Принцип сознательности и активности.
Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся.
Учителю рисования надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе. Сознательная, активная и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению учебного материала и к более прочному закреплению.
Суть принципа состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо: приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения; выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально - эстетические идеи, которые имеются в его содержании. Решить эту задачу нельзя, если педагог не сумеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность учащихся в процессе обучения. Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная или речемыслительная активность учащихся. Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды и т.п. Сознательность и активность являются предпосылкой для углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим исканиям. Учитель вызывает активность детей наводящими вопросами.
12. Принцип доступности и прочности в обучении изобразительному искусству
Принцип доступности обучения основан на необходимости учета возрастных особенностей развития детей и означает возможность усвоения школьниками содержания и объема изучаемого материала. Педагог должен учитывать количественные и качественные различия между этапами возрастного развития. Преодоление школьниками посильных трудностей служит условием развития внутренних побудительных мотивов познавательной деятельности(мотивация к обучению), которые в свою очередь обеспечивают поступательное движение учебного процесса. Непосильность или, наоборот, излишняя легкость решения учебных задач снижает познавательную активность учащихся, тормозит развитие их интеллекта, ослабляет интерес к учебе.
Правильно определенная посильность обучения способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, содействует ускорению их общего развития. В этом выражается тесная связь и взаимообусловленность между обучением и развитием, т. е. обучение опирается на уровень развития ребенка и одновременно способствует повышению этого уровня. Таким образом, осуществляется развивающее обучение.
Для того чтобы обучение было развивающим, оно должно ориентироваться на те познавательные возможности, которые, согласно теории известного советского психолога Л. С. Выготского, лежат в «зоне ближайшего развития». В настоящее время в школах действуют программы, которые составлены с учетом возрастных возможностей усвоения современными школьниками учебного материала и обеспечивают наиболее успешное умственное и психическое развитие детей.
Принцип доступности обучения обязывает учителя учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Индивидуальный подход к учащимся означает повышение уровня трудности в индивидуальных заданиях по рисованию с натуры, на темы и в декоративных работах для более сильных и подготовленных школьников и помощь слабым, подтягивание их до общего, требуемого программой уровня. Это осуществляется различными способами активизации познавательной деятельности учащихся, разработкой посильных заданий, наглядным показом на доске или на полях ученических рисунков приемов работы карандашом и кистью, особенностей конструктивного строения изображаемого предмета и т. д. Учитель должен все время помнить, что только при дифференцированном подходе к учащимся можно достигнуть успеха в обучении.
Принцип доступности обучения основан на законах познания: познание всегда идет от известного к неизвестному, от простого к сложному; соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося. Правила обучения: а) учебный процесс следует вести в оптимальном темпе; б) обучение требует известной напряженности (работать в полную силу); в) необходимо использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: они дают толчок мысли, делают сложные мысли доступными для понимания; г) избегать монотонности речи, иллюстрировать яркие факты.
Доступность обучения также предполагает соблюдение дидактических правил: 1) от легкого к трудному; 2) от известного к неизвестному; 3) от простого к сложному.
При предъявлении недоступного для усвоения материала резко снижается мотивационный настрой на учение, ослабевает волевое усилие, падает работоспособность, быстро наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию учебных навыков и, главное, не содействует развитию учащихся.
Итак, в соответствии с принципом доступности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
Принцип прочности усвоения знаний. Важным условием реализации этого принципа является точное представление целей урока. В начале урока учитель должен сформировать у детей четкое представление о том, к какому результату они должны прийти к концу урока, какие знания и умения должны получить за это время.
Прочность усвоения знаний тесно связана с количеством информации. Она успешно достигается за счет повторения, закрепления систематических тренировочных упражнений, проведение лабораторных работ и выполнение правил техники безопасности.
Большое влияние на прочность усвоения знаний и умений оказывает интерес к учебе, который повышается при правильном подборе изделий, рисунков, заданий творческого характера, постановке творческих целей, проведения самостоятельных работ.
Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти.
Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий:
1. первичное восприятие и осмысление изучаемого материала,
2. последующее более глубокое осмысление материала,
3. совершение определенной работы по запоминанию материала,
4. применению усвоенных знаний на практике,
5. повторение и систематизация материала.
Для прочного усвоения знаний большое значение имеет систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся.