Динамические проекционные эффекты

Динамические проекционные эффекты осу­ществляются при помощи нескольких основных видов при­способ лений. Наиболее простейшее ив них — это прямолиней­ное движение диапозитива слева направо или сверху вниз. В современных условиях театральной практики оно производит-


динамические проекционные эффекты - student2.ru

динамические проекционные эффекты - student2.ru



Рис. 99. Проекционный прибор «Сциоптикон» вместе с эффек­тным кругом.

Рис. 100. «Сциоптикон» с эф­фектным кругом, действующим при помощи электромотора.

ся иногда при помощи значительно удлиненного диапозитива и механического перемещения его с одной стороны на другую. Второй прием и, как мы знаем, один из давних, это — эф­фектный крут, который представляет собой металлическую круглую коробку, в центре которой на вращающейся оси укрепляется стеклянный или 'Слюдяной (можно применять и невоспламеняющуюся пластмассу) врут. На этом кругу на­носятся рисунки облаков, летящих птиц, аэропланов и т. д. Вращение круга производится одним из трех способов: вруч­ную, часовым механизмом или при помощи электромотора, В верхней и нижней стенке коробки -около внешнего обреза делается одно сквозное круглое отерстие по размеру кон­денсора. Поставленный на место диапозитива эффектный круг укрепляется так, чтобы отверстия в коробке и конден­соре совпадали, благодаря чему лучи источника света, прой-

дя через конденсор, полиостью осветят часть рисунка на стек­лянном кругу внутри коробки и через объектив отбросят проекцию на горизонте. Придавая1 стеклянному кругу движе­ние, мы тем .самым получим на экране и движущуюся (пе­ремещающуюся) проекцию.

динамические проекционные эффекты - student2.ru

Рис. 101. Дополнительное оборудова­ние к прожектору, которое делает из него «сциоптикон» (проектор). Слева

направо:

объектив, эффектный круг, вторая линза для конденсора.

Эффектные круги должны иметь таисое устройство, при ко­тором они могли бы укрепляться аз проекторе в любом по­ложении с тем, чтобы при проецировании движение полу­чалось в одном случае слева направо, в другом сверху вниз, по диагонали и 'т. д. В практике американского театра1 такие круги играют еще очень значительную роль, и при­боры, снабженные ими, носят название «сциоптиконы», в отличие от «ствреоптиконов», то есть проекторов с неподвиж­ной проекцией. В советской же театральной практике, за-исключением нескольких наиболее оборудованных световой аппаратурой театров, «эффективные круги» по существу про­должают 'Служить единственными приборами для динамиче­ских проекций. При умелом обращении с ними и художе­ственном качестве рисунков на кругах они могут дать и хоро­шие результаты.

Московский Камерный театр, который, как мы не раз го­ворили, уделяя большое внимание технике светового оформле­ния спектакля, тем не менее продолжает еще пользоваться такими кругами и получает от них, несмотря на !весь прими­тивизм этих приборов, технически вполне благоприятные результаты.

Третьим приемом динамических проекций является вра­щательное движение, о котором -мы будем говорить в связи-

207-

•сю следующими приборами. Кроме того, некоторые специфи­ческие приборы нами отнесены непосредственно к практике проекционных эффектов.

Наши рекомендации