Истоки техники освещения современной сцены
Взаимоотношения между техникой сцены и художественным построением спектакля были подробно рассмотрены в первой части нашей работы «Сцена», где уже говорилось о том, что сценическое освещение, являясь одним из технических средств при постановке спектакля, одновременно выполняет функцию раскрытия идейного замысла спектакля. Накапливая с течением времени опыт и более совершенные приемы, театр на каждом этапе своего развития придает световому оформлению спектакля тот смысл и то значение, которые в обобщенном виде наиболее отчетливо вскрываются в его творческом направлении, то есть стиле.
Именно отсюда возникают в первую очередь потребности пересмотреть существующую технику освещения спектакля и его художественных приемов; в результате чего мы и получаем не только отбор тех выразительных средств, которые отвечают творческим установкам театра, но я новый смысл их участия в спектакле.
Такой пересмотр имеет еще большее значение в условиях становления театра социалистического реализма, который позволяет с наибольшей глубиной и полнотой использовать средства сценической выразительности и среди них световое оформление спектаклей.
Переходя к обзору техники сценического освещения и световой композиции спектакля, мы должны оговорить, что ограничимся кругом только тех явлений, которые находят себе место, хотя бы и в измененном виде в современном театре. Применение света для сценических эффектов, например, в
той же литургической драме не может заинтересовать нас в настоящей работе, так как они совершенно чужды основам современного театра и вместе с этим и технике оформления его спектаклей.
Исходным этапом в данном случае должно служить зарождение кулисной сцены-коробки, которая во многом продолжает еще обусловливать технику современной сцены и светооформления спектакля *.
Образованию сцены-коробки закономерно предшествовал перенос театральных постановок с площади в закрытое помещение (в конце XV столетия в Италии). Но спектакли этого периода, носящие характер пышных дворцовых празднеств, ограничиваются преимущественно нарядной иллюминацией и немногочисленными световыми эффектами. Примером такого спектакля может быть хорошо известная постановка при Урбинском дворе комедии кардинала Биббиена «Каландрия» в 1513 году, где мы встречаем нарядное «общее» освещение в виде многочисленных люстр и канделябр и чисто сценические эффекты, когда быки по ходу действия из-рыгали шшмя, а амуры появлялись с зажженными факелами. Но эти эффекты не представляют собой оригинального приема, так как и летающие ангелы со светящимися 'факелами (в данном случае амуры) и горящие пасти драконов, змей и других чудовищ «ада» являлись излюбленными приемами мистериального театра.
Такую же роль, преимущественно нарядной иллюминации, свет продолжает играть и в театре с перспективными декорациями, поя1вившимися в Италии в самом начале XVI века. В описаниях С. Серлио, посвященных этому театру, мы встречаемся со следующим сценическим освещением: для верхнего света служат люстры, повешенные над сценой, с многочисленными восковыми свечами, а по бокам размещаются отдельные источники света (свечи и масляные лампы). На сцене источники света укреплены так, что их свет проникает через промежутки между отдельными декорациями и через окна передних фасадов. У Серлио мы встречаем описание и цветного освещения; для этой цели перед источниками света помещаются прозрачные сосуды, которые наполняются различными окрашивающими световой луч веществами. Так, например, для получения красного или янтарного оттенков он рекомендует наливать в сосуды вино 'соответствующего цвета, для голубого применять смесь из химикалиев и т. д. В качестве рефлектора предлагается устанавливать за источниками света медный отражатель наподобие старинного таза пирюльни-
ка. Но применение всех этих приспособлений, в том числе и приемов первого цветного освещения в закрытом театре должно служить для нарядной и богатой цветами иллюминации сцены и зрительного зала. Правда, вместе с этим мы встречаем у Серлио световые эффекты и сюжетного порядка, к которым надо отнести молнию, получавшуюся при помощи вспышки или особой ракеты, скользившей в направлении натянутой проволоки, но основное! назначение света — создать пышное и праздничное зрелище, вполне соответствующее духу своего времени.
Такой характер использования света, как нарядного украшения, столь свойственный придворным празднествам буржуазной аристократии Италии, переносится и во Францию, где он также находит себе место в придворных спектаклях. Достаточно вспомнить хотя бы блестящую постановку Баль-тазарини «Комедийный балет королевы» или «Цирцея и Нимфы».
Выписанный из Италии скрипач из Пьемонта, Балтаза-рини, делается по воле Екатерины Медичи первым балетмейстером Парижа, поставя свой знаменитый балет в 1581 году на одном из придворных 'Свадебных празднеств в зале Бур-бонского дворца. Сцена в зал, где находилось декоративное убранство, были залиты огнями свечей и масляных ламп, освещавших костюмы участников, тканые из золота и серебра и украшенные драгоценными камнями. Вполне понятно, что игра лучей на этих костюмах, драгоценных украшениях и блестящих декорациях вызвала аплодисменты у зрителей балета.
Совершенно иной характер начинает приобретать свет в театре с того времени, когда ренессансная сцена уступает свое место начальным формам кулисной сцены стиля «барокко».
Эта смена происходит в конце XV века в связи с развитием новых сценических жанров, среди которых значительную роль сыграли интермедии с их феерическими превращениями, шествиями и танцами. Теперь по ходу действия от декораций требовалось уже активное участие в спектакле, они должны были служить не только местом для действия, но и помогать игре: исполнителей, которые появлялись на облаках, опускались среди дыма и огня в ад и т. д.
Сцена, изображавшая городской пейзаж, через небольшой промежуток времени оказывалась «объятой пламенем» или превращалась в «бушующее море»; театральная машинерия и сценическое освещение должны были обеспетзггь и «вечернюю зарю», и «восход солнца».
Сценическое действие, требующее вое больше и больше места, уходит в глубину и окружает себя подвижными декора-циями и остроумной для своего времени машинерией. Таким образом начинается многавековый путь развития кулисной сцены-коробки.
Совершенно естественно, что и роль света в условиях та^ кого театра должна была коренным образом видоизмениться. Если в театре ренессанса сценическое освещение играло преимущественно декоративную роль, то в конце XVI и начале XVII века оно приобретает неизмеримо большую сюжетность, а вместе с этим и динамичность. Иллюзорность, которая способствовала образованию сцены-коробки, предъявляет жесткое требование и к сценическому освещению; в это же время складываются те основные принципы «общего» освещдаия сцены, которые доходят и до наших дней. Рампа, софиты, го-ризонтное освещение, подсветки и бережки — все это, хотя и в условиях иной техники, чем наша, но хорошо уже известно в начале XVII века. Так, например, мы встречаем целый ряд приемов, которые, не находя применения в течение долгого времени, теперь снова предлагаются в виде «новинки» театральной техники. К ним надо отнести углубление на планшете, в котором закладываются источники света перед горизонтом для его нижнего освещения, или ту же рампу, вынесенную на барьер оркестрового ограждения. Вместе с этим тогда же изучались и такие вопросы, как расположение на сцене света и тени, усиление динамики действия при помощи света, положительные и отрицательные стороны рампы.
Источниками света, которыми пользовались в конце XVI века, были масляные светильники, свечи, факелы и лучины. Наибольшее распространение среди городского населения имели масляные светильники: и свечи. Но как те, так и другие находились на крайне примитивной ступени развития. Масляные светильники представляли собой несложный металлический резервуар для масла, в который опускался круглый фитиль, прикрепленный к плавающему в масле поплавку. Такие светильники давали очень скупое освещение, сильно чадили и гасли от легкого сквозняка. Чтобы усилить освещение, прибегали к очень древнему устройству светильников с несколькими фитилями:. Последними усовершенствованиями, которые были сделаны к этому времени в масляных светильниках, были изобретения Леонардо-да-Винчи и И. Кардана. Первый в 1480 году сделал небольшую жестяную трубочку, которую и поместил над пламенем светильника. Охватывая верхний конец пламени, эта трубка увеличивала приток воз-
духа и давала возможность светильнику гореть ярче. Изобретение Кардано в 1550 году сводилось к тому, что он поместил фитиль сбоку резервуара с таким расчетом, чтобы масло все время притекало к концу фитиля. Следующее улучшение масляного освещения мы встречаем в Париже уже в 1756 году, когда Кенкет заменил жестяную трубку Леонардо-да-Винчи стеклянной, но оставил ей прежнее место над пламенем.
Овечи употреблялись двух родов: сальные и восковые; последние были намного дороже первых, и поэтому освещение восковыми свечами представляло собой ту роскошь, которую могла позволить себе только богатая часть населения2. Хотя свечи к этому времени уже делались с нитяными фитилями, тем не менее несовершенная техника их изготовления приводила к очень неравномерному горению, чаду от неполностью сгорающего фитиля, чрезмерному плавлению воска или сала, а вместе с этим к обтеканию и капанию.
Минуя факелы и лучину, которые не представляют для нас значительного интереса, упомянем еще о пиротехнических средствах, которые в виде фейерверков с их ракетами, вспышками, длительно торящими разноцветными огнями, были постоянными спутниками придворных празднеств и развлечений.
В каждодневном же обиходе основное место занимали примитивные масляные светильники, свечи и даже лучины. При этом не только скупое освещение от источника света, но и крайне ограниченное количество их приводило к тому, что с началом сумерек город и жилища погружались в полутьму. ,06 этом можно судить хотя бы по тому, что в 1667 году на весь Париж, имевший к тому времени около тысячи улиц, насчитывалось всего 2 736 уличных фонарей. Отсюда еще нагляднее становится значение света в придворном театре, где, благодаря большому количеству источников света в зрительном зале и на сцене, достигалась для своего времени сравнительно большая освещенность, создававшая уже одним этим пышность и нарядность театрального зрелища.
Обратимся опять к Италии. Основными источниками света для придворного итальянского театра на рубеже XVI и XVII вв. продолжали оставаться все то же масло и «свечи из белого воска». При этом масляные лампы требовали меньше расходов и обходились значительно дешевле свечного освещения, но в то же время сохраняли и те недостатки, о которых мы писали выше. Правда, их старались парализовать тем, что пользовались лучшими и наиболее дорогими сортами растительного масла и подливали в него духов, но достаточно было погаснуть одной или двум лампам, как неприятный запах распространялся по всему залу. Поэтому театр часто прибегал к свечному освещению, которое в то же время было более нарядно и приятнее для глаза и не могло, конечно, особенно смущать своей дороговизной устроителей пышных празднеств монархического двора. Но и у свечи также были свои недостатки. 'Это — обтекание и постоянное капание растаявшего воска на исполнителей и зрителей. Свечи, которые обычно делались тонкими и длинными, под влиянием большой температуры в помещении зрительного зала перегибались, и тогда тающий воск уже непрерывной струей начинал стекать вниз. Такой недостаток свечного освещения, особенно в зрительном зале, наполненном богато разодетой знатью, доставлял, видимо, немало неприятностей зрителю, судя по тем постоянным заботам, которые проявляла техника освещения того времени.
Для свечей были придуманы особые розетки, куда стекал растаявший воск, а для ламп, с которых также капало масло, устраивался второй нижний корпус, куда стекали излишки масла из светильни.
В зрительном зале масляные лампы (вернее — светильни) укреплялись по нескольку штук вместе в виде люстр, которым придавалась форма орла, лилии и т. д. Ламп рекомендовалось брать как можно больше, так как каждая из них не должна была быть значительного размера. Сама лампа делалась из оцинкованной жести (см. рис. 1). Люстры для свечей делались из дерева и подвешивались на железной проволоке (см. рис. 2). Развеска люстр должна была производиться с таким расчетом, чтобы прежде всего они не загораживали от зрителя сцены, поэтому рекомендовалось их вешать преимущественно по бокам зрительного зала и, кроме того, по мере приближения к сцене развешивать чаще; последнее делалось для того, чтобы освещение зала использовалось и для освещения сцены.
Мы уже упоминали о том, что свет в зрительном зале служил также и для создания пышности и нарядности театрального зрелища. Для этой же цели, видимо, приурочивался и сам процесс зажигания огней в зрительном зале в тот момент, когда зритель займет свои места. По крайней мере, Саббаттини3, оставивший нам описание техники сцены этого времени, крайне озабочен тем, чтобы сам процесс зажигания был наиболее краток, безопасен для зрителя и надежен. Кроме того, говоря о том, что свет сначала должен быть зажжен
в зрительном зале, а потом на сцене, Саббаттини указывает, что зажигать свет за сценой гораздо легче, так как там можно употребить на это большое количество людей и произвести без помехи, в то время как в зрительном зале, благодаря присутствию зрителей, сделать это гораздо сложней4.
Рис. 1. Масляный светильник итальянского те.птрп XVII века (по Саббаттини).
Рис. 2. Люстра для трех свечей .в итальянском театре XVII века (по Саббаттини).
Для зажигания света в зрительном зале рекомендуется три способа. Первый, под названием «мина», является не чем иным, как зажиганием свечей в люстрах при помощи «порохового» шнура, роль которого играла железная проволока, обвитая фитилем, смоченным в легковоспламеняющемся составе. Эта проволока, проходя от одного конца зала до другого, прикреплялась по очереди к фитилям источников света; у каждого конца проволоки ставилось по служителю, которые по сигналу зажигали фитиль на проволоке; по мере сгорания этот фитиль зажигал и светильники. Частое затухание и обрывы горящего фитиля заставляли подумать о другом способа А это потребовало, во-первых, большого количества служителей в зале, а во-ьторых, и большого терпения от зрителя во время зажигания света. На этот раз каждую люстру обслуживал специальный служитель, который держал в руках две палки; на конце одной из них была прикреплена зажженная свеча, а на другой — влажная губка. Последняя применялась для того, чтобы затушить свечу, если она начинала чадить, плавиться и капать на зрителя. Эти палки с влажной губкой долго еще продолжали служить в театре при подобном способе освещения сцены. Для зажигания люстр с масляными лампами около каждой из них ставилось по три человека. Наконец, третий способ, наиболее надежный, но и самый длительный, это опускание люстр для зажигания и подъем их до требуемой высоты. Впоследствии этот способ начинает даже служить своеобразным обозначением начала сценического действия.
В освещения сцены вместе с заботами о выполнении: первоначальной функции света — сделать хорошо видимым сценическое действие, что становится особенно понятным после описания применявшихся источников света, —возникают и новые задачи в связи с изменением всей системы оформления сценического действия. Задача эта осложнилась еще тем, что при примитивных источниках света, и осветительной аппаратуры необходимо было освещать преимущественно объемные декорации, что и поныне является наиболее трудным моментом. Совершенно естественно, что у работников сцены того времени возникает ряд новых соображений по этому вопросу. Из намеченных трех вариантов освещения сцены — опереди, сзади и с боков — каждый находит соответствующую оценку. Свет, направленный со стороны зрительного зала, или, как мы-теперь называем, его, «лобовой» свет, может достаточно сильно осветить всю сцену, но он делает все объемные декорации плоскими и невыразительными; при таком равномерном освещении мы получаем крайне неприятную расплывчатость. При втором способе, то есть концентрации света на заднем плане, можно получить большую глубину, но вместе с этим передняя часть будет освещена очень скупо. Наиболее приемлемым оказалось сочетание всех трех способов, при которых лобовой свет дает общее освещение, свет сзади — глубину, а освещение с боков позволяет правильно расположить свет и тени, чтобы получить от освещенных декораций наибольшую выразительность. Вместе с этим возникали также-и те технические условия, которые должны были обеспечить нормальный ход спектакля, включавшего в себя танцы, превращения, а вместе с ними и быстрые смены декораций. Поэтому требовалось, чтобы источники света не мешали при смене декорации и действии машин и были бы настолько прочно укреплены, чтобы они Hie падали при ташцах. Последнее относилось, главным образом, к масляным светильникам, которые при падении разливали масло и грозили либо пожаром, либо в лучшем случае — крайне неприятным запахом. Если добавить ко всему этому ряд приемов так называемого «эффектного» освещения, то перед нами довольно отчетливо встанут те требования, которые предъявлялись к оборудованию света на сцене в театре начала XVII века.
Для освещения сцены употреблялись специальные приборы, ъ основной характеристикой которых можно достаточно подробно ознакомиться по описаниям немецкого архитектора Иосифа Фуртенба-ха (1591—1667). В его-проектах и непосредственном опыте по постройке и освещению сцены у себя на родине, в Германии, отражается техника театров придворной Италии начала XVII века, где он прожил в течение десяти лет5. Необходимо оговорить, что, сопоставляя данные об освещении сцены, которые мы берем у Фуртенбаха и Саббаттини, мы вовсе не предполагаем, что, взятые вместе, они как бы составляют единую и цельную систему освещения театра первой половины XVII века. Наоборот, из ряда замечаний, приводимых нами, явствует, что приемы освещения сцены усовершенствовались, заменялись и одни противопоставлялись другим. Это становится еще бол>ее понятным, если вспомнить, что итальянский театр начала XVII века, под влиянием которого складывались театры других европейских стран, в это время необычайно быстро перестраивался. Кроме того, можно также установить, что Саббаттини является более критически настроенным к современной ему технике сцены, в то время как Фуртенбах оказывается более консервативным в своих театральных опытах. Объясняется это тем, что Фуртенбах, побывав в Италии в 20-х годах XVII века и возвратившись в Германию в спокойный, сравнительно небольшой городок Ульм. тде каждое и редкое празднество составляло целое событие, •он описывает и восстанавливает на практике только то, что удалось ему увидеть в свое время в Италии.
Наоборот, Саббаттини, проводя время в праздничной обстановке придворной Италии, в самой «театральной», на нашем языке, в то время стране, наблюдая и сам участвуя во всех работах по усовершенствованию театральной техники, дает в своей работе 1638 года и новые достижения в этой области.
Сопоставляя Фуртенбаха и Саббаттини, мы ле ставим себе задачей точное воспроизведение всей системы освещения сцены итальянского театра начала XVII века; в данном случае для вас важно набросать общую картину того, как с возникновением кулисной сцены-коробки складывалась сначала в общих и схематических чертах та система освещения, которая потом уже в более развитом и усовершенствованном виде доходит до наших дней.
Основными источниками света у Фуртенбаха, как и у Саббаттини, остаются свечи и масляные светильники (в виде
Рис. 3. Приборы сценического освещения (по Фуртенбаху).
церковных лампад). Укрепление фитиля в такой лампе он рекомендует сделать на особых поплавках. Для этого шесть небольших деревянных кубиков скрепляются между собой проволочным кольцом; поперек этого кольца натягивается вторая проволока с кольцом посередине, через которое пропускается фитиль. Для того, чтобы масло сгорало без остатка, в нижнюю часть лампады надо подливать свежей воды. Заправленная четвертью/ фунта растительного масла, такая лампа может гореть в течение двенадцати часов. Фуртенбах считает, что пятьдесят масляных ламп — хорошее освещение сцены. Такие лампы вставляются в металлическое кольцо, снабженное длинным винтом, которое ввинчивалось в то место, где должен быть укреплен светильник. Для предохранения от загорания досок и деревянных стен между ними и лампой оставляется зазор в два с половиной дюйма. Кроме того, за лампой на стене или доске укреплялся отражатель, который одновременно служил и предохраняющим средством от огня. В качестве отражателей Фуртенбах советует брать жесть, сусальное золото и слюду; при этом лучше всего брать их вместе, укрепляя на стене за лампой сначала жесть, на нее лист сусального золота и поверх накладывая такого же размера пластинку слюды. Такими же отражателями пользовались и при свечном освещении.
Гис. 3, 4. Приборы сценического освещения (по Фуртенбаху).
Кроме приборов «постоянного освещения», то есть укрепленных на определенных местах, Фуртенбах дает описание и источников «переносного» света, которые делались в виде фонаря без передней и верхней стенки. Три боковые стенки снабжаются рефлекторами из сусального золота.
В качестве источника света у Фуртенбаха упоминается также и проекционный прибор, который, незадолго до выхода в свет последней работы Фуртенбаха, был изобретен немецким иезуитом Афанасием Кирхнером (1646 г.) и усовершенствован в конце 60-х годов того же 'века.
Все эти приборы позволили создать на сцене такую систему ее освещения, которая наметила все дальнейшее развитие света на сцене-коробке. Прежде всего мы встречаем полную «рамку», то есть перед нами налицо рампа, первый верхний софит и боковые портальные софиты. Правда, наиболее усовершенствованным прибором здесь оказывается рампа, которая появляется около 1600 года6, но в то же время функция и расположение источников света по верхней и боковым внутренним кромкам портала таковы, что их совершенно закономерно надо отнести к разделу софитов.
Рампа в ранних работах Фуртенбаха и у Саббаттини!7 размещается на внутренней стороне, по-нашему «оркестровой щели» (по Фуртенбаху «передний ров»); в позднейших работах Фуртенбаха рампа уже переносится на обрез самой сцены, и в таком виде она канонизируется в дальнейшем на кулисной сцене-коробке. Только за последнее время делались попытки найти «новое» место для рампы и укрепить ее (по примеру театра начала XVII в.) на задней стенке оркестра. Такая рампа говорит о желании проектировщика создать большую освещенность на просцениуме, вынесенном за портальную рамку и приобретающем немалое игровое значение. В частности такой рампой оборудован вновь построенный Малый театр Василеостровокого Дома культуры в г. Ленинграде.
По Саббаттини рампа располагается за щитом, отнесенным от сцены на один фут; этот щит, проходя вдоль внешнего обреза сцены, делается выше ее на полфута и самостоятельно укрепляется к стенам. Источниками света служат масляные лампы. У Фуртенбаха, кроме масляных ламп, встречаем свечное рамповое освещение, а также оборудование отражателей для получения большей интенсивности освещения. Оба автора, сходясь на том, что количество источников света в рампе должно быть большим, в то же время по-разному оценивают ее значение. В то время как Фуртенбах считает наличие рампы очень важным для освещения сцены, Саббаттини относятся к ней несколько критически. Прежде всего, ссылаясь на свой опыт, Саббаттини полагает, что при. освещении рампой свет на сцене больше проигрывает, чем выигрывает, так как перспектива получается темной и мрачной. Чтобы усилить освещенность оцепы, необходимо было бы в каждой масляной лампе укрепить по нескольку фитилей, но в таком случае лампы дадут такую копоть, что между зрительным залом и сценой образуется своеобразная дымовая завеса, не говоря уже и об усилившемся неприятном запахе. Кроме того, если от света рампы выигрывают костюмы и «мавританские танцы», то лица исполнителей будут выглядеть бледными и искаженными, как будто бы они, по словам Саббаттини, «только что перенесли лихорадку». Вместе с этим большое количество фитилей будет ослеплять исполнителей и мешать им играть.
Замечания Саббаттини о рампе крайне любопытны, так как с этого момента, как мы уже отмечали, начинаются нападки на рампу и длятся затем на протяжении почти трех столетий. Но, несмотря на все возражения, которые долгое время сводятся к техническим недостаткам, а в конце XIX века к более глубокому разрыву между рамповым освещением сцены и художественными задачами театра, тем не менее рампа продолжает оставаться на своем месте. Объяснение этого явления надо искать в том, что рампа в течение долгого времени, вместе с верхними и боковыми приборами, помогала создавать равномерное освещение сцены и, кроме того, давала необходимую освещенность первых планов. Такие качества рампы, благодаря той условности в оформлении спектакля и в частности использования света, которая так характерна до конца XIX века, вполне примиряли ее с художественными задача!ми театра. Но как только в театре возникает поход против этой условности, отношение к рампе, как мы увидим ниже, резко изменилось.
Вместе с рампой мы также встречаем в театре XVII века и софитное освещение. О портальных и вертикальных софитах, которые вместе с рампой и верхним софитом образуют полную рампу, Фуртенбах упоминает в своей ранней работе (1628 г.). Он указывает, что на баковых портальных щитах со стороны сцены устанавливаются масляные лампы или свечи. Верхние горизонтальные софиты располагаются как за порталом, так и по отдельным планам. Саббаттини дает прямое указание, где находится портальный софит, — на внутренней стороне герба и фестонов, которые укрепляются на передней коробке «неба»; здесь помещается незаметно для зрителей большое количество ламп, освещающих «небо» и создающих общее освещение сцены". Указание на софитное освещение по отдельным планам мы находим не только в описаниях, но и в чертежах, которые дает Фуртенбах в последующей своей работе (1640 г.), где за каждой радугой облаков располагаются масляные стеклянные лампы9.
Своеобразными «подсветками» являлись источники света, которые устанавливались скрыто от зрителя в проходах на каждом плане, укрепляясь иногда на шестах, пропущенных через планшет; шесты расшивались откосами к стекам, чтобы свечи не падали при «танцах и прыжках». Использовались и отдельные декоративные детали — трубы, облака, за которыми также ставились источники света10. Таким же целям служит и переносный фонарь Фуртеибаха, о котором мы говорили выше.
Одной из самых любопытных подробностей устройства сцены начала XVII века, с точки зрения ее освещения, является наличие «заднего рва», который представляет собой большой люк во всю ширину сцены, расположенный перед самым задником. По мере надобности доски, которые закрывают этот люк, снимаются, и тогда он дает возможность показать на фоне задника движущиеся декоративные фигуры, шествия и т. д. Кроме того, на стенках «рва» размещаются источники света, чаще всего масляные лампы, освещающие задник и расположенную за ним арьерсцену.
Такое размещение источников света помогает дать более равномерное освещение задника и движущихся во рву фигур и персонажей. В качестве осветительного прибора Фуртенбах особенно рекомендует, в данном случае, свой трехстворный переносный фонарь. Кроме того, при описании устройства освещения в заднем рву Фуртенбах дает описание и ряда* приемов использования такого «нижнего горизонтного освещения». Он советует, например, укрепить источники света в заднем рву на шестах, вращающихся при помощи привода, (веревка) вокруг своей оси. При таком движении источники' света могут создать не только зрительный световой эффект, но и, в согласовании с игрой актера, ритмизованное сценическое действие. Такой ритмический рисунок света, видимо, является довольно распространенным явлением; яо крайней мере, Саббаттини дает аналогичный пример, когда он предлагает одновременно с движением декоративных волн, затемнять и усиливать общее освещение сцены". Другой пример эффекта при нижнем горизонтном освещении дает Саббаттини в описании освещения утренней зари. Для этой
Рис. 5. Верхнее освещение сцены (по Фуртенбаху).
цели он рекомендует разместить источники света под сценой около задника, прикрыв их вначале доской. При затемненном общем освещении сцены эту доску постепенно приоткрывают, благодаря чему лампы, расположенные под сценой, начинают освещать разрисованный задник. Когда доска открывается целиком, усиливают общее освещение сцены; при полном освещении люк снова закрывается доской, что создает ровное «дневное» освещение сцены12.
Такое нижнее горизонтное освещение рационально только при наличии постоянного места расположения задника. Поэтому в дальнейшем, когда живописные полотна-задники стали при смене декораций развешиваться на разных планах, этот прием естественно отпал. Он возобновляется только тогда, когда на сцене в конце XIX века появляются мягкие и жесткие горизонты, укрепляющиеся на определенном месте. Несмотря на целый ряд выгодных сторон для освещения гори-
зонта, эта система еще не нашла достаточно широкого применения в театре. Кроме нескольких театров Германии, сцены с нижним горизонтным освещением мы встречаем лишь в Америке. У нас первый опыт выемки перед горизонтом для расположения в ней источников света был сделан режиссером А. А. Брянцевым для Передвижного театра {Ленинград, ул. Некрасова). Впоследствии, когда в этом театре шли спектакли Института сценических искусств, эту выемку для освещения горизонта удачно использовал в ряде постановок художник А. В. Рыков.
Особое место в светооформлении спектакля начала XVII века занимает освещение облаков. Не говоря уже об общем освещении сцены, которое группируется так, чтобы создать наиболее выгодную освещенность облачного неба, мы встречаем также ряд источников света, размещенных на обратной стороне самих облаков. Это объясняется также тем, что облака зачастую служили декоративным станком, на котором «с неба» появлялись (спускались) различные персонажи. Источники света помещались либо внутри ящика, декорированного под облака, либо в большом количестве за отдельными слоями облаков, но так, чтобы зрителю не было видно само пламя лампы или свечи 13. Для избежания копоти над источником света укреплялась вытяжная труба, изобретенная, как мы знаем, еще Леонардо-да-Винчи в конце XV столетия.
В одном из облачных ящиков Фуртенбах за отверстием в задней стенке делает вырез, за которым устанавливается источник света. В самом ящике перед свечой укрепляется выпуклый стеклянный сосуд, наполненный подкрашенной водой. Он помещается в центре внутренней части прибора, сделанной из листовой меди, которая чистится кирпичным порошком. Вокруг сосуда располагаются 16 лучей; для того, чтобы эти лучи еще больше играли от света, проходящего через стеклянный сосуд, последний может поворачиваться при помощи железного прута (см. рис. 3).
В этом аппарате, как мы видим, используется прием окрашивания светового луча при помощи стеклянного сосуда, наполненного цветной жидкостью; прием этот, описанный в свое время Серлио, в данном случае усложнен тем, что одна -стенка сосуда делается выпуклой, а другая вогнутой, что позволяет использовать его как собирательную линзу. Такое остроумное применение стеклянного сосуда в аппарате дает возможность А. А. Гвоздеву обозначить его как первую попытку устройства театрального (линзового) прожектора простейшего типа и.
Для изображения молнии применяется несколько различных способов. Саббагтипи указывает два приема15. Первый заключается в том, что доска шириной в один фут распиливается по форме зигзага молнии. Оба распила в сложенном виде укрепляются на обратной стороне задника, причем верхний распил закрепляется неподвижно, а нижний должен опускаться на три пальца вниз. Против этой доски устанавливается другая доска с прикрепленными на ней свечами. Быстрым движением вниз и вверх нижнего распила доски-молнии создается нужный эффект. Другой прием осуществляется более простым способом. В доске, которая также укрепляется на заднике, выпиливается рисунок молнии; прорез этот закрывается заслонкой, которая быстрым движением может быть снята и снова поставлена на место. Совершенно иного порядка эффект молнии дает Фуртенбах, который рекомендует употреблять вспышки порошка из колофония. При этом примитивность технического приема здесь доводится до предела. Порошок из колофония Фуртенбах советует насыпать прямо в руку, держа между пальцами той же руки зажженный огарок свечи; при быстром движении руки получается длинное огненное пламя. Впрочем, чтобы не обжигать пальцев, Фуртенбах рекомендует приспособить для порошка маленькую железную коробку.
Этот прием приводит нас в другую область «световых эффектов», при помощи открытого пламени, чуждую современному театру. Отсутствие (мощных источников света и достаточно развитой сценической техники заставлял» прибегать зачастую к использованию открытого и сравнительно большого пламени на сцене. Костры, факелы, смоляные бочки, применявшиеся в мистериальном театре и во время празднеств на открытом воздухе, переносятся <в измененном, конечно, виде) и на сцену-коробку. В этом отношении наиболее любопытным является совет Саббаттини, как устроить «пылающую сцену» 16. В интермедиях, говорит он, часто желательно показать сцену, объятую пожаром. Для этого надо взять старый использованный холст, смочить его незадолго до спектакля в вине и развесить его на декоративных фасадах домов. Около каждой декорации становится человек с зажженной свечой, которой он по сигналу поджигает холст. Особый эффект получается в том случае, если в это время начнут вращаться декорации.
Такой прием, который, с нашей точки зрения, только случайно может не привести к пожару на сцене, являлся тогда Далеко не одиноким. Достаточно вспомнить изображение «ада»
на сцене, являющееся прямым продолжением тех же «эффектов». В одном случае впечатление человека, объятого огнем и пламенем «ада», достигается тем, что по передней и задней кромке открытого люка дают большое пламя, между которым находится исполнитель 17. В другом — этот прием достигается еще более сильными средствами 18. Под сценой но углам большого открытого люка стоят четыре «сильных и энергичных человека. Каждый из них снабжен горшком, «в котором варят пищу». В донышке этого горшка делают отверстие, через которое должна проходить палка от факела, с таким расчетом, чтобы пламя факела находилось над поверхностью горшка. Наполнив горшок смолой, пропитанной порохом, его закрывают сверху плотной бумагой с дырочками •(см. рис. 6). Зажженные факелы с горшками берут в руки и выставляют над поверхностью люка, время от времени сильно встряхивая, отчего получается большая вспышка пламени. Оаббаттини, у которого мы берем этот пример, оговаривая, что во время применения этого эффекта нередки случаи тяжелых ожогов, рекомендует соблюдать