Проблема чувства собственного достоинства
Катерина Кабанова, героиня пьесы А.Н.Островского «Гроза», наделена этим чувством. Оно было заложено в ней с самого детства. Но в семье мужа ей пришлось столкнуться с тем, что унизило в ней это чувство. Молодая женщина изменяет своему мужу, но не скрывает этого, а в открытую признаётся во всём. Именно чувство собственного достоинства подсказывает ей единственный выход – смерть. Она не желает притворяться, хитрить, а до конца остаётся нравственной личностью.
В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» данная проблема представлена в образе главного героя Андрея Соколова. Во время войны он попадает в фашистский плен, где проходит все круги ада. Но ни на минуту не утрачивает чувство собственного достоинства. Когда фашисты предлагают ему выпить за победу Германии, он отказывается это сделать, хотя понимает, что за это его может ожидать смерть. Но немцы сумели оценить смелость Андрея и даже наградили его буханкой хлеба и куском сала.
Проблема выражения чувств в стихах
В романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв тоже пытается выразить свои чувства в стихах. Маша Миронова настолько затронула его сердце, что главного героя посетила Муза, и он взялся за перо. Однако Алексей Швабрин, ранее предлагавший руку и сердце Маше, но отвергнутый ею, высмеял творчество Гринёва за несовершенство. Это в конечном итоге привело к дуэли, во время которой Гринёв был ранен. Но и в этом была своя положительная сторона: Маша ухаживала за раненым, и по его выздоровлению молодые люди признались друг другу в своих чувствах.
В.В.Маяковский отличался от многих поэтов и манерой своего стиха, и языком. Но тема любви была вечной и для него. Лилии Бриг он посвящает стихотворение «Лиличка», которое предваряет словами «вместо письма». Сразу становится понятно, что это стихотворное послание. Вся сила чувств лирического героя нашла здесь отражение но самыми важными являются последние строки, так напоминающие пушкинские:
Дай хоть
Последней нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.
Проблема общения
Над проблемой общения задумывались писатели во все времена. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» показано, к чему приводит неумение общаться. Евгений Базаров на первый взгляд кажется нам образованным молодым человеком. Но его нигилизм приводит к тому, что он не может наладить отношения ни с кем, даже с собственными родителями. Базаров одинок, его друг Аркадий таковым не оказывается, а переходит на сторону своих родственников. Родители души в нём не чают, но даже побаиваются его, что тоже отрицательно сказывается на общении. Любовь, посетившая Базарова, тоже проходит мимо, превратив жизнь героя в настоящую трагедию.
А вот странник Лука из пьесы М.Горького «На дне» наделён способностью общаться. Придя в ночлежку Костылёвых, он сразу находит для каждого нужные слова. Лука способен пожалеть и утешить каждого. Сатин считает, что его жалость унижает людей, но на самом деле многим из ночлежников были необходимы утешительные слова Луки.
Проблема детства
У Л.Н.Толстого есть автобиографическая трилогия, первой частью которой является повесть «Детство». Главный герой Николенька Иртеньев проходит становление своей личности. Мы видим, как мальчик пытается быть хорошим, как составляет правила жизни, которым хотел бы следовать. Самыми близкими для него людьми являются родители и учитель Карл Иванович. С их помощью он постигает сложные жизненные законы, сохраняя при этом чистоту помыслов, благородное сердце и милосердное отношение к людям. Сам Толстой всегда говорил о том, что эта повесть не имеет к нему отношения, потому что никому нет дела до истории его детства. И всё-таки нам становится очевидно, что писатель искренне верит: детство – самая счастливая пора жизни.
В романе И.А.Гончарова «Обломов» показано влияние детства на дальнейшую судьбу персонажа. Из главы девятой «Сон Обломова» мы узнаём, как воспитывался и рос главный герой. Детство его было счастливым и беззаботным. Мальчика окружали «тысячи Захаров», готовых прийти в любую минуту ему на помощь. Все только и заботились о том, чтобы дитя было накормлено, так еда в Обломовке занимала одно из центральных мест. К сожалению, результат оказался неутешительным, так как всё то, что было заложено в Илье Ильиче с детства, приобрело негативный характер. Он превратился в лежебоку, не встающего с дивана и мечтающего только о том, чтобы его никто не беспокоил. Именно из-за этого и умирает в расцвете лет.
Проблема экологии
Ещё в 19 веке И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» затронул данную проблему. Главный герой, Евгений Базаров, заявляет: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Подобное отношение и привело к тому, что человек привык всё брать у природы, ничего не отдавая взамен. Это сказалось на том, что на нашей планете возникла угроза экологической катастрофы.
Однако природа способна отомстить человеку за нанесённые обиды. Это доказывает Чингиз Айтматов в своём романе «Плаха». Люди, ради развлечения и чтобы выполнить план мясозаготовок, безжалостно уничтожают стадо сайгаков и семью волков. В живых остаётся только старая волчица Акбара. Она решает отомстить человека: крадёт его ребёнка. Человек, желая спасти его, стреляет в волчицу, но попадает в волчицу и убивает его. Этим примером писатель доказывает, что природа не терпит небрежного отношения к себе.
Проблема патриотизма
Ещё в древнерусской литературе находит отражение данная проблема. В величайшем памятнике «Слово о полку Игореве» неизвестный автор призывает не только к защите родной земли, но и к объединению русских князей в период раздробленности. В образах князей, простых солдат и женщин мы видим, что им не безразлична судьба родной страны. Одни защищают её с оружием в руках, другие просят победы у сил природы. Главная идея всего произведения заключается в том, что Русь должна быть единой, иначе раздробленность может привести к гибели Родины.
В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» данная проблема воплощена в образе Пьера Безухова. Во время Отечественной войны 1812 года он не мог оставаться в стороне от защиты Родины. На собственные деньги он собирает полк, сам участвует в Бородинском сражении, попав в плен, остаётся верным своему долгу и своей стране. После того, как Пьер возвращается из плена, он хочет снова отправиться в Москву, чтобы убить Наполеона и прекратить бессмысленное кровопролитие.
Проблема судьбы
Можно считать, что в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» выразительницей данной проблемы служит Татьяна Ларина. Когда поэт даёт нам её описание, то сразу обращает внимание на то, что она была не похожа на других, даже на родную сестру. Татьяна верит во многое из того, что рассказывает ей няня, в том числе карточным гаданьям, предсказаньям и вещим снам. Когда девушке снится сон о медведе, она начинает верить в судьбу, в то, что Онегин станет причиной какого-либо несчастья. Это оказывается правдой, так как происходит дуэль Онегина с Ленским, во время которой юный поэт погибает.
Совсем не верит в судьбу Печорин, герой романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». На протяжении всего повествования он ведёт спор с судьбой, но не допускает её власти над собой. В повести Тамань он задумывается, почему судьба поставила его в такие отношения с людьми, что он невольно становится причиной их несчастья. В главе «Фаталист» многие факты говорят о том, что судьба властвует над людьми, но Печорин по-прежнему не верит в это.
Проблема любви к Родине
Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.
Лев Толстой в своем романе «Война и мир» раскрывает «военную тайну» - причину, которая помогла России в Отечественной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить.