ТРИЗ: от постановки проблемы к ее решению (что сегодня может быть дано по ТРИЗ)
ТРИЗ: от постановки проблемы к ее решению (что сегодня может быть дано по ТРИЗ)
А)
Структура работы по ТРИЗ, с вытекающей из этого материала логикой организации всего другого материала по ТРИЗ
0) Борьба с психологической инертностью и развитие/поддержание способности к творчеству = предварительная подготовка к решению пробелмы
Здесь ТРИЗ не оригинален. Все занимающиеся творчеством указывают на то, что быть творческим человеком очень трудно, что создавать новое мешают прежние взгляды и пристрастия. И в ТРИЗ и в других эвристиках разрабатываются методики общей активизации творческой активности. Будущих изобретателей и «открывателей» учат, указывают им на типичные проблемы и трудности в этой области.
Приведем один из примеров подобной работы в ТРИЗ. К примеру, при обсуждении новых моделей ледокола инженер правильно назвал ледокол «этой штуковиной» (хотя находящимся рядом морякам – это не очень понравилось). Таким образом, инженер избавлялся от влияния названия («ледокол» это «лед колоть» или «колоть лед») на свое мышление и творчество. Таким образом, инженер сразу направил мысль к сути – ледокол нужен, не для колки льда, а для доставки грузов через лед. Т.е. если бы ледокол вообще не колол лед, но доставил бы груз, то он бы прекрасно выполнил свое предназначение. Следуя этому, предлагается такая модель судна («ледокола»): основные части ледокола находятся сверху и снизу льда, а лед колет или сквозь лед «пробиваются» некие стойки, соединяющие надледную и подледную части судна («ледокола»), соединяющих его верх и низ.
В рамках ТРИЗ разрабатывается целое направление, способствующие развитию/поддержанию способностей к творчеству – развитие творческого воображения (РТВ).
Борьба с психологической инертностью и развитие/активизация способности к творчеству – это постоянная работа, предшествующая и сопровождающая творческого человека (претендующего быть таковым или которому требуется что-то открыть или изобрести).
Понимание проблемы: общее
Услышать, понять, о чем идет речь. Не стесняясь спрашивать. В частности, а сколько патентов на сходные темы посмотрел ставящий задачу.
А ставящему задачу быть готовым – терпеливо и без нервного срыва – объяснить суть своей задачи простой домохозяйке.
Понимание проблемы: нужно ли ее решать вообще
Нужно убедиться в том, что в проблемной ситуации мы выделили или нам выделили (начальство указало) ту проблему, которую нужно решать. Кажется, у Альтшуллера это отражается как «перевод административного противоречия в техническое». Это также можно назвать «проверкой административного или кажущегося очевидным противоречия/проблемы на её реальный технический смысл».
Пример. В химической лаборатории исследовали влияния агрессивных сред на новые сплавы. Кубики из новых сплавов опускали в емкость наполненную кислотой. Вскоре руководитель лаборатории посетовал, что емкость, в которой проводили испытания, скоро придет в негодность. (Его лаборатория не любила стекло.) Один из сотрудников предложил облицевать ее золотом. Решение, конечно, не прошло. Правильное решение заключается в том, чтобы понять, что решать проблему емкости не надо. Лабораторию интересует не емкость, а влияние агрессивных сред на новые сплавы. Следовательно, к примеру, нужно попросить делать кубики новых сплавов полыми и туда заливать кислоту для исследования. Отсюда, проблема емкости и ее негодность перестает быть проблемой.
Поставленная проблема может быть исчерпана, решена на этом этапе. Если нет, если это, действительно, реальная проблема, то начинаем работать дальше.
Решение проблемы.
Для решения проблемы используются многочисленные приемы и методы (+ периодически рекомендуется встряхивать мозг с помощью методов, приемов, примеров на борьбу с психологической инертностью).
На сегодняшний день сделано:
- учение о возрасте технических систем, отражая соответствующий возраст интересующей нас технической системы, позволяет знать какие соответствующие данному возрасту технические изобретения/улучшения обычно бывают нужными; (дается в файле № 3)
- типовые приемы (даются в папке № 4)
- физические эффекты (даются в папке № 5)
- упоминание о еще не освоенном в ТРИЗ; не освоенном нами, но вдруг всё это не так уж и сложно для обучающихся в техническом вузе, т.е. они с лёта все решат (дано в файле 6): веполный анализ; стандарты на решение изобретательских задач; формулировка и разрешение противоречий; метод РВС (размер, время, стоимость); метод ММЧ (метод маленьких человечков)
В книжках написано, что, если мы молодцы, то проблема должна быть решена!!!
ТРИЗ: от постановки проблемы к ее решению (что сегодня может быть дано по ТРИЗ)
А)