Динамические проекционные эффекты
Динамические проекционные эффекты осуществляются при помощи нескольких основных видов приспособ лений. Наиболее простейшее ив них — это прямолинейное движение диапозитива слева направо или сверху вниз. В современных условиях театральной практики оно производит-
Рис. 99. Проекционный прибор «Сциоптикон» вместе с эффектным кругом.
Рис. 100. «Сциоптикон» с эффектным кругом, действующим при помощи электромотора.
ся иногда при помощи значительно удлиненного диапозитива и механического перемещения его с одной стороны на другую. Второй прием и, как мы знаем, один из давних, это — эффектный крут, который представляет собой металлическую круглую коробку, в центре которой на вращающейся оси укрепляется стеклянный или 'Слюдяной (можно применять и невоспламеняющуюся пластмассу) врут. На этом кругу наносятся рисунки облаков, летящих птиц, аэропланов и т. д. Вращение круга производится одним из трех способов: вручную, часовым механизмом или при помощи электромотора, В верхней и нижней стенке коробки -около внешнего обреза делается одно сквозное круглое отерстие по размеру конденсора. Поставленный на место диапозитива эффектный круг укрепляется так, чтобы отверстия в коробке и конденсоре совпадали, благодаря чему лучи источника света, прой-
дя через конденсор, полиостью осветят часть рисунка на стеклянном кругу внутри коробки и через объектив отбросят проекцию на горизонте. Придавая1 стеклянному кругу движение, мы тем .самым получим на экране и движущуюся (перемещающуюся) проекцию.
Рис. 101. Дополнительное оборудование к прожектору, которое делает из него «сциоптикон» (проектор). Слева
направо:
объектив, эффектный круг, вторая линза для конденсора.
Эффектные круги должны иметь таисое устройство, при котором они могли бы укрепляться аз проекторе в любом положении с тем, чтобы при проецировании движение получалось в одном случае слева направо, в другом сверху вниз, по диагонали и 'т. д. В практике американского театра1 такие круги играют еще очень значительную роль, и приборы, снабженные ими, носят название «сциоптиконы», в отличие от «ствреоптиконов», то есть проекторов с неподвижной проекцией. В советской же театральной практике, за-исключением нескольких наиболее оборудованных световой аппаратурой театров, «эффективные круги» по существу продолжают 'Служить единственными приборами для динамических проекций. При умелом обращении с ними и художественном качестве рисунков на кругах они могут дать и хорошие результаты.
Московский Камерный театр, который, как мы не раз говорили, уделяя большое внимание технике светового оформления спектакля, тем не менее продолжает еще пользоваться такими кругами и получает от них, несмотря на !весь примитивизм этих приборов, технически вполне благоприятные результаты.
Третьим приемом динамических проекций является вращательное движение, о котором -мы будем говорить в связи-
207-
•сю следующими приборами. Кроме того, некоторые специфические приборы нами отнесены непосредственно к практике проекционных эффектов.
•