Охрана окружающей среды и проведение техники безопасности
Во время выполнения работ, связанных с подготовкой материала к росписи и крашению, необходимо соблюдать правила техники безопасности:
Быть крайне осторожными и аккуратными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты.
На рабочем месте должны находится только нужные для работы красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть этикетки с разборчивым их названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус. [25]
Изготовление красильных, химических растворов необходимо делать при открытых окнах или в помещениях с вытяжным шкафом.
Некоторые вещества при смешивании вступают между собой в реакцию, выделяя большое количество теплоты, вследствие чего возможен пожар.
Необходимо очень осторожно обращаться с кислотами и особенно с их концентрированными растворами, так как они раздражают слизистые оболочки, могут привести к сильным ожогам кожи. Хранить их надо в плотно закрытой стеклянной посуде, в случае попадания кислоты на кожу необходимо сразу же промыть ее сначала водой, а потом слабым раствором соды. Во время приготовления кислотных растворов нужно помнить, что кислоту нужно вливать в воду, а не наоборот.
Необходимо быть очень осторожным во время изготовления резервных растворов для холодного и горячего батика. Компоненты этих смесей (резиновый клей, парафин, не говоря уже о бензине) являются сильно воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны. Резервные смеси необходимо варить на закрытом огне в хорошо проветриваемом помещении, при этом нельзя нагибаться над посудой, вдыхать выделяемые пары. [26]
3.2 Ознакомление с техническими требованиями
В процессе создания художественного произведения искусства вкладываются не малые усилия сопровождающиеся целесообразными действиями на пути к решению поставленных задач. Поэтому перед тем как начать работу перед своей художественной работой нужно опираться на знания техники безопасности, и ее техническими требованиями при работе с необходимыми материалами и инструментами в процессе создания творческой работы. Одним из обязательных требований при взаимодействии работы с инструментами и материалами является носка старой одежды, которая будет переносить на себе все издержки в рабочем процессе. Далее, для того чтобы рабочий процесс оставлял от себя только удачный опыт, нужно воспользоваться прочным закреплением и прикручиванием каждой детали художественного агрегата, такого как рабочий стол на поверхности пола или же или полотно на котором закрепляется ткань закрепившийся на стене, для того чтобы добиться наиболее красивого и удачного декоративного создания деталей в творческой работе продуманных заранее. При том, что удобство работы достигается путем уборки лишних предметов от рабочего места и самого человека который ведет рабочий процесс. [1]
В значительно степени, холодный батик выделяется преимуществом выбора тканей, на которых резерв не играет никакой роли, а специальная ткань, например, шелк, в свою очередь служит за место резерва экономичным вариантом нанесения красок без него.
В свою очередь, резерв целесообразно приготовить своими силами по определенному рецепту, хотя взамен этому имеется готовый резерв в тюбике с удобным вытянутым носиком в виде густой резиновой массы. Не обходится и без цветных резервов. [17]
Обобщая вышесказанное, сводится вывод о том, что разработка декоративной композиции в росписи батиком выполняется по следующим перечисленным параметрам:
1) Этап формирования того или иного решения дизайна.
2) Формирование замысла - идеи и возможные методы, техники выполнения.
3) Поисковые эскизы - предварительные наброски, черновые варианты задуманного изделия. Приложение А (рисунок 15, 16,17,18,19,20).
4) Рабочий эскиз - это выбор наилучшего эскиза и дальнейшая его разработка; детальная проработка элементов, определяя общий стиль композиции. Приложение Б (Рис. 21).
5) Поэтапное выполнение задуманной творческой композиции, соблюдение всех особенностей исполнения и правил связанных с техникой холодного батика.
6) Последний и завершающий этап всего творческого процесса предполагает роспись заверенной и продуманной композиции в деталях. Приложение Б (рисунок 22.).
Технология выполнения
Подготовка к работе.
1. Разработка эскиза.
Композиция - основа росписи, и от того, насколько она будет продумана, зависит конечный результат. Очень важно найти грань между реализмом и текстильной стилистикой при изображении пейзажа, натюрморта, жанровых сцен и так далее.
Все строится по законам текстильной графики:
-плоскостное решение.
-отсутствие планов
-сочетание орнамента и декоративной живописи
-сочетание графического пятна и линии.
По традиции, очертания рисунка наносятся на ткань углем или графитом. Но существует еще один способ нанесения рисунка: ткань кладется на стеклянный стол, на который снизу высвечивается образец. Контуры рисунка обводятся карандашом.
Хорошо слаженная и продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. Следует начинать с наброска композиционной схемы в натуральную величину или в уменьшенном масштабе. Не рекомендуется выполнять рисунок для четверти или половины изделия, так как впоследствии образуются некрасивые стыки отдельных частей.
Очень важное значение приобретают красивая и четкая прорисовка деталей, общего силуэта и применение живописных или графических разработок, обогащающих рисунок.
Равновесие композиции в этом случае достигается цветовым решением.
Надо иметь в виду материал, для которого подготавливается рисунок, плотная или легкая, гладкая прозрачная ткань с росписью, рельефная хлопчатобумажная, шерстяная ткань или ворсистый мягкий ковер. В каждом отдельном случае характер рисунка будет меняться.
Нарисуйте небольшой эскиз, при помощи карандаша, на листе плотной бумаги (на ватмане формата А5, А4 или А3).
Используя разнообразные художественные и технические приемы, можно передать как орнаментальными, так и колористическими средствами различные настроения; весеннюю легкость, бурное движение или спокойную уравновешенность. [27]
2. Рисование кальки.
Возьмите миллиметровку такого размера, какого Вы хотите сделать ваше изделие. Карандашом или маркером нарисуйте схему рисунка, исходя из готового эскиза. Изготовление кальки нужно для точного переведения задуманного рисунка на ткань.
3.Выбор ткани.
Для батика используют натуральные ткани (хлопок или шелк), способные впитать воск, отталкивающий краску. Ткань должна быть плотной. Высокая плотность ткани важна для сохранения качества замысловатых орнаментов батика.
Перед работой новую ткань надо выстирать и прогладить, чтобы удалить покрывающий ее специальный состав.
5.Натяжка ткани на раму.
Возьмите специальную раздвижную раму для росписи ткани. Ткань на раму натягивают по часовой стрелке на специальные крючки или на обыкновенные кнопки. Натягивайте ткань туго, как "барабан", с сохранением перпендикулярности нитей. Неправильная натяжка приведет к искажению рисунка.
6.Перевод рисунка с кальки на ткань.
Готовую кальку, при помощи иголочек с "ушками", подколите с изнаночной стороны на натянутую ткань. Просвечивающейся рисунок переведите с кальки, очень тонкой линией карандаша. Если рисунок просвечивается сквозь ткань плохо, то его можно перевести с помощью стеклянного стола, поставив под стол подсветку. После окончания перевода рисунка отколите кальку. [27]