Уральская роспись по бересте
В 40-х гг. XIX в. широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Особенную известность приобрели тагильские (пермские) берестяные бураки. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений.
Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. "Существовал даже особый тип расписного бурака под названием "крестьянский" с ярким цветочным узором, выполненным приемами свободной кистевой росписи. Городские покупатели предпочитали роспись более тонких, изысканных цветовых сочетаний"*.
На ярком цветном фоне, красном, зелёном или голубом, выделяется пышный букет из трёх крупных цветов. Они образуют группу в форме треугольника, которую расширяют до круга и делают зрительно более устойчивой написанные между ними мелкие цветочки со спиральными лепестками. У каждого цветка по два горизонтально расположенных листа. Букет столь велик, что заходит за пределы отведённого ему пространства, охватывая тулово бурака, и переходит на ограничивающее живописное поле горизонтальные пояски.
Наряду с такой живописно-объёмной росписью существовала роспись более графичная. Обычно в такой манере изображались на зелёном фоне ветки с чёрными стеблями и кудрявыми листьями, оранжевыми и голубыми цветами. Стебли и листья оживляли светлые мазки, выявляющие их форму.
«В XVII и XVIII веках белые бураки украшали тиснением при помощи металлических чеканов. В начале XIX века тиснения стали расписывать. В конце XIX и в начале веков от тиснения отказались и только расписывали». [4; 53] «Во второй половине XIX – начале XX века в Нижнем Тагиле выпускалось несколько сортов бураков – простые с тиснением, крашеные и «лакированные», то есть шпаклеванные с гравюрами или переводными картинками». [4; 85] «К концу XIX века устойчивый в течение десятилетий спрос на тесненную берестяную посуду упал. Тогда в художественной обработке бураков возобладала роспись… Расписывали бураки женщины. В семейном промысле это искусство, как и всякое другое, передавалось по наследству. Владельцы мастерских нанимали обученных профессиональных «писарих»».
В нижнетагильском бурачном промысле различают «городскую» (собственно Нижний Тагил) и «сельскую» (Нижняя Салда, Прокопьевская Салда) традиции росписи.
Роспись туесков во многом была сходна со знаменитой тагильской росписью металлических подносов. (Рис.1) «В цветочной росписи самой распространенной была композиция «букет», известная в разных вариантах в русском прикладном искусстве XVIII-XIX веков и органично вошедшая в горнозаводскую роспись. Особенностью этой композиции было равномерное расположение элементов во все стороны от зрительного центра и сохранение вертикальной ориентации. Это очень сближало ее с традиционным мотивом народного искусства – древом жизни. Такая композиция объяснялась тем, что два пояска – вверху, по горловине, и внизу, у основания бурака, - останавливают движение по вертикали. Горизонтальное же ограничивается видимой частью плоскости. Таким образом, для росписи свободным остается площадь, близкая по пропорциям к квадрату. Самая подходящая для нее композиция – это букет. В центре такого букета ставят цветочную группу. От нее в стороны расходятся веточки с бутонами или ягодками и остроконечные листья».
Как отмечает исследователь промысла В.А. Барадулин, в качестве фона на ранних этапах преобладали контрастные тона: синий, зеленый, оранжево-красный, а впоследствии – приглушенные: охристый, голубой, розовый. Интуитивно мастера находят точные цветовые сочетания фона и росписи. В композиции и в колорите найдена удивительная гармония. Цветы довольно крупные. Отсюда их местное название – «шапы» или «шапки». Треугольник, который они составляют, расширяется до круга тремя мелкими цветами – «вертушками» - со спиральными лепестками. Краски накладываются последовательно, слой за слоем. «При распределении главных композиционных пятен краской основного цвета, - пишет В.А.Барадулин, - пальцами наносили подмалевок. Затем брали кисть, формировали лепестки цветов, оттеняли белым «вертушки», уверенными движениями наносили оживки на листья, писали травку. Благодаря небольшому числу неразбавленных тонов цвета достигали предельной напряженности… Так как смешение красок при росписи происходило не на палитре, а непосредственно на мотивах (на не просохший еще подмалевок наносили моделирующие мазки), то получались мягкие переходы от одного цвета к другому».
В начале XX века, как уже отмечалось выше, меняется тональность тагильской бурачной росписи. Снижается яркость общего цветового решения. Одновременно уменьшаются цветочные формы и размер букета в целом. В некоторых росписях цветочные мотивы стали более натуралистическими. Это объясняется тем, что мастера стали работать кистями, тогда как раньше часть работы выполнялась пальцами.
Техника Урало-сибирской росписи очень простая. После определения предварительного размера мотива и композиции, прописывают подмалёвок, которым обозначают основные пятна цветов, бутонов, листьев. Затем производят их моделировку белилами, если подмалёвок был цветной, или какой-либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета, и вращая её вокруг оси, за одно движение превращают подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приёму, сохранившему и развившему традиции травных росписей XVII-XVIII вв., создавались мягкие переходы от цвета к цвету.
Основные элементы росписи – розы и цветущие деревья. Самой распространенной композицией является "букет".