Декоративная обработка древесины

  • обжиг
  • отбеливание
  • вощение
  • покраску
  • морение.

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА, искусство которой состоит в получении узора путем комбинирования простейших форм: кружков, треугольников, уголков, полосок и т. д., — считается одной из самых древних. В далекие века язычества геометрические фигуры, как и различные их сочетания, имели свой магический смысл и символику. Со временем смысловые значения геометрических фигур забывались, но их красота, декоративность, орнаментальная узорчатость продолжали питать воображение и фантазию тех, кто украшал ими предметы крестьянского быта.

Геометрические узоры выполнялись резчиками чаще всего в технике трехгранно-выемчатой резьбы, название которой говорит о том, что основу ее составляют различные по размерам выемки, каждая из которых в свою очередь состоит из трех граней.

Не менее древней, чем трехгранно- выемчатая, является контурная резьба, в основе которой лежит тонкая, чуть углубленная, изысканная линия. О древности ее происхождения говорят ярославские прялки. Их орнаментальные мотивы: символические изображения коней, птиц, солярные знаки (розетки, символизирующие солнце) — уходят в глубину веков. Разновидностью контурной является ногтевидная резьба, в виде углубленных лунок. Ногтевидная резьба широко использовалась в декорировании городецких донец, где она органично дополняла инкрустацию их мореным дубом.

Другим характерным видом резьбы, также очень древним по своему происхождению и имеющим широкое распространение, была плоскорельефная резьба. Рисунок резьбы (обычно растительного характера) выявляется на поверхности доски, деревянной утвари, бытовой вещи путем выбирания, т. е. углубления, фона вокруг предполагаемого узора орнамента. Углубляется фон ненамного, так, что сам рисунок остается на одном уровне с доской, формой деревянного изделия. Чтобы придать орнаменту большую живость и мягкость, края узорных форм — изображения листьев, цветов, ягод, птиц или животных слегка округляются или заоваливаются.

Из предметов крестьянского быта, изготовленных из дерева, наиболее украшаемой была прялка, по которой можно проследить практически все виды резьбы по дереву. Трехгранно- выемчатой и ажурной резьбой оформлялось трепало для льна. В узоре орнамента, который неглубоко покрывал плоскость трепала, основное место занимала розетка, напоминающая то звездочку, то распустившийся цветок.

Геометрической резьбой украшался и рубель, которым крестьянки прокатывали и отглаживали белье. По форме он напоминает валек, но почти вдвое длиннее его. Иногда рубель кроме геометрической резьбы украшался и объемной скульптурой, которая одновременно служила очень удобной второй ручкой.

Вплоть до начала XVIII в. производство узорной ткани для одежды в крестьянском быту зависело от резчика, резавшего «манеру» — доску, с помощью которой набивался рисунок на холст. Манеры XVII — начала XVIII в. — настоящие шедевры орнаментального резного искусства. Изобретательностью, большой фантазией, выдумкой в сочетании с великолепным исполнительским мастерством и художественным вкусом отмечены резные пряничные доски. Рисунки на пряничных досках: птицы, звери, цветы, рыбы, пароходы, причудливые постройки — все это в исполнении талантливых народных мастеров становилось узорчатой орнаментальной сказкой.

Большое распространение при создании предметов крестьянского быта получила объемная, или скульптурная„ резьба.

Крестьянские мастера вырезали ложки с фигурными ручками, всевозможные чаши, ковши. Края чашек и ковшей нередко украшались резными объемными головками коней или птиц,, края

Значительное место в крестьянском быту, особенно в районах Русского Севера, отводилось в прошлом БЕРЕСТЕ. Из нее плели лапти, корзины, пестери — заплечные кузова для грибов и ягод, дорожные солонки, коробочки для женских украшений, туеса и даже детские игрушки. Изделия из бересты украшали резьбой, тиснением и росписью. Великолепное знание материала превращало простые и непритязательные вещи в подлинные произведения искусства.

Широкое распространение имели и выгнутые из луба корыта, лукошки, хлебницы и т. п. Гладкая блестящая поверхность стенок лубяных изделий словно специально приготовлена природой для росписи.

Русским мастерам-резчикам по дереву, плотникам, столярам приходилось в прошлом много заниматься внутренней отделкой богатых усадеб, церквей и даже дворцовых зданий. Сохранились резные иконостасы, которые производят впечатление золотых. На самом деле выполнены они из дерева и богато украшены сплошной рельефной резьбой по типу резьбы корабельной и домовой, покрыты левкасом и позолочены. Русским мастерам были хорошо знакомы также модные в XVII и XVIII вв. техники инкрустации и мозаики, которые они освоили, выполняя мебель для дворцовых построек.

ИНКРУСТАЦИЯ— техника отделки и украшения изделий из дерева, преимущественно мебели, при которой в поверхность дерева, например в верхнюю рабочую доску стола или в прямую спинку стула, врезаются (обычно на одном уровне с поверхностью данного изделия) декоративные элементы, выполненные из ценных пород дерева другого цвета, а также из перламутра или металла.

Мозаика в художественной обработке дерева — техника набора рисунка или узора из разноцветных кусков дерева, точнее, из кусков разноцветной фанеры. Примером замечательных мозаичных работ могут служить полы в Зимнем дворце, Павловском дворце-музее под Ленинградом, в музеях Останкино, Архангельское и Кусково под Москвой.

Таким же выдающимся явлением в русском народном декоративном искусстве, как и резьба, является РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ. Истоки многих ее видов следует искать в древнерусском искусстве. Так, сравнение миниатюрных рукописей XVII в., где изображены сцены сева, пахоты, сенокоса и пастьбы скота, с жанровыми росписями пермогорских прялок позволяет говорить не только о близости сюжетов, но и об общих принципах построения композиции (повествовательность и наличие разновременных сюжетов на листе миниатюры и на прялке), о колористической общности, о близости самой техники исполнения. В основе росписей прялок Пермогорья лежит четкий, нанесенный на белый фон черный контур изображения. Рисунок закрашивался потом внутри цветом. Такой прием росписи принято называть графическим. Сценки народного быта: деревенские посиделки, катанье на лошадях, застолья, — которые любили изображать мастера из Пермогорья, органично сочетаются с орнаментальными мотивами. Растительные узоры густым ковровым рисунком покрывают не только прялки, но и бытовые вещи — ковши, чаши, блюда, хлебницы, бураки, жбаны, детские люльки.

В графическом плане выполнены и северодвинские росписи, продолжающие сюжеты росписей Пермогорья, сходные с ними по исполнительской манере.

Северодвинские, росписи отмечены яркими цветовыми сочетаниями киновари с черным, зеленым, желтым. Исполнялась роспись на светлых фонах левкасовпго грунта — белого или светло-желтого.

Если для прялок характерна сюжетная роспись, рассказ в картинках, то бытовые крестьянские изделия из дерева декорировались обычно мотивами растительного орнамента, в который включались изображения птиц и животных.

Широкой известностью на Севере пользовалась мезенекая роспись, берущая свое название от реки Мезень. Композиционный строй росписи, круг изобразительных и геометрических форм орнамента, трактовка их местными мастерами позволяют предполагать, что мезенская роспись относится к числу наиболее древних памятников народного декоративного искусства.

Обобщенные изображения оленей, коней, птиц располагаются на плоскостях прялок ритмичными полосами, одна над другой, густо закрывая всю плоскость. В росписи органично сочетаются ярусные полосы с изображениями животных и птиц с полосами геометрического орнамента, состоящего из ритмически чередующихся спиралек, кружочков, прямых и извилистых линий. Роспись наносилась на поверхность дерева двумя красками — черной и красной. Своеобразие мезенской росписи — в выразительности силуэтов орнамента, в найденных пропорциях полос фризовых композиций. Если в росписях на бытовых предметах Русского Севера прослеживается преимущественно графическая манера исполнения, то кистевая роспись на прялках, крестьянской утвари, санях, дугах, на деревянных игрушках Поволжья, Сибири, Алтая, Урала, Карелии отмечена живописным началом, декоративной,красочной раскладкой цветовых пятен, независимо от того, рождаются ли под кистью мастера цветочные мотивы (Карелия), возникают ли сюжетные картины-рассказы, повествующие о жизни крестьянской и городской среды, или воссоздается глубоко традиционная орнаментальная культура данного региона (Поволжье) .

Традиции художественной резьбы и росписи по дереву в наши дни продолжают развивать художники и мастера народных художественных промыслов.

Геометрической резьбой украшают шкатулки, ковши, солонки, разделочные доски на предприятиях художественных промыслов в Архангельской, Вологодской, Кировской областях, в Карельской АССР и Башкирской АССР, плоскорельефная и объемная резьба по дереву успешно развивается в Московской обл. Новый ассортимент изделий на токарной и столярной основе с традиционной хохломской, городецкой, полховско- майданской, загорской росписью разрабатывают художники и мастера предприятий художественных промыслов Горьковской и Московской областей, а живописная и графическая системы росписей Русского Севера осваиваются мастерами художественных промыслов Архангельской и Вологодской областей. Живописную культуру традиционной свободной кистевой росписи Карелии, Урала, Алтая и Сибири наследуют современные художники и мастера, работающие на предприятиях художественных промыслов в этих районах.

Причиной развития искусства росписи было, прежде всего, желание мастера обогатить предмет, сделать его красивым, нарядным. Но одной из причин введения окраски и росписи в предметы из дерева была необходимость облагородить некоторые виды древесины или замаскировать ее природные дефекты (синева, сучки и т.п.) [26, с.12-13].

Все народные росписи можно разделить по технике исполнения на два основных вида: ГРАФИЧЕСКИЕ И ЖИВОПИСНЫЕ (КИСТЕВЫЕ). В России можно насчитать, как минимум, 16 разновидностей графических и 36 живописных росписей.

Графическая манера письма пошла от изографов, переписчиков книг, заимствовалась у смежных ремесел, таких, как резьба, ювелирное дело, вышивка. В народных росписях графического типа линии, четко обрисовывающие изображения, выводили на светлом фоне черным или темно коричневым цветом.

К графическим росписям относятся: известные на Русском Севере - мезенская, печорская, устюжская, северодвинские (борецкая, пермогорская, ракульская), в Поволжье - мериновская, федосеевская, полхово-майданская («цветы с наводкой»), в Центральной России - загорская (с выжженным контуром) и калининская.

В основу графической росписи положен линейный графический рисунок. Мастер рисовал травный или цветочный узор тонкой линией с помощью пера или палочки. Затем заливал фигуры разноцветными красками. Такой росписью искусно владели мастера, жившие на Северной Двине. Они писали свои композиции на светлом фоне зелеными, желтыми и красными красками. Но главным здесь был черный контур, который очерчивал весь растительный орнамент - кустики и цветы с крупными резными листьями.

Класс живописных росписей более многочисленный: архангельские (заонежская, поморская, каргопольская, устюжская и др.), вологодские (глубоковская, грязоветская и др.), вятские (кстининская, вязовская), костромская (молвитинская), новгородская, уральские (кунгурская, тагильская, долматовская, салдинская, пермско-обвинская), западносибирские (карматская, туринская, исетская и др.), алтайская.

Живописные техники более распространены, чем графические. Самые явные среди них урало-сибирские, петрозаводская, городецкая росписи. Сюда же можно отнести и верховое хохломское письмо. Основу живописных росписей составляет мягкий, пластичный, свободно нанесенный кистевой мазок. Благодаря некоторым приемам моделировки, таким, как белильные оживки, разбел, притенение, лессировка, мотивы приобретают небольшой объем. Звучность цветовой гаммы в данном случае усиливается ярким цветным фоном, определяющим колорит росписи: светло синим - на Ярославщине, Южном Урале, юге Западной Сибири и на Русском Севере; оранжево- красным - в Вятском крае, Зауралье и на Алтае

СЕВЕРОДВИНСКАЯ РОСПИСЬ

Обычно северодвинские росписи принято подразделять на три большие группы. Это Пермогорская, Борецкая и Ракульская росписи. Борецкая роспись включает в себя еще две подруппы (кроме собственно Борецкой) - это Пучужская роспись и Тоемская роспись. Названия росписей происходят от названия сел, которые являлись своего рода художественными центрами расписного дела. Все эти центры расположены сравнительно близко друг от друга, но каждое село стремилось к развитию своего стиля, своей манеры письма.

Центр художественного промысла - село Пермогорье. Для пермогорской росписи характерен белый цвет фона. Основу сначала выбеливали, затем наносили узор. Основной цвет рисунка - ярко-красный. Детали изображения обводятся по контуру черным. Обводка выполнялась гусиным пером - причем желательно в одно движение, в одну естественную свободную линию. Дополнением к узору служат желтый и зеленый цвета. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок крина. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы.

Ракульская роспись. Основное место в ракульских росписях занимает благородный чуть приглушенный желтый цвет. Этот цвет сочетается с естественным цветом не беленного фона. Кроме повсеместно популярного красного, в ракульской росписи широко используется темный лесной зеленый цвет. Строгая цветовая гармония и сдержанность - отличительная особенность ракульской росписи.

Борецкая роспись. Центр художественного промысла - село Борок.

Белофонная роспись с преобладанием узоров красного цвета. Борецкие мастера использовали для украшения ряда предметов, в основном, конечно, прялок, сусальное золото, известно, что такие прялки стоили довольно дорого и подчас покупались в качестве дорогого и долгоиграющего подарка. У Борецких прялок характерная форма лопасти прялки - две круглые серьги и нарядная фигурная ножка. Сюжетно роспись таких прялок весьма традиционна - золотые окна с цветами, сказочные птицы в центре и внизу сцена катания. Кроме прялок сохранилось большое число самых разнообразных предметов, покрытых борецкой росписью. Это не только настольная посуда и утварь, не только коробочки и шкатулочки, но и вместительные ларцы, подголовники, даже массивные сундуки, сплошь покрытые борецкими узорами.

Пучужская роспись. Центр художественного промысла - село Пучуга.

Пучужские росписи вероятнее всего "отпочковались" от борецких, став своего рода художественным экспериментом, но впоследствии переведя найденные новаторские приемы в традиционные. В конце XIX - начале XX века пучужские мастера были известны поименно. Наиболее известными мастерами являлись художники Кузнецов Филипп Фёдорович и его сын Кузнецов Фёдор Филиппович.

Тоемскаяроспись.Центр художественного промысла - село Нижняя Тойма.

Тоемская роспись - это прежде всего прялки. Особенностью тоемских расписных прялок является токарная точеная ножка. А также использование зеркалец на лопасти, обращенных к пряхе. Тоемский промысел был наименее развитым, но все же отличительные узнаваемые черты тоемской росписи позволяют выделить ее в отдельный тип северодвинских росписей.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Городец - старинный русский город на левом берегу реки Волги. Он известен с XII века, когда здесь поселились староверы. До появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла, объединявшего жителей нижегородских деревень, расположенных на реке Узоле. Изготовляемые изделия мастера украшали скобчатой резьбой и инкрустацией. Роспись появилась здесь в 60-х годах XIX в. и положила начало новому Городецкому стилю — росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достигает в 80-х годах XIX в. Узольские народные мастера вырабатывали подставки для прядильного гребня и игрушки с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, изображением сказочных птиц и коней. Нарядные изделия мастеров села Курце- во, деревни Косково и другие распространились по всей стране. Искусство городецкой росписи пользовалось большим успехом в XIX - начале XX в.

Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий — токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Характерная особенность Городецкого промысла — исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом, синем, красном; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для городецких изделий. как и в старину, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни.

Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, четкий контур, белые штрихи, создающие условный объем и живописность. Основной стиль росписи является «волшебный реализм»- превращение обыденности в мечту художника о радости жизни крестьян. Характерной особенностью городецкой росписи является праздничность, торжественность и красочность.

УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ

Декоративная роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома.

Возникновение и распространение росписи связано с миграцией русского населения на Урал, пик которой, особенно у старообрядцев, пришелся на XVIII—XIX вв.

Освоение новых мест, отсутствие помещичьего землевладения, стремление к лучшей жизни сделали людей более деятельными, сметливыми, предприимчивыми.

Оно нашло широкое применение в оформлении интерьера и экстерьера изб простолюдинов, отразив естественное стремление людей к прекрасному, желание облагородить свой быт.

Расписывали дома мужчины, но нередко им помогали и женщины.

Писали не только жанровые, бытовые сценки, обычно связанные с обстоятельствами из жизни хозяев дома, но и исторические сюжеты.

Расписывать начинали с более крупных форм, а затем переходили к мелким. Это помогало организовать композицию по законам равновесия и симметрии.

ВИДЫ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ

Обработкой древесины человек занимается с самых древних времён. Изделия из дерева стали первыми предметами домашнего обихода и пользовались заслуженной любовью. Одновременно с их появлением зарождалась и резьба по дереву.

Народные мастера умело пользовались спецификой материала, показывая его скромную красоту и практичность. Они придавали своим изделиям удобные формы с художественной завершённостью. В большей своей части умельцы старались совместить красивый декор с практическим бытовым и хозяйственным предназначением.

Резьба по дереву практически сгруппировалась в несколько видов:

§ домовая;

§ объёмная;

§ контурная;

§ геометрическая;

§ плоскорельефная;

§ рельефная;

§ резьба на пряничных досках.

§ рельефная

§ прорезная (ажурная)

§ скульптурная (объемная)

§

Основной характеристикой домовой резьбы по дереву является её крупномасштабность. Она выполняется с помощью простейшего инструмента: топора, долото и пилы. Используется дерево хвойных пород.

Объёмная резьба по дереву наиболее сложный вид обработки древесины. Ещё её называют – скульптурной. Этот вид характеризуется тем, что изготавливаемое изображение как бы отдалено от общего фона. Образует рельеф, скульптуру или целую скульптурную группу.

Контурная резьба относится к орнаментной резьбе. С 15 века она широко представлена в народном искусстве. Выполняется контурная резьба по дереву в виде прямолинейных линий, прорезаемых по контуру прилагаемого рисунка.

Геометрическая резьба представляет собой особые клинорезные выемки, различной направленности и глубины. Количество граней, в каждой отдельной выемки, также может быть различным. Но, наиболее распространённые – это с двумя и тремя выемками.

Трёхгранная резьба даёт наибольшее количество возможных узоров. Меньше композиций можно создать с помощью четырёхгранной резьбы, и она требует особого мастерства от резчика.

К геометрической резьбе можно и отнести скобчатую резьбу. Рисунок в ней изготавливается полукруглой стамеской, сначала под прямым углом, а затем, под острым. Для резьбы по дереву геометрической берут древесину липы, осины, хвойных пород.

Плоскорельефная резьба так же очень распространена. Отличительной её особенностью является орнамент одинаковой высоты. Часто композиции создаются простым рисунком: геометрические фигуры, листья растений, изображения зверей и птиц.

Резьба на пряничных досках.Резьба на пряничных доскахЭто наиболее древняя форма резьбы по дереву. Известны сохранившиеся доски, датированные 12 и 13 веками. Деревянные формы пряничных досок использовались для изготовления праздничных печных пряников.

Резьба по дереву таких досок в большинстве своём имеет крупновырезанные надписи по всем четырём сторонам. В центре создавался забавный рельефный рисунок. Изготовление пряничных досок доверялась самым лучшим мастерам.

Наши рекомендации