Греческое искусство 5 в. до н. э.
Греко-персидские войны (500-449гг. до н. э.) образуют рубеж в истории Древней Греции. Ими заканчивается период формирования античного полиса, так называемый архаический период, и начинается период расцвета.
Победа раздробленных, маленьких городов-государств над огромной Персидской державой была обусловлена в первую очередь тем, что греки вели справедливую, освободительную войну. Кроме того, греческие полисы находились на более высокой ступени общественного развития и обладали более совершенной военной организацией. Греки стали хозяевами Восточного Средиземноморья, в их руки попала огромная добыча и масса пленных, центр развития переместился с Ионийского побережья на Балканы. Одним из важнейших результатов греко-персидских войн явилось возвышение Афин и создание Афинского морского союза (478 г. до н. э.) У Афин, помимо военной добычи, оказались огромные средства союзной казны, а добровольные взносы союзников вскоре превратились в ежегодную принудительную подать.
Период высшего расцвета греческих полисов был в то же время и началом их кризиса. Правящие группы греческих рабовладельцев искали выход из внутренних трудностей на путях грабительских войн. Естественным завершением растущей агрессивности греческих государств явилась Пелопоннесская война, в которой столкнулись две крупнейшие группировки греческих полисов — Афинская морская держава и Пелопоннесский союз. Война длилась 27 лет (431—404 гг. до н. э.). Ее участниками стали не только все греческие государства Средиземноморья, но Персия и Карфаген. «За время ее Эллада пережила столько бедствий, сколько ни разу не испытала раньше... Никогда не было взято и разорено столько городов... Не было столько изгнаний и убийств, вызванных как самой войной, так и междоусобицами»,— пишет современник событий, крупнейший греческий историк Фукидид. Война закончилась победой Спарты и тяжелым поражением Афин. Однако последствия ее в равной мере пагубно сказались и на побежденных и на победителях.
Архитектура 5 в. до н. э. ознаменована появлением великолепных архитектурных сооружений в разных городах Греции. Восстанавливаются и вновь создаются наиболее совершенные в архитектурно-художественном и строительно-техническом отношении комплексы и здания. Было воздвигнуто много храмов с богатыми скульптурными украшениями. Храмы были не только культовыми зданиями, посвященными божеству. Они воплощали в себе идеи гражданственности и патриотизма, выражали силу, мощь греческого полиса. Такими были храмы на острове Эгина, в Олимпии, Дельфах и в Афинах. Хорошо сохранившийся храм Геры (II) в Пестуме (конец первой четверти 5 в. до н. э.)—большой периптер, построенный из грубого известняка (6 X 14 колонн), по своим очертаниям в плане приближается уже к памятникам классического времени. Его пропорции гармоничны, детали отличаются сочностью и точностью рисунка. Вместе с тем в сооружении еще присутствуют черты архаики (подчеркнутая тяжеловатость всего сооружения), объясняющаяся тем, что храм был построен вне пределов греческой метрополии.
Обращает внимание хорошая сохранность внутренней архитектурной конструкции храма: до нас дошли не только наружные колонные портики (так называемый птерон), но и двухъярусные колоннады интерьера, разделявшие целлу на три нефа и поддерживавшие обычно в греческих постройках деревянное балочное .
Одним из высших достижений греческой архитектуры является храм Зевса в Олимпии построенный архитектором Либоном в период между 468 и 456 гг. до н. э. Дорический периптер с 6х13 колоннами (их высота — 10,5 м. нижний диаметр равен 2,25 м) отличается чрезвычайной гармоничностью пропорций. В храме было достигнуто полное эстетическое, зрительное равновесие между поддерживающими и перекрывающими архитектурными элементами. Детали отточены с необычным совершенством и характеризуются удивительной верностью рисунка. Храм Зевса в Олимпии является высшим достижением в развитии дорического периптера. В пределах целлы находилась хрисоэлефантинная статуя Зевса работы Фидия.
В 447 году до н. э. начались большие работы по восстановлению и реконструкции после окончания греко-персидских войн центрального комплекса древнегреческой архитектуры — Афинского акрополя, под общим художественным наблюдением скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесикл и другие.
Акрополь, представляющий собой естественную скалу, возвышающуюся на 150 метров над уровнем моря и находящуюся примерно в 5 километрах от порта Пирея (размеры по горизонтали: около 300 м в длину и 130 м в ширину), издавна являлся крепостью жителей этого района.
В 7—6 вв. до н. э. на Акрополе, служившем и общественным центром города, уже находились значительные по архитектуре храмы, однако они не составляли целостного ансамбля. Новый комплекс Афинского акрополя асимметричен, однако в основе этого лежат единая художественная идея единый архитектурно-художественный замысел. Строители Акрополя сознательно шли на асимметричное решение, используя его для создания наиболее гармоничного соответствия между отдельными частями ансамбля. Хотя, отчасти асимметрия подсказывалась неправильными очертаниями холма, различной высотой отдельных его частей и наличием на отдельных участках уже ранее построенных храмовых сооружении.
В основе художественного замысла, принятого Фидием и сотрудничавшими с ним архитекторами, лежит принцип гармонического равновесия отдельных сооружений в пределах всего комплекса и последовательного раскрытия художественных особенностей ансамбля и входящих в него зданий в процессе постепенного обхода и обозрения их снаружи и внутри.
Пропилеи (входные ворота), сооруженные с 437 по 432 г. до н. э. архитектором Мнесиклом, являлись фактически общественным зданием. Высота колонн западного шестиколонного дорического портика сооружения — 8,57 м; ионические колонны, расположенные заними по сторонам центрального прохода, несколько выше, их размеры составляют 10,25 м. Помимо западного и примыкающего к нему восточного портиков, через которые проходили поднимавшиеся на Акрополь, в состав Пропилеи введены боковые, примыкающие к ним крылья. Левое, северное – пинакотека — служило для собрания произведений живописи, а в правом, южном, помещалось хранилище рукописей (библиотека). В целом возникла асимметричная композиция, уравновешиваемая небольшим храмом Нике Аптерос (бескрылой богини победы Нике), возведенным архитектором Калликратом. Интересно, что ось храма Нике Аптерос расположена не параллельно оси Пропилей: главный фасад храма несколько развернут в сторону подхода к Пропилеям, что сделано в интересах наибольшего раскрытия перед зрителем художественных качеств этого сооружения.
Храм Нике — один из шедевров древнегреческой архитектуры времени расцвета построен архитектором Калликратом между 449 и 421гг. до н. э. в ионическом стиле. Храм этот имеющий форму амфипростиля, представляется изящнейшим творением античного зодчества. Размер его минимальны: целла имеет в ширину всего лишь 3,78 м в длину – 4,19 м, высота колонн – 4,19 м, но это ни в какой мере не лишает сооружение монументальности. Храм входит в качестве органического элемента в композицию западной, входной части Акрополя, на фоне безбрежных далей и линий гор.
После того как поднимавшиеся на Акрополь проходили Пропилеи, перед ними открывалась широка панорама центральной части комплекса. В отделении, направо, на самом высоком месте Акрополя, возвышался величественный храм Парфенон, посвященный Афине Парфенос (Афине-деве) и игравший ведущую роль во всем ансамбле. Левее, на первом плане, можно было видеть не сохранявшуюся до нашего времени гигантскую статую Афины Промахос (Афины-воительницы), созданную Фидием. За ней вдали виден был храм небольших размеров — Эрехтейон. Таким образом, первое впечатление, получаемое при входе на Акрополь, строилось на основе смелого, контрастного сопоставления горизонтально протяженных и вертикально направленных архитектурных в скульптурных памятников, находившихся на различных участках Акрополя.
Наиболее крупное сооружение Акрополя — Парфенон воспринималось от Пропилей в три четверти — зрители видели не какой-либо один из фасадов, а весь объем сооружения и сразу же получали общее представление о всей его объемной композиции. Прежде чем увидеть главный, восточный фасад и войти внутрь здания, зрители должны были обойти храм снаружи в получить полное представление о его внешнем художественном решении.
Парфенон — октастильный (восьмиколонный на коротких фасадах) периптер, построенный из пентелийского мрамора в период с 447 по 432 г. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом (8х17 колонн; размеры по верхней ступени — 69,5 м в длину, 30,9 м в ширину, высота колонн — 10,5 м). Внутри храма, помимо пронаоса и опистодома, были целла и особое помещение, где хранилась казна Афинского морского союза. В Парфеноне, решенном в дорических формах, ощущаются черты влияния ионического стиля. В это время в архитектуре Афин в связи с повышением их политической роли появляется тенденция к выработке единого общегреческого (панэллинского) стиля архитектуры.
Сочетание двух стилей — дорического и ионического — проявлялось двояко: или путем совмещения их в одном и том же сооружении, или путем изменения пропорций дорического стиля в сторону их облегчения, придания им большего изящества, что было сделано в Парфеноне, где колонны относительно более легкие по своим пропорциям, чем, например, в храме Зевса в Олимпии. Кроме того, во внутреннем помещении были поставлены четыре ионические колонны, не сохранившиеся до нашего времени. Наличие на верхних поверхностях стен, ограничивающих целлу, непрерывного (зофорного) фриза с изображением праздника Панафиней (его общая протяженность 160 м, а высота 1 м) также является признаком ионического ордера. Тончайшая лепка архитектурных деталей, необычайно точный их рисунок, прекрасно найденные общие пропорции, выверенность всех малейших подробностей, тесное сочетание архитектурной основы и скульптурного убранства — все это делает Парфенон крупнейшим, наиболее значительным в художественном отношении произведением греческой и мировой архитектуры.
Другой храм Афинского акрополя — Эрехтейон, посвященный двум главным божествам города Афин — Афине Полиаде и Посейдону, был построен в период с 421 по 407 г. до н. э. архитекторами Архилохом и Филоклом. Это — ассиметричный храм, состоящий из четырех частей: целлы Афины Полиады, целлы Посейдона и двух портиков — большого, северного и малого, южного, называемого обычно портиком кариатид. Асимметрия этого сооружения вызвана необходимостью создать удобные проходы в две основные целлы храма, а также постановкой на сложном по профилю участке с сильным падением уровня почвы. Здесь, в Эрехтейоне, особенно наглядно выступает один из основных принципов древнегреческой архитектуры, — принцип постепенного развертывания композиции перед зрителем, обходящим сооружение. После того как вошедший побывал в восточной целле храма, он мог, спустившись по лестнице, пройти в северный портик Эрехтейона и через него проникнуть в западную целлу — целлу Посейдона. Портик кариатид являлся выходным, через него выходили из целлы Посейдона на площадку Акрополя.
Размеры Эрехтейона очень невелики (основной прямоугольник плана —23,5х11,6 м; высота кариатид — 2,3 м), но архитектура его полна особого изящества и утонченности. Эрехтейон построен из мрамора, в ионическом стиле, примененном в различных масштабах на восточном и северном портиках храма и на западной его стене. Мотив кариатид является своеобразным вариантом ионического стиля, в котором роль опор играет изображения девушек – кор. Легкостью форм и усложненностью композиции Эрехтейон контрастирует с расположенным рядом крупным и подчеркнуто монументальным Парфеноном Контрастные взаимоотношения этих двух храмов усиливают своеобразие комплекса Акрополя.
Акрополь как бы парит над Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Здесь, в этом замечательном ансамбле, греческими строителями было проявлено удивительное умение художественно связать сооружения между собой и в то же самое время органически ввести их в природную среду, окружающий пейзаж.
Изобразительное искусство. Искусство 5 в. до н.э. прошло большой путь от зарождения и формирования классического стиля, вершиной которого является время Фидия, к позднеклассическому периоду в последней трети столетия и к новой ступени классического искусства – искусству 4 в. до н.э.
Вазопись. Замечательным художественным явлением первых десятилетии 5 в. до н. э. остаются, как и в 6 в. до н. э., аттические расписные вазы.
В Афинах работало много гончарных мастерских. Владельцы некоторых из них собирали у себя замечательных художников. Вазы, выходившие из этих мастерских, подписывались, как правило, именем владельца, а часто и именем художника.
Художники первой половины 5 в. до н. э. постепенно добиваются более правильного рисунка лица в фас, фигуры в профиль и в три четверти.
Мастера краснофигурной вазописи приходят к более свободному пониманию композиции, располагают на стенках сосуда мифологические сюжеты и сцены из современной им повседневной жизни с учетом формы сосуда и его назначения. В начале века Евфроний создал замечательные по тонкости, стройности и красоте рисунка композиции, обрамленные поясом чернофигурного орнамента. Такова, например, «Ваза с ласточкой», на которой изображена встреча весны юношей, мужчиной и мальчиком. Другой вазописец - Бриг - мастерски размещает на дне килика (сосуда для вина) жанровую сцену «Последствия симпосия». В вазах, расписанных Дурисом «Афина наливающая вино отдыхающему Гераклу» и других, композиции отличаются строгостью, простотой, четкостью орнаментального ритма, разнообразием жестов и виртуозностью в передаче сложных поз.
К концу 5 века до н.э. вазопись приходит в упадок. Рисунки перегружены декоративными деталями, фигуры людей теряют свое главенствующее значение, становятся безликими, одинаковыми, затерянными среди развевающихся драпировок. Постепенно вазопись утратила те художественные качества, которыми она обладала ранее и постепенно превратилась в механическое безликое ремесло, основанное на копировании излюбленных образцов.
Скульптура. Главная задача искусства 5 в. до н.э. была в правдивом изображении человека, живого, подвижного, сильного, энергичного и вместе с тем полного достоинства и равновесия душевных сил; надо было прославить бойца и победителя в персидских войнах, свободного гражданина города-государства, осознавшего превосходство своего строя, своей культуры над старыми культурами Востока и варварским миром. Эти задачи требовали развития реалистической формы, совершенного знания пластической анатомии, умения передать любое движение, выразительный жест. Для воплощения новых идей и образов необходим был и подходящий материал.
В мраморе исполнялись скульптурные украшения храмов – фронтоны, метопы, фризы, посвятительные и надгробные рельефы и такие статуи, которые изображали либо фигуры в длинной одежде, либо прямостоящую с опущенными руками обнаженную фигуру. Изваять обнаженную фигуру с опорой на одну ногу со свободно оставленной другой (не говоря уже об изображении какого-либо движения) из мрамора без особой подпорки было очень трудно. Только бронза позволяла греческим скульпторам придавать фигуре любое положение. Поэтому бронза в 5 в. до н.э. стала главным материалом, в котором работали все великие мастера, когда брались за создание круглой скульптуры.
Мраморная скульптура (круглая статуя, рельеф, украшения архитектурных сооружений) по-прежнему раскрашивалась. Теперь чаще встречается раскраска волос желтой краской. В бронзовой статуе инкрустировали из стекловидной пасты и цветного камня глаза, а губы, прически или украшения делали из бронзового сплава другого оттенка.
В первые десятилетия 5 в до н.э. новый стиль греческого искусства развивается в борьбе с пережитками старого, архаического стиля, уже не отвечавшего новым требованиям. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, имел некоторые черты, близкие искусству Востока: статичность, торжественность, подчеркнутую декоративность в трактовке одежды, крутых лаконов волос и бороды, даже в типе лица и рисунке глаз. В искусстве 5 в. до н.э. создается новый идеал красоты, тот новый классический тип, который существовал и в следующие столетия и, изменяясь лишь в частностях, наполнялся новым содержанием.
Скульптура эгинского храма. Мраморные фронтонные группы храма Афины Афайи на острове Эгине близ Аттики являются памятником переходной эпохи, где еще сильны старые художественные приемы и вместе с тем ярко проявляется новое в искусстве скульптуры. Сооруженный после 490 г. до н.э. (т.е. после Марафонской битвы) величественный дорический периптер (от которого теперь осталось на месте 15 колонн) стал памятником крупной победы греков над полчищами персов. Фронтонные группы изображали сцены борьбы греков с троянцами. Выбор такого сюжета был не случаен, он свидетельствовал о том, что греки и раньше побеждали азиатов. От западного фронтона сохранились десять фигур: центр –занимала фигура Афины, выполненная еще в архаическом стиле; по сторонам симметрично расположены фигуры воинов. Здесь найдено новое по сравнению с 6 в. до н.э решение фронтонной композиции: соблюден принцип одномасштабности почти всех фигур. В зависимости от места в треугольнике стоящие, коленопреклоненные и лежащие по углам фигуры заполняют поле фронтона. Плоскостно расположенные фигуры воинов с сухой и жесткой моделировкой тела, с декоративным рисунком кудрей, условной улыбкой еще несут в себе много архаических черт, но их сильные движения, хотя и несколько скованные, говорят о новых художественных стремлениях. Интересно отметить, что эгинские фигуры одинаково тщательно отработаны со всех сторон. Эгинские мастера славились работой в бронзе и свои навыки в этом материале переносили в произведения из мрамора. От восточного фронтона дошло до нас лишь пять фигур. Они несколько большего размера, чем западные, сделаны позднее и более реалистично. Особенно выделяется угловая фигура умирающего воина; поворотом корпуса, положением ног показаны объемность тела и глубина пространства. На лице его видна гримаса боли, это первая попытка показать состояние страдания.
Мастера эгинского фронтона достигли многого в овладении реалистическим построением человеческой фигуры, но не смогли еще показать в пластике свободу движений. Хотя и правильно передан выпад или наклон вперед воина, но фигура кажется как бы окаменелой в той или иной позе, а не динамичной.
Мастерами, которые еще дальше отошли от старого стиля, были Критий и Несиот, создатели знаменитой группы тираноубийц - Гармодия и Аристогитона. Прежняя группа работы Антенора была увезена в 480 г. до н.э. персами. После изгнания врагов из Аттики афиняне сразу же заказали новый памятник скульпторам Критию и Несиоту.
Нельзя точно сказать, насколько эти художники повторили старое композиционное расположение фигур, но ясно, что они внесли в свое произведение совершенно иной дух, несмотря на некоторые пережитки архаики (декоративная трактовка волос, условная улыбка). Вместо изящных архаических куросов, подобных Аполлону Тенейскому, перед нами предстают совершенно иные фигуры, мощные, удлиненных пропорций, с массивным корпусом, в энергичном движении. Старший — Аристогитон — защищает младшего, занесшего над тираном меч. Мускулатура обнаженных тел героев пролеплена несколько обобщенно, но очень точно, с ясным пониманием натуры. «Тираноубийцы» — памятник суровый, полный патриотического пафоса, воспевал победу демократии, сбросившей не только тиранию, но и отразившей персидское нашествие.
Уже вполне определенный классический тип лиц мы видим у сохранившихся в оригинале знаменитых «Дельфийского возницы» и статуи Зевса (или Посейдона), выполненных около 470 г. до и. э. Возница являлся частью большого памятника, изображающего колесницу с конями, победителя и возницу. Группа была установлена в честь победы на ристалищах. Юноша одет в длинный хитон, обычный для возничего. Глубокие параллельные складки его одежды скрывают весь корпус, но лепка головы, рук, ног показывает, насколько свободно владел неизвестный нам мастер пластической анатомией. Судя по строгой фронтальной композиции, нарушаемой только протянутыми руками и легким поворотом головы, можно предположить здесь работу мастера пелопоннесской школы. В противоположность строгой сосредоточенности юноши-возницы статуя Зевса воплощает собою скрытую энергию, огромную духовную силу. Величие главного олимпийского бога выражено не только мощными формами корпуса, не только в сильном движении и повелительном жесте, но главным образом в чертах красивого мужественного лица, в серьезном, но страстном взгляде. Эта работа неизвестного мастера показывает, что образы, созданные греческими художниками в 5 в. до н. э., не были бездумно спокойны, как римские копии с оригиналов классической эпохи, а, будучи сдержанны в выражении эмоций, всегда убедительно жизненны.
В поисках средств для наиболее реального выражения действительности встала новая проблема, а именно передача глубины пространства, трехмерности, построения, большей гибкости, подвижности человеческой фигуры. Труднейшей задачей в искусстве ваяния было фиксирование момента перехода от статики к движению.
Сочетание плавного, как бы не прерывающегося движения с устойчивым положением мастерски выражено в замечательном произведении - мраморном троне с рельефами (так называемом троне Людовизи). Рельеф представляет сцену рождения Афродиты из морской пены. Это один из великолепных памятников греческой пластики. Здесь изображена выходящая из морских волн прекрасная хрупкая фигура Афродиты в тонком, плотно прилегающем хитоне, ее слегка приподнятое лицо сияет радостью. По сторонам богини две юные ее прислужницы — Оры (времена года), стоя на морском берегу, склонившись, поддерживают поднимающуюся из вод богиню и прикрывают ее плащом. Девушки одеты в длинные струящиеся одежды, и их симметрично расположенные фигуры оживляются различной игрой складок хитонов. Движения поднимающейся вверх Афродиты и наклоняющихся к ней Ор противопоставлены по направлению, но линии композиции не разрываются. Переплетение рук и мягкие складки одежд создают впечатление непрерывного действия.
На боковых рельефах с одной стороны изображена сидящая фигура женщины, закутанной в плащ, перед курильницей, с другой стороны—обнаженная девушка, играющая на флейте. Это служительницы культа Афродиты. Рельеф трона Людовизи невысокий, но мастер превосходно передал пластику тела и многочисленных складок одежд. Рисунок тонкий и точный. Реалистически трактованные подушки, на которых сидят служительницы. Мелкая прибрежная галька под ногами Ор придают всей сцене убедительную конкретность.
Скульптура храма Зевса в Олимпии. Украшавшие храм Зевса в Олимпии, метопы и фронтоны могут считаться самой значительной монументальной скульптурой второй четверти 5 в. до н. а. Храм был выстроен из известняка, лишь карниз, крыша и скульптуры были выполнены из паросского мрамора и раскрашены. Метопы наружного фриза были украшены бронзовыми позолоченными щитами, а двенадцать метоп над входом в пронаос и опистодом были с рельефами, изображавшими подвиги Геракла. В метопах чередовались группы в сильном энергичном движении, например, Геракл и критский бык, и группы фигур в спокойном состоянии: Геракл, Атлас и Афина, Геракл, подающий Афине убитых стимфалийских птиц. В метопах не соблюдено одинаковое количество действующих лиц, есть группы из двух или трех фигурили из одной человеческой фигуры и животного, но нигде нет пустых, незаполненных мест. Метопы выполнены высоким рельефом, фигуры четко отделялись одна от другой.
Грандиозные композиции разворачивались на фронтонах храма. На восточном фронтоне изображена сцена из мифа о состязании, положившем начало Олимпийским играм. Центр фронтона занимает величественная фигура Зевса. по сторонам которого — главные герои: Эномай с женой Стеропой и Полопс с невестой Гипподамией. Дальше к углам стоят по четверке коней с колесницами, около которых находятся конюхи, прислужники, старец прорицатель и лежащие юноши — воплощение рек Кладея в Алфея. Сцена изображает момент перед началом состязания Пелопса и Эномая. Пять стоящих в центре величавых фигур придают всей сцене торжественность, серьезность, что еще ярче оттеняется фигурой сидящего рядом с Гипподамией на земле мальчика-прислужника, с детской непосредственностью очищающего пальцы своей ноги от песка.
Другим настроением проникнут западный фронтон: здесь показана битва лапифов в кентавров на свадьбе Перифоя. Необузданная дикая сила кентавров, энергичность и стремительность бойцов, храбрость защищающихся женщин, ожесточение и боль на лицах, разорванные одежды придают всей сцене жизненную убедительность. В центре — юный, атлетического сложения Аполлон повелевающим жестом указывает,чьейбудет победа. По обеим сторонам Аполлона — герои Тезей и Перифой с силой замахнулись на кентавров секирой: далее — фигуры кентавров, от которых отбиваются лапифянки, одна изних— невеста Перифоя. Далее к углам расположены группы кентавров и юношей. У одного юноши, которого кентавр кусает за руку, лицо искажено гримасой боли. Еще ближе к углам находятся замечательные по композиционному решению и мастерству исполнения группы из кентавра, похищаемой им женщины и юноши, нападающего на кентавра. Расположением фигур показаны самые острые моменты схватки.
Мастер сумел использовать узкое пространство углов фронтона и поместилвних по две возлежащие фигуры: старух-матерей кентавров, с тревогой следящих за битвой, и молодых девушек-нимф. Образам безобразных кентавров противопоставлена красота греков победителей .
Тема кентавромахии звучала после греко-персидских войн особенно злободневно, она символизировала победы греков над варварскими силами. Скульптуры олимпийского храма отличаются замечательными и своеобразными пластическими достоинствами: обобщенной сильной лепкой, выделением основных масс, характеризующих движение фигуры, лаконичностью и некоторой графичностью складок одежды (наиболее пластично выполнен плащ Зевса). На многих фигурах волосы трактованы общей массой, отдельные пряди были даны раскраской. Особенно следует отметить необыкновенную строгую плавность контура каждой фигуры, очерченной скупой, но ясной выразительной линией.
Олимпийские скульптуры представляют первый пример в монументальной пластике, где ярко охарактеризованы различные возрасты: старухи – матери кентавров, юная Гипподамия, старик прорицатель с лысеющим лбом, одутловатым лицом и грузной фигурой и мальчик-прислужник. Выразительно переданы и различные эмоции: грусть, задумчивость, боль, ярость. Метопы и фронтоны исполнены руками разных мастеров, одних, работающих еще в старой традиции (что видно, например, в передаче волос мелкими декоративными локонами и в суховатой трактовке обнаженного тела) и других, достигших большей мягкости в пластике тела и одежды (например, фигура Зевса). Но композиция фронтонов и метоп говорит о едином замысле.
По сравнению с эгинскими фронтонами, олимпийские представляют дальнейший этап в развитии фронтонной композиции. На олимпийских фронтонах, так же как и на эгинских, центр обозначен одной фигурой большего масштаба, чем остальные; так же углы заняты лежащими фигурами, но в олимпийских нет той зеркальной симметрии, которая определяла построение эгинских. Если на восточном олимпийском фронтоне четыре фигуры по сторонам Зевса симметричны по расположению, то остальные фигуры — пять прислужников, прорицатель в угловые наблюдателя — различны не только и позах, но и в том, что среда них есть фигуры обнаженные, одетые в длинные хитоны, задрапированные в плащи. Еще больше нового в композиции западного фронтона, где мы видим не отдельные, расположенные друг за другом фигуры, а разнообразные группы из двух либо трех фигур. Но хотя количество фигур и групп с каждого крыла фронтона одинаково, однако положение борющихся кентавров, лапифов и лапифянок совсем различно. Художник добился симметрии и в массе, и не нарушил общего равновесия фронтона как части архитектурного целого. Жизненность, правдивость действия им была достигнута с большим мастерством, хотя еще иимеетместо некоторая застылость в движении и жесткость фигур.
В Олимпии была открыта статуя богини победы Нике работы Пэония, относящаяся приблизительно к середине 5 столетия до н. э. Мраморная статуя стояла на девятиметровом трехгранном пьедестале и изображала богиню в тот момент, когда она, легко паря в воздухе, спускается на землю. Фигура поставлена в легком наклоне вперед и уравновешивалась большим раздувающимся плащом, еще более усиливающим впечатление полета. На фоне некогда ярко раскрашенного плаща четко выделялась изящная фигура богини в плотно облегающем хитоне, обрисовывающем стройные формы тела. В этом произведении поражает фантазия художника, удивительно воссоздавшего как бы летящую фигуру.
Около середины 5 в. до н. э. творил выдающийся греческий скульптор Мирон родом из Элефевр в Беотии, на границе с Аттикой, но вся деятельность его протекала в Афинах. Мирон, творчество которого известно нам только по римским копиям, работал в бронзе и был мастером круглой пластики. Скульптор великолепно владеет пластической анатомией и передает свободу движения, преодолевая некоторую скованность, которая еще существовала в скульптурах Олимпии. В «Дискоболе» Мирон выбрал смелый художественный мотив — кратчайшую остановку между двумя сильными движениями, тот момент, когда сделан последний взмах руки перед броском диска. Вся тяжесть тела падает на правую ногу, даже пальцы которой напряжены, левая нога свободна и едва касается земли. Левая рука касаясь колена, как бы удерживает фигуру в равновесии. Прекрасно тренированный атлет красиво и свободно выполняет выученное движение. При таком сильном напряжении всего тела лицо юноши удивляет зрителя своим совершенным спокойствием. Передача мимики лица, соответствующей напряжению тела, могла бы исказить красоту атлета, образ которого воплощает свободного, прекрасного и доблестного греческого гражданина.
Композиционное построение «Дискобола» решено несколько плоскостью,как бы в виде рельефа, но вместе с тем каждая сторона статуи ясно раскрывает замысел автора: со всех точек зрения понятно движение атлета, хотя художник выделяет одну главную точку зрения.
Знаменитая группа Мирона, стоявшая некогда на Афинском акрополе, изображала Афинуи силена Марсия, сохранилась в мраморных копиях. Дикий, необузданный лесной демон со звероподобным лицом, резкими грубыми движениями противопоставлен очень юной, но спокойной Афине. Фигура Марсия выражает страх перед богиней и сильное, жадное желание схватить флейту. Афина одним жестом руки останавливает силена. Мирон в этой группе предстает перед нами как мастер ярких и острых характеристик.
В художественнойжизни времен Перикла центральное место занимал аттический скульптор Фидий. Огромное значение этого величайшего греческого художника подчеркиваютмногие античные авторы; его именем теперь называют целый период истории искусства — период расцвета классического стиля 5 в. до и. э.
Фидий родился около 500—490 гг. и умер около 431 г. до н. э. Его учителями считаются скульптор Гегий и живописец Полигнот. Фидий воплотил в своих произведениях высокие идеи гражданственности, создал образы, полные поэзии и красоты, образы, прославляющие свободного грека, его человеческое достоинство и высокую духовную культуру. Самыми знаменитыми в древности считались его колоссальные статуи: Афина Парфенос и Зевс в Олимпийском храме, выполненные в хрисоэлефантинной технике, и Афина Промахос из бронзы стоящая на площади Афинского акрополя. Для строящегося Парфенона Фидий в 438 г. до н. э. выполднил двенадцатиметровую статую богини. Основу статуи составляла деревянная очень тщательно вырезанная фигура, на лицо и обнаженные части тела которой были наложены тонкие пластинки слоновой кости; одежда и вооружение были выполнены из золота, весом около 2000 килограммов. Все золотые части были съемные, и каждые четыре года проверялся их вес, так как одежда богини представляла собой золотой фонд государства. Бледное воспоминание о Парфенос сохранилось в небольшой мраморной копии 2 в. н. э., найденной близ Афин в Варвакионе.
Афина Парфенос, одетая в длинный пеплос, с эгидой на груди, в шлеме, увенчанном тройным гребнем со сфинксом и грифонами, с фигурой богини Нике, щитом и копьем в руках, производила впечатление величия, непоколебимости и мощи. Строгость складок одежды не скрадывала формы стройного сильного тела; классически правильное прекрасное лицо богини, обрамленное локонами, оживлено было легкой нежной улыбкой. Нащечники шлема, щит, находившийся у ног богини, пьедестал были украшены рельефами на мифологические темы. На щите Афины были прочеканены с наружной стороны сцены амазономахии; а с внутренней — гигантомахии. Статуя Зевса в храме этого божества в Олимпии высотой 14 метров, превосходившая в древности славу Парфенос, изображала верховное греческое божество сидящим на троне с Нике в руке. Огромный пьедестал был также богато украшен рельефами и живописью.
Афина Промахос (высота около 9 м) в шлеме и с копьем, позолоченный кончик которого был виден с моря, воплощала в себе военную мощь Афин. Меньшего масштаба бронзовая статуя Афины, так называемая «Лемниянка», сохранилась в нескольких римских копиях. Здесь Фидий изобразил мирную Афину, держащую свой шлем в руке, но еще не оставившую копья. Расположение складок одежды близко напоминает Афину Парфенос, но колоссальная Афина была полна торжественного спокойствия, ее строго фронтальная композиция согласована с архитектурой интерьера храма. Лемниянка, стоящая на открытом месте, женственна, подвижна; поворот ее головы, свободное движение рук создают впечатление гибкой живой фигуры. Особенно замечательна ее голова с мягким овалом и со свободной трактовкой волнистых волос, перехваченных широкой лентой.
Скульптура Парфенона. Античные литературные источники называют Фидия руководителем работ по созданию скульптурного убранства Парфенона. Вся скульптура Парфенона, в особенности фриз и фронтоны, ясно говорят о едином замысле, и хотя выполняли работы руки многих мастеров, творцом всей композиции был один художник.
Самыми первыми в процессе строительства Парфенона должны были быть готовы девяносто две метопы исполненные в период между 448-442 гг. до н. э. На каждой стороне храма метопы были посвящены особой теме: на востоке – гигантомахии, на западе амазономахии, на севере битве греков и троянцев, на юге кентавромахии. В сохранившихся метопах ясно видны не только разные руки, их исполнявшие, но и разный стиль: одни рельефы еще полны угловатости и жесткости, присущих искусству первых десятилетий века, в других свободно передано движение, а пластичность форм и мягкость складок одежды говорят о новом стиле времени Фидия. Композиционное решение метоп отличается единообразием: почти во всех метопах по две фигуры, которые гармонично вписываются в прямоугольное поле, составляя единое целое со всем антаблементом. Резкие вертикали триглифов чередовались с метопами, где фигур<