Возникновение дизайна как нового вида художественно-проектной культуры

Определение термина «дизайн». Цель и задачи дизайна. Характеристика видов дизайна. Понятие эргономики, цель, задачи и предмет эргономики.Возникновение эргономики, связь с научно-технической революцией, расширением трудовой деятельности человека.

Предметный мир древних цивилизаций: Древнего Египта, Античной Греции и Рима

Достижения цивилизации Древнего Египта в архитектуре, науке и технике. Высокоразвитая культура египтян. Расцвет эпохи Античности: Греции и Рима. Роль соразмерность, пропорциональности в греческом искусстве: архитектура, мебель. Греческое искусство. Римское государство и роль художника в создании архитектурных построек и предметов быта.

Ремесленное производство в средние века и в эпоху Возрождения. Предпосылки создания машинной техники.

Роль социальной структуры и ментальной установки общества в развитии производства Средневековья. Развитие городского ремесла в XIII веке. Создание цехов и артелей ремесленников, значение уставов. Архитектура и эстетика предметов быта готического периода. Проявление индивидуальности автора в исполнительстве, в решении частных вариативных задач формообразования, а не в целостном формообразовании изделия.

Появление ткацкого станка, книгопечатная в Европе

Развитие техники в эпоху Возрождения. Развитие архитектуры и искусства эпохи Возрождения. Единство профессий художника и инженера: Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи.

Соединение красоты и пользы в деятельности Л.Б. Альберти

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения XVII- XIX вв.

Понятие промышленной революции. Значение индустриализации производства. Замена мануфактурного и ремесленного производства крупной машинной промышленностью. Три этапа промышленной революции: появление машин в текстильном производстве, изобретение паровой машины, применение машин в машиностроении. Изобретение прялки «Дженни» и механической прядильной машины. Двигатель Дж. Уатта.

Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки.

Архитектурный стиль с станкостроении. Новые материалы во всех видах искусства.

Первая всемирная промышленная выставка в Лондоне. Всемирные экономические выставки в Париже. Строительство Дворца Машин и Эйфелевой башни. Несоответствие стандартных эстетических канонов и новых образцов промышленной продукции.

6. Первые теории дизайна конца XIX в.: Дж. Рескин, У.Моррис.

Готфрид Земпер (немецкий архитектор и теоретик искусства) – идеи стилеобразующего значения материалов и техники. Джон Рёскин (английский теоретик искусства, художественный критик, историк, публицист) - критика капиталистической цивилизации, призыв к возрождению средневекового ручного труда, коллективных форм художественного творчества. Уильям Моррис (английский писатель, художник, социалист, издатель) основатель фирмы «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» - понимание искусства как «выражение человеческой радости в труде».

Особенности возникновения предпосылок протодизайна в России. Русская инженерская школа на рубеже XIX-XX в.

Предпосылки художественно-промышленного образования в России. Возрождение во второй половине XIX в. угасавших национальных промыслов мастерскими в Абрамцеве под Москвой, в Талашкине под Смоленском, предприятием П. Ваулина под Петербургом, керамичес­кая артелью «Мурава» в Москве. Проблемы и задачи подготовки профессиональных кадров в начале XX в. как следствие оформление эстетических критериев продукции массового производства.

Россия в международных промышленных выставках.

Ретроспективный анализ становления и развития выставочного дела в России. Стремительный экономический и промышленный подъем в России в конце XIX века и его влияние на размах промышленных выставок и ярмарок. Помощь Русского Технического общества в организации русских отделов на всемирных выставках. Расширении география промышленных выставок в России. Принципы организации и проведения выставок, изучение опыта зарубежных выставок. Досоветский и советский период промышленных выставок в России. Осознание технической интеллигенцией роли международных выставок для России.

Наши рекомендации