Выбор и обоснование композиционного решения
Термин композиция раскрывается в расположении форм и элементов на поверхности рисунка взаимосвязанных и соподчиненных в месте. Выделяясь либо углубляясь между собой. Логично рассуждать, что в композиции как и в любой работе присутствуют текстуры, реже фактуры, и самое главное - цвет. Создание гармонии в творческой работе, безусловно, связано с визуальным представлением о ней, а так же выделение относительных элементов в работе. [11]
Творческое произведение, как правило, соподчинено совокупностью элементов, в последствии. Которые создают общий ритм композиции и ее членение плоскостей, за счет выполнения работы в единой стилистике, технике исполнения, в соподчинении с общим художественно-декоративным замыслом сюжета. Обобщая вышесказанное, в творческой работе проявляется как внутренняя так и внешняя взаимосвязь материалов, художественных средств и представления идейнойобразности сюжета.
Создание дополнительных либо отдельных черт, элементов или орнаментики достигается нахождением отдельных вариантов их решения в материале, не исключая и вариант поиска эскизов, не зависимо от намерения решения различных задач в работе. Автор несомненно опирается и на личное отношение к миру исходя из творческой точки зрения самого автора.[12]
Ритм есть самое главное преимущество, при котором создается динамичная и живая композиция, это средство является самым важнымв создании творческих работ.
Определение ритма раскрывается в законе чередования элементов композиции которые между собой способны соизмеряться. Они доводят к системе достижения выразительности, ясности, четкости представления сюжета, элементов композиции. Ритм, сам по себе находится повсюду, даже находится во связи с человеком и природой, например, распределение листьев в его естественном виде по всей площади растения, внезапное появление волн на поверхности моря, реки, любые колебания воды, возмутителем которых служит любой предмет вроде камня.[13]
Четким распределение и чередование элементов композиции непосредственно несет в себе такое средство распределения элементов, как масштабирование расстояния между ними, наделение узора полной заливки цветом по краю либо по центра созданного рисунка, не упуская движение в определенном положенииритма.Из выше сказанного, создается вывод о том, что ритм играет главную роль в построении композиции, у которой есть система приемов на которые нужно ссылаться, при создании творческой работы:
а) узор с применением раппорта,который обуславливается наличием сетки в виде квадратов, треугольников, прямоугольников в определенной последовательности, для точного и равномерного расположения всех элементов, образуя симметричный узор.В единичном количестве работ данный прием уместен, когдапо данному раппортному принципу устанавливается центр, в последствии идущий к краям гладкой каймы. Данная раппортная техника предусматривает точный расчет элементов композиции, которые не вылезают за ее края, а помещаются целиком.
б) Рим нарастающий и убывающий. Данным примером служат древнерусские изделия народного производства (тканный и вышитый фартук, множество полотенец, рукава, подолы женских и мужских рубах). Так же для приведенного примера характерно чрезмерное богатство гармоничной орнаментики в показе своеобразных множественных полос. В связи с множеством полос, идет визуальный образ, который показывает борьбу цветов вытесняя собой друг друга;
в) Композиционная симметрия. Данная техника подразумевает направление по диагонали либо наклон произвольной схемы направления.Принцип композиционного решения зачастую понимается как организация композиции в количестве повторений двух либо четырех раз какого - либо элемента рисунка. Поэтому, при построении композиции своеобразный стык повторяющихся элементов приходится считать механическим, в месте, где происходит слияние элемента с предыдущим в ходе соблюдения симметрии рисунка;
г) хаотичность расположения форм и элементов, орнамента композициивсей площади поверхности.В этой же технике не обходится без уравновешенности элементов изделия на краях рисунка. Не исключается и вариант наполнения только одного угла или стороны узором либо формой композиции. Если же равновесие не достигается путем расположения форм в одном углу рисунка, то в противном случае достигается уравновешенность цветом.
Хорошая ритмическая организация композиции создает основной элемент композиции – в ее основу.Исходя из количества орнамента в рисунке создается свой уникальный орнамент который возникает благодаря фону, который, в свою очередь и задает тон всему орнаменту рисунка и дополняет его собой создавая свой орнамент подчеркивая уже существующий, исполненный автором. Но, орнамент не может быть одинаковым по всей площади рисунка, в него могут входить и совершенно отдельные элементы, узоры. Которые, в конечном счете, сгруппировывают и дополняют основной узор.Неотъемлемой частью создания рисунка является еще и применение прорисовки деталей, создающих выразительность, отдельных черт рисунка. Применяется и прорисовка графических элементов и живописных. [18]
Таким образом, опираясь на выразительность элементов рисунка с помощью перечисленных технических приемов, образуется прямая передача настроения заданной композиции за счет передачи цвета и хода орнамента при написании художественной работы, например, чрезмерную легкость весны, бушующее море осени либо полное спокойствие и уравновешенность сюжета. [19]
Нельзя не упомянуть и о таких приёмах композиции как динамика, статика.Объемная или жеплоскостная структура художественных произведений декоративно-прикладного искусства берет свое начало в ритме завуалированном изначально, который непосредственно несет свое влияние на такой человеческий фактор какэмоция, в процессе его невербального контактас художественным произведением. Не исключено и проявление ритма в спокойной эмоции человека, так же как и небольшое волнение, или резкое негодование настроение пробуждающейся в бурности решительности.Прием динамики так же как и статики – спокойствие форм, предполагают контакт действия определяющий степень восприятия декоративно-прикладной формы предмета. Таки геометрические формы как шар и куб несут в себе уравновешенный мотив действий на человека, но противовесные формы геометрии как конус несут в себе динамику. Воздействие имеет его заостренный конец который побуждает на движение в верх. Динамичными являются и формы параболы и спирали.
Мотив статичности будет уместен, если его плоскости возможно поделит на аналогично равные части, подобному эффекту зеркальности форм. Данный прием уместен при наличии нескольких форм симметричных друг другу.
Нельзя не упомянуть о системе композиции которая является неотъемлемым правилом построения форм внутри нее. Центром композиции, как и в любом другом центре является доминирующий элемент рисунка, в данном случае изображение Индонезийского волка, выполненный методом стилизации. Его формы перетекают во множество линий, а так же перетекания цветовых оттенков в другие. Линии от центра переходят на боковые части работы не замыкаясь между собой, а представляя визуальную рамку. [12]
Символ волка связывается с «нижним» миром, а именно с миром мертвых по сказанию индонезийского народа.В некоторых мифологиях он выступает как проводник душ. Образ волкаинтерпретирует свирепость, коварство, жестокость, зло, но также храбрость и победу. Кроме того, при непредвиденных и специфических стечениях обстоятельств символ волка мог служить могуществом силы, защитником беспомощных созданий.
Вывод.В подразделах «2.1 Оборудование, инструменты, материалы и их подготовка для художественной росписи», «2.2 Холодный батик, Ознакомление с техническими требованиями, Особенности объекта проектирования», «2.5 Выбор и обоснование стилевого решения», «2.6 Выбор и обоснование цветового решения», «2.7 Выбор и обоснование композиционного решения» проектно-композиционного раздела раскрываются методы и приемы применения различных красок, их изготовление. Раскрываются особенности проектной концепции. Представляется выбор стилистики и его характеристика, выбор колорита композиции и его обоснование. Рассказывается о выборе тех или иных инструментов, материала и техники рисования композиции. За счет обоснованного выбора определенных инструментов, материала и техники исполнения работы, колористки, решается и раскрывается главный смысл форм, линий, орнамента, стилизации и самой истории авторской росписи на ткани, благодаря анализу каждого этапа в создании композиционно-образного решения композиции.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
7ннннн