Европейское искусство первой половины 20 века.
В 20 веке искусство приобретает совершенно особый характер, обусловленный глубочайшими переворотами в политической, экономической и общественной жизни целого ряда стран. Реалистическое искусство в этот период развивалось под знаком борьбы против всего реакционного, отмирающего. многих художников прогрессивных реалистических и демократических традиций. В реалистическом искусстве этого периода ясно проявляются две основные линии, зачастую переплетающиеся между собой. Первую из этих линий представляет социально-критическое направление, непосредственно выражающее антибуржуазные идеи и солидарность художников с революционной борьбой рабочего класса. Вторую линию образует искусство художников, воспевающих красоту реального мира, выражающих здоровое, жизнеутверждающее мировоззрение, гуманистическую веру в человека.
Против реалистического искусства при поддержке господствующих классов в буржуазных странах выступил ряд модернистских художественных групп и течений начала 20 века. В их идейно-творческих позициях получают свое завершение стилизаторские и декадентские тенденции, наметившиеся в искусстве последних десятилетий прошлого столетия. Особенно оживились эти группировки в годы после первой мировой войны.
Экспрессионизм в этот период проявляется в живописи художников разных стран, в разных вариациях. На грани абстракции, но с сохранением известной связи с предметным обликом мира находятся картины француза Эдуарда Пиньона (р. 1905). Глубоким пессимизмом восприятия действительности отличается творчество Бернара Бюффе (р. 1928), индивидуалистическим сарказмом окрашены произведения американцев: Бена Шана (р. 1898), сатирически заостренные картины Джека Левина (р. 1915) — «Похороны гангстера» (1950), «Добро пожаловать» (1946).
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность. Хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта).В сюрреализме работал Сальвадор Дали
Абстрактное искусство,абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом капиталистических, стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Геометрический абстракционизм («супрематизм»), изобретенный Малевичем (1878—1935) в России и Мондрианом (1872—1944) в Голландии, умещался в рамках кубизма.
Реалистическое направление проявилось в западноевропейской скульптуре первой половины 20 века не менее ярко, чем в живописи. Можно сказать, что в монументальной пластике, предназначенной для всенародного обозрения в виде памятников, поставленных на городских площадях, перевес реалистического метода сохраняется незыблемо до конца второй мировой войны. В начале века французские мастера занимают ведущее положение и оказывают большое влияние на пластику других стран. В начале века французские мастера занимают ведущее положение и оказывают большое влияние на пластику других стран.
Модернистские течения наблюдаются и в скульптуре. Сюрреалистическое направление выражено в творчестве Лоранса и Мура, Жака Липшица Характернейшим примером монументальной скульптуры экспрессионизма может служить «Памятник разрушения Роттердама» (1953—1954), созданный парижским скульптором Осипом Цадкиным.
К 1945 г. мировым лидером авангарда в архитектуре являлись США, куда в 20—30-х гг. эмигрировали виднейшие европейские зодчие довоенного периода, в том числе Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ. Главным направлением развития европейской архитектуры тех лет стало градостроительство. Разрушения Второй мировой войны дали архитекторам возможность воплотить в жизнь принципиально новый тип города. XX столетие ярко выражено в творчестве таких мастеров, как Корбюзье, Райт, Пикассо, Шагал, Матисс, и целого ряда других.
Наступление фашизма с начала 30-х годов вызывало активную реакцию со стороны демократически настроенных художников. В этот период возникла Международная ассоциация художников, объединявшая значительное число деятелей искусства в своих отделениях в различных странах. Характерным примером демократического художественного движения тех лет может служить деятельность английских прогрессивных художественных групп. В Англии в начале 30-х годов было организовано отделение Международной ассоциации художников. Во главе английской ассоциации стояли художники-коммунисты — Клиффорд-Роу, Грэм Белл (1910—1949) и Джеймс Босуэлл (р. 1906).
В конце 1940-х годов сформировалось движение «неореализма». Это движение вдохновляется принципами народности и реалистического отражения действительности. Французская группа «неореалистов» — Андре Фужерон, Борис Таслицкий..