Истоки техники освещения современной сцены

Взаимоотношения между техникой сцены и художествен­ным построением спектакля были подробно рассмотрены в первой части нашей работы «Сцена», где уже говорилось о том, что сценическое освещение, являясь одним из техниче­ских средств при постановке спектакля, одновременно выпол­няет функцию раскрытия идейного замысла спектакля. На­капливая с течением времени опыт и более совершенные приемы, театр на каждом этапе своего развития придает све­товому оформлению спектакля тот смысл и то значение, ко­торые в обобщенном виде наиболее отчетливо вскрываются в его творческом направлении, то есть стиле.

Именно отсюда возникают в первую очередь потребности пересмотреть существующую технику освещения спектакля и его художественных приемов; в результате чего мы и получа­ем не только отбор тех выразительных средств, которые отве­чают творческим установкам театра, но я новый смысл их участия в спектакле.

Такой пересмотр имеет еще большее значение в условиях становления театра социалистического реализма, который по­зволяет с наибольшей глубиной и полнотой использовать средства сценической выразительности и среди них световое оформление спектаклей.

Переходя к обзору техники сценического освещения и све­товой композиции спектакля, мы должны оговорить, что ограничимся кругом только тех явлений, которые находят себе место, хотя бы и в измененном виде в современном театре. Применение света для сценических эффектов, например, в

той же литургической драме не может заинтересовать нас в настоящей работе, так как они совершенно чужды основам современного театра и вместе с этим и технике оформления его спектаклей.

Исходным этапом в данном случае должно служить заро­ждение кулисной сцены-коробки, которая во многом про­должает еще обусловливать технику современной сцены и светооформления спектакля *.

Образованию сцены-коробки закономерно предшествовал перенос театральных постановок с площади в закрытое по­мещение (в конце XV столетия в Италии). Но спектакли это­го периода, носящие характер пышных дворцовых празд­неств, ограничиваются преимущественно нарядной иллюми­нацией и немногочисленными световыми эффектами. Приме­ром такого спектакля может быть хорошо известная поста­новка при Урбинском дворе комедии кардинала Биббиена «Каландрия» в 1513 году, где мы встречаем нарядное «об­щее» освещение в виде многочисленных люстр и канделябр и чисто сценические эффекты, когда быки по ходу действия из-рыгали шшмя, а амуры появлялись с зажженными факела­ми. Но эти эффекты не представляют собой оригинального приема, так как и летающие ангелы со светящимися 'факела­ми (в данном случае амуры) и горящие пасти драконов, змей и других чудовищ «ада» являлись излюбленными приемами мистериального театра.

Такую же роль, преимущественно нарядной иллюминации, свет продолжает играть и в театре с перспективными декора­циями, поя1вившимися в Италии в самом начале XVI века. В описаниях С. Серлио, посвященных этому театру, мы встре­чаемся со следующим сценическим освещением: для верхнего света служат люстры, повешенные над сценой, с многочислен­ными восковыми свечами, а по бокам размещаются отдельные источники света (свечи и масляные лампы). На сцене источ­ники света укреплены так, что их свет проникает через про­межутки между отдельными декорациями и через окна перед­них фасадов. У Серлио мы встречаем описание и цветного ос­вещения; для этой цели перед источниками света помещают­ся прозрачные сосуды, которые наполняются различными окрашивающими световой луч веществами. Так, например, для получения красного или янтарного оттенков он рекомен­дует наливать в сосуды вино 'соответствующего цвета, для го­лубого применять смесь из химикалиев и т. д. В качестве рефлектора предлагается устанавливать за источниками све­та медный отражатель наподобие старинного таза пирюльни-

ка. Но применение всех этих приспособлений, в том числе и приемов первого цветного освещения в закрытом театре дол­жно служить для нарядной и богатой цветами иллюминации сцены и зрительного зала. Правда, вместе с этим мы встре­чаем у Серлио световые эффекты и сюжетного порядка, к ко­торым надо отнести молнию, получавшуюся при помощи вспышки или особой ракеты, скользившей в направлении на­тянутой проволоки, но основное! назначение света — создать пышное и праздничное зрелище, вполне соответствующее духу своего времени.

Такой характер использования света, как нарядного укра­шения, столь свойственный придворным празднествам буржу­азной аристократии Италии, переносится и во Францию, где он также находит себе место в придворных спектаклях. Достаточно вспомнить хотя бы блестящую постановку Баль-тазарини «Комедийный балет королевы» или «Цирцея и Нимфы».

Выписанный из Италии скрипач из Пьемонта, Балтаза-рини, делается по воле Екатерины Медичи первым балетмей­стером Парижа, поставя свой знаменитый балет в 1581 году на одном из придворных 'Свадебных празднеств в зале Бур-бонского дворца. Сцена в зал, где находилось декоратив­ное убранство, были залиты огнями свечей и масляных ламп, освещавших костюмы участников, тканые из золота и серебра и украшенные драгоценными камнями. Вполне понятно, что игра лучей на этих костюмах, драгоценных украшениях и бле­стящих декорациях вызвала аплодисменты у зрителей балета.

Совершенно иной характер начинает приобретать свет в театре с того времени, когда ренессансная сцена уступает свое место начальным формам кулисной сцены стиля «ба­рокко».

Эта смена происходит в конце XV века в связи с развити­ем новых сценических жанров, среди которых значительную роль сыграли интермедии с их феерическими превращениями, шествиями и танцами. Теперь по ходу действия от декора­ций требовалось уже активное участие в спектакле, они должны были служить не только местом для действия, но и помогать игре: исполнителей, которые появлялись на обла­ках, опускались среди дыма и огня в ад и т. д.

Сцена, изображавшая городской пейзаж, через небольшой промежуток времени оказывалась «объятой пламенем» или превращалась в «бушующее море»; театральная машинерия и сценическое освещение должны были обеспетзггь и «вечер­нюю зарю», и «восход солнца».

Сценическое действие, требующее вое больше и больше ме­ста, уходит в глубину и окружает себя подвижными декора-циями и остроумной для своего времени машинерией. Таким образом начинается многавековый путь развития кулисной сцены-коробки.

Совершенно естественно, что и роль света в условиях та^ кого театра должна была коренным образом видоизмениться. Если в театре ренессанса сценическое освещение играло пре­имущественно декоративную роль, то в конце XVI и начале XVII века оно приобретает неизмеримо большую сюжетность, а вместе с этим и динамичность. Иллюзорность, которая спо­собствовала образованию сцены-коробки, предъявляет же­сткое требование и к сценическому освещению; в это же вре­мя складываются те основные принципы «общего» освещдаия сцены, которые доходят и до наших дней. Рампа, софиты, го-ризонтное освещение, подсветки и бережки — все это, хотя и в условиях иной техники, чем наша, но хорошо уже извест­но в начале XVII века. Так, например, мы встречаем целый ряд приемов, которые, не находя применения в течение долго­го времени, теперь снова предлагаются в виде «новинки» театральной техники. К ним надо отнести углубление на план­шете, в котором закладываются источники света перед гори­зонтом для его нижнего освещения, или ту же рампу, выне­сенную на барьер оркестрового ограждения. Вместе с этим тогда же изучались и такие вопросы, как расположение на сцене света и тени, усиление динамики действия при помощи света, положительные и отрицательные стороны рампы.

Источниками света, которыми пользовались в конце XVI века, были масляные светильники, свечи, факелы и лучины. Наибольшее распространение среди городского населения имели масляные светильники: и свечи. Но как те, так и дру­гие находились на крайне примитивной ступени развития. Масляные светильники представляли собой несложный метал­лический резервуар для масла, в который опускался круглый фитиль, прикрепленный к плавающему в масле поплавку. Такие светильники давали очень скупое освещение, сильно чадили и гасли от легкого сквозняка. Чтобы усилить освеще­ние, прибегали к очень древнему устройству светильников с несколькими фитилями:. Последними усовершенствованиями, которые были сделаны к этому времени в масляных светиль­никах, были изобретения Леонардо-да-Винчи и И. Кардана. Первый в 1480 году сделал небольшую жестяную трубочку, которую и поместил над пламенем светильника. Охватывая верхний конец пламени, эта трубка увеличивала приток воз-

духа и давала возможность светильнику гореть ярче. Изобре­тение Кардано в 1550 году сводилось к тому, что он поместил фитиль сбоку резервуара с таким расчетом, чтобы масло все время притекало к концу фитиля. Следующее улучшение масляного освещения мы встречаем в Париже уже в 1756 го­ду, когда Кенкет заменил жестяную трубку Леонардо-да-Винчи стеклянной, но оставил ей прежнее место над пламе­нем.

Овечи употреблялись двух родов: сальные и восковые; по­следние были намного дороже первых, и поэтому освещение восковыми свечами представляло собой ту роскошь, которую могла позволить себе только богатая часть населения2. Хотя свечи к этому времени уже делались с нитяными фитилями, тем не менее несовершенная техника их изготовления приво­дила к очень неравномерному горению, чаду от неполностью сгорающего фитиля, чрезмерному плавлению воска или сала, а вместе с этим к обтеканию и капанию.

Минуя факелы и лучину, которые не представляют для нас значительного интереса, упомянем еще о пиротехнических средствах, которые в виде фейерверков с их ракетами, вспыш­ками, длительно торящими разноцветными огнями, были по­стоянными спутниками придворных празднеств и развлече­ний.

В каждодневном же обиходе основное место занимали при­митивные масляные светильники, свечи и даже лучины. При этом не только скупое освещение от источника света, но и крайне ограниченное количество их приводило к тому, что с началом сумерек город и жилища погружались в полутьму. ,06 этом можно судить хотя бы по тому, что в 1667 году на весь Париж, имевший к тому времени около тысячи улиц, на­считывалось всего 2 736 уличных фонарей. Отсюда еще на­гляднее становится значение света в придворном театре, где, благодаря большому количеству источников света в зритель­ном зале и на сцене, достигалась для своего времени срав­нительно большая освещенность, создававшая уже одним этим пышность и нарядность театрального зрелища.

Обратимся опять к Италии. Основными источниками све­та для придворного итальянского театра на рубеже XVI и XVII вв. продолжали оставаться все то же масло и «свечи из белого воска». При этом масляные лампы требовали мень­ше расходов и обходились значительно дешевле свечного ос­вещения, но в то же время сохраняли и те недостатки, о ко­торых мы писали выше. Правда, их старались парализовать тем, что пользовались лучшими и наиболее дорогими сортами растительного масла и подливали в него духов, но доста­точно было погаснуть одной или двум лампам, как неприят­ный запах распространялся по всему залу. Поэтому театр часто прибегал к свечному освещению, которое в то же вре­мя было более нарядно и приятнее для глаза и не могло, ко­нечно, особенно смущать своей дороговизной устроителей пышных празднеств монархического двора. Но и у свечи так­же были свои недостатки. 'Это — обтекание и постоянное ка­пание растаявшего воска на исполнителей и зрителей. Свечи, которые обычно делались тонкими и длинными, под влиянием большой температуры в помещении зрительного зала пере­гибались, и тогда тающий воск уже непрерывной струей начинал стекать вниз. Такой недостаток свечного освещения, особенно в зрительном зале, наполненном богато разодетой знатью, доставлял, видимо, немало неприятностей зрителю, судя по тем постоянным заботам, которые проявляла техни­ка освещения того времени.

Для свечей были придуманы особые розетки, куда стекал растаявший воск, а для ламп, с которых также капало мас­ло, устраивался второй нижний корпус, куда стекали из­лишки масла из светильни.

В зрительном зале масляные лампы (вернее — светильни) укреплялись по нескольку штук вместе в виде люстр, кото­рым придавалась форма орла, лилии и т. д. Ламп рекомендо­валось брать как можно больше, так как каждая из них не должна была быть значительного размера. Сама лампа дела­лась из оцинкованной жести (см. рис. 1). Люстры для свечей делались из дерева и подвешивались на железной проволоке (см. рис. 2). Развеска люстр должна была производиться с таким расчетом, чтобы прежде всего они не загораживали от зрителя сцены, поэтому рекомендовалось их вешать преиму­щественно по бокам зрительного зала и, кроме того, по мере приближения к сцене развешивать чаще; последнее делалось для того, чтобы освещение зала использовалось и для осве­щения сцены.

Мы уже упоминали о том, что свет в зрительном зале слу­жил также и для создания пышности и нарядности театраль­ного зрелища. Для этой же цели, видимо, приурочивался и сам процесс зажигания огней в зрительном зале в тот мо­мент, когда зритель займет свои места. По крайней мере, Саббаттини3, оставивший нам описание техники сцены этого времени, крайне озабочен тем, чтобы сам процесс зажигания был наиболее краток, безопасен для зрителя и надежен. Кро­ме того, говоря о том, что свет сначала должен быть зажжен

в зрительном зале, а потом на сцене, Саббаттини указывает, что зажигать свет за сценой гораздо легче, так как там можно употребить на это большое количество людей и произвести без помехи, в то время как в зрительном зале, благодаря при­сутствию зрителей, сделать это гораздо сложней4.


истоки техники освещения современной сцены - student2.ru

истоки техники освещения современной сцены - student2.ru



Рис. 1. Масляный светильник итальянского те.птрп XVII века (по Саббаттини).

Рис. 2. Люстра для трех све­чей .в итальянском театре XVII века (по Саббаттини).

Для зажигания света в зрительном зале рекомендуется три способа. Первый, под названием «мина», является не чем иным, как зажиганием свечей в люстрах при помощи «поро­хового» шнура, роль которого играла железная проволока, обвитая фитилем, смоченным в легковоспламеняющемся со­ставе. Эта проволока, проходя от одного конца зала до дру­гого, прикреплялась по очереди к фитилям источников све­та; у каждого конца проволоки ставилось по служителю, ко­торые по сигналу зажигали фитиль на проволоке; по мере сгорания этот фитиль зажигал и светильники. Частое затуха­ние и обрывы горящего фитиля заставляли подумать о дру­гом способа А это потребовало, во-первых, большого количе­ства служителей в зале, а во-ьторых, и большого терпения от зрителя во время зажигания света. На этот раз каждую лю­стру обслуживал специальный служитель, который держал в руках две палки; на конце одной из них была прикреплена зажженная свеча, а на другой — влажная губка. Последняя применялась для того, чтобы затушить свечу, если она на­чинала чадить, плавиться и капать на зрителя. Эти палки с влажной губкой долго еще продолжали служить в театре при подобном способе освещения сцены. Для зажигания люстр с масляными лампами около каждой из них ставилось по три человека. Наконец, третий способ, наиболее надежный, но и самый длительный, это опускание люстр для зажигания и подъем их до требуемой высоты. Впоследствии этот способ начинает даже служить своеобразным обозначением начала сценического действия.

В освещения сцены вместе с заботами о выполнении: пер­воначальной функции света — сделать хорошо видимым сце­ническое действие, что становится особенно понятным после описания применявшихся источников света, —возникают и новые задачи в связи с изменением всей системы оформле­ния сценического действия. Задача эта осложнилась еще тем, что при примитивных источниках света, и осветительной аппа­ратуры необходимо было освещать преимущественно объем­ные декорации, что и поныне является наиболее трудным мо­ментом. Совершенно естественно, что у работников сцены того времени возникает ряд новых соображений по этому вопросу. Из намеченных трех вариантов освещения сцены — опереди, сзади и с боков — каждый находит соответствующую оценку. Свет, направленный со стороны зрительного зала, или, как мы-теперь называем, его, «лобовой» свет, может достаточно сильно осветить всю сцену, но он делает все объемные деко­рации плоскими и невыразительными; при таком равномерном освещении мы получаем крайне неприятную расплывчатость. При втором способе, то есть концентрации света на заднем плане, можно получить большую глубину, но вместе с этим передняя часть будет освещена очень скупо. Наиболее при­емлемым оказалось сочетание всех трех способов, при кото­рых лобовой свет дает общее освещение, свет сзади — глуби­ну, а освещение с боков позволяет правильно расположить свет и тени, чтобы получить от освещенных декораций наи­большую выразительность. Вместе с этим возникали также-и те технические условия, которые должны были обеспечить нормальный ход спектакля, включавшего в себя танцы, прев­ращения, а вместе с ними и быстрые смены декораций. По­этому требовалось, чтобы источники света не мешали при смене декорации и действии машин и были бы настолько прочно укреплены, чтобы они Hie падали при ташцах. Послед­нее относилось, главным образом, к масляным светильни­кам, которые при падении разливали масло и грозили либо пожаром, либо в лучшем случае — крайне непри­ятным запахом. Если добавить ко всему этому ряд приемов так называемого «эффектного» освещения, то перед нами довольно отчетливо встанут те требования, которые предъявлялись к оборудованию света на сцене в театре начала XVII века.

Для освещения сцены употреблялись специальные приборы, ъ основной характеристикой которых можно достаточно под­робно ознакомиться по описаниям немецкого архитектора Иосифа Фуртенба-ха (1591—1667). В его-проектах и непосред­ственном опыте по постройке и освещению сцены у себя на ро­дине, в Германии, отражается техника театров придворной Ита­лии начала XVII века, где он прожил в течение десяти лет5. Необходимо оговорить, что, сопоставляя данные об освеще­нии сцены, которые мы берем у Фуртенбаха и Саббаттини, мы вовсе не предполагаем, что, взятые вместе, они как бы состав­ляют единую и цельную систему освещения театра первой половины XVII века. Наоборот, из ряда замечаний, приводи­мых нами, явствует, что приемы освещения сцены усовер­шенствовались, заменялись и одни противопоставлялись дру­гим. Это становится еще бол>ее понятным, если вспомнить, что итальянский театр начала XVII века, под влиянием которого складывались театры других европейских стран, в это время необычайно быстро перестраивался. Кроме того, можно также установить, что Саббаттини является более критически на­строенным к современной ему технике сцены, в то время как Фуртенбах оказывается более консервативным в своих теат­ральных опытах. Объясняется это тем, что Фуртенбах, побывав в Италии в 20-х годах XVII века и возвратившись в Герма­нию в спокойный, сравнительно небольшой городок Ульм. тде каждое и редкое празднество составляло целое событие, •он описывает и восстанавливает на практике только то, что удалось ему увидеть в свое время в Италии.

Наоборот, Саббаттини, проводя время в праздничной обста­новке придворной Италии, в самой «театральной», на нашем языке, в то время стране, наблюдая и сам участвуя во всех работах по усовершенствованию театральной техники, дает в своей работе 1638 года и новые достижения в этой области.

Сопоставляя Фуртенбаха и Саббаттини, мы ле ставим себе задачей точное воспроизведение всей системы освещения сце­ны итальянского театра начала XVII века; в данном случае для вас важно набросать общую картину того, как с возник­новением кулисной сцены-коробки складывалась сначала в общих и схематических чертах та система освещения, которая потом уже в более развитом и усовершенствованном виде доходит до наших дней.

Основными источниками света у Фуртенбаха, как и у Саб­баттини, остаются свечи и масляные светильники (в виде

истоки техники освещения современной сцены - student2.ru

Рис. 3. Приборы сценического освещения (по Фуртенбаху).

церковных лампад). Укрепление фитиля в такой лампе он рекомендует сделать на особых поплавках. Для этого шесть небольших деревянных кубиков скрепляются между собой проволочным кольцом; поперек этого кольца натягивается вторая проволока с кольцом посередине, через которое про­пускается фитиль. Для того, чтобы масло сгорало без остатка, в нижнюю часть лампады надо подливать свежей воды. За­правленная четвертью/ фунта растительного масла, такая лам­па может гореть в течение двенадцати часов. Фуртенбах счи­тает, что пятьдесят масляных ламп — хорошее освещение сцены. Такие лампы вставляются в металлическое кольцо, снабженное длинным винтом, которое ввинчивалось в то мес­то, где должен быть укреплен светильник. Для предохранения от загорания досок и деревянных стен между ними и лампой оставляется зазор в два с половиной дюйма. Кроме того, за лампой на стене или доске укреплялся отражатель, который одновременно служил и предохраняющим средством от огня. В качестве отражателей Фуртенбах советует брать жесть, сусальное золото и слюду; при этом лучше всего брать их вместе, укрепляя на стене за лампой сначала жесть, на нее лист сусального золота и поверх накладывая такого же раз­мера пластинку слюды. Такими же отражателями пользова­лись и при свечном освещении.

истоки техники освещения современной сцены - student2.ru

Гис. 3, 4. Приборы сценического освещения (по Фуртенбаху).

Кроме приборов «постоянного освещения», то есть укреп­ленных на определенных местах, Фуртенбах дает описание и источников «переносного» света, которые делались в виде фо­наря без передней и верхней стенки. Три боковые стенки снабжаются рефлекторами из сусального золота.

В качестве источника света у Фуртенбаха упоминается также и проекционный прибор, который, незадолго до выхода в свет последней работы Фуртенбаха, был изобретен немецким иезуитом Афанасием Кирхнером (1646 г.) и усовершенство­ван в конце 60-х годов того же 'века.

Все эти приборы позволили создать на сцене такую систему ее освещения, которая наметила все дальнейшее развитие света на сцене-коробке. Прежде всего мы встречаем полную «рамку», то есть перед нами налицо рампа, первый верхний софит и боковые портальные софиты. Правда, наиболее усо­вершенствованным прибором здесь оказывается рампа, которая появляется около 1600 года6, но в то же время функция и расположение источников света по верхней и боковым внут­ренним кромкам портала таковы, что их совершенно законо­мерно надо отнести к разделу софитов.

Рампа в ранних работах Фуртенбаха и у Саббаттини!7 раз­мещается на внутренней стороне, по-нашему «оркестровой щели» (по Фуртенбаху «передний ров»); в позднейших рабо­тах Фуртенбаха рампа уже переносится на обрез самой сцены, и в таком виде она канонизируется в дальнейшем на кулисной сцене-коробке. Только за последнее время делались попытки найти «новое» место для рампы и укрепить ее (по примеру театра начала XVII в.) на задней стенке оркестра. Такая рампа говорит о желании проектировщика создать большую освещенность на просцениуме, вынесенном за портальную рамку и приобретающем немалое игровое значение. В част­ности такой рампой оборудован вновь построенный Малый театр Василеостровокого Дома культуры в г. Ленинграде.

По Саббаттини рампа располагается за щитом, отнесенным от сцены на один фут; этот щит, проходя вдоль внешнего об­реза сцены, делается выше ее на полфута и самостоятельно укрепляется к стенам. Источниками света служат масляные лампы. У Фуртенбаха, кроме масляных ламп, встречаем свеч­ное рамповое освещение, а также оборудование отражателей для получения большей интенсивности освещения. Оба авто­ра, сходясь на том, что количество источников света в рампе должно быть большим, в то же время по-разному оценивают ее значение. В то время как Фуртенбах считает наличие рампы очень важным для освещения сцены, Саббаттини относятся к ней несколько критически. Прежде всего, ссылаясь на свой опыт, Саббаттини полагает, что при. освещении рам­пой свет на сцене больше проигрывает, чем выигрывает, так как перспектива получается темной и мрачной. Чтобы уси­лить освещенность оцепы, необходимо было бы в каждой мас­ляной лампе укрепить по нескольку фитилей, но в таком случае лампы дадут такую копоть, что между зрительным залом и сценой образуется своеобразная дымовая завеса, не говоря уже и об усилившемся неприятном запахе. Кроме того, если от света рампы выигрывают костюмы и «мавританские танцы», то лица исполнителей будут выглядеть бледными и искаженными, как будто бы они, по словам Саббаттини, «толь­ко что перенесли лихорадку». Вместе с этим большое коли­чество фитилей будет ослеплять исполнителей и мешать им играть.

Замечания Саббаттини о рампе крайне любопытны, так как с этого момента, как мы уже отмечали, начинаются нападки на рампу и длятся затем на протяжении почти трех столе­тий. Но, несмотря на все возражения, которые долгое время сводятся к техническим недостаткам, а в конце XIX века к более глубокому разрыву между рамповым освещением сцены и художественными задачами театра, тем не менее рампа про­должает оставаться на своем месте. Объяснение этого явления надо искать в том, что рампа в течение долгого времени, вместе с верхними и боковыми приборами, помогала созда­вать равномерное освещение сцены и, кроме того, давала не­обходимую освещенность первых планов. Такие качества рампы, благодаря той условности в оформлении спектакля и в частности использования света, которая так характерна до конца XIX века, вполне примиряли ее с художественными задача!ми театра. Но как только в театре возникает поход про­тив этой условности, отношение к рампе, как мы увидим ниже, резко изменилось.

Вместе с рампой мы также встречаем в театре XVII века и софитное освещение. О портальных и вертикальных софитах, которые вместе с рампой и верхним софитом образуют полную рампу, Фуртенбах упоминает в своей ранней работе (1628 г.). Он указывает, что на баковых портальных щитах со стороны сцены устанавливаются масляные лампы или свечи. Верхние горизонтальные софиты располагаются как за порталом, так и по отдельным планам. Саббаттини дает прямое указание, где находится портальный софит, — на внутренней стороне герба и фестонов, которые укрепляются на передней коробке «неба»; здесь помещается незаметно для зрителей большое количество ламп, освещающих «небо» и создающих общее ос­вещение сцены". Указание на софитное освещение по отдель­ным планам мы находим не только в описаниях, но и в чер­тежах, которые дает Фуртенбах в последующей своей работе (1640 г.), где за каждой радугой облаков располагаются мас­ляные стеклянные лампы9.

Своеобразными «подсветками» являлись источники света, которые устанавливались скрыто от зрителя в проходах на каждом плане, укрепляясь иногда на шестах, пропущенных через планшет; шесты расшивались откосами к стекам, что­бы свечи не падали при «танцах и прыжках». Использовались и отдельные декоративные детали — трубы, облака, за кото­рыми также ставились источники света10. Таким же целям служит и переносный фонарь Фуртеибаха, о котором мы гово­рили выше.

Одной из самых любопытных подробностей устройства сце­ны начала XVII века, с точки зрения ее освещения, является наличие «заднего рва», который представляет собой большой люк во всю ширину сцены, расположенный перед самым зад­ником. По мере надобности доски, которые закрывают этот люк, снимаются, и тогда он дает возможность показать на фоне задника движущиеся декоративные фигуры, шествия и т. д. Кроме того, на стенках «рва» размещаются источники света, чаще всего масляные лампы, освещающие задник и расположенную за ним арьерсцену.

Такое размещение источников света помогает дать более равномерное освещение задника и движущихся во рву фигур и персонажей. В качестве осветительного прибора Фуртенбах особенно рекомендует, в данном случае, свой трехстворный переносный фонарь. Кроме того, при описании устройства освещения в заднем рву Фуртенбах дает описание и ряда* приемов использования такого «нижнего горизонтного осве­щения». Он советует, например, укрепить источники света в заднем рву на шестах, вращающихся при помощи привода, (веревка) вокруг своей оси. При таком движении источники' света могут создать не только зрительный световой эффект, но и, в согласовании с игрой актера, ритмизованное сце­ническое действие. Такой ритмический рисунок света, види­мо, является довольно распространенным явлением; яо крайней мере, Саббаттини дает аналогичный пример, когда он предлагает одновременно с движением декоративных волн, затемнять и усиливать общее освещение сцены". Другой пример эффекта при нижнем горизонтном освещении дает Саббаттини в описании освещения утренней зари. Для этой

истоки техники освещения современной сцены - student2.ru

Рис. 5. Верхнее освещение сцены (по Фуртенбаху).

цели он рекомендует разместить источники света под сценой около задника, прикрыв их вначале доской. При затемненном общем освещении сцены эту доску постепенно приоткрывают, благодаря чему лампы, расположенные под сценой, начинают освещать разрисованный задник. Когда доска открывается це­ликом, усиливают общее освещение сцены; при полном осве­щении люк снова закрывается доской, что создает ровное «дневное» освещение сцены12.

Такое нижнее горизонтное освещение рационально только при наличии постоянного места расположения задника. По­этому в дальнейшем, когда живописные полотна-задни­ки стали при смене декораций развешиваться на разных пла­нах, этот прием естественно отпал. Он возобновляется только тогда, когда на сцене в конце XIX века появляются мягкие и жесткие горизонты, укрепляющиеся на определенном месте. Несмотря на целый ряд выгодных сторон для освещения гори-

зонта, эта система еще не нашла достаточно широкого приме­нения в театре. Кроме нескольких театров Германии, сце­ны с нижним горизонтным освещением мы встречаем лишь в Америке. У нас первый опыт выемки перед горизонтом для расположения в ней источников света был сделан режиссе­ром А. А. Брянцевым для Передвижного театра {Ленинград, ул. Некрасова). Впоследствии, когда в этом театре шли спек­такли Института сценических искусств, эту выемку для ос­вещения горизонта удачно использовал в ряде постановок художник А. В. Рыков.

Особое место в светооформлении спектакля начала XVII века занимает освещение облаков. Не говоря уже об общем освещении сцены, которое группируется так, чтобы создать наиболее выгодную освещенность облачного неба, мы встреча­ем также ряд источников света, размещенных на обратной стороне самих облаков. Это объясняется также тем, что обла­ка зачастую служили декоративным станком, на котором «с неба» появлялись (спускались) различные персонажи. Источники света помещались либо внутри ящика, декориро­ванного под облака, либо в большом количестве за отдельными слоями облаков, но так, чтобы зрителю не было видно само пламя лампы или свечи 13. Для избежания копоти над источ­ником света укреплялась вытяжная труба, изобретенная, как мы знаем, еще Леонардо-да-Винчи в конце XV столетия.

В одном из облачных ящиков Фуртенбах за отверстием в задней стенке делает вырез, за которым устанавливается источник света. В самом ящике перед свечой укрепляется выпуклый стеклянный сосуд, наполненный подкрашенной водой. Он помещается в центре внутренней части прибора, сделанной из листовой меди, которая чистится кирпичным порошком. Вокруг сосуда располагаются 16 лучей; для того, чтобы эти лучи еще больше играли от света, проходящего через стеклянный сосуд, последний может поворачиваться при помощи железного прута (см. рис. 3).

В этом аппарате, как мы видим, используется прием окра­шивания светового луча при помощи стеклянного сосуда, на­полненного цветной жидкостью; прием этот, описанный в свое время Серлио, в данном случае усложнен тем, что одна -стенка сосуда делается выпуклой, а другая вогнутой, что поз­воляет использовать его как собирательную линзу. Такое остроумное применение стеклянного сосуда в аппарате дает возможность А. А. Гвоздеву обозначить его как первую попытку устройства театрального (линзового) прожектора простейшего типа и.

Для изображения молнии применяется несколько различ­ных способов. Саббагтипи указывает два приема15. Первый заключается в том, что доска шириной в один фут распили­вается по форме зигзага молнии. Оба распила в сложенном виде укрепляются на обратной стороне задника, причем верх­ний распил закрепляется неподвижно, а нижний должен опускаться на три пальца вниз. Против этой доски устанав­ливается другая доска с прикрепленными на ней свечами. Быстрым движением вниз и вверх нижнего распила доски-молнии создается нужный эффект. Другой прием осущест­вляется более простым способом. В доске, которая также укрепляется на заднике, выпиливается рисунок молнии; про­рез этот закрывается заслонкой, которая быстрым движением может быть снята и снова поставлена на место. Совершенно иного порядка эффект молнии дает Фуртенбах, который ре­комендует употреблять вспышки порошка из колофония. При этом примитивность технического приема здесь доводится до предела. Порошок из колофония Фуртенбах советует насы­пать прямо в руку, держа между пальцами той же руки заж­женный огарок свечи; при быстром движении руки полу­чается длинное огненное пламя. Впрочем, чтобы не обжигать пальцев, Фуртенбах рекомендует приспособить для порошка маленькую железную коробку.

Этот прием приводит нас в другую область «световых эф­фектов», при помощи открытого пламени, чуждую современ­ному театру. Отсутствие (мощных источников света и доста­точно развитой сценической техники заставлял» прибегать зачастую к использованию открытого и сравнительно большого пламени на сцене. Костры, факелы, смоляные бочки, приме­нявшиеся в мистериальном театре и во время празднеств на открытом воздухе, переносятся <в измененном, конечно, виде) и на сцену-коробку. В этом отношении наиболее любопытным является совет Саббаттини, как устроить «пылающую сце­ну» 16. В интермедиях, говорит он, часто желательно показать сцену, объятую пожаром. Для этого надо взять старый ис­пользованный холст, смочить его незадолго до спектакля в вине и развесить его на декоративных фасадах домов. Около каждой декорации становится человек с зажженной свечой, которой он по сигналу поджигает холст. Особый эффект по­лучается в том случае, если в это время начнут вращаться декорации.

Такой прием, который, с нашей точки зрения, только слу­чайно может не привести к пожару на сцене, являлся тогда Далеко не одиноким. Достаточно вспомнить изображение «ада»

на сцене, являющееся прямым продолжением тех же «эф­фектов». В одном случае впечатление человека, объятого ог­нем и пламенем «ада», достигается тем, что по передней и задней кромке открытого люка дают большое пламя, между которым находится исполнитель 17. В другом — этот прием достигается еще более сильными средствами 18. Под сценой но углам большого открытого люка стоят четыре «сильных и энергичных человека. Каждый из них снабжен горшком, «в котором варят пищу». В донышке этого горшка делают от­верстие, через которое должна проходить палка от факела, с таким расчетом, чтобы пламя факела находилось над поверх­ностью горшка. Наполнив горшок смолой, пропитанной по­рохом, его закрывают сверху плотной бумагой с дырочками •(см. рис. 6). Зажженные факелы с горшками берут в руки и выставляют над поверхностью люка, время от времени сильно встряхивая, отчего получается большая вспышка пламени. Оаббаттини, у которого мы берем этот пример, оговаривая, что во время применения этого эффекта нередки случаи тяжелых ожогов, рекомендует соблюдать

Наши рекомендации