Н. Извеков. Свет на сцене. 177


торного типа) особенно полезна для имитации солнечного или лунного луча.

Подсветки обычно снабжаются держателями («вилками» или «дугами»), которые укрепляются в штативах. Вилки со­единяются с кожухом подсветки винтами с тонт1)тайка,ми, благодаря чему можно прибору придать любой наклон. Вы­движная часть штатива и стопорный винт, задерживающий ее на определенной высоте, в то же время позволяют под­нимать и опускать подсветку по мере необходимости. *» Хочется обратить внимание наших работников на две де­тали, которые встречаются в американских подсветках. Пер­вая—это крюк, укрепленный на штативе, на 'который веша­ется бухточка соединительного шнура (шлейфа). Собранная на таком крюке, она придает не только более аккуратный вид шнуру — по сравнению с тем небрежным подвязыванием его к штативу, а в худшем случае даже и «заагихиванием» внутрь кожуха, как это иногда наблюдается у нас,— но бла­годаря такой аккуратности и удлиняет срок его работы. Вторая деталь—это укрепленный на штативе подсветки неболь­шой реостат для затемнения, которым пользуются, не отходя от подсветки. В некоторых случаях такой местный затемни-тель безусловно может принести пользу в работе осветителя.

Иногда небольшие подсветки укрепляются по несколько* штук на один штатив. Делается это с тем расчетом, чтобы из одной точки, не нагромождая рядом нескольких; штативов,, дать освещение по различным направлениям.

Для верхнего освещения употребляются подсветки особой формы, но в то же время и большинство обычных подсветок, снятых со штатива, может быть с успехом попользовано для этого в тех случаях, когда требуется дать только усиление верхнего освещения120,

-

ПРИБОРЫ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ГОРИЗОНТА

Приборы для освещения горизонта, или, как их называют проще, горнзонтные фонари, служат, о чем го­ворит и само название, для освещения сценического гори­зонта. В зависимости от формы горизонта они бывают раз­личных конструкций.

Для прямого горизонта простейшей формой осветительного прибора является по существу та же подсветка, представляю­щая юобой как бы одну из камер софита, смонтированную в самостоятельный фонарь. Смысл такого расчленения софита (который в некоторых театрах также употребляется для оове-

щеяия горизонта) заключается в том, что мы можем прида­вать отдельным фонарям дли группам фонарей различное ашравление и тем самым создавать разнообразные световые переходы на горизонте. Для изменения утла наклона фонаря, что очень важно для горизонта, он укрепляется на вилке, ко­торая подвешивается к штанкете на вертлюге, позволяющем изменять также и боковое направление прибора. Взамен фо-




Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru

Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru

Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru



Рис. 59. «Подсвет­ка» на штативе.

Рис. 60. «Гори-зонт-латерна».

Рис. 61. Горизонт-ный фонарь.

наря в виде секции камерното софита применяются для гори-зонтного освещения и другие виды подсветок. Среди них от­метим горизонтный фонарь с двумя лампами в одном кожухе. Каждая из таких ламп раюполоейена против своего отверстия в кожухе фонаря, при этом отверстия располагаются рядом и под тупым углом одно в отношении другого. Делается это для получения от фонаря большого угла, под которым сювещаепся горизонт.

Из цриборов, предназначенных для освещения прямого го­ризонта, наиболее совершенными являются так называемые Horizontlatern'bi, выпускаемые немецкими фирмами Hagedorn и Schwabe. Отличаясь некоторыми конструктивными особен­ностями, фонари этих фирм по существу представляют один и тот же тип прибора. Они состоят из прямоугольного или овального массивного корпуса плоской и вытянутой формы с прямоугольным же отверстием для прохождения светового луча. Приборы эти рассчитаны на одну или две лампы боль­шой мощности (1500—3000 ватт). Смена цвета осуществля­ется при помощи цветных фильтров. Некоторые из таких приборов снабжены магазинными коробками, то есть запас-

12» 179

ными помещениями под световыми раскрытиями в кожухе прибора, в которых помещаются кассеты с фильтрами одна за другой и по мере необходимости поднимаются на уровень светового раскрытия путем тросовой передачи. Остроумное приспособление такого прибора мы встречаем iB Ленинград­ском теаггре Юных Зрителей, где одна такая латерна, пове­шенная над центром просцениума своеобразной игровой пло­щадки, заменяет собой выносной софит. Смена- цветов в этом приборе осуществляется также при помощи тросовой пере­дачи.

Для полукруглых циркульных я купольных (сферических) горизонтов конструируются фонари, дающие возможность ос-(вещатъ горизонт под углом 180°. Корпус такого фонаря представляет цилиндр, половина которого (по вертикальному сечеиию) делается открытой для светового луча. В качестве отражателя применяются металлические, рэфлжторы, а смена цвета производится при помощи цветного особо тугоплавко­го гнутого (по форме фонаря) спекла, которое для защиты от механических повреждений ограждается металлической сет­кой.

До сия пор мы говорили о приборах горизонтного освеще­ния, рассчитанных на применение ламп накаливания от 1000 ватт и выше. Эти лампы сами по себе имеют сравнительно малое 'число синих лучей, которые чаще всего нужны для ос­вещения горизонта (небо); поставленные же перед ни1ми> све­тофильтры синего цвета обладают большим кшфицвентом по­глощения. Чтобы изменить эти условия, фирма Schwabe обратилась к дуговым источникам света, ооладагощим боль­шей температурой, а отсюда, как мы уже знаем, и большим количеством синих лучей121. Горизонтный дуговой фонарь Schwade имеет цилиндрической формы кожух, внутри кото­рого помещаются две дуговые лампы по 25 ампер 'каждая, с диференциальнюй регулировкой. Световое раскрытие дела­ется по форме цилидщри'чеокО'Го кожуха и закрывается цветными стеклами,

СНОПОСВЕТЫ

Снопосветы являются приборами верхнего освещения и служат для горизонтального освещения площадей, располо­женных ларалл&шьно планшету.

По своей конструкции они приближаются к приборам про­жекторного типа, ia в 'некоторых случаях и являются самыми обычными прожекторами,, скодегруировашньши наиболее вы-

годно и удобно для их специфического назначения светить, главным образом, по прямой сверху внив.

Для получения большого освещенного поля применяются онопосветы с двумя рефлекторами. Этот прибор имеет вид ме­таллического колокола, усеченная вершина которого заканчи­вается патрубком (короткая трубка, в которой помещается


Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru

Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru

Рис. 62. Снолосвет.

Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru

Рис. 63. Ход лучей в прожек­торе с эллипсоидальным реф­лектором.

патрон для лампы). Лампа от 500 до 1500 ватт (от этого за­висят и размеры прибора) помещается, таким образом, вер­тикально и окружена двумя рефлекторами, из которых один находится в усвденной части прибора, а другой, конусообраз­ной формы, обрамляет внутренние стекши кожуха. Широкая часть кожуха служит световым отверстием и закрывается круглой рамкой для 'светофильтров 122. Такие же приборы из­готовляются и с магазинными коробками для светофильт­ров нескольких цветов, сменяющихся путем тросовой пере­дачи.

Для более локализованного луча употребляются онопосве­ты с эллипсоидальными рефлекторами. По своей внешней форме они представляют собою усеченный конус; .при этом площадь сечения служит световым отверстием, а около осно­вания внутри кожуха располагается рефлектор. Смена цвет­ного освещения — как и в предыдущем приборе. Преимуще­ство этого прибора заключается прежде всего в том, что при помощи фокусировки можно изменять площадь освещения, нееависимо от той высоты, на которой он повешен. В >этих же целях с добавочными приспособлениями могут быть употре­блены и обычные прожекторы, о чем мы будем говорить в связи о устройством аппаратов прожекторного типа.

Онопосветы подвешиваются ка тактах же шталшгках, как и софиты. Чаще всего они укрепляются между отдельными кожухами софитов, давая тем самым чередование между вер­тикальным и горизонтальным освещением. Такое же чередо­вание применяется между снопосветами (преимущественно

Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru

Рис. 64. Агрегат вертикального и горизонтального освещения.

локализованного действия) и, горизонт-латернами, для чито их собирают иногда на отдельных фурках, имеющих приспо­собления для тросовой передачи и для смены светофильтров.

ПРОЖЕКТОРЫ

Прожекторы и их назначение нами уже раебирались в связи с художественной функцией света в театре. Примене­ние их крайне разнообразно: освещение отдельного участка сцены, помощь общему освещению сцены для (наиболее пла­стической выразительности архитектурных декораций, лока­лизованное освещение, «высвечивание» концентрированным лучом отдельных кусков монтировки, «следить» за актером, и, наконец, прожекторам поручается ряд имитаций, или, как их принято называть в театре, «световых эффектов».

Если добавить к этому, что вместе с возрастающей и из­меняющейся потребностью в художественном освещении сцены растет и изменяется сама техника, светового дела, то станет вполне понятным то разнообразие форм прожекторной аппа­ратуры, которое мы наблюдаем в современном театре. В на­ши задали не входит тщательное изучение функциональных и

Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru

Рис. 65. Световое пятно от «узкого* луча прожектора. («Гибель богов*

Р. Вагнера в Ак. театре Оперы и Валета в Ленинграде. Режиссер

С. Э. Радлов, худ. И. Рабинович.)

технических особенностей всех видов этой аппаратуры, тем более, что в практике советского театра мы чаще всего стал­киваемся сравнительно с небольшим числом разновидностей таких приборов. Поэтому мы остановимся только на основ­ных видах прожекторов и тех усовершенствованиях западно­европейской и американской техники, которые, с нашей точки зрения, должны найти место и в советской театральной прак­тике.

Основными частями аппаратов прожекторного типа явля­ются: кожух, источник света и оптическая 'Система. В зави­симости от конструкции оптики и источника света, главным образом, определяются и виды прожекторов. При этом про­жекторы с дуговой лампой и лампой накаливания принципи­ально представляют один и тот же прибор, но имеют различ­ные конструктивные детали, сообразно условиям пользова­ния того и другого прибора. Значительно большие изменения вносит в устройство прожектора его оптическая система, по которой вое приборы этого рода могут быть разделены на

Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru

Рис. 66. Дуговые прожекторы.

Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru

Рис. 67. Луговой прожектор о открытой дверкой

ярожекторы с зеркальными отражателями и линзовые про­жекторы.

Для охлаждения прибора, который иногда, как мы видели,, имеет значительный нагрев, вое аппараты прожекторного ти­па снабжаются усиленной вентиляцией, а для уничтожения возможных рефлексов от внутренних стенок >кожуха, которые будут искажать чистоту .'светового пучка прожектора, все внутренние части его окршшваяхгся ;в черный цвет.

Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru

Рис. 68. Ламповый линзовый про­жектор («шейнверфер») для трех-киловаттной лампы.

;Смена цветов (светофильтров) достигается несколькими приемами. Наиболее раюттространенным является применение отдельных 'Шс-сет и цветного крут. Кассеты оо светофильтра -ми: помещаются перед световым отверстием прожектора, для чего перед ним на корпусе прибора укрепляется особая короб-

Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru

Рис. 69. Основные части прожектора: 1) Крепление реф­лекторов. 2) Сферическое зеркало. 3 и 5) Нити лампы. 4) Баллон лампы. 6) Вентиляционное пространство. 7) Пре­делы движения лампы в прожекторе. 8) Крайнее положение нити накала перед линзой (при наибольшем световом пятне). 9 и 13). Пазы для рамок светофильтров. 10) Световое отверстие, и) Плоско-выпуклая линза. 12) Кольцо для зажима линзы в пазах. 14) Основание лампы. 15) Цоколь лампы. 16) Пазы для движения лампы, 17) Рукоятка для движения лампы. 18) Винты для закрепления вертикаль­ного положения лампы. 19) Вилка. 20) Провода. 21) От­верстие для проводов. 22) Дверца прожектора.

ка с аналогичными вырезами для прохождения луча. Боко­вые стенки коробки делаются открытыми для вставки кассет с фильтрами, а верхняя и нижняя стенки снабжаются внут­ри ^симметричными пазами для одновременной вставки не­скольких кассет (обычно делается от двух до четырех пазов). Применяется также и магазинная смена светофильтров. для чего у прожекторной коробки делают снизу или сбоку запасную часть, где и помещаются кассеты с фильтрами. По мере необходимости та или иная кассета (выдвигается] из ма­газина и, закрывая световое отверстие прожектора., окраши­вает его луч. Подача ка'соеты из магазина осуществляется тремя 'различными приемами: а) вручную, для чего кассеты снабжаются особыми рукоятками, б) вручную, но с дистан­ционным управлением; в таких случаях от кассет через бло­ки идет тросовая передача к месту управления сменой филь­тра и в) смена фильтра при помощи небольшого электромо­тора (одного или нескольких), который поднимает и опускает кассеты. Последний способ является, конечно, наиболее удоб­ным при дистанционном управлении, потому что позволяет

185-

менять светофильтры при любом положении прожектора, в •то время как тросовая передача почти всегда требует стацио­нарного положения прибора. Другой прием смены светофиль­тров осуществляется при помощи цветного круга, или «сер­пантина», представляющего собой металлический круг, в ко-• тором по окружности сделаны вырезы (равные световому от-


Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru

Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru



Рис. 70. Дуговой прожек­тор с лампой на 150 ам­пер и магазином для светофильтров с тросо­вой передачей смены цветного освещения.

Рис. 71. Прожекторы. Слева прожектор ук­реплен на штативе, на котором помещен также реостат; в центре видно, как п'ро-зода навешиваются на специальный крю­чок; справа три прожектора различных типов и подсветка укреплены на верти­кальном штанкетв.

верстию •прожектора) со вставленными в них светофильтрами. Центр круга укрепляется со свободным ходом на стержне, ко­торый в свою очередь крепится сверху, снизу или сбоку све­тового отверстия прожектора к его корпусу. Диаметр такого круга должен быть не менее двух диаметров (с соответствую­щими запасами на крал и центр) светового отверстия. Один ив вырезов обычно оставляется незаполненным светофильтром дан прохождения «белого» луча. Смена цветного освещения •осуществляется простым поворотом крута. При быстрых вра­щениях такою цветного крута достигается популярный эф­фект мелькающего цветного освещения, который, сопровождая динамический момент на сцене, придает еще большее движение. Кожух прожектора укрепляется на вилке, которая соединя­ется с (корпусом прожектора при помощи болтов (барашков).

Отвернув барашки,, можно придать прожектору любой угол по вертикали, закрепив его в таком положении обратным поворотом тех же барашков. Для поворота по горизонтали, то-естъ направо или налево, в тех случаях, когда прожектор является подвесным прибором, его вилка снабжается особым вертлюгом, при помощи, которого можно, подвесив прибор, придавать ему любой поворот. В практике наших советских театров прожекторы чаще всего ставятся на штативах, по своей конструкции представляющих металлическую треногу, в центре которой вертикально укрепляется такая же труба. В подобных случаях вилка прожектора снабжается также трубкой, но несколько меньшего диаметра, чем труба штати­ва, с таким расчетом, чтобы трубка вилки могла вплотную войти в трубку штатива. Подъем одной трубки в другой дает возможность поднимать и опускать прожектор, в то же время крепление вилки к трубке допускает поворот направо и налево, а ход самого корпуса в вилке устанавливает любой угол наклона; все положения прожектора закрепляются сто­порными винтами.

Оптика аппаратов прожекторного типа требует применения источников света с наименьшей площадью накаливания (све­чения), только в этом случае мы можем получить чистоту ос­вещаемой поверхности и возможность использования узкого луча. Этим требованиям, как мы уже говорили, удовлетворя­ют дуговые источники света и лампы накаливания проекци­онного типа. Обычно «полуваттные» лампы могут применять­ся только для осветления больших площадей.

Дуговые лампы употребляются иа 6, 15, 25, 40, 60, 80, 100 и 150 ампер, а лампы накаливания в 25, 35 и, 50 ватт по 12 вольт (кишгфсюкпионные) и на 300, 500—2000 ватт на ПО и 220 вольт. Заграничная театральная практика пользуется ламповыми прожекторами до 5 000 ватт. Наиболее же рас­пространенными лампами для мощных прожекторов являют­ся от 1 000 до 3 000 ватт. Приборами с такими лампами снаб­жены также некоторые из наших крупных театров.

В зависимости от мощности источника света определяются размеры, крепления, установка и другие конструктивные осо­бенности прожектора.

От маленького ручного прожектора с 12-вольтовой лампоч­кой на 25 ватт и кончая тяжеловесным прожектором с дуго­вой лампой на 150 ампер с целой системой регуляторов дей­ствия и тросовой подачей светофильтров, укрепленной на кожухе лрожшггора, установленной на 'солидном штативе-туздбе, — таковы ршзмеры прожекторов.

Прожекторы с отражающими зеркалами (металлическими или стеклянными) представляют собой кожух, внутри; кото­рого помешается источник света и отражающая поверхность. Последняя бывает в виде 'Сферического, эллиптического или параболижского зеркала. Для характеристики светового луча важен не только выбор того ишш другого отражения, но и по-


Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru

Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru

Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru



Рис. 72. Линзовый прожектор, укреп­ленный на ттан-кете.

Рис. 73. Положе­ние лампы нака­ливания в прожек­торе.

Рис. 74. Прожектор с постоянным местом для лампы а подвиж­ной линзой.

ложение источника света перед отражателем, так как при пе­ремещении его изменяется угол отражения и тем самым и площадь освещения.

В настоящее время в театральной практике прожекторы о отражающими зеркалами вытесняются аппаратами прожек­торного типа, снабженными плоско-выпуклой линзой, находя­щейся перед источником света. В зависимости от положения линзы перед источником света, лучи последнего преломляют­ся в лащэе, концентрируются и освещают площадь в виде круга. Бели источник света располагается в фокусе линзы, то мы можш получить очень узкий луч (параллельные лу­чи), а приближая лампу к линзе, мы (расширяем наш луч и тш самым увеличиваем круг на освещаемой площади. При этом необходимо учесть, что <в обоих случаях мы имеем при­близительно одно и то же количество световых едашщ, и по­этому при освещении «широким» лучом мы получаем мень­шую освещенность, чем при «узком» луче, когда тот же са­мый -световой поток падает на меньшую площадь. Совершенно

иначе обстоит дело, когда мы применяем ту или иную диа­фрагму, то есть заслонку с меньшим отверстием, чем площадь линзы у прожектора. В данном случае мы получим только уменьшение освещаемой площади без усиления яркости, как это может быть при удалении источника, света от литеы.

Дл!я перемещения источника света перед линзой патрон лампы накаливания или держатель дуговой лампы укрепля­ются л а особых салазках, которые двигаются ib павах ниж-

Н. Извеков. Свет на сцене. 177 - student2.ru

Наши рекомендации