Особенности работы с детьми на занятии
В начале занятия проводится беседа, основной целью которой является формирование замысла, изобразительного представления. На это отводится немного времени, примерно 7-8 минут (в зависимости от предварительной работы, специфики задач). Основная часть времени отводится исполнительской деятельности.
Если рисование проводится на темы окружающей действительности, то в процессе беседы «оживляют» впечатления детей, полученные в первую очередь при непосредственных наблюдениях. Это может быть напоминание о вчерашнем наблюдении и ярком впечатлении, полученном в его процессе, или стихи, песенки, загадки на соответствующую тему. Затем детям предлагается действенный мотив предстоящего рисования. Например, поучить Незнайку на совать пейзаж, показать Буратино красивые места в родном городе пустить в скучное озеро красивых озорных рыбок и т.п. - это игровые мотивы. Знание детей, их интересов, понимание уровня развития их деятельности позволяют педагогу определить, предложить, детям принять мотивы, побуждающие их к активной и по возможности к творческой изобразительной деятельности.
Беседа в начале занятия должна быть направлена на такое формирование замысла, при котором процесс замысливания педагогом рассматривается и строится не изолированно, а в структуре целостной деятельности детей на занятии.
Содержание замысла заключается в определении содержания изображения (что будут изображать), способов изображения (как?) и в определении места изображения на листе (где?).
Так, в процессе беседы определяются примерное содержаний будущего рисунка, его композиция.
Например, знакомясь с улицами родного города, вызывая у детей чувство любви, привязанности к родным местам, воспитатель живо, эмоционально ведет со старшими детьми разговор:
- Дети, как называется улица, на которой находится наш детский сад?
- Сегодня мы будем рисовать нашу улицу. Она красивая, широкая, на ней много красивых домов, деревьев.
- Подумайте, что надо нарисовать, чтобы видно было, что это улица (дома, машины, они ездят по дороге).
- А что есть на улице, около домов? (заборы, деревья...)
- Давайте посмотрим на лист бумаги. Где будут нарисованы дома? А впереди домов что нарисуем - тротуар, дорогу.
- Что шире, дорога или тротуар? Почему?
- Сначала отметьте простым карандашом, где будет дорога, тротуар, где дома. Рисуете сначала все главное (дома, дорогу, тротуар, деревья).
В процессе беседы обговаривается один замысел. Индивидуальные замыслы рассматриваются как возможные варианты.
Поэтому после общих разговоров о том, что может быть изображено (что главное, как это будет выглядеть в рисунке, где расположить, чем рисовать, в какой последовательности и т.п.), следует спросить одного-двух детей, что они будут рисовать. Используя этот пример и уточняя замысел, нужно показать всем детям, как надо продумывать, придумывать образ.
Например, детям задают вопросы типа: расскажи, как ты нарисуешь осенний денек? Какой у тебя будет осень в рисунке - солнечной или пасмурной. Какие цвета ты выберешь для этого? Чем будешь рисовать? (уголь, пастель). Какого цвета бумагу возьмешь? Почему? Что сначала будешь рисовать? Почему? Где нарисуешь деревья, покажи? А ты подумал, какой ширины будет полоса земли (неба)? Как ты нарисуешь проталины, лужицы, оставшийся снег, когда это удобнее нарисовать, и т.п. Однако обязательно следует направить детей на разнообразие замыслов. (Буратино будет скучно, он так и не узнает наш город, если мы все нарисуем одинаково. Нарисуем все разные пейзажи: у кого-то это будет лес с большой поляной, на которой можно отдохнуть, побегать, полюбоваться небом и солнышком... а у кого-то дремучий бор, где даже заблудиться можно...)
В системе предварительной работы для освоения композиции рисунка может быть проведена сюжетная аппликация на подобную тему, где процесс построения сюжета вызывает меньшие технические трудности: передвигая по листу вырезанные из бумаги фигурки, предметы, можно опробовать разные композиции прежде, чем окончательно оформлять - наклеивать изображение.
В предварительном опробовании детьми разных композиций уместно использовать фланелеграф и силуэтные изображения различных предметов (деревья, животные, дома и т.п.). В свободное время раскладывание на фланелеграфе сюжетных картинок помогает осмыслить композицию будущего рисунка. Это занятие можно сочетать с развитием речи, инсценированием сказок и других литературных произведений.
После общего разговора с детьми, выяснения некоторых замыслов перед исполнительской деятельностью воспитатель напоминает, а лучше вместе с детьми вспоминает то главное, что дошкольники должны сделать (в зависимости от задач). Может быть, это будут советы-напоминания по технике работы с относительно новым материалом или напоминание детям о последовательности изображения.
В процессе исполнительской деятельности воспитатель продолжает решать поставленные задачи (те же, что решались в начале занятия), но в индивидуальной работе с детьми уточняются замыслы и оживляются впечатления дошкольников. Как правило, индивидуальному разговору с детьми предшествует внутренний анализ-оценка рисунка педагогом, стремление понять, какие затруднения испытывает ребенок и почему. Возможно, у него недостаточно впечатлений, или он не может перенести усвоенные способы действий в данное изображение, рисует, как всегда, наизусть. Необходимо знать особенности характера ребенка, тип его нервной системы и пр. Есть дети, изначально нуждающиеся в поддержке и поощрении, других детей лучше не отвлекать вопросами и советами, они активно размышляют, придумывают, не испытывают потребности в помощи, дети с замедленным темпом работы нуждаются в напоминании о продолжении работы. Некоторые дети долго не начинают изображение, больше думают, но, обладая хорошими навыками, потом быстро выполняют задуманное. В то же время разговор с каждым ребенком определен общими задачами занятия и особенностями их решения каждым ребенком. Например, если кто-то из дошкольников затрудняется в расположении изображения, именно этот момент будет содержанием анализа его рисунка:
«Какая тенистая аллея в твоем парке, вот где можно спрятаться от жары. А вот здесь такое большое пустое пространство. Это - пока пустырь, там будут посадки?» Другому ребенку: «Ой, какое огромное небо над головой, голубое и чуть розовое... красиво! А помнишь, как мы сидели на скамейке и смотрели, как красиво на фоне весеннего неба смотрятся ажурные кроны берез, ветки могучего дуба, извилистые, изогнутые ветки липы... Посмотри, в твоем рисунке можно так нарисовать? Вспомни, подумай, закрой глаза и представь...» Увидев однообразие отдельных изображений в рисунке, воспитатель может сказать: «Сережа, иду-иду я по твоей улице... широкая, красивая, а вот нужный мне дом не найду - все дома друг на друга похожи... Мне нужен высокий - 14-этажный... А школа или магазин на этой улице есть?» «Ну и ветреный денек в твоем рисунке получился, я даже слышу, как листья шумят на ветру, а ветки-то как гнутся... А если взглянуть на людей, можно догадаться, что погода ветреная?» Ребенку средней (старшей) группы воспитатель говорит: «Наверное, дождь прошел, трава расти начала: густая, зеленая, по всей поляне выросла... а козлики-то обрадовались... вон как весело скачут по лужайке». (Тема «Козлики пасутся на лужайке».)
Так воспитатель поощрила ребенка за передачу движения, стремление изобразить пространство земли широкой полосой. Вопрос, а иногда совет воспитателя, побуждающий к поиску или закреплению найденного, оценка-поощрение и пр. никогда не ставятся, не даются сами по себе. Они обязательно включаются в контекст «живого» художественного восприятия образа, им всегда предшествует момент «оживления» образа.
Оценка грамотности изображения подразумевает и оценку выразительности образа. Способы изображения (соответственно и задачи обучения) имеют подчиненное значение. Поэтому процесс восприятия и уже готового, и создаваемого образа всегда начинается с эмоционально-эстетической оценки и только потом обращают внимание на средства выразительности. Это необходимо делать и потому, что дети учатся такому же видению. Они «подхватывают» образы-воображения педагога, начинают их дополнять, варьировать. Кроме того, они понимают, чувствуют, что их замыслы поддерживают и поэтому принимают советы-вопросы воспитателя.
Педагог - это в первую очередь заинтересованный, доброжелательный зритель детских картин. Если воспитатель при восприятии выразительного рисунка вдруг к месту прочитал стихи, пропел песенку, обыграл изображенный персонаж - ребенок поймет и примет такого педагога как талантливого, творческого зрителя.
Чем лучше педагог знает детей, чем больше общается с ними индивидуально при подготовке к занятию, тем точнее он руководит детской деятельностью. Главное - помнить, что процесс рисования должен быть интересным для детей.
После исполнительской части деятельности, когда замысел реализован и образ создан, следует процесс восприятия и анализа детских работ. Этому посвящается специальная третья часть занятия. Просмотр и анализ детских работ сопровождается беседой. Ее смысл - обратить внимание детей на результат деятельности.
Как правило, на стенде вывешиваются все детские работы (с учетом желаний детей). В таком подходе изначально проявляется гуманистическая позиция педагога: каждый рисунок нужен, ценен, хорош по-своему. Конечно, могут быть и исключения: работа совсем не удалась по ряду причин, и ребенок неловко себя чувствует, понимая неудачу. Подход в этом случае индивидуален при неизменности общей позиции.
Поскольку все детские работы вывешиваются на стенд, необходимо их целостное эмоциональное восприятие (рисовали улицу, а получился целый город. Воспитатель предлагает детям как будто бы погулять по улицам города; рисовали деревья - получился огромный лес и т.п.). Такое восприятие всех работ радует и объединяет детей. Анализ детских работ идет в первую очередь с позиций тех задач, которые были поставлены на занятии. При этом сохраняются требования целостного эстетического восприятия образа с последующим анализом успешности применения изобразительно-выразительных средств.
Во всех возрастных группах анализ начинает педагог, давая детям как бы образец художественного восприятия образа. Например, воспитатель, рассматривая рисунки на тему «Моя улица», говорит:
«Приглашу-ка я Буратино прогуляться со мной по этой улице. Знаешь, почему я тебя приглашаю сюда, Буратино? Красивая эта улица, с тенистыми деревьями, с красивыми и разными домами. Смотри, здесь и двух-, и трехэтажные, и высотные дома. Архитекторы постарались: все дома не похожи друг на друга. Вот дом с округлыми окнами и плоской крышей с одним подъездом. А рядом длинный, панельный, много подъездов и квартир, видно, много. А вот это, наверное, школа: как ты думаешь, Буратино? Окна большие, широкие ступени и двери, школа двухэтажная. И по цвету, и по форме все дома разные. И расположены они по-разному: эти рядом, а тут расстояние между домами... Сережа, эту площадь ты нарисовал? А посредине небольшой площади, наверное, фонтан? Как красиво! А дороги на улице нет? (Ее не видно, она вокруг микрорайона идет.) На рисунке хорошо видна полоса земли, где все расположил Сережа, и видна полоса неба, она поуже. Почему? Я думаю, ты рисовал летнюю улицу: деревья зеленые, с сочной, густой листвой, небо голубое, крыши яркие (дома, цветы). Красиво получилось... Жаль, что в сквере нет скамеек, а то можно было бы нам присесть и отдохнуть».
Далее воспитатель может предложить найти рисунки, где выразительно переданы пространство или движение, колорит и т.п., в зависимости от задач.
- Дети, найдите в нашем городе улицу, где художнику удалось изобразить дома с обеих сторон. Это очень трудно, но рисунок получился интересный, не похожий на другие... Давайте рассмотрим, как же Коля расположил дома на улице, как он рисовал это на листке.
- А сейчас мы выходим на улицу с большим движением транспорта. Где такая улица? Нашли! А перехода здесь нет? Давайте постоим у светофора, посмотрим, какие машины мчатся по дороге. А тротуар здесь есть или пешеходы стоят на дороге?
Если дети рисовали лес, воспитатель может предложить найти рисунок, где лес листвен?1ый, а где хвойный; найти красивые большие поляны в лесу, где можно побегать; в каком лесу можно заблудиться, почему он получился дремучим (не видно неба, краски темные).
В том случае, если главной задачей была передача движения («Козлики гуляют на лугу»), воспитатель просит узнать, что делают эти козлики на полянке (бодаются). Как узнали? Как художнику удалось это изобразить? Педагог предлагает найти рисунок, где козлик так быстро мчится, что непременно убежит от волка. Почему сразу видно, что козлик быстро бежит, как это нарисовано? и т.п.
Вопросы к детям могут быть разной степени сложности. Одни из них указывают только на содержание образа, а от детей требуется найти, узнать этот образ, а затем определить средства выразительности. Например, рисование по сказке «Два жадных медвежонка». Воспитатель спрашивает: «Дети, на каком рисунке медвежата получались такими жадными, что их никогда не спутаешь с медведями из другой сказки. Почему сразу видно, что они жадины, как про это Дима нарисовал?» (вытянули лапы, выставили когти и оба держат сыр в лапах). Вопрос может быть более сложным и требует от детей и самостоятельного узнавания содержания, и определения средств выразительности. (Например, рисование на тему «Кем я буду». Воспитатель предлагает узнать по рисунку, кем хочет быть Сережа (доктором); определить, как удалось нарисовать так, что все сразу узнали, кем он хочет быть (передано самое главное, как это сделано); можно ли узнать, что сейчас делает доктор Сережа (делает укол больному); как удалось это передать и т. п.
Чем старше дети, чем чаще проводятся беседы-просмотры их рисунков, тем более самостоятельны они в анализе-оценке работ. Поэтому старшим дошкольникам можно предложить рассказать о каком-то из понравившихся рисунков. («Дети, подумайте, какой бы из этих пейзажей вы подарили нашей няне, Марии Петровне, ведь мы для нее старались, у нее сегодня день рождения».) Воспитатель просит ребенка пояснить, почему этот пейзаж ему больше нравится. Педагог должен быть готов к тому, чтобы вопросами конкретизировать ответ ребенка, фиксируя внимание на выразительности образа и средствах выразительности.
При анализе детских работ следует использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей удачам и неудачам друг друга. Необходимо побуждать ребят радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. Процесс доброжелательного внимания к работам друг друга должен быть неформальным. Поэтому к просмотру и анализу детских работ следует возвращаться после занятия (отсроченный анализ). Итоговый первоначальный анализ проводится сразу же после рисования. Это обусловлено мотивом деятельности на занятии и чувствами, возникающими у ребенка при принятии мотива, при выполнении замысла. Отсроченный анализ без итогового на самом занятии не вызывает должного интереса у детей. Итоговый анализ на занятии целесообразно заканчивать перспективой возвращения к детским рисункам.
- Дети, как много интересных рисунков получилось у нас. Как жаль, что мы не успеваем все хорошо рассмотреть. Может быть, мы не будем убирать их со стенда? Полюбуемся еще, когда время будет? - это один из вариантов предложения.
Можно предложить пригласить на следующий день малышей, если рисовали картинки для них. Может быть, к следующему занятию (по развитию речи) предложить придумать сказки (рассказы), загадки по рисункам. Какие-то из них можно использовать в качестве декорации для настольного кукольного театра. Инсценирование сказки «Колобок» при этом может идти на фоне нарисованного детьми леса с применением поделок-персонажей сказки, выполненных на занятиях по лепке.
Педагогу нужно позаботиться о том, чтобы детские рисунки оказались в поле зрения детей неоднократно. Один из самых простых, естественных приемов, но требующий от педагога искренности, эмоциональности - это рассматривание детских работ в свободное время. Ближе к вечеру, когда в группе остается меньше Детей, педагог может присесть на стул перед рисунками, рассматривать, высказывать свои впечатления вслух. Инициатива педагога касается как бы только его деятельности, но дети присоединяются к нему, если почувствуют искренний интерес воспитателя. Вот воспитатель, разглядывая детские пейзажи, включила пластинку с музыкой, которая, на ее взгляд, очень подходит к этим картинкам, и просто слушает, а если дети заинтересуются, то объяснит. А вот она любовалась, любовалась рисунком и решила в рамку оформить, да повесить на видном месте. Вскоре такие вечерние, а иногда | утренние «посиделки» около рисунков (поделок) могут стать хорошей традицией, объединяющей детей. При таком внимании к детским рисункам даже у детей средней группы, не говоря уже о старших, появляется желание продолжить рисунок, дорисовать. Это значит, что образ стал дорог ребенку и творческий замысел продолжается почти так, как это бывает в зрелой деятельности.
Стремление ребенка по собственной инициативе продолжить рисунок - ярчайший показатель его личностного развития в деятельности. Такие устремления детей достаточно редки. Более часто встречается ответная реакция дошкольника на внимание к его рисункам, поделкам - возникающее чувство бережного отношения к тому, что сделал, что выполнил. Все это крайне важно для дальнейшего развития деятельности, а значит, и развития личности ребенка.
Декоративное рисование
Декоративно-прикладное искусство - одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Росписи и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и т.п.
Это искусство вносит в жизнь радость яркими, сочными красками, выразительными ритмами, особой стройностью, соразмерностью, гармонией форм, линий, пропорций, мудростью и добротой.
Декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность. Восхищение человека природой, ее гармонией, соединенное с тонким анализом, сравнением и обобщением, нашло отражение в обобщенных стилизованных формах и ритмах искусства. Так появились элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных форм. В узорах разных мастеров мы находим стилизованные изображения животных, человека. Крайней формой стилизации и обобщения стали элементы в геометрическом орнаменте.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким - дошкольникам.
Произведения народного декоративного искусства отличает красочность, яркость. Смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность цвета характерны для большинства народных росписей.
В произведениях народных мастеров выделяются два вида узоров: сюжетные и орнаментальные. Сюжетные включают стилизованное изображение птиц, животных. Образы часто имеют символическое значение: лев, барс означают силу, сокол - олицетворение смелости, отваги, девушка - весны. Эти узоры включают и фантастические сказочные образы: русалку, кентавра. Узор - более широкое понятие, чем орнамент. Узор может быть созданным непреднамеренно, например узоры на замерзшем стекле. Орнамент - это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм - определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Простой ритм - повторение одного и того же элемента на равных расстояниях друг от друга. Частным случаем простого ритма является симметричность. Ритм - основа узора, чередуются и элементы узора, и цветовые пятна. Различают простой повтор и чередование элементов по цвету и форме. Таким образом, ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.
Орнамент в переводе с латинского - украшение (живописное, графическое или скульптурное). В его узоре сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы. Узоры различаются по характеру элементов и по способу организации (композиции). По элементам различаются узоры геометрические, растительные, анималистические, антропологические, смешанные. В композицию из растительных форм нередко включается изображение птиц, зверей (хохломская, городецкая росписи).
По способам организации различают узор (орнамент) бесконечный, т.е. ограниченный. Это тип сетки: обои, паркет, ткань. К неограниченным относится и линейный узор - бордюр, фриз, кайма, тесьма. Кроме этого различают ограниченный (замкнутый) узор (в круге, в ромбе, в квадрате).
Узор всегда выполнен в композиции, органично вписывающейся в форму предмета (т.е. композиция узора не произвольна, а диктуется особенностями формы).
В силу вышеназванных особенностей декоративное искусство близко и понятно детям, оно соответствует их мировосприятию.
А.П.Усова, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина не раз отмечали, что ребенок тянется ко всему яркому, красочному. В своей художественной деятельности он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии. Многие работы народных мастеров маленькие дети воспринимают глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру. Это очень помогает педагогу в формировании у детей художественного вкуса и в руководстве их художественным творчеством. Известный ученый, педагог А. П. Усова, высоко оценивая воспитательное значение народного искусства, писала, что маленьким детям еще недоступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. Большинство педагогов прошлого и настоящего отмечают огромное влияние народного искусства на формирование у детей первых представлений о Родине, чувства любви к ней.
Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Все это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей.
Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности его детям делают его незаменимым средством воспитания ребенка.
Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками - это воспитание предпосылокчувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства. Эмоциональный язык искусства - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (К. Д. Ушинский, Е.А.Флерина, А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Т.Я.Шпикалова, Б. М. Неменский и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живет человек. Б.М.Неменский подчеркнул, что ребенка необходимо «...привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа»1. Национальное искусство - тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро прочувствовано. Не чувствуя, не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать искусство, культуру, понимать психологию человека другой национальности.
В.Г.Белинский по этому поводу высказался лаконично и выразительно: кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству.
1 Неменский Б. М. Мудрость красоты. - М., 1981. - С. 142.
Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве. Поэтому и воздействие искусства на ребенка должно быть комплексным. Колыбельная песня, сказка, ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых полотенец, ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка.
В педагогическом процессе искусство, как и в жизни, неотделимо от общения людей между собой, от общения с природой. Не случайна схожесть несколько монотонных, сдержанных ритмов и красок орнаментов народов Севера с холодной, строгой природой и сдержанным характером людей этого края; причудливая вязь ярких узоров узбекских мастеров живописи по тканям и камню сродни природе и людям юга. В роскошных узорах Хохломы - разноцветье трав и ягод природы средней полосы России. Фантастические букеты городецких купавок, ромашек, розанов, оформляющих наивные сюжеты из жизни купеческих кавалеров и барышень, как бы воплощают нравственно-эстетические идеалы простого народа Руси.
Декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа.
Поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Например, нельзя до конца почувствовать, понять всемирно известную дымковскую игрушку, если не знать русскую деревню, ее историю, нравы, обычаи. Идеал сельской красавицы как сильной, ловкой, здоровой, румяной воплотился и в образе крепкой бабы с ребенком (русской мадонны), и в статной горделивой красавице-водоноске.
Надо видеть деревенские закаты и рассветы с их тишиной и туманами, первым пением петухов и дымком над избами. Надо видеть сельские праздники с их буйным весельем, песнями, плясками, частушками, вечерние «посиделки», чтобы почувствовать легкую, добрую иронию народного художника, увидевшего и передавшего в фигурке деревенского щеголя его довольство собой, стремление покрасоваться.
А в хохломских узорах так и видны холмы и перелески, туманы над рекой, роса на цветке... Вероятно, поэтому и передается ребенку через искусство опыт чувств предшествовавших поколений его народа. Вне этих связей отношение к искусству народа «сувенирное». В искусстве разных народов много общего. Б. М.Неменский призывал педагогов изучать декоративное искусство разных народов, находить сходство и отличие. Постепенно у детей в более старшем возрасте рождается представление о великом многообразии художественных проявлений народов мира, вырабатывается способность видеть и радоваться этому многообразию.
Большой вклад в анализ, выявление особенностей декоративного искусства разных народов, выделение в нем содержания, приемлемого в художественной деятельности детей-дошкольников, младших школьников внесли З.А.Богатеева, Т. Л.Шпикалова.
Собственную художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребенка. Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей страны. Ностальгия проявляется в зрелые годы, а зарождается в детстве. Не случайно взрослые люди, нередко на склоне лет, хотят взглянуть на свою родину, вернуться, пусть на короткое время туда, где прошло детство.
Общие задачи обучения дошкольников декоративному рисованию:
1. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к своей Родине, народу.
2. Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; желания знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).
3. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.
4. Формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений:
-освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи;
-умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах;
-воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
5. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций). Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.
Принципы обучения детей декоративному рисованию:
1. Обучение детей декоративному рисованию по мотивам народного декоративного искусства. Это объясняется тем, что все приемы декоративной деятельности представлены в этом искусстве и оно представляет собой высокохудожественные образцы, достойные для подражания.
2. Обучение детей декоративно-художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края. В старшем дошкольном возрасте постепенное введение в жизнь ребенка новых видов народного искусства и сравнение их между собой. В процессе последующего сравнения формирование обобщенных представлений о способах выполнения узоров, ритме, симметрии, соответствии композиции форме предмета как основных средствах выразительности.
3. Занятия декоративным рисованием рассматриваются как элемент общей системы воспитательной работы, направленной на развитие личности средствами народного прикладного искусства.
4. Обучение декоративно-художественной деятельности необходимо вести с применением подлинных предметов народного искусства. Н. П.Сакулина отмечала, что идеальный, хотя и трудно достижимый вариант - это применение подлинных предметов-образцов, подобранных с учетом постепенно усложняющихся элементов и композиций узоров. Это действительно трудно сделать в массовой практике, поскольку узоры на этих предметах сложны и специально для обучения детей не создаются. Однако данное высказывание важно, поскольку подчеркивает приоритетность, главенство одних методов обучения и подчиненность других. В частности, первичность применения метода рассматривания (обследования) подлинных предметов декоративного искусства и вторичность, вынужденность применения упрощенных, стилизованных образцов, выполненных воспитателем по мотивам той или иной росписи.
5. Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации).
6. Процесс обучения предполагает органичную связь в формировании знаний, чувств и активного действия (в форме собственной изобразительной деятельности).
Методы обучениядекоративной деятельности те же, что при обучении изображению предметов, сюжетов. Однако они имеют свою специфику.
Метод наблюдения необходимо использовать в системе работы, когда узоры народных мастеров выполнены по растительным мотивам, включают стилизованные изображения животных, птиц. Гордые петухи и павлины, резвые кони в узорах мастеров при всей их стилизованности выражают характерные черты этих животных. Сочные гроздья рябины, золотой крыжовник, разнотравье летних лугов созданы художниками Хохломы по образу и подобию природы. Поэтому предварительные наблюдения за природой служат основой для понимания, для искреннего эмоционального отклика детей на стилизованное воплощение в произведениях искусства. Такие наблюдения помогают взрослым объяснить, а детям - понять истоки творчества народных художников. Именно в этих наблюдениях закладываются основы поисковой деятельности детей, побуждаемой взрослыми. Полезно организовать рисование детьми хохломских узоров на основе восприятия предметов народного искусства на пленэре, среди настоящих луговых трав, рябинок и т.п. В таких наблюдениях, предшествующих или сопутствующих процессу изображения, и возникает чувство единения с природой.
Широко применяется и метод обследования, рассматривания образцов народного творчества. При сохранении общей структуры такого обследования содержанием центральной аналитической его части является выделение элементов, композиции, колорита. То есть тех изобразительных признаков, которые составляют содержание осваиваемых детьми изобразительно-выразительных средств данного вида искусства. Последовательность их выделения есть последовательность предстоящего рисования.
Таким образом, выделяются и называются главные элементы узора, их цвет, величина, месторасположение. Затем выделяются и называются другие элементы (по степени их значимости в композиции). Определяется цвет. Старших детей можно спросить, как выполняется этот элемент кистью, как его можно изобразить. Элементы узора можно выделять сухой кистью, тем самым более отчетливо их вычленяя и апробируя подходящее изобразительное движение.
В зависимости от ведущих задач занятия содержание такого анализа может меняться, ограничиваться только выделением сложного элемента (например, «розан» в городецком узоре). В том случае, если центральной задачей является освоение композиции или цвета, можно рассмотреть несколько узоров, фиксируя внимание детей только на этой особенности. Таким образом, конкретное содержание обследования предмета-образца определяется задачами занятия: чему учат, какое содержание дети осваивают и на каком уровне его освоения находятся дети. Чем более творческие задачи ставит педагог, тем более самостоятельны и активны дети при анализе предмета-образца, тем большее количество (не один) предметов можно рассматривать, так как детям нужно показать вариативность композиций (элементов, колорита).
Особое место по сравнению с предметным и сюжетным изображением занимает в обучении декоративному рисованию образец воспитателя. Первые образцы для обучения детей декоративному рисованию по мотивам народного искусства были разработаны Е.И.Ковальской. Свой образец воспитатель вынужден использовать, так как в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия (по композиции, по набору элементов). Предметов с достаточно простым узором сравнительно немного. А в окружающем мире прямых аналогов орнаментальным узорам нет. Поэтому образцы воспитателя, в которых в упрощенном виде представлены специфические изобразительно-выразительные средства (элементы, композиции), необходимы (они наглядно демонстрируют ребенку приемы выполнения декоративного рисунка).
Образец воспитателя должен быть выполнен в стиле той или иной росписи народного декоративного искусства (стилизованный образец). Размер его в 1,5-2 раза больше, чем детская работа.
Существуют разные виды образца. Образцы