Ранневизантийское искусство (IV - VIII вв.)

Византийское искусство IV - V вв. очень тесно переплетено с раннехристианским искусством и явлеется его существенной частью.

11 мая 330 года император Константин основал новую столицу - Константинополь. Этот город строился как церковный центр с сильной императорской властью и гибким аппаратом управления.

Основание нового Рима ознаменовало новый этап в истории человечества. Угасал старый, языческий Рим, где наблюдался упадок экономики и политической жизни. Они все еще продолжали поклоняться языческим богам, были приверженцами безупречной логики классической философии. Земной мир уже не мог предложить надежной опоры. Вполне естественно было искать ее в другом месте — например, на небесах. Наиболее остро общее неблагополучие ощущали самые бедные и бесправные слои населения. Именно они стали первыми сторонниками новой религии — христианства.

Главным въездом в Константинополь служили Золотые ворота. Этот огромный массив каменной кладки с громадными проемами мыслился не как простые ворота, а как подобие триумфальной арки — памятника славы и побед Константинополя. Император Константин велел выстроить множество домов для желающих переселиться в новую столицу. Появились также общественные здания, храмы, театры, пекарни, бани, водопроводы, фонтаны и подземные цистерны для хранения воды. Любой константинопольский ребенок мог ходить в школу, а в 425 г. в городе основали университет. Центром города стал Большой императорский дворец, выходивший на обширную площадь — Августейон. От дворца начиналась широкая главная улица, обрамленная рядами арок, — Меса, в которую втягивался веер боковых улиц.

Константин не стал провозглашать христианство единственной государственной религией, однако отдавал ему предпочтение перед другими вероучениями и даже принял крещение на смертном одре. Теперь христиане могли иметь свои храмы и открыто проводить богослужения. Однако постройки, посвященные античным богам, плохо подходили для нового культа. Античный храм был вместилищем статуи божества, а не местом для моления. У христиан же само слово «церковь» означало не здание, а собрание верующих. Храм должен был служить помещением для такого собрания.

Уже в IV в. в культовой архитектуре Византии возникают новые типы храмов, принципиально отличающиеся от своих античных предшественников, — церковные базилики и центрические купольные здания. Скупость и простота их наружного облика контрастируют с богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христианского богослужения. Внутри храма создаётся особая, отделённая от внешнего мира среда. В архитектуре церковных интерьеров выражается ощущение бескрайности и многосложности мироздания, неподвластного в своём развитии человеческой воле.

Центрические здания, восходящие к античным мавзолеям, были небольшими и служили крещальнями (баптистериями) или мартириями (поминальными храмами над могилами мучеников). В плане они представляли квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный (греческий) крест. В маленьком итальянском городе Равенне до наших дней сохранились крестообразная в плане церковь (мавзолей Галлы Плацидии- 5 в) и восьмигранный баптистерий-крещальня (баптистерий Православных). В центрическом храме стены купольного барабана покоились на внутреннем кольце колонн, свободно стоящих в пространстве. Барабан прорезан окнами, дающими сильный свет, сконцентрированный в подкупольном прострнстве. Круговая обходная галерея, идущая между колоннадой и наружными стенами, остаётся при этом полутёмной. Такой световой контраст создавал ощущение идеального покоя в особом замкнутом мире.

Другим типом ранневизантийского храма является базилика. Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание. Большие базилики внутри делились столбами или колоннами на три продольных прохода-нефа. Иногда таких нефов было пять, реже — семь или девять. Центральная часть в многонефной базилике обычно делалась высокой и перекрывалась двускатной кровлей; к ней примыкали более низкие боковые, образуя ступенчатый силуэт. Окна в верхней, возвышающейся части центрального нефа обеспечивали хорошую и равномерную освещенность пространства цетрального нефа, оставляя боковые нефы в сумраке. продольные нефы в западной части храма пересекались поперечными - нартексом. Все храмы ориентировались на восток, где находился центр мира - Иерусалим. С восточной стороны центральный неф замыкался полукруглой апсидой, там располагался алтарь. Между апсидой и продольными нефами находился поперечный неф - трансепт. Он образовывал пространство, предназначенное для служителей культа. Перед входом в здание обычно располагался двор - атриум, окружёный крытой колоннадой. Примером базилики такого типа является базилика Святого Петра. Ярким своеобразием отличаются базилики итальянского города Равенны — Сант-Аполлинаре Нуово (5-6 в) и Сант-Аполлинаре ин Классе (6 в).

Храмовым постройкам требовалось декоративное оформление интерьеров. Таким оформлением стала мозаика, технику которой средневековые художники переняли у античных. Однако, если в античную эпоху мозаикой чаще всего украшали пол здания, то теперь мозаичные композиции разместились на стенах. Кроме того, мозаику стали ывкладывать не из гальки, а из смальты - стекла, окрашенного окисью металлов в различные цвета.

В первые века существования христианства на Востоке было распространено абстрактное орнаментальное искусство, пейзажи с животными и растениями. Храмы здесь были лишены фигурных изображений. В некоторых мотивах нет ничего христианского: это вазы, цветы, плоды, птицы, звери, амуры. Однако существует предположение, что наиболее часто встречавшиеся фигуры языческих персонажей могли приобрести иной смысл, например, чудесный песнопевец Орфей, которому внимало все живое, возможно, стал обозначать Христа.

Вполне понятно, что у верующих была потребность в изображениях тех, кому они поклонялись. Однако прижизненных портретов Христа, Богоматери и апостолов, скорее всего, не существовало. Поэтому их стали изображать отвлеченно, символически — чтобы вообще не возникало вопросов о портретном сходстве. Так возникло символическое изображение Христа в виде юноши-пастуха (так называемый «Христос Добрый пастырь»). Постепенно формировалась и сугубо христианская символика. Например, пальмовая ветвь — атрибут императорских триумфов — означала райское блаженство, голубка с оливковой веткой стала символом души.

Еще более важным был вопрос о назначении изображений. Римляне создавали статуи своих богов, чтобы поклоняться им. Они считали, что бог может вселиться в собственное изваяние. Христиане же считали, что бога нельзя представлять в виде человека, и уничтожали статуи богов, называя их идолами. Изображение бога должно было лишь напоминать об оригинале, но ни в коем случае не замещать его. Таким напоминанием могли быть изображения Богоматери с Младенцем на руках или сцены евангельских чудес. Сами молящиеся представали в росписях в виде фигур с воздетыми к небу руками.

Античный культ был абсолютно чужд христианам. Они поклонялись страдающему Богу и чтили внутреннюю, душевную красоту, оставляя в стороне красоту телесную. Однако приверженцы нового учения Христа не могли совсем отказаться от изображения человеческой фигуры. Необходимо было найти такой способ изображения, который стал бы окончательной победой духа над плотью. Тогда-то христианство и обратилось к надгробному портрету, который в то время существовал как в живописной, так и в скульптурной формах. Много таких живописных портретов было обнаружено в египетском оазисе Эль-Фаюм, отчего они и получили название «фаюмских». Изображенные на портретах лица умерших лишены выражения, взгляд огромных глаз, устремленный мимо зрителя, как будто видит нечто, недоступное живым. Отрешенность персонажей подчеркивается плоскостью и схематичностью форм.

Утверждаются антропоидные основы религиозных и художественных воззрений, изображение бога в человеческом образе становится обязательным. на смену декоративным мотивам приходят сюжеты из Старого завета и Евангелий. Священные события изображаются в героическом стиле римских триумфальных повествований, а священные персонажи понимаются во многом по законам языческой культовой мысли, которая как бы применена к христианскии потребностям.

Однако уже в V веке слишком прозрачная символика христианских фресок становится многосложной, вместо буквальной иллюстрации изображения символически и дидактически истолковывают события. Язык символов оказался универсальным. С его помощью можно было выразить глубокий смысл.

Желая подчеркнуть значение изображаемых персонажей, средневековые художники создают симметричные композиции. кроме симметрии появляются фронтальность постановки торса, портрете, плоскостность фигуры и даже нимб - символ святости, атрибут всех христианских персонажей.

Можно сказать, что в период IV - V вв. появились первые признаки византийского стиля с его линейной манерой рисования, символикой и канонизацией сюжетов, композиций, типов фигур, лиц, атрибутов святых.

Византийские произведения пластики выполнены в традициях античности. Серебряные блюда IV—VII вв. изображают пляшущих легендарных персонажей Древней Греции — Силена и Менаду, Аякса и Одиссея, пастуха с козами и собакой, резвящихся дельфинов, языческих богов и библейских персонажей («Давид и Голиаф». Серебряное блюдо). Эти образы настолько напоминают памятники классической древности, что дать верную датировку можно только по византийскому клейму на серебре. Эти предметы получили в науке название «византийский антик» (от слова «античность»).

Византийская скульптура первоначально была ограничена светской тематикой. На одном из константинопольских форумов была установлена статуя Константина. Основным же видом скульптуры становится рельеф. Уже в рельефе IV века проявилась одна из основных особенностей средневекового искусства - разномасштабность, заимствованная из искусства Древнего востока. Размер фигуры зависел от её значимости: чем важнее персона, тем крупнее её изображение. Кроме разномасштабности рельефам присущи неподвижность и фронтальность центральных персонажей, плоскостность и симметрия в построении композиций.

Первый период развития византийской культуры примечателен также формированием новых видов искусств. Появилась миниатюра - книжная иллюстрация (илюминация), которой не было до сих пор, так как книга имела другую форму и создавалась из иного писчего материала. До этого был свиток.

Материалом для рукописей стал пергамен - обработанная особым образом кожа телят и ягнят. пергамен был более прочным материалом, чем хрупкий папирус, который к IV веку окончательно вышел из употребления. На смену неудобному для хранения и чтения папирусному свитку пришёл пергаменный кодекс - книга, состоявшая из сшитых между собой отдельных тетрадей. Оказалось, что пергамен в отличие от папируса легко принимает краску. Листы рукописе стали вместе с писцом оформлять живописцы. Так появились первые книжные миниатюры. Они располагались на отдельном оисте и занимали бОльшую его часть. В них особенно часто художники использовали красную краску, называемую по латыни "миниум". От названия краски и возникло название "миниатюра".

Наши рекомендации