Н. Извеков. Свет на сцене. 177
торного типа) особенно полезна для имитации солнечного или лунного луча.
Подсветки обычно снабжаются держателями («вилками» или «дугами»), которые укрепляются в штативах. Вилки соединяются с кожухом подсветки винтами с тонт1)тайка,ми, благодаря чему можно прибору придать любой наклон. Выдвижная часть штатива и стопорный винт, задерживающий ее на определенной высоте, в то же время позволяют поднимать и опускать подсветку по мере необходимости. *» Хочется обратить внимание наших работников на две детали, которые встречаются в американских подсветках. Первая—это крюк, укрепленный на штативе, на 'который вешается бухточка соединительного шнура (шлейфа). Собранная на таком крюке, она придает не только более аккуратный вид шнуру — по сравнению с тем небрежным подвязыванием его к штативу, а в худшем случае даже и «заагихиванием» внутрь кожуха, как это иногда наблюдается у нас,— но благодаря такой аккуратности и удлиняет срок его работы. Вторая деталь—это укрепленный на штативе подсветки небольшой реостат для затемнения, которым пользуются, не отходя от подсветки. В некоторых случаях такой местный затемни-тель безусловно может принести пользу в работе осветителя.
Иногда небольшие подсветки укрепляются по несколько* штук на один штатив. Делается это с тем расчетом, чтобы из одной точки, не нагромождая рядом нескольких; штативов,, дать освещение по различным направлениям.
Для верхнего освещения употребляются подсветки особой формы, но в то же время и большинство обычных подсветок, снятых со штатива, может быть с успехом попользовано для этого в тех случаях, когда требуется дать только усиление верхнего освещения120,
-
ПРИБОРЫ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ГОРИЗОНТА
Приборы для освещения горизонта, или, как их называют проще, горнзонтные фонари, служат, о чем говорит и само название, для освещения сценического горизонта. В зависимости от формы горизонта они бывают различных конструкций.
Для прямого горизонта простейшей формой осветительного прибора является по существу та же подсветка, представляющая юобой как бы одну из камер софита, смонтированную в самостоятельный фонарь. Смысл такого расчленения софита (который в некоторых театрах также употребляется для оове-
щеяия горизонта) заключается в том, что мы можем придавать отдельным фонарям дли группам фонарей различное ашравление и тем самым создавать разнообразные световые переходы на горизонте. Для изменения утла наклона фонаря, что очень важно для горизонта, он укрепляется на вилке, которая подвешивается к штанкете на вертлюге, позволяющем изменять также и боковое направление прибора. Взамен фо-
Рис. 59. «Подсветка» на штативе.
Рис. 60. «Гори-зонт-латерна».
Рис. 61. Горизонт-ный фонарь.
наря в виде секции камерното софита применяются для гори-зонтного освещения и другие виды подсветок. Среди них отметим горизонтный фонарь с двумя лампами в одном кожухе. Каждая из таких ламп раюполоейена против своего отверстия в кожухе фонаря, при этом отверстия располагаются рядом и под тупым углом одно в отношении другого. Делается это для получения от фонаря большого угла, под которым сювещаепся горизонт.
Из цриборов, предназначенных для освещения прямого горизонта, наиболее совершенными являются так называемые Horizontlatern'bi, выпускаемые немецкими фирмами Hagedorn и Schwabe. Отличаясь некоторыми конструктивными особенностями, фонари этих фирм по существу представляют один и тот же тип прибора. Они состоят из прямоугольного или овального массивного корпуса плоской и вытянутой формы с прямоугольным же отверстием для прохождения светового луча. Приборы эти рассчитаны на одну или две лампы большой мощности (1500—3000 ватт). Смена цвета осуществляется при помощи цветных фильтров. Некоторые из таких приборов снабжены магазинными коробками, то есть запас-
12» 179
ными помещениями под световыми раскрытиями в кожухе прибора, в которых помещаются кассеты с фильтрами одна за другой и по мере необходимости поднимаются на уровень светового раскрытия путем тросовой передачи. Остроумное приспособление такого прибора мы встречаем iB Ленинградском теаггре Юных Зрителей, где одна такая латерна, повешенная над центром просцениума своеобразной игровой площадки, заменяет собой выносной софит. Смена- цветов в этом приборе осуществляется также при помощи тросовой передачи.
Для полукруглых циркульных я купольных (сферических) горизонтов конструируются фонари, дающие возможность ос-(вещатъ горизонт под углом 180°. Корпус такого фонаря представляет цилиндр, половина которого (по вертикальному сечеиию) делается открытой для светового луча. В качестве отражателя применяются металлические, рэфлжторы, а смена цвета производится при помощи цветного особо тугоплавкого гнутого (по форме фонаря) спекла, которое для защиты от механических повреждений ограждается металлической сеткой.
До сия пор мы говорили о приборах горизонтного освещения, рассчитанных на применение ламп накаливания от 1000 ватт и выше. Эти лампы сами по себе имеют сравнительно малое 'число синих лучей, которые чаще всего нужны для освещения горизонта (небо); поставленные же перед ни1ми> светофильтры синего цвета обладают большим кшфицвентом поглощения. Чтобы изменить эти условия, фирма Schwabe обратилась к дуговым источникам света, ооладагощим большей температурой, а отсюда, как мы уже знаем, и большим количеством синих лучей121. Горизонтный дуговой фонарь Schwade имеет цилиндрической формы кожух, внутри которого помещаются две дуговые лампы по 25 ампер 'каждая, с диференциальнюй регулировкой. Световое раскрытие делается по форме цилидщри'чеокО'Го кожуха и закрывается цветными стеклами,
СНОПОСВЕТЫ
Снопосветы являются приборами верхнего освещения и служат для горизонтального освещения площадей, расположенных ларалл&шьно планшету.
По своей конструкции они приближаются к приборам прожекторного типа, ia в 'некоторых случаях и являются самыми обычными прожекторами,, скодегруировашньши наиболее вы-
годно и удобно для их специфического назначения светить, главным образом, по прямой сверху внив.
Для получения большого освещенного поля применяются онопосветы с двумя рефлекторами. Этот прибор имеет вид металлического колокола, усеченная вершина которого заканчивается патрубком (короткая трубка, в которой помещается
Рис. 62. Снолосвет.
Рис. 63. Ход лучей в прожекторе с эллипсоидальным рефлектором.
патрон для лампы). Лампа от 500 до 1500 ватт (от этого зависят и размеры прибора) помещается, таким образом, вертикально и окружена двумя рефлекторами, из которых один находится в усвденной части прибора, а другой, конусообразной формы, обрамляет внутренние стекши кожуха. Широкая часть кожуха служит световым отверстием и закрывается круглой рамкой для 'светофильтров 122. Такие же приборы изготовляются и с магазинными коробками для светофильтров нескольких цветов, сменяющихся путем тросовой передачи.
Для более локализованного луча употребляются онопосветы с эллипсоидальными рефлекторами. По своей внешней форме они представляют собою усеченный конус; .при этом площадь сечения служит световым отверстием, а около основания внутри кожуха располагается рефлектор. Смена цветного освещения — как и в предыдущем приборе. Преимущество этого прибора заключается прежде всего в том, что при помощи фокусировки можно изменять площадь освещения, нееависимо от той высоты, на которой он повешен. В >этих же целях с добавочными приспособлениями могут быть употреблены и обычные прожекторы, о чем мы будем говорить в связи о устройством аппаратов прожекторного типа.
Онопосветы подвешиваются ка тактах же шталшгках, как и софиты. Чаще всего они укрепляются между отдельными кожухами софитов, давая тем самым чередование между вертикальным и горизонтальным освещением. Такое же чередование применяется между снопосветами (преимущественно
Рис. 64. Агрегат вертикального и горизонтального освещения.
локализованного действия) и, горизонт-латернами, для чито их собирают иногда на отдельных фурках, имеющих приспособления для тросовой передачи и для смены светофильтров.
ПРОЖЕКТОРЫ
Прожекторы и их назначение нами уже раебирались в связи с художественной функцией света в театре. Применение их крайне разнообразно: освещение отдельного участка сцены, помощь общему освещению сцены для (наиболее пластической выразительности архитектурных декораций, локализованное освещение, «высвечивание» концентрированным лучом отдельных кусков монтировки, «следить» за актером, и, наконец, прожекторам поручается ряд имитаций, или, как их принято называть в театре, «световых эффектов».
Если добавить к этому, что вместе с возрастающей и изменяющейся потребностью в художественном освещении сцены растет и изменяется сама техника, светового дела, то станет вполне понятным то разнообразие форм прожекторной аппаратуры, которое мы наблюдаем в современном театре. В наши задали не входит тщательное изучение функциональных и
Рис. 65. Световое пятно от «узкого* луча прожектора. («Гибель богов*
Р. Вагнера в Ак. театре Оперы и Валета в Ленинграде. Режиссер
С. Э. Радлов, худ. И. Рабинович.)
технических особенностей всех видов этой аппаратуры, тем более, что в практике советского театра мы чаще всего сталкиваемся сравнительно с небольшим числом разновидностей таких приборов. Поэтому мы остановимся только на основных видах прожекторов и тех усовершенствованиях западноевропейской и американской техники, которые, с нашей точки зрения, должны найти место и в советской театральной практике.
Основными частями аппаратов прожекторного типа являются: кожух, источник света и оптическая 'Система. В зависимости от конструкции оптики и источника света, главным образом, определяются и виды прожекторов. При этом прожекторы с дуговой лампой и лампой накаливания принципиально представляют один и тот же прибор, но имеют различные конструктивные детали, сообразно условиям пользования того и другого прибора. Значительно большие изменения вносит в устройство прожектора его оптическая система, по которой вое приборы этого рода могут быть разделены на
Рис. 66. Дуговые прожекторы.
Рис. 67. Луговой прожектор о открытой дверкой
ярожекторы с зеркальными отражателями и линзовые прожекторы.
Для охлаждения прибора, который иногда, как мы видели,, имеет значительный нагрев, вое аппараты прожекторного типа снабжаются усиленной вентиляцией, а для уничтожения возможных рефлексов от внутренних стенок >кожуха, которые будут искажать чистоту .'светового пучка прожектора, все внутренние части его окршшваяхгся ;в черный цвет.
Рис. 68. Ламповый линзовый прожектор («шейнверфер») для трех-киловаттной лампы. |
;Смена цветов (светофильтров) достигается несколькими приемами. Наиболее раюттространенным является применение отдельных 'Шс-сет и цветного крут. Кассеты оо светофильтра -ми: помещаются перед световым отверстием прожектора, для чего перед ним на корпусе прибора укрепляется особая короб-
Рис. 69. Основные части прожектора: 1) Крепление рефлекторов. 2) Сферическое зеркало. 3 и 5) Нити лампы. 4) Баллон лампы. 6) Вентиляционное пространство. 7) Пределы движения лампы в прожекторе. 8) Крайнее положение нити накала перед линзой (при наибольшем световом пятне). 9 и 13). Пазы для рамок светофильтров. 10) Световое отверстие, и) Плоско-выпуклая линза. 12) Кольцо для зажима линзы в пазах. 14) Основание лампы. 15) Цоколь лампы. 16) Пазы для движения лампы, 17) Рукоятка для движения лампы. 18) Винты для закрепления вертикального положения лампы. 19) Вилка. 20) Провода. 21) Отверстие для проводов. 22) Дверца прожектора.
ка с аналогичными вырезами для прохождения луча. Боковые стенки коробки делаются открытыми для вставки кассет с фильтрами, а верхняя и нижняя стенки снабжаются внутри ^симметричными пазами для одновременной вставки нескольких кассет (обычно делается от двух до четырех пазов). Применяется также и магазинная смена светофильтров. для чего у прожекторной коробки делают снизу или сбоку запасную часть, где и помещаются кассеты с фильтрами. По мере необходимости та или иная кассета (выдвигается] из магазина и, закрывая световое отверстие прожектора., окрашивает его луч. Подача ка'соеты из магазина осуществляется тремя 'различными приемами: а) вручную, для чего кассеты снабжаются особыми рукоятками, б) вручную, но с дистанционным управлением; в таких случаях от кассет через блоки идет тросовая передача к месту управления сменой фильтра и в) смена фильтра при помощи небольшого электромотора (одного или нескольких), который поднимает и опускает кассеты. Последний способ является, конечно, наиболее удобным при дистанционном управлении, потому что позволяет
185-
менять светофильтры при любом положении прожектора, в •то время как тросовая передача почти всегда требует стационарного положения прибора. Другой прием смены светофильтров осуществляется при помощи цветного круга, или «серпантина», представляющего собой металлический круг, в ко-• тором по окружности сделаны вырезы (равные световому от-
Рис. 70. Дуговой прожектор с лампой на 150 ампер и магазином для светофильтров с тросовой передачей смены цветного освещения.
Рис. 71. Прожекторы. Слева прожектор укреплен на штативе, на котором помещен также реостат; в центре видно, как п'ро-зода навешиваются на специальный крючок; справа три прожектора различных типов и подсветка укреплены на вертикальном штанкетв.
верстию •прожектора) со вставленными в них светофильтрами. Центр круга укрепляется со свободным ходом на стержне, который в свою очередь крепится сверху, снизу или сбоку светового отверстия прожектора к его корпусу. Диаметр такого круга должен быть не менее двух диаметров (с соответствующими запасами на крал и центр) светового отверстия. Один ив вырезов обычно оставляется незаполненным светофильтром дан прохождения «белого» луча. Смена цветного освещения •осуществляется простым поворотом крута. При быстрых вращениях такою цветного крута достигается популярный эффект мелькающего цветного освещения, который, сопровождая динамический момент на сцене, придает еще большее движение. Кожух прожектора укрепляется на вилке, которая соединяется с (корпусом прожектора при помощи болтов (барашков).
Отвернув барашки,, можно придать прожектору любой угол по вертикали, закрепив его в таком положении обратным поворотом тех же барашков. Для поворота по горизонтали, то-естъ направо или налево, в тех случаях, когда прожектор является подвесным прибором, его вилка снабжается особым вертлюгом, при помощи, которого можно, подвесив прибор, придавать ему любой поворот. В практике наших советских театров прожекторы чаще всего ставятся на штативах, по своей конструкции представляющих металлическую треногу, в центре которой вертикально укрепляется такая же труба. В подобных случаях вилка прожектора снабжается также трубкой, но несколько меньшего диаметра, чем труба штатива, с таким расчетом, чтобы трубка вилки могла вплотную войти в трубку штатива. Подъем одной трубки в другой дает возможность поднимать и опускать прожектор, в то же время крепление вилки к трубке допускает поворот направо и налево, а ход самого корпуса в вилке устанавливает любой угол наклона; все положения прожектора закрепляются стопорными винтами.
Оптика аппаратов прожекторного типа требует применения источников света с наименьшей площадью накаливания (свечения), только в этом случае мы можем получить чистоту освещаемой поверхности и возможность использования узкого луча. Этим требованиям, как мы уже говорили, удовлетворяют дуговые источники света и лампы накаливания проекционного типа. Обычно «полуваттные» лампы могут применяться только для осветления больших площадей.
Дуговые лампы употребляются иа 6, 15, 25, 40, 60, 80, 100 и 150 ампер, а лампы накаливания в 25, 35 и, 50 ватт по 12 вольт (кишгфсюкпионные) и на 300, 500—2000 ватт на ПО и 220 вольт. Заграничная театральная практика пользуется ламповыми прожекторами до 5 000 ватт. Наиболее же распространенными лампами для мощных прожекторов являются от 1 000 до 3 000 ватт. Приборами с такими лампами снабжены также некоторые из наших крупных театров.
В зависимости от мощности источника света определяются размеры, крепления, установка и другие конструктивные особенности прожектора.
От маленького ручного прожектора с 12-вольтовой лампочкой на 25 ватт и кончая тяжеловесным прожектором с дуговой лампой на 150 ампер с целой системой регуляторов действия и тросовой подачей светофильтров, укрепленной на кожухе лрожшггора, установленной на 'солидном штативе-туздбе, — таковы ршзмеры прожекторов.
Прожекторы с отражающими зеркалами (металлическими или стеклянными) представляют собой кожух, внутри; которого помешается источник света и отражающая поверхность. Последняя бывает в виде 'Сферического, эллиптического или параболижского зеркала. Для характеристики светового луча важен не только выбор того ишш другого отражения, но и по-
Рис. 72. Линзовый прожектор, укрепленный на ттан-кете.
Рис. 73. Положение лампы накаливания в прожекторе.
Рис. 74. Прожектор с постоянным местом для лампы а подвижной линзой.
ложение источника света перед отражателем, так как при перемещении его изменяется угол отражения и тем самым и площадь освещения.
В настоящее время в театральной практике прожекторы о отражающими зеркалами вытесняются аппаратами прожекторного типа, снабженными плоско-выпуклой линзой, находящейся перед источником света. В зависимости от положения линзы перед источником света, лучи последнего преломляются в лащэе, концентрируются и освещают площадь в виде круга. Бели источник света располагается в фокусе линзы, то мы можш получить очень узкий луч (параллельные лучи), а приближая лампу к линзе, мы (расширяем наш луч и тш самым увеличиваем круг на освещаемой площади. При этом необходимо учесть, что <в обоих случаях мы имеем приблизительно одно и то же количество световых едашщ, и поэтому при освещении «широким» лучом мы получаем меньшую освещенность, чем при «узком» луче, когда тот же самый -световой поток падает на меньшую площадь. Совершенно
иначе обстоит дело, когда мы применяем ту или иную диафрагму, то есть заслонку с меньшим отверстием, чем площадь линзы у прожектора. В данном случае мы получим только уменьшение освещаемой площади без усиления яркости, как это может быть при удалении источника, света от литеы.
Дл!я перемещения источника света перед линзой патрон лампы накаливания или держатель дуговой лампы укрепляются л а особых салазках, которые двигаются ib павах ниж-