Техника освещения современной сцены

ИСТОЧНИКИ СВЕТА

В современном театре основными источниками: света являются .электрические лампы. Свечи хотя и применяются иног­да на сцене, но исключительно в целях создания того или иного эффекта (люстры и бра в пышных залах, огарок све­чи. — сцена в казарме в «Пиковой даме» и т. д.). Как общее освещение, свечи и лампы остались у нас только в некоторых отдаленных колхозно-совхозных театрах, куда еще не успе­ла проникнуть растущая элктрификация страны.

Из электрических источников света в театре мы встречаем лампы накаливания, дуговые лампы и значительно реже ртутные лампы.

ДУГОВАЯ ЛАМПА

Дуговая лампа, как мы уже знаем по принципу вольтовой дуги, может гореть как при постоянном токе, так и при переменном 103.

Для этого каждый полюс присоединяют к отдельным уг­лям, концы которых при сведении дают искру и, образуя ду­гу, начинают накаливаться. Достаточно несколько отдалить («развести») угли, чтобы между ними образовалась так назы­ваемая вольтова дуга, которая вместе с раскаленными углями и дает свечение. Если мы начнем разводить угли на боль­шое расстояние, то образующийся между углями воздушный столб создаст настолько большое сопротивление, что дуга погаснет104. Но даже и в тех случаях, когда мы не будем раз­водить угли, они сами, обгорая, будут уменьшаться и создавать большое расстояние между своими концами и тем самым нарушать правильный режим (горения дуговой лампы.

техника освещения современной сцены - student2.ru

Рис. 42. Дуговая лампа.

Это обстоятельство учитывается при конструкции дуговой лампы. Она состоит из зажимов для крепления углей, кон­тактов для подводки питания и управления правильным расстоянием между углями и поддерживающего эти механиз­мы станка. Управление углями осуществляется как механи­чески, так и вручную. Кроме того, в сценических дуговых лампах, которые, как правило, помещаются в специальных приборах, существуют регуляторы положения лампы, благо­даря которым можно несколько поднять или опустить лам­пу, а тайке дать ей необходимый поворот направо илн на­лево.

Поскольку обычно мы получаем электрический ток от го­родской сети большего напряжения, чем этого требует режим дуговой лампы, постольку дуга включается в сеть через со­ответствующее сопротивление, которое поглощает излишек напряжения и дает более спокойный режим горения дуги. Такие сопротивления монтируются или в отдельных ко­жухах и располагаются поблизости к дуговым приборам, или в регуляторных помещениях. Для дуговых ламп, ра­ботающих на переменном токе, употребляются так называ­емые «фитильные» угли, которые дают более равномерное торение. Сила света дуговой лампы зависит от толщины и стро­ения углей; чем больше диаметр углей, тем большую силу света мы можем получить от дуговой лампы при соответствующем усилении (всех ее частей и правильном рас­чете сопротивлений106

техника освещения современной сцены - student2.ru

Рис. 42а. Мощная дуговая лампа на 120 ампер американского типа для приборов сценического освещения.

Дуговые лампы в современных сценических приборах упо­требляются преимущественно в трех случаях: во-первых, если сила света ламп накаливания недостаточна для полу­чения яркого локализованного освещения, что бывает тогда, когда прожектор относится далеко от освещаемой площадки (например, в зрительный зал), во-вторых, для ки­нопроекции и, в-третьих, для отдельных эффектов (вспышки молнии). Для общего освещения сцены дуговые лампы со­вершенно не употребляются.

Ограниченный круг «пользования дуговых ламп объяс­няется целым рядом их недостатков. Основным из них является невозможность медленного и постепенного их за­темнения путем принятого в театре приема уменьшения на­пряжения (реостирования). Вторым недостатком является крайне неспокойный режим их горения, особенно при пи­тании переменным током (чаще всего благодаря неточному их расчету). Приборы ручного управления требуют наличия •специально поставленного при них осветителя, который .должен время от времени регулировать положение углей. Такое использование дуговых ламп делает их экономическиневыгодными. Оставить же их без присмотра нельзя как по техническим, так и по пожарным условиям. В-третьих, ду­говые лампы при горении издают неприятный шум, который особенно усиливается при титанив переменным током и наличии плохих углей. В последнем случае шум и треск, бывают иногда настолько сильными, что ваглупгают реплики актеров на сцене; зачастую сопровождаются -резким мига­нием, а иногда и полным потуханием дуги. Вместе с этим почти непрерывно колеблющееся пламя дуги изменяет и освещенность того участка сцены, иа который брошен луч дугового прожектора, создавая тем самым неровное и ви­брирующее освещение106.

Значительно спокойнее работают дуговые прожекторы на постоянном токе, но они прежде всего требуют оборудования выпрямителей и прокладок от них к приборам специальных линий и, кроме того, сохраняют и ряд других недостатков дуговых ламп.

Учитывая недостатки освещения при помощи дуговых ламп и параллельный рост техники ламп накаливания, те­атры за последнее время решительно отказываются от при­менения дуговых приборов.

Ртутные лампы и один из видов их — кварцевые лампы, основанные на принципе вольтовой дуги в среде частиц ртутного пара, крайне редко употребляются в практике со­ветского театра. Они дают характерный свет, о котором мы будем говорить ниже в связи со спектром дуговых ламп.

ЛАМПЫ НАКАЛИВАНИЯ

Лампы накаливания в современной театральной практике применяются исключительно с вольфрамовой ни­тью, которая раскаливается в баллоне, наполненном инерт­ным газом (азот или аргон и т. д.)107. Основными частями лампы для нас являются: цоколь, баллон и нить. Цоколь служит для соединения лампы с патроном и имеет различ­ные формы в зависимости от конструкции- и размера лампы. Из конструктивных разновидностей укажем <на две. «Эдисоновский» цоколь и патрон имеют винтовую на­резку, благодаря которой лампа ввинчивается в патрон. Кроме эдисоновского патрона, в театральной практике мож­но встретить также лампы с цоколем типа Свана с соответствующим патроном. Цоколь такой лампы представляет со­бой гладкий металлический стаканчик, снабженный около верхнего обреза двумя штифтами небольшого размера, расположенных диаметрально один по отношению к другому. Замыкание цепи достигается при помощи двух контактных пуговок, расположенных в донышке цоколя. Соединение с патроном осуществляется при помощи двух выемок в пат­роне, куда цоколь входит своими штифтами.

техника освещения современной сцены - student2.ru

Рис. 43. Кинопроекционные лампы накаливания.

В зависимости от мощности ламп109 и контактов цоколя,
патроны изготовляются различных размеров: «миньон»,
«нормальный» и «голиаф». Патроны «миньон» служат пре­
имущественно для люстровых ламп; «нормальными» цоко­
лями снабжены лампы до 200 ватт; «голиафами»— от 300 ватт
и выше. '

Колбы ламп различаются не только по своим размерам, но и по форме, в зависимости от мощности ламп и разновидно­сти. Среди самых разнообразных форм ламповых колб от­метим следующие: шарообразную (наиболее часто встречаю­щуюся у нас в обычных газополных лампах), трубчатую (для софитных ламп) и цилиндрическую. Последняя употре­бляется преимущественно для прожекторных и проекцион­ных ламп, для того чтобы сгорающие частички нити могли подняться вверх и осесть там на внутренней части баллона, А так как использование светового луча в этих лампах про­исходит только в горизонтальном направлении, то помутне-•ние верхней части колбы от осадка частиц не мешает ра­боте лампы.

Для характеристшяи снопа света имеет громадное значение форма тела накаливания, а в лампах накаливания — форма расположения нитей. Для осуществления целого ряда худо­жественных заданий от сценических приборов часто требует­ся концентрированный свет, чего можно достичь концентри­рованным же расположением тела накаливания при соответ­ствующей оптике прибора (отражатели, линзы и т. д.). Такому требованию концентрации тела накаливания в первую-очередь, конечно, удовлетворяют дуговые лампы. Что каса­ется ламп накаливания, то с этой целью используются спе­циальные лампы «прожекторного» и «проекционного» типаг у которых нить собрана на очень незначительной площади по сравнению с обычными лампами109. Лампы с собранной нитью должны гореть преимущественно цоколем вниз (как это и обозначается иногда надписью на самом, цоколе); до­пуская отклонение от такого положения на 30—40°, мы тем самым уже снижаем срок их службы. Горение же таких, ламп цоколем вверх приводит к быстрому износу лампы.

Газонаполненные лампы на сцене применяются обычно мощно­стью от 50 до 1000 ватт. Наиболее ходовыми из них явля­ются в 200, 500 и 1000 ватт (на 110 и 220 вольт). Проекцион­ные лампы в наших театрах имеют мощность в 300, 500, 1000 и 2000 ватт. Западно - европейские и американские теат­ры располагают проекционными лампами в 3000 и 5000 ватт110. Для небольших прожекторов применяются также кинопроекционные лампочки, напряжением в 12 вольт и мощностью в 15, 25, 35 и 50 ватт. Для эффекта «звездного неба» используются лампочки для карманных фонарей на 1, 5 и 4 вольта.

Преимущества ламп накаливания перед дуговыми источ­никами ставят и перед надпей промышленностью неотлож­ную задачу — выпустить для театра лампы проекционного ти­па больших мощностей (3 000 и больше ватт)1U.

Наши рекомендации