ПЕРИОДЫ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ и их основная характеристика
Элементы технического прогресса | Конец 18 – начало 19 вв. (первая промышленная революция) | Последняя треть 19 – начало 20 вв. (вторая промышленная революция) | Середина 20 в. (третья промышленная революция – научно-техническая революция) |
Орудия и средства труда | Возникновение машинного производства | Охват машинным производством основных рабочих процессов; массовое производство машин | Формирование систем машин, комплексная механизация, автоматизация производства |
Двигательная сила и энергия | Паровая машина | Производство электроэнергии, электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания | Электрификация производства, атомный реактор, реактивный двигатель |
Предметы труда | Массовое производство железа, чугуна | Массовое производство стали | Качественная металлургия, массовое производство алюминия и пластмасс |
Транспорт | Железнодорожный транспорт на паровозной тяге, пароход | Дизельные суда, автомобильный и авиационный транспорт | Развитие единых транспортных систем, контейнеризация, реактивный транспорт и ракетная техника |
Средства связи | Почтовая связь | Электросвязь (телеграф, телефон) | Радиосвязь и электроника |
Сельское хозяйство | Возникновение научных систем земледелия, селекция растений и животных | Механизация сельского хозяйства, минеральные удобрения | Комплексная механизация и химизация, микробиология, начало регулирования биологических процессов |
Строительство и строительные материалы | Господство ручного труда, кирпич и дерево | Первые строительные механизмы; цемент и железобетон | Индустриальные методы строительства, использование новых строительных материалов и легких конструкций |
Формы организации науки | Индивидуальная научная деятельность | Возникновение специализированного научного труда | Превращение науки в индустрию знаний, в отрасль народного хозяйства |
Образование | Распространение грамотности и возникновение профессионального обучения | Массовое общее и специальное образование | Значительное (в несколько раз) повышение среднего уровня образования, быстрое развитие высшего образования |
Промышленная революция как механизация производства. В ходе промышленной революции возникает новый элемент производительных сил общества – машина, которая состоит из трех основных частей: машины-двигателя, передаточного механизма и рабочей машины. Важнейшими из них являются рабочая машина, которая обрабатывает материал труда, заменяя «умелые руки» работника, и двигатель, дающий рабочей машине энергию, намного превосходящую силу человека. Именно в зависимости от того, как происходило формирование этих механических устройств, выделяют три этапа промышленной революции:
1-й этап – появление рабочих машин (первоначально в текстильном производстве, а затем и в других отраслях);
2-й этап – изобретение паровой машины как двигателя для рабочих машин;
3-й этап – создание рабочих машин для производства других рабочих машин.
Изобретение рабочих машин. В эпоху нового времени первым промышленным товаром массового потребления стала одежда. Поэтому промышленный переворот начался в ткацком производстве. Первым центром промышленной революции стала Англия – страна, которая еще в 16–17 вв. была главным центром овцеводства в Европе, чья шерсть шла на изготовление тканей, используемых не только в самой Англии, но и экспортируемых за рубеж.
Началом промышленной революции считают изобретение в 1764–1765 английским ткачом Джеймсом Харгривсом механической прялки, которую он назвал в честь своей дочери «Дженни». Эта прялка резко (примерно в 20 раз) увеличивала производительность труда прядильщика. Несмотря на сопротивление боящихся конкуренции цеховых ткачей, уже через несколько лет «Дженни» стала использоваться прядильщиками Англии практически повсеместно.
Коэффициент полезной деятельности прялки «Дженни» был ограничен тем, что она использовала мускульную силу ткача. Следующий важный шаг сделал в 1769 цирюльник Ричард Аркрайт, запатентовав прядильную машину непрерывного действия, рассчитанную на водяной привод. Наконец, в 1775 ткач Самуэл Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую высококачественную ткань. Если «Дженни» давала тонкую, но некрепкую нить, а ватермашина Аркрайта – крепкую, но грубую, то мюль-машина Кромптона давала пряжу и крепкую, и одновременно тонкую. После этих изобретений текстильная промышленность Англии поставила себя вне конкуренции, снабжая тканями все развитые страны мира.
Машинное производство первоначально возникло на ремесленном базисе – машины производились вручную и приводились в движение силой работника. Однако затем в ходе промышленной революции возникли двигатели для машин и началось производство машин машинами.
Изобретение двигателя для машин. Первые двигатели, используемые для питания рабочих машин, использовали силу известного еще в древности водяного колеса. Однако такие двигатели можно было использовать только около рек. Бурное развитие машинного производства потребовало изобретения универсальных двигателей, которые можно было бы использовать в любой месте.
Если рабочие машины пришли из ткацкой индустрии, то машинные двигатели – из горной промышленности.
При эксплуатации горных шахт всегда одной из основных проблем была откачка воды. Еще в 1711 Томас Ньюкомен изобрел паровой насос с цилиндром и поршнем. Поскольку машины Ньюкомена имели неравномерный ход, то они часто ломались.
В 1763 к работе по усовершенствованию машины Ньюкомена приступил Джеймс Уатт, лаборант университета в Глазго. Разобравшись в недостатках традиционной модели, Уатт разработал проект принципиально новой машины. В 1769, одновременно с изобретением прядильной машины Аркрайта, Уатт взял патент на свой паровой двигатель, но его доработка до массового практического внедрения потребовала еще многих усилий. Лишь в 1775 на заводе в Бирмингеме было налажено производство паровых машин, и только еще через десять лет это производство стало давать ощутимую прибыль. Наконец, в 1784 Уатт запатентовал паровую машину двойного действия, которая стала символом «века пара».
Изобретение нового двигателя не только ускорило развитие старых отраслей промышленности (например, текстильной), но и вызвало появление принципиально новых. В частности, произошел переворот в организации транспорта. Создание и распространение механических транспортных средств историки-экономисты называют транспортной революцией.
Уже в 1802 американец Роберт Фултон построил в Париже опытный образец лодки с паровым двигателем. Вернувшись в Америку, Фултон построил первый в мире пароход «Клермонт». Характерно, что машина для этого парохода была изготовлена на заводе Уатта. В 1807 «Клермонт» совершил первый рейс по Гудзону. Сначала не нашлось ни одного смельчака, который захотел бы стать пассажиром нового судна. Однако уже через четыре года Фултон основал первую в мире пароходную компанию, а еще через десять лет в Америке и Англии число пароходов уже измерялось сотнями. С 1830-х начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия.
Одновременно с изобретением пароходов делались попытки создания паровой повозки. В 1815 Джордж Стефенсон, английский механик-самоучка, построил свой первый паровоз. В 1830 он завершил строительство первой большой железной дороги между Манчестером (индустриальным центром) и Ливерпулем (морским портом, откуда английские товары развозились по всему миру). Выгоды от этой дороги были настолько велики, что Стефенсону сразу же предложили руководить строительством дороги через всю Англию от Манчестера до Лондона. На протяжении 19 в. протяженность железных дорог в развитых странах росла взрывообразно, пик роста пришелся на 1860–1880-е (Табл. 2).
Таблица 2