Приборы для транспарантного освещения
Приборы для транспарантного освещения по существу сводятся к наиболее удобному расположению источника света и теневого диапозитива. «Китайские тени», как иногда называют транспарантную проекцию,—прием, известный еще в глубокой древности и культивировавшийся в целом ряде (зрелищных жанров (турецкий «Карагез», явайский «Вайянч-пурво» и т. д.). Так же разнообра1эны и источники света, применяемые при транспарантом освещении, начиная хотя бы от масляной плошки в театре Карагеза и кончая многоамперной дугой в современном театре.
Получить тень на экране, стенке 'павильона, горизонте и т. д. можно от любого источника света, и в данном случае вопрос сводится только к тому, какой источник света берется для наибольшего эффекта и как он оформляется в приборе. Для того, чтобы тени дали наиболее резкие и точные очертания, лучше всего служит источник света с наименьшим телом накаливания. К ним в первую очередь принадлежит дуговая лампа. Лампа накаливания даже с собранной нитью, как мы встречаем это у проекционных ламп, при некотором отдалении от -экрана всего прибора, включая сюда и -теневой диапозитив, уже дает яри отбрасывании теневото рисунка полутени и тем .самым создает расплывчатые края. Поэтому в большинстве приборов для транспарантного освещения применяется дуговая лампа.
Четкий рисунок мы можем получить и от открытой дуговой лампы, не помещая ее в специальный кожух, но тогда дуга .начнет отбрасывать с художественной точке зрения излишние тени от всех предметов, встречающихся на пути ее лучей.
Металлический кожух, в котором устанавливается дуговая лампа с тем, чтобы .получить отбрасывание теней только от определенных предметов, представляет собой очень несложный прибор, который в последнее время оформляется в трех основных вариантах: транспарантного фонаря, ландшафтного .аппарата и тучевых ламп.
Транспарантный фонарь, который имеет в театральной практике целый ряд названий (в Германии «Латерна Лине-
Рефлекторы и facnpeje.iemie. света (по Me, Candleis): а)сферическое, в} эллиптическое, с) параболическое, d) гиперболическое
„Облака". Московский Камерный театр. „Оптимистическая mpatejiiA"
баха», в Америке «Декорационный прожектор», у нас «Фонарь Воробьева» и т. д.), представляет собою металлический корпус в виде усеченной прямоугольной пирамиды, положенной на одну из своих сторон. Ближе к меньшему основанию укрепляется источник света., а в большем основании делается квадратный или прямоугольный вырез для прохождения лучей. Вырез этот делается чаще всего величиной во все основание и имеет сверху и внизу пазы для кассеты с транспарантным диапозитивом. Весь кожух внутри покрывается черной матовой краской .во избежание лишних отражений, которые дали бы со своей стороны лолутеневые рисунки. При применении лампы накаливания как, отражатель помещают за лампой оферичесрсое зеркало.
Преимуществом траншарантного фонаря является его широкоугольная проекция, а основным недостатком остается по большей части значительная расплывчатость рисунка на экране.
При постройке для шнтрольных опытов в Театральной лаборатории мы внесли в него следующие изменения. Во-первых, рядом с дуговой лампой мы укрепили голиаф—дат-рон для использования также и проекционной лампы накаливания, когда не требуется резких теней. Во-вторых, для исправления проекции при освещении экрана или горизонта под некоторым углом (из-за кулис или с переходного мостика) мы поместили кассету для диапозитива так, чтобы он оставался в параллельной плоскости к экрану. В-третьих, для дополнительных исправлений дали возможность как дуговой лампе, так и лампе накаливания передвигаться от центра вправо и влево. Лабораторный прибор помещен на массивном штативе, на котором укреплен также и реостат для дуги.
Ландшафтный аппарат по сравнению с предыдущим прибором представляет собой более сложную конструкцию, сохраняя тот же принцип отбрасывания теневого рисунка при помощи дуговой лампы. В ландшафтном аппарате дуга помещена в центре цилиндрического прибора, вокруг которого ходят (теперь при помощи электромотора) такие же цилиндрические диапозитивы из стекла или прозрачной пластмассы. При этом возможно движение нескольких диапозитивов одновременно, благодаря чему на горизонте получается сложный рисунок бегущих верхних и нижних облаков, .волнение моря и т. д. Ландшафтный прибор сохраняет тот же недостаток транспарантного фонаря, т. е. расплывчатость контуров.