Иванов Александр Андреевич 1806-1858

Русский художник Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 года в Петербурге. Его отец, Андрей Иванович, также был художником - профессором Петербургской Академии художеств. Он не обладал выдающимся художественным талантом, но благодаря ответственному отношению к учебе и работе с отличием окончил Академию и дослужился до звания профессора. Отец хотел видеть Александра художником; именно он дал сыну первоначальную подготовку в живописи и впоследствии имел большое влияние на формирование его творческого метода и мировоззрения.

В 1817 году Александр поступает в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Если Александр и достигал каких-нибудь успехов в учебе, то только благодаря усердной работе. Подавляла творческую инициативу юного художника обстановка, царившая в Академии. Позднее Александр был зачислен в мастерскую профессора Егорова.

Александр чувствовал недостаточность академического образования, поэтому чтобы расширить свой кругозор, он принялся за чтение книг по истории, искусству, западной и русской литературы.

Из ранних произведений Александра Андреевича следует отметить картину «Минин и Пожарский», а также великолепно исполненное полотно «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» в 1824 году. Созданное начинающим, восемнадцатилетним живописцем, это совершенное произведение покоряет зрелостью психологического анализа.

В 1827 году Иванов выставляет картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Однако академическое начальство неожиданно усмотрело в этом произведении политические намеки, в результате художника обвинили в «сочувствии мятежникам и безбожии». Над Ивановым нависла угроза ссылки, но из-за отсутствия доказательств эпизод был замят. В 1829 году художник пишет картину «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры».

В 1830 году Александр Андреевич, получив за свои великолепные картины Большую золотую медаль, отправляется в Италию в качестве пенсионера Общества поощрения художников. Вернулся в Россию художник только в 1858 году.

Он подхватил малярию и долгое время не мог избавиться от нее, затем появились признаки легочного заболевания, кровохарканье. Однако все же молодость взяла свое: переболев телесными и душевными недугами, Иванов взялся за работу. Он стал много путешествовать по стране, изучал местные памятники искусства, очень много читал, общался с передовой интеллигенцией.

В 1833 году художник заканчивает работу над произведением «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». В этом полотне Иванов воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы. Следующая картина «итальянского» периода творчества живописца — «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1834 по 1836). Это полотно было отослано в Петербург в качестве пенсионерского отчета, и получила положительные отзывы. Через некоторое время картина была помещена в картинную галерею Эрмитажа. Совет Академии оценил творчество художника, которое строго соответствовало классическим канонам, и присвоил ему звание академика.

В 1833 году у Александра Андреевича возник замысел новой монументальной картины — «Явление Христа народу»(1837- 57). Эта всемирно известная картина стала апогеем его творчества, в ней раскрылся в полной мере могучий талант художника. В 1835 году живописец начал писать картину на холсте размером 172 х 147 см. Однако в 1837 году, когда работа уже была близка к завершению, он взял другой холст, в семь раз больший (540 х 750 см). За время работы над картиной Иванов перечитывал литературу по истории, философии, религиозным учениям, несколько раз переосмысливал замысел и сюжет.

В перерывах в работе над «Явлением Христа народу» художник пишет несколько акварельных пейзажей Италии, среди которых «Дерево в парке Гиджи», «Аппиева дорога», «Понтийские болота». Из жанровых композиций можно отметить композиции «Жених, покупающий кольцо невесте», а также несколько сцен октябрьского праздника в Риме. В 1841 году Иванов написал портрет Н.В. Гоголя, с которым живописца связывала тесная дружба.

3 июля 1858 года, немногим более месяца спустя после возвращения из Италии, художник Александр Андреевич Иванов умер от холеры.

Карл Павлович Брюллов. Мастер сумел найти золотую середину между господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтическими веяниями. Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.) мастер выбрал не юную модель, а зрелую женщину, чья красота в его глазах олицетворяла собой полдень жизни. Однако обращение к натуре, далёкой от изящных классических пропорций, вызвало неудовольствие в Обществе поощрения художников. Тогда Брюллов отказался от пансиона и стал независимым живописцем. Ещё в 1827 г. Брюллов посетил раскопки античного города Помпеи, который был погребён под толстым слоем лавы и пепла во время извержения Везувия в 79 г. «Последний день Помпеи» (1830— 1833 гг.) стал самым известным произведением мастера. Мотив катастрофы, неистовства сил природы, эффектное грозовое освещение — всё это характерно для романтической идеи господства рока и стихии над человеком. В картине нет главного героя, обязательного в исторической живописи классицизма. Но все персонажи написаны в академическом духе: их позы красивы и величественны, они похожи на античные статуи, волнение и ужас отражаются лишь на лицах. Среди многочисленных охваченных паникой героев картины выделяется фигура художника, несущего ящик с красками, — это автопортрет Брюллова, который изобразил себя в роли участника трагедии. Николай I заказал ему картину на тему, взятую из отечественной истории, — «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (1839—1843 гг.). Сам художник называл эту неудачную работу «досадой от Пскова» и не закончил её. Больше он к исторической живописи не возвращался. Брюллов много работал в жанре портрета. Поэта и драматурга Нестора Васильевича Кукольника >> живописец запечатлел в образе романтического героя, охваченного разочарованием и безысходностью (1836 г.). Александр Андреевич Иванов. Восхищался работами мастеров раннего Возрождения. Первые работы на мифологические и библейские сюжеты. «Явление Христа Марии Магдалине» (1834—1836 гг.) классическая правильность поз и жестов героев сочетается с христианской просветлённостью их лиц, ощущением чуда. Особенно выразительна фигура Марии Магдалины: она поднимается с колен навстречу Христу, протягивая к Нему руки. Христос жестом останавливает её. Его образ соответствует академическим канонам красоты. За эту картину Иванов получил звание академика. «Явление Христа народу» (1837—1857 гг.). Изобразил учеников, окружающих Иоанна Крестителя и готовых последовать за Христом; выходящих из воды людей, которые спешат увидеть Мессию; юношу, уже принявшего крещение и смотрящего на Христа; группу левитов и фарисеев.



Наши рекомендации