Решение творческой задачи с детьми 6 года жизни

Воспитатель Дети
Шаг №1 - Двое рыбаков вышли на небольшой яхте в море, чтобы наловить рыбу. Какие проблемы могут у них возникнуть из-за этого? - Но случилось так, что они увидели огромную стаю рыб. Какая? - Могут не найти рыбы. - Попасть в шторм. - Сеть порваться и т.д. - Как сделать так, чтобы всю эту рыбу поймать?
Шаг №2 - Рыбы поймать надо много, но яхта маленькая. Как быть? Что делать? - Поймать только немного рыбы.
Шаг №3 - Рыбаки должны поймать много рыбы. Зачем? Как вы думаете? - И не должны поймать много, почему? - Чтобы ее продать и что-нибудь купить или консервы сделать. - Они не должны ловить много, потому что на маленькой яхте вся рыба не поместится.
Шаг №4 - А как сделать так, чтобы сама рыба вся наловилась и на яхту ее помещать не надо? - Пусть рыба сама к берегу приплывет.
Шаг №5 - А какие ресурсы есть у рыбы, для того, чтобы она сама поплыла к берегу. - Надо ее кормом за яхтой поманить, или лучше сеть забросить и тащить за яхтой вместе с рыбой.
Шаг №6 - Замечательно, рыба в сети по воде за яхтой приплывет к берегу. Но вот беда, сеть рыбаки забыли на берегу. - Тогда надо сеть из паруса сделать, дырочки порезать, а яхта на моторе поплывет.
Шаг №7 - Какую задачу мы решали с вами, ребята? - Как мы ее решали? - И что за проблемы были после ее решения? - А зачем нам учиться решать задачи? Ответы детей...

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАБОТЕ С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ

Название игры, цель Содержание, методические рекомендации
"Маятник" Учить выделять противоречивые свойства объекта. Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта. Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно. Проводится со среднего возраста
"Пинг - понг" Упражнять в подборе слов - антонимов. Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может "ошибиться", ребенок должен его поправить. Проводится во всех возрастных группах.
"Перевертыш" Учить детей объяснять любое событие с точки зрения "хорошо - плохо". Ведущий называет какое - либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ этого ребенка рассматривается с противоположной точки зрения вторым ребенком. Ответ второго ребенка объясняется третьим ребенком с противоположной точки зрения. ПР: мама купила новые ботинки. Ответ первого ребенка: "Это хорошо, потому что у меня не намокнут ноги". - У тебя не намокнут ноги, это плохо. Почему? Ответ второго ребенка: "Потому что придется идти к зубному врачу". - К зубному врачу идти хорошо почему? Ответ третьего ребенка: "Потому что мне вылечат зуб, и он не будет болеть".
"Кто (что) это может быть?" Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств. Воспитатель задает два значения одного признака (что может быть сухим и мокрым). Дети перечисляют объекты, обладающие парой противоположных свойств (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые). Проводится со среднего возраста.
"Помирим гномов" Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака, используя приемы разрешения противоречий. Воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет обладает противоположными свойствами (бывает и большим, и маленьким одновременно). Проводится со среднего возраста на объектах рукотворного мира. В старшем возрасте рассматривается противоречивость свойств любых объектов.
"Один - хорошо, много - плохо" Учить детей объяснять, когда количество объекта может изменить его качество. Воспитатель спрашивает у детей, кто живет у них дома. Дети называют (кто - то кошку, кто - то собаку). Идет обсуждение, что хорошего и плохого в этих объектах. Педагог просит представить, что завтра у этого ребенка появится сто кошек дома. В этом, оказывается, больше плохого. Устанавливается зависимость количества - качества объекта от площади, на которой этот объект находится. Проводится со среднего возраста. Усложнение: воспитатель предлагает игру "Один - плохо, а много - хорошо (одна кошка на весь мир - это плохо)".
"Что имеем - не храним, потерявши - плачем" Упражнять детей в понимании взаимосвязи между категориями "много - мало", "цена - стоимость". Детям предлагается обсудить пословицу "Что имеем - не храним, потерявши - плачем". Рассматриваются жизненные ситуации, при которых люди халатно относятся к объектам и к чему это может привести. Проводится в старшем дошкольном возрасте как часть занятия на нравственно - этические темы.
"Что лишнее?" Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции. Воспитатель предлагает детям серию картинок с изображением предметов. Несколько предметов выполняют сходную функцию, а один является лишним. Дети объясняют, почему.
"Что произойдет?" Учить детей формулировать причины и выводить следствие Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос (например: "Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?") Дети другой команды должны дать оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Вводится правило: задавать вопросы на определенную тему (например, из мира природы или мира сказки и т.д.). Проводится со старшего возраста.
"Робинзон Крузо" Учить детей выявлять ресурсы объекта. Придумывать способы использования ресурсов в проблемных ситуациях. Детям предлагается найти выход из предложенной воспитателем ситуации: на необитаемом острове. Используя ресурсы какого - либо ненужного объекта (сломанные карандаши или запчасти от велосипеда), необходимо придумать, как построить жилище на острове, добыть пищу, воду и т.д. Проводится со среднего возраста.
"Аукцион"Учить выделять дополнительные ресурсы объекта. На "аукцион" выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы их использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения какого - либо объекта. Проводится со среднего возраста.
"Кто (что) делает наоборот?" Учить подбирать объекты, противоположные по назначению. Ведущий называет объект. Игроки определяют, для чего он нужен (функцию). Ведущий предлагает назвать функцию наоборот и подобрать объекты, которые ее могут выполнять (пылесос: собирает, всасывает; наоборот - распыляет, раскидывает - фонтан или распылитель). Проводится со среднего возраста.
"Скажи, почему объект должен быть таким и другим?" Обучать детей формулированию противоречий. Ведущий выбирает объект, к которому предъявляется претензия (мост низкий - высокий). Детям предлагается сформулировать противоречие, вызванное данным качеством (мост должен быть низким, чтобы удобно было ходить пешеходам, и мост должен быть высоким, потому что под ним проходят корабли). Далее высказываются предложения по конструированию объекта, в котором сочетаются противоположности. Проводится со старшего возраста.
"Найди выход" Учить детей выбирать способ решения противоречий. Ведущий предлагает разрешить проблемную ситуацию, взятую из художественной литературы. Дети обсуждают способы разрешения противоречий на основе предложенных воспитателем вариантов и выбирают наиболее подходящий, мотивируя свой выбор. Проводится со среднего возраста.
"Учимся у сказки" Учить формулировать противоречия, разрешать их, сопоставлять с предложенными приемами. Ведущий читает отрывок из литературного текста, содержащий проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приемы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе. Проводится со среднего возраста.




Наши рекомендации