакомить с колоритом, типичным для городецких узоров, композициями узоров.
4. Побуждать детей всматриваться в узоры, учить последовательности анализа: самые крупные элементы и их месторасположение в общей композиции; особенности того или иного элемента; выделение других элементов, их расположение, особенности; цвет; выразительные приемы «оживки» на изделии, где композиционный центр - самый главный цветок в узоре; как он выделен (относительной сложностью, величиной, цветом).
5. Учить детей предварительному замысливанию декоративного узора (анализ исходной формы, на которой будет располагаться узор; определение общей композиции: где лучше разместить элементы - украшение; выбор элементов; определение цвета; определение последовательности общего изображения; последовательности изображения одного элемента, например купавки).
6. Формировать обобщенные знания и умения в декоративном рисовании по данному виду росписи (городецкие узоры).
7. Формировать способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирования элементов, колорита, в своеобразной композиции.
Развивать чувство формы, композиции и способности выполнять узор на любом силуэте.
8. Формировать желание поделиться радостью, удачной работой с другими людьми, желание сделать подарок родным, близким людям, используя свои умения в декоративной деятельности по мотивам городецкой росписи.
Соответственно задачам педагог разрабатывает содержание общевоспитательной работы с детьми и систему занятий.
Лепка
Искусство скульптуры
Скульптура- один из видов изобразительного искусства. Она существует более 5 тысяч лет. Лучшими образцами дошедших до нас скульптур тех далеких времен являются портреты египетского фараона Эхнатона и его жены Нефертити. Это произведения большого реалистического искусства, созданные неизвестным гением, в них чувствуется дыхание жизни. Изумительно тонко передано скульптором обаяние женственности Нефертити, ее образ стал олицетворением женской красоты.
Высочайшего уровня искусство скульптуры достигло в Древней Греции. Античные ваятели умели показать внутреннюю свободу и непринужденность своих героев, воплотить в камне гармонию образа, как бы оживить камень.
У каждого искусства - свой язык, с помощью которого художник передает свои ощущения от окружающего его мира. Это могут быть поиски идеала женской красоты, выражение бушующих страстей или проникновение во внутренний мир человека. Все это - содержание искусства, а средства выражения его могут быть различны. Скульптор передает то, что задумал, в объемном изображении. Он лепит свои произведения из глины или гипса, как это делала замечательный мастер А.С.Голубкина, в произведениях которой, по выражению известного искусствоведа М.Алпатова, была «правда, согретая всем жаром чувств и страстей большого человека...». Но чаще для скульптуры используется более прочный материал - камень, это может быть песчаник, гранит, мрамор. Иногда скульптура отливается из бронзы. Перепробовав разные материалы, скульптор обычно останавливается на одном, наиболее выразительно, с его точки зрения, передающем замысел. Скульптор С.Эрьзя встретил в горах Аргентины две породы дерева, которые были тверже металла и имели благородные оттенки коричневого цвета - альгарробо и квебрахо. Это был уникальный материал для скульптуры, и все свои произведения величайший русский художник создал из этих деревьев. Огромный нарост альгорробо, в котором он обрабатывал лишь часть поверхности, резцом удаляя все лишнее и бережно оставляя естественные извивы древесины, превращался в портрет Льва Толстого. Из дерева созданы скульптуры Бетховена, Моисея, Сократа. Гений художника преображает материал, открывая нам характеры богатырские, изумляющие глубиной художнической мысли. Потому С.Эрьзя и был известен миру как русский Микеланджело.
Мир человека - не единственное, что является содержанием скульптуры. Художники Древнего Египта, Индии, Китая изображали и животных. Символические животные, химеры, украшают собор Парижской Богоматери. Достопримечательностью Петербурга являются великолепные изображения коней на Аничковом мосту работы скульптора П.К.Клодта. Очень интересны, психологически выразительны деревянные скульптуры животных художника-анималиста В. А.Ватагина. Выразительные возможности скульптуры настолько велики, что художник П.Иванов попытался изобразить из фарфора букет цветов, лежащий на столе. Шедевр находится в Русском музее. Эффект натуральности настолько велик, что кажется, цветы просто потеряли окраску, сохранив свою нежную красоту.
В XX в. появилось новое направление в скульптуре - авангардистское,где изображение символическое, условное. «Художник должен говорить на языке своего времени», - писал московский скульптор-авангардист В.А.Сидур. Его скульптуры украшают многие города мира. В Москве, например, стоит его Памятник оставшимся без погребения - жертвам афганской войны. Символическое изображение трех скорбно склонившихся женских фигур. Лаконичный пластический язык работ В.А.Сидура очень выразителен, они заставляют задуматься над последствиями того, что несут страшные, разрушительные эксперименты над людьми и природой.
По своему назначению скульптура делится на монументальную и станковую. Скульптурное произведение, отличающееся огромными пропорциями, величием и значительностью, называется монументом.Монументальная скульптура увеличивает изображаемый объект более чем в три раза, и обращена к широким массам зрителей. Поэтому художник-монументалист не придает значения мелким деталям. В монументальной скульптуре обычно изображают крупных исторических деятелей, героев, великие события в жизни народа. Так, к монументам относится знаменитый памятник Петру I в Петербурге, созданный скульптором Э.Фальконе. Монументальная скульптура может быть символической, например изображение Родины-матери на Мамаевом кургане под Волгоградом. В свою скульптуру Е.В.Вучетич вложил великую патриотическую идею - скорбь Родины-матери по своим погибшим сыновьям. Расположенная на высоком кургане, она видна издали и оказывает огромное воздействие на людей.
Станковая скульптурапо своим масштабам почти совпадает с размерами натуры, ей свойственна психологическая характеристика образа.
Скульптура малых форм- статуэтки из камня, фарфора, металла, народная игрушка - является разновидностью станковой скульптуры. Особой известностью пользуется глиняная дымковская игрушка - нарядная, праздничная по цветовому и лепному украшению, выполненная с большим юмором. Няньки с детьми, расписные барыни, индюки со сказочными хвостами, петушки, кони, барашки, потешные сценки. И всюду яркие, сочные краски. Это жизнерадостное искусство уникально.
Скульптуру, которую можно рассмотреть со всех сторон, называют круглой. Если же объемное изображение лишь частично выступает над плоским фоном, то оно называется рельефом.Рельеф может иметь самостоятельное значение, например маленькие рельефные изображения на простых и драгоценных камнях. Они называются камеями. Одна из самых знаменитых - камея Гонзага - хранится в Эрмитаже. Но чаще всего рельеф используется для украшений величественных зданий и памятников. Греческий Парфенон украшен фризом - полосой рельефных изображений героев и их деяний. Рельефами украшают постаменты памятников. Если фигуры выступают над плоскостью меньше чем наполовину своей толщины, такое изображение называется барельефом. Барельефными изображениями героев произведений украшен памятник Н.В.Гоголю скульптора Н.Андреева. Тут и толстый городничий, и Хлестаков, и понурая фигура художника со своим «портретом», чиновники. Все они изображены вполовину своего объема. Когда же рельефное изображение возвышается над плоскостью более чем наполовину своего объема и фигура как бы только касается фона, тогда оно называется горельефом. Скульптор М.Микешин создал в Новгороде памятник «Тысячелетие России» в виде огромного колокола, украшенного двумя полосами рельефов. Внизу барельефное изображение всех русских писателей, художников, общественных деятелей, сыгравших значительную роль в жизни русского народа, а вверху - горельеф с изображением крупнейших князей и царей, кому Россия обязана своим существованием, - Рюрика, Святослава, Дмитрия Донского и др.
Скульптура как вид искусства интересна не только взрослым, но и детям. В каждом городе есть монументальная скульптура, есть музеи изобразительного искусства, где хранятся произведения станковой скульптуры, народной игрушки. И у родителей, и у педагогов садов есть возможность познакомить детей с искусством скульптуры. Не стоит показывать им примитивные изображения на стадионах и в парках. Как правило, они не имеют ничего общего со скульптурой и могут только испортить вкус детей. Знакомя детей с подлинной скульптурой, взрослый должен рассказать, как ее рассматривать, каково ее содержание, художественные достоинства, помня слова Марины Цветаевой: «...то, что знаем с детства - знаем всю жизнь».
Вопросы для закрепления
1. Дайте определение скульптуры и основного ее содержания.
2. Что является основным выразительным средством в скульптуре?
3. Какими терминами мы оперируем, характеризуя скульптуру? Что они обозначают?
4. «Художники - это глаза человечества». Что имел в виду автор этих слов? Применимы ли они к искусству скульптуры?
5. Как нужно знакомить детей с искусством скульптуры?