Наиболее полное выражение барокко нашло в архитектуре Рима.

Живопись барокко тяготеет к оригинальным и декоративным композициям; парадным портретам; бытовым картинам и пейзажу.

Знаменитые художники создают свои шедевры: «Венера с зеркалом» (Диего Веласкес); «Женщина у ручья» (Рембрандт ван Рейн); «Музицирующие ангелы», «Персей и Андромеда» (Петер Пауль Рубенс).

Художники эпохи барокко не принимали ренессансную идею гармонии разума и чувства. Они полагали, что страсти должны быть подчинены велениям разума. Излюбленными темами и персонажами художников стали: физические и нравственные страдания человека; сложные моменты его бытия; мученики; погибающие герои; разочарованные люди; распространение получают сюжеты светской жизни.

В барокко нашли своё отражение:

- вера и скепсис, рассудочность и мистические образы, индивидуализм и мотивы социального единения;

- эстетическое равноправие возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного, трагического и комического;

- произвольное слияние античной мифологии и христианской символики.

Классицизм – стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции Высокого Возрождения. В изобразительном искусстве и архитектуре появились общие эстетические принципы - использование форм и образцов античного искусства для выражения современных общественно эстетических взглядов, тяготение к возвышенным темам и жанрам, к логичности и ясности образов, провозглашение гармоничного идеала человеческой личности. Предпосылки возникновения классицизма проявились во второй половине 16 века в Италии. Авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого Возрождения в единую строгую систему. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной стилистики.

Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. Его характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества. Торжество разумной закономерности. В это время используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. Классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции. При этом для классицизма свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н.Пуссен. Для архитектуры французского классицизма 17 века были характерны логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций.

Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций («страстей») и разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к «низким» - портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.

В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне французской революции возникло новое направление классицизма, противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству академистов. Особенностью этого направления стала проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала «естественной человечности».

Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью. Слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э.Фальконе, Ж.Гудон).

Период позднего классицизма – ампир – приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью и пышностью, выразившимися в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.

Классицизм (ампир): Классицизм (от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в искусстве, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

Призыв обновить современное искусство, пользуясь красотой античности, воспринимаемой как идеал, нашел в европейском обществе активную поддержку. Общественность видела в классицизме необходимое противопоставление придворному барокко. Эпоха классицизма совпала по времени с эпохой буржуазных революций.

Был сделан поворот в сторону греческих форм. Фасады, колонны и треугольные фронтоны стали архитектурной азбукой. В сферу государственного строительства были включены общественные сооружения - театры, музеи, университеты и библиотеки. Период позднего классицизма – ампир – приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью и пышностью, выразившимися в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.

Характеристики: Простые античные формы, строгий ордер античность – образец абсолютной и вечной красоты, симметрия, строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии, барельеф в круглом медальоне, плавный обобщенный рисунок.

Архитектура:

Логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций.

Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции преобладает симметрия. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой. Архитекторы: Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот

Живопись:

Стремление к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции, проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала «естественной человечности».

Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций («страстей») и разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к «низким» - портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.

Наши рекомендации