Техника освещения современной сцены
ИСТОЧНИКИ СВЕТА
В современном театре основными источниками: света являются .электрические лампы. Свечи хотя и применяются иногда на сцене, но исключительно в целях создания того или иного эффекта (люстры и бра в пышных залах, огарок свечи. — сцена в казарме в «Пиковой даме» и т. д.). Как общее освещение, свечи и лампы остались у нас только в некоторых отдаленных колхозно-совхозных театрах, куда еще не успела проникнуть растущая элктрификация страны.
Из электрических источников света в театре мы встречаем лампы накаливания, дуговые лампы и значительно реже ртутные лампы.
ДУГОВАЯ ЛАМПА
Дуговая лампа, как мы уже знаем по принципу вольтовой дуги, может гореть как при постоянном токе, так и при переменном 103.
Для этого каждый полюс присоединяют к отдельным углям, концы которых при сведении дают искру и, образуя дугу, начинают накаливаться. Достаточно несколько отдалить («развести») угли, чтобы между ними образовалась так называемая вольтова дуга, которая вместе с раскаленными углями и дает свечение. Если мы начнем разводить угли на большое расстояние, то образующийся между углями воздушный столб создаст настолько большое сопротивление, что дуга погаснет104. Но даже и в тех случаях, когда мы не будем разводить угли, они сами, обгорая, будут уменьшаться и создавать большое расстояние между своими концами и тем самым нарушать правильный режим (горения дуговой лампы.
Рис. 42. Дуговая лампа.
Это обстоятельство учитывается при конструкции дуговой лампы. Она состоит из зажимов для крепления углей, контактов для подводки питания и управления правильным расстоянием между углями и поддерживающего эти механизмы станка. Управление углями осуществляется как механически, так и вручную. Кроме того, в сценических дуговых лампах, которые, как правило, помещаются в специальных приборах, существуют регуляторы положения лампы, благодаря которым можно несколько поднять или опустить лампу, а тайке дать ей необходимый поворот направо илн налево.
Поскольку обычно мы получаем электрический ток от городской сети большего напряжения, чем этого требует режим дуговой лампы, постольку дуга включается в сеть через соответствующее сопротивление, которое поглощает излишек напряжения и дает более спокойный режим горения дуги. Такие сопротивления монтируются или в отдельных кожухах и располагаются поблизости к дуговым приборам, или в регуляторных помещениях. Для дуговых ламп, работающих на переменном токе, употребляются так называемые «фитильные» угли, которые дают более равномерное торение. Сила света дуговой лампы зависит от толщины и строения углей; чем больше диаметр углей, тем большую силу света мы можем получить от дуговой лампы при соответствующем усилении (всех ее частей и правильном расчете сопротивлений106
Рис. 42а. Мощная дуговая лампа на 120 ампер американского типа для приборов сценического освещения.
Дуговые лампы в современных сценических приборах употребляются преимущественно в трех случаях: во-первых, если сила света ламп накаливания недостаточна для получения яркого локализованного освещения, что бывает тогда, когда прожектор относится далеко от освещаемой площадки (например, в зрительный зал), во-вторых, для кинопроекции и, в-третьих, для отдельных эффектов (вспышки молнии). Для общего освещения сцены дуговые лампы совершенно не употребляются.
Ограниченный круг «пользования дуговых ламп объясняется целым рядом их недостатков. Основным из них является невозможность медленного и постепенного их затемнения путем принятого в театре приема уменьшения напряжения (реостирования). Вторым недостатком является крайне неспокойный режим их горения, особенно при питании переменным током (чаще всего благодаря неточному их расчету). Приборы ручного управления требуют наличия •специально поставленного при них осветителя, который .должен время от времени регулировать положение углей. Такое использование дуговых ламп делает их экономическиневыгодными. Оставить же их без присмотра нельзя как по техническим, так и по пожарным условиям. В-третьих, дуговые лампы при горении издают неприятный шум, который особенно усиливается при титанив переменным током и наличии плохих углей. В последнем случае шум и треск, бывают иногда настолько сильными, что ваглупгают реплики актеров на сцене; зачастую сопровождаются -резким миганием, а иногда и полным потуханием дуги. Вместе с этим почти непрерывно колеблющееся пламя дуги изменяет и освещенность того участка сцены, иа который брошен луч дугового прожектора, создавая тем самым неровное и вибрирующее освещение106.
Значительно спокойнее работают дуговые прожекторы на постоянном токе, но они прежде всего требуют оборудования выпрямителей и прокладок от них к приборам специальных линий и, кроме того, сохраняют и ряд других недостатков дуговых ламп.
Учитывая недостатки освещения при помощи дуговых ламп и параллельный рост техники ламп накаливания, театры за последнее время решительно отказываются от применения дуговых приборов.
Ртутные лампы и один из видов их — кварцевые лампы, основанные на принципе вольтовой дуги в среде частиц ртутного пара, крайне редко употребляются в практике советского театра. Они дают характерный свет, о котором мы будем говорить ниже в связи со спектром дуговых ламп.
ЛАМПЫ НАКАЛИВАНИЯ
Лампы накаливания в современной театральной практике применяются исключительно с вольфрамовой нитью, которая раскаливается в баллоне, наполненном инертным газом (азот или аргон и т. д.)107. Основными частями лампы для нас являются: цоколь, баллон и нить. Цоколь служит для соединения лампы с патроном и имеет различные формы в зависимости от конструкции- и размера лампы. Из конструктивных разновидностей укажем <на две. «Эдисоновский» цоколь и патрон имеют винтовую нарезку, благодаря которой лампа ввинчивается в патрон. Кроме эдисоновского патрона, в театральной практике можно встретить также лампы с цоколем типа Свана с соответствующим патроном. Цоколь такой лампы представляет собой гладкий металлический стаканчик, снабженный около верхнего обреза двумя штифтами небольшого размера, расположенных диаметрально один по отношению к другому. Замыкание цепи достигается при помощи двух контактных пуговок, расположенных в донышке цоколя. Соединение с патроном осуществляется при помощи двух выемок в патроне, куда цоколь входит своими штифтами.
Рис. 43. Кинопроекционные лампы накаливания.
В зависимости от мощности ламп109 и контактов цоколя,
патроны изготовляются различных размеров: «миньон»,
«нормальный» и «голиаф». Патроны «миньон» служат пре
имущественно для люстровых ламп; «нормальными» цоко
лями снабжены лампы до 200 ватт; «голиафами»— от 300 ватт
и выше. '
Колбы ламп различаются не только по своим размерам, но и по форме, в зависимости от мощности ламп и разновидности. Среди самых разнообразных форм ламповых колб отметим следующие: шарообразную (наиболее часто встречающуюся у нас в обычных газополных лампах), трубчатую (для софитных ламп) и цилиндрическую. Последняя употребляется преимущественно для прожекторных и проекционных ламп, для того чтобы сгорающие частички нити могли подняться вверх и осесть там на внутренней части баллона, А так как использование светового луча в этих лампах происходит только в горизонтальном направлении, то помутне-•ние верхней части колбы от осадка частиц не мешает работе лампы.
Для характеристшяи снопа света имеет громадное значение форма тела накаливания, а в лампах накаливания — форма расположения нитей. Для осуществления целого ряда художественных заданий от сценических приборов часто требуется концентрированный свет, чего можно достичь концентрированным же расположением тела накаливания при соответствующей оптике прибора (отражатели, линзы и т. д.). Такому требованию концентрации тела накаливания в первую-очередь, конечно, удовлетворяют дуговые лампы. Что касается ламп накаливания, то с этой целью используются специальные лампы «прожекторного» и «проекционного» типаг у которых нить собрана на очень незначительной площади по сравнению с обычными лампами109. Лампы с собранной нитью должны гореть преимущественно цоколем вниз (как это и обозначается иногда надписью на самом, цоколе); допуская отклонение от такого положения на 30—40°, мы тем самым уже снижаем срок их службы. Горение же таких, ламп цоколем вверх приводит к быстрому износу лампы.
Газонаполненные лампы на сцене применяются обычно мощностью от 50 до 1000 ватт. Наиболее ходовыми из них являются в 200, 500 и 1000 ватт (на 110 и 220 вольт). Проекционные лампы в наших театрах имеют мощность в 300, 500, 1000 и 2000 ватт. Западно - европейские и американские театры располагают проекционными лампами в 3000 и 5000 ватт110. Для небольших прожекторов применяются также кинопроекционные лампочки, напряжением в 12 вольт и мощностью в 15, 25, 35 и 50 ватт. Для эффекта «звездного неба» используются лампочки для карманных фонарей на 1, 5 и 4 вольта.
Преимущества ламп накаливания перед дуговыми источниками ставят и перед надпей промышленностью неотложную задачу — выпустить для театра лампы проекционного типа больших мощностей (3 000 и больше ватт)1U.