Понятие, сущность изотерапии.

Понятие и сущность изотерапии.

Художественные материалы и их роль в арт-терапевтическом процессе.

Этапы изотерапии.

Основные изотерапевтические техники и их характеристика.

Особенности изотерапии с детьми.

Понятие и сущность изотерапии.

Художественные материалы и их роль в арт-терапевтическом процессе.

Этапы изотерапии.

Основные изотерапевтические техники и их характеристика.

Особенности изотерапии с детьми.

Понятие, сущность изотерапии.

Изотерапия- терапия изобразительным творчеством (лепка, коллаж и т.д.), в первую очередь рисованием.

В настоящее время изотерапия используетсякак средство психологической коррекции:

- клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями;

- детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации;

- неадаптивных форм семейных отношений, внутрисемейных конфликтов.

Сущность изотерапии:

1) Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя;

2) Выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды;

3) Быть самим собой

4) Освободиться от негативных переживаний прошлого.

5) Позволяет клиентам отражать в сознании окружающую и социальную действительность, моделировать ее, выражать отношение к ней.

6) Изобразительная деятельность развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие [Осипова А.А. Общая психокоррекция, 2000].

Таким образом, психокоррекционные занятия с применением изотерапии способствуют изучению чувств, идей и событий, развитию межличностных навыков и отношений, укреплению самооценки и уверенности в себе.

При работе методом изотерапии и интерпретации результатов необходимо учитывать режимы (механизм) работы полушарий головного мозга. Рассмотрим его.

Режим работы левого полушария - аналитический, вербальный, вычислительный, последовательный, символический, линейный, объективный. Левое полушарие специализируется на вербальном, логическом, аналитическом мышлении, оно отлично проявляет себя в символической абстракции, речи, чтении, письме, его система линейна - первые вопросы решаются первыми, а вторые вторыми.

Режим работы правого полушария - интуитивный, субъективный, синтетический, целостный, не связанный со временем. В режиме работы правого полушария можно воспринимать вещи и события посредством внутреннего зрения и воображения. Используя правое полушарие, можно мечтать, понимать метафоры, создавать новые комбинации идей [Эдвардс Ю.Художник внутри нас. 2000].

Таблица 1

Режим работы полушарий

Левое полушарие Правое полушарие
Вербальный: использование слов для наименования, описания и определения. Аналитический: постижение вещей шаг за шагом, часть за частью. Левое полушарие Невербальный: понимание вещей при минимальной связи со словами. Синтетический: соединение вещей вместе, формирование целостных картин. Правое полушарие
Символический: использование символов для обозначения чего бы то ни было (например, графическая форма <*> может служить обозначением глаза, а знак « + » использоваться для обозначения процесса сложения). Абстрактный: использование маленькой частицы информации для представления всей вещи целиком. Временной: учет хода времени, последовательного чередования вещей: выполнение первого действия всегда первым, второго - вторым и т.д. Рациональный: вывод умозаключений, основанных на рассуждении и фактах. Цифровой: использование чисел, как при счете. Логический: вывод заключений, основанных на логике, - одна вещь вытекает из другой в логическом порядке (например, математическая теорема или хорошо обоснованный довод). Линейный: мышление в рамках взаимосвязанных идей, одна мысль непосредственно следует за другой, часто приводя к общему выводу. Конкретный: отношение к вещам как к таковым, какими они являются в данный момент. Аналоговый: замечающий сходство между вещами; понимание метафорических связей. Вневременной: отсутствие чувства времени. Нерациональный: не требующий рассуждений или фактов; готовность отказаться от суждений. Пространственный: отмечающий относительное взаиморасположение вещей и то, как части формируют целое. Интуитивный: совершающий скачки в понимании, часто основанные на неполной информации, догадках, чувствах или зрительных образах. Целостный: сразу видящий все вещи в целом; выявляющий общие характеристики и структуры, часто ведущие к разным выводам.

Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Изотерапия использует процесс создания изображений как способ реализации целей - это не создание произведения искусства и не часть занятий по изобразительному искусству.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов.

Художественные материалы и их роль в арт-терапевтическом процессе. Материалы для художественного творчества

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента:

- они побуждают его видеть и осязать;

- они порождают эмоциональный подъем и осознание; сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы помогают клиенту с ней соприкоснуться.

- способствуют динамическому взаимодействию между творцом и художественным материалом происходит.

Задача арт-терапевта - выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы [Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии].

Арт-терапевты должны понимать свойства различных изобразительных материалов, а также то, в каких случаях применение тех или иных материалов наиболее целесообразно, а когда - нежелательно.

Основной набор материалов для творческого процесса

- краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

- журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;

- природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

- глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто;

- бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

- кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы разные типы клеев, скотч.

Основные группы материалов

1) бесформенные материалы, позволяющие создавать объемные образы;

2) материалы, имеющие определенную форму;

3) предметы, имеющие определенную форму, которые можно использовать в качестве материалов.

Наши рекомендации